Дмитрий Шашкин и проект "Мнение. Критические суждения об одном произведении" приглашают авторов принять участие в обсуждении произведения Дмитрия Шашкина "В России рая нет без ада". Читайте на Круглом столе портале и заходите на форум проекта!
Кабачок "12 стульев" и журнал с одноименным названием приглашают










Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Круглый стол
Автор:Денис Башкиров  
Тема:Мрамор и глина... Ответить
   Эти строки будут интересны (наверное) многим авторам Потала...
   
   Удалось таки идеологам капитала перевести стрелку исторического пути – теперь социальные проблемы в мире зачастую подменены национально-религиоз­ными.­ И опять люди дерутся с неуемной яростью, подчас и сами не зная, за что.
   
    …Он заговорил, сперва вкрадчиво, потом все больше наглея, обретая отвратительную самонадеянность тупого выскочки. Он внушает, что стремление к высокому и светлому – это признак нашей недоразвитости, отсталости, что честь и достоинство – плод фантазии идеалистов, что любовь и поэзия – выдумка, предрассудок ничтожеств. Сила есть – ума не надо, внешность важнее сути. Даже в бытовом плане нынче наружность оценивают выше всех иных качеств. Какой-нибудь обладательнице изящной талии и других форм за минутное появление на подиуме в наряде, имитирующем одежду, отваливают столько, сколько целая бригада шахтеров не получает за годы своего адского труда, и то, заработанное надо вырывать чуть ли не силой. Это прихоти, гримасы его препохабия… Он по наивности полагает, что низменные физические удовольствия, (своеобразный наркотик), которые он в изобилии покупает за деньги, это и есть счастье. Бедняга… Когда-то Байрон недовольный своим изображением, заметил датскому скульптору Бертелю Торвальдсену, лепившему его портрет, что он изобразил благополучного человека. Скульптор удивился: а что, разве Байрон не счастливый? На что поэт ответил на языке, понятном ваятелю, что счастье отличается от благополучия, как мрамор от глины...
   
    Можно сколько угодно иметь удовольствий, но не знать даже тени подлинного счастья!
   
    Понять ли «счастливцу» новых времен, скажем, путешественника Роберта Скотта?! Снарядив экспедицию, преодолев невыносимые преграды, добравшись до Южного полюса(там уже неделю назад была установлена палатка Амундсена), умирая от мороза и переутомления на обратном пути, похоронив своих спутников, один среди вечных льдов, писал жене (зачеркнул слово «жене», написал: «вдове»), о том это путешествие для него лучше и интересней, чем жизнь в уюте лондонской квартиры! Это счастье открывателей, храбрых, достойных.
   
    Наше поколение воспитывалось на их трудах и подвигах. Я и мои друзья в ранние школьные годы зачитывались книгами о путешествиях Нансена, Амундсена, Седова, Челюскина, Рериха, о защитниках родины всех времен… По этой причине являлись Чкаловы, Матросовы, Гастелло, Космодемьянские… Несть им числа. И великая победа была обозначена такими именами. Ну а теперь хрипуны телешоу, разных «фабрик звезд» затмили все воистину прекрасное, значимое, великое, ради чего стоит жить…
   
    Он, новый «хозяин жизни», особенно ненавидит литературу, искусство. Еще исполнителей, так сказать, жалует. Престижно пригласить за очень большие деньги на именинный пир, на свадьбу дочери или сына, на празднование новоселья известного певца, оркестр, танцоров… И чтобы они пели, плясали, играли на своих инструментах так, как он велит… Он еще как-то мирится с творчеством, где понятия выражаются с помощью звуков, красок, форм, но только доходит до искусства слова, до сюжета в живописи (сюжетные картины теперь уже не пишут – плохой тон, не модно, «отсталость»), как загорается гневом, напрягает весь свой хитрый умишко, привлекает все – и деньги, и развращенные недоразвитые дарования, - чтобы задушить поэзию в зародыше. А только она и может открыть человеку понятие счастья.
   
