Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Карен Агамирзоев (Tulli) 
Тема:Повтор обзорной статьи К.Агамирзоева о произведениях публицистики литературного конкурса «Мы помним всё»Ответить
   