    Втемяшили в головы молодежи, что классика (во всех искусствах) устарела. А вот «рок», «поп» и прочий истерический «модерн» - это и есть «то самое». Посмотрите, какие безумные физиономии у слушателей надрывных какофоний. Эти площади, заполненные дергающимися в каком-то припадке под запредельно громкий гам, дикие вопли и барабанный бой, имитирующие «музыку», - это же своего рода черный гипноз, выключающий у людей разум… Подходишь к прилавку, где торгуют музыкальными дисками, спрашиваешь Равеля, Шуберта, Свиридова, Шостаковича, - на тебя смотрят как на безумного. Все завалено большей частью самоделками самого жалкого свойства, способными лишь испортить вкус.
   
    От чтения, от настоящей музыки, от высокой живописи отвлекают всякими безделушками, подобно тому, как облапошивали завоеватели аборигенов далеких островов, выменивая за блестящие побрякушки ценные меха и другие богатства. Отвлечь, отвлечь от хорошей книги – вот идея почти всех СМИ и мнимо культурных заведений. И это просто сделать, так как, кроме всего прочего, чтение требуют очень большой работы, таланта (да, да!), напряжения ума и души. Алчному нуворишу не до того. Да и после сытных и долгих застолий с возлияниями, дающими этакое наркотическое ощущение блаженства, хочется чего-нибудь попроще...
   
    Как ни крути, а литература в известном смысле – это открыто давно – является и учителем жизни, и зеркалом. Но он-то знает, как отвратительна его рожа, ему самому страшно не то что поглядеться в зеркало, но даже знать, что оно, неподкупное зеркало, существует. Вот почему так худо нынче мастерам искусства слова... И это выталкивание Слова происходит в условиях, когда тебе все время долбят, что ты живешь при демократии! Так искажает понятия золотолапый микроб наживы. Этот микроб напоминает мифическое чудовище Василиска, от взгляда которого все гибло, камни превращались в песок, и лишь зеркало могло остановить его – он своим взглядом убивал себя. И нынешний Василиск – «золотой телец» – боится зеркала, как смерти…
   
    Несколько ключевых фраз времени особенно запали мне в душу за прожитые восемь десятилетий. Одна из услышанных в детстве из фильма «Щорс» принадлежит герою гражданской войны обаятельнейшему батьке Боженко, - его несут смертельно раненного, и он наказывает своим бойцам: «Поховайте меня коло Пушкина в Житомири...» Еще тогда мое мальчишеское сердце вздрогнуло от гордости за этого героя, бывшего столяра, которому хочется лежать после смерти не возле какого-нибудь вождя-основателя, а рядом с самим Александром Сергеевичем. Даже он, не шибко грамотный человек, подспудно понимал, где истинная ценность. А что сердце батьки, командира красной бригады, геройски сражавшейся против петлюровцев и немецких интервентов, было одухотворено, жило поэзией, понятно из последней его фразы: он просит «заспивать» над его могилой «Заповит» Шевченко. Мне думается, это был подлинно счастливый человек.
   
    Между прочим, тут еще одна тонкость, - в его сознании – сознании украинца - Шевченко и Пушкин живут вместе. И Чапаев, если помните фильм о нем, на вопрос за кого он – за большевиков или за коммунистов, отвечает: я за интернационал… Это не отговорка, не «литература», не идейная придумка, - это жило в душах людей, шедших на штурм старого мира. Он же, новый хозяин жизни, особенно ненавидит сотрудничество народов, интернационализм. Ведь ему хочется, чтобы люди забыли о социальных проблемах, смирились с неравенством, с нещадной и бессовестной эксплуатацией, поэтому подменяет все это национальными противоречиями, разжигает их, внушает русским, что во всем виноваты инородцы, а народам бывших окраин страны, - что в их бедах и страданиях повинны русские.
   
    Как-то видел по российскому телевидению спуск на воду мощнейшего военного корабля «Петр великий», и пережил похожее на то давнее чувство: в боевом отсеке на стене - потрет Александра Сергеевича Пушкина. Не прославленного какого-нибудь адмирала или вождя, а поэта... То есть – это не слепое орудие войны, а нечто большее. Есть еще люди, кто понимает силу поэзии!
    Все-таки, приниженная, обойденная ныне, не умерла она.
   
    Не утихает и Гражданская война, та, на которой мечтал погибнуть Булат Окуджава: «И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной...»
   
    Нет для меня ненавистней сентенции, чем эта: бесплатный сыр только в мышеловке. Это придумал «хозяин еды», для которого мир живет по этой примитивной схеме: нанял, заплатил, - проваливай, больше ничего не обломится. Человеческая душа шире этого изречения, она отзывается на чужую боль, на красоту, на многое, что и «не снилось вашим мудрецам».
   
    Удалось таки идеологам капитала перевести стрелку исторического пути – теперь социальные проблемы в мире зачастую подменены национально-религиоз­ными.­ И опять люди дерутся с неуемной яростью, подчас и сами не зная, за что.
   
    Минувший век, начинавшийся поэтическим призывом: «Пусть сильнее грянет буря!», кончился на иной ноте. Начались вопли насчет прав человека... Да какие там права, когда всегда «прав» имеющий больше денег!!! А цензура денег почище большевистской цензуры, а отсутствие средств - более могучий заслон, чем пресловутый «железный занавес».
   
   «...Книга – там, парит над высотой,
   Сверкает: и куда прольет свой свет спокойный,
   Там гибнут голод, скорбь, и эшафот, и войны!»

   
    Это написал Виктор Гюго. Авторитетнейший автор!
   
    Поверим ему. Вот свидетельство о недавнем прошлом Бориса Пастернака, которого не заподозришь в потакании властям:
    Рассевшись кучей, как в повозке,
    Во всем разнообразье поз,
    Читали дети и подростки,
    Как заведенные, взасос.

   
    Давно ли по стране проходили праздники книги, дни литератур народов страны! Давно ли за журналом с новым романом любимого писателя выстраивалась в библиотеке громадная очередь, давно ли подписка на столичные журналы в трудовых коллективах разыгрывалась по лотерее, так как желающих подписаться было в десятки раз больше, чем можно было удовлетворить, хотя тиражи этих изданий были миллионные?! А какие очереди выстраивались у книжных магазинов за сутки до приема подписки на собрания сочинений! Новые поколения даже не верят, что такое возможно.
   
    Ну, никак не поймут «хозяева жизни» простую истину: божественный дар значительней любых дипломов и званий, всепобеждающ, даже если современники на него смотрят сверху вниз. Время все выясняет. Вспомним, что первый памятник Александру Пушкину в России был поставлен лишь спустя сорок три года после его смерти. Зато открытия этого знаменитейшего памятника в Москве сопровождалось невиданным торжеством – день был объявлен нерабочим, во всех православных храмах были проведены службы в память поэта, в школах – пушкинские праздники. А кто помнит всесильных чиновников того времени! Разве что историки… Героиня одного романа Набокова была очень удивлена, когда обнаружила, что ее муж, гениальный шахматист, к которому она относилась свысока, так как он, кажется, даже не закончил гимназии, (в то время как она с университетским образованием!), оказывается, опережает ее в понимании всего. «Она чувствовала в нем призрак какой-то просвещенности, недостающей ей самой». Жаль, нынешний всемогущий обыватель не чувствует этой, недостающей ему просвещенности, которая имеется у талантливого художника, литератора, поэта... Будем надеяться – почувствует...
   
    Скорбит душа, ядовитая заноза не затихает в груди: подло извратили великое событие века – Отечественную войну. Новым поколениям она представляется вся сплошь в заградительных отрядах, которые гонят на убой. И еще – новые «идеологи» ставят знак равенства между нами и фашистами. Тут и спорить неохота, даже унизительно вступать в такую полемику. Старшее поколение помнит все, его не обманешь, вот почему идет натравливание молодежи на нас, видевших все своими глазами. Вот почему молодежь приманивают миражами и призраками «сладкой жизни», - по телевидению, в кино, в новой «литературе», буквально во всем звучит одно и то же: богатый счастлив, а бедный нет.
   
    И даже страшновато – не за себя. Одна надежда – выведет на правильный путь людей совесть, она неминуемо должна проснуться. Очень это хорошо выразил Антон Чехов в декабре 1901 года в письме редактору «Журнала для всех» В. С. Миролюбову, которого наверно обуревали те же сомнения и страхи: «Скажу только, что в вопросах, которые Вас занимают, важны не забытые слова, не идеализм, а сознание собственной чистоты, т.е. совершенная свобода души вашей от всяких забытых и не забытых слов, идеализмов проч. и проч. непонятных слов. Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать ее место шумихой, а искать, искать, искать, одиноко, один на один со своей совестью».
   
   Савостин Николай - русский писатель
   
   
   
   От Дениса Башкирова:
   
   Думаю, Николай Сергеевич простит меня за то, что я привел на Портале его статью, не смог удержаться. Мне кажется, что некоторые авторы извлекут из этих откровенных и мудрых строк что-то для себя. Кто знает?
   
   Николай Савостин - русский писатель, живет в Кишиневе, он добрый и светлый человек, очень много для меня сделал в свое время, но речь не об этом...
   О чем?
   Каждый решит для себя сам.
   
   
   Д.Б.
Александр Балбекин[27.03.2011 18:23:02]
   Совесть – она есть лакмусовая бумажка содержания того, что предопределено в сосуде, имя которому Человек. Она не подвластна бурям, невзгодам, если она есть внутри, в помыслах. Из них вытекают наши мысли, действия, наше мироощущение. Вера и Совесть одно целое. Они работают внутри нас в единстве, слитно. Совесть не найти в среде эгоизма, цинизма, без верия. Вера – это стремление к невидимому, но прекрасному, к неосязаемому, но доступному в помыслах, деяниях. Вера необходима для нас, как воздух, вода пища. Прежде всего, для личностного пребывания, осмысления окружающего, самих себя. Она дарует надежду и выход в необъятное вечное, которое предопределено каждому живущему на земле человеку. Здесь мы гости. Там мы вечность. Вольемся ли мы в поток вечности без совести земной? Вряд ли. Об этом написано в мудрых посланиях наших предков. Это мы можем ощутить в суетном потоке будней. К примеру, соизмерьте на ночь глядя в прошедший день: что сделано? Как отнесся к нищему с протянутой рукой? Что ответил соседу на дерзостную реплику? Как оценил неудавшуюся попытку в приобретении финансов, не заработанных честным трудом? Как отнесся к отцу, матери, делающими тебе замечание? Ответил ли на просьбу страждущего путника?
   Вопросов к вечеру накапливается множество. Всегда ли мы готовы ответить на них? Или даже проанализировать прожитое за день?
    А там и второй, третий… и годы… и время соизмерить прошлое с настоящим… И желание войти в вечность непорочным…
   Но, увы… Невозможно войти в реку и не намочить ноги. Так же невероятно слиться с вечностью бессовестным, порочным. В природе все взаимосвязано. В том числе и наш начатый, прожитый день. Из них слагаются, вытекают наши поступки. В поступках проявляется наша совесть. По крупицам, по малостям. Нельзя увидеть большого без малой надежды на него. Надежда, мечта, уверенность в достижении целей – все это предмет нашей совестливости. Если я мечтаю ограбить банк и разбогатеть, то моя совесть к этому не имеет никакого отношения. Она дремлет, спит. Она не участвует в процессе. Потому мечты мои мерзки, и в итоге приведут в пропасть. Если же я мечтаю о том, как помочь сиротам, добыть деньги для строительства «Дома малютки» , моя совесть активизируется, дает мне видение, предпосылки для шагов действия. Она подталкивает и ведет меня к цели. Получая удовлетворимое, я растворяюсь в потоке Вселенной, который питает меня новыми идеями для Созидания. В итоге мои деяния, мой дар отдавать во благо другому, возвращается ко мне вселенским благодарением: вечность принимает меня в свои объятия. Каковы они? Ну уж, точно не Адовские, где предопределено гореть до изнеможения в вечном пламени.
    Можно относится по разному к изложенному мною видению. Оно не ново. Оно повторяет истинное христианское. Но в нем заложена мудрость Бытия нашего. Оно дает нам надежду. Смысл. Для чего разум? Вероятно, и для того что бы понимать, размышлять, надеяться.
Карапетьян Рустам[28.03.2011 04:03:33]
   Александр. вот вы только что сказали так. Я прямо весь. Я ничего не понял, но чувствую - ух, как здорово, потому как совесть оно, конечно, а мы то все - вон оно чего.
   
   А кстати, может, кто вумный разобъяснит, почему в народной приговорке говорят: ни стыда, ни совести. Они что - за разные кусочки отвечают?
Александр Граков (Лекса)[28.03.2011 10:14:25]
   Рустам, есть еще : "Ни уха, ни рыла..."; " Ни пуха, ни пера "; "Ни хвоста, ни
   чешуйки "; " Ни во рту, ни в..." стоп, хватит. Я тоже в непонятках.:):)
Карапетьян Рустам[28.03.2011 10:21:52]
   Да вот я уже в инете порылся - много народу озадачивается. Наиболее внятно, на мой взгляд, и близко к истине: "Стыд предполагает в первую очередь оценку извне, совесть — изнутри"
Александр Граков (Лекса)[28.03.2011 10:31:02]
   А почему тогда депутаты говорят: "Стыдно... ну очень стыдно, но ничего
   нельзя сделать - всё против нас "?:) ( в частности АиФ за октябрь м-ц 2010г.)
Карапетьян Рустам[28.03.2011 10:50:39]
   Ну вот пока большинству депутатов-чиновников­ будет стыдно, а не совестно - так у нас все и будет.
Владимир Борисов (Vladimir)[27.03.2011 22:25:49]
   ...Конечно можно было бы и поспорить с уважаемым Савостиным Николаем, особенно в вопросах прошлой войны, но судя по выражению "Старшее поколение помнит все, его не обманешь", ничего хорошего из этого не получится...до сих пор встречаются люди верующие в талант генералисимуса, руководящую роль коммунистической партии, в единый и нерушимый союз братских республик и пр.,пр, пр...В вопросах упадка интереса к настоящей литературе я естественно полностью солидарен с автором, хотя при желании можо объяснить и этот спад...С уважением Вл. Борисов.
Александр Граков (Лекса)[27.03.2011 22:53:07]
   Все пОшло, отвратно и дико:
   Нашествие нечисти вновь.
   И глотки, забитые криком,
   И в венах раствор, а не кровь.
   
   Отчизна, распятая в догмах,
   Слова - будто пыль на ветру.
   И шлак омертвевший на домнах,
   И грезы надежд поутру.
   
   Калеки в ночных переходах
   С протянутой к люду рукой,
   И трупы раздутые, в водах
   Речушки станично-мирской.
   
   Копейки на корочку хлеба
   И шприц с наркотой и жгутом.
   И черное с просинью небо
   С мятущимся в нем вороньем.
   
   А сытые фейсы в рекламах
   Бюджет затыкают "Оби",
   И чавкают хлебушком с "Рамой ",
   И что-то плетут о любви...
   
   Любви к депутатам...
   Наводка - всем тем, кто помог нам упасть.
   И льется на выборах водка
   Рекой - в недовольную пасть!
   
   Пропита Россия, прожрата,
   И в опт на торги снесена...
   Не нужно свирепого татя
   И больше война - не нужна.
   
   И в том, что в ее захолустье
   Взахлеб о кончине кричат,
   Кадык напрягая до хруста -
   Заслуга твоя, депутат"
   
   ... И вновь - обещанья с экрана,
   И снова - любовь со страниц.
   А хочется, чтоб без обмана,
   А хочется, чтоб без границ...
Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Энциклопедия "Писатели нового века"
Готовится к печати
Положение о проекте
Избранные
произведения
Книги в серии
"Писатели нового века"
Справочник писателей Зарубежья
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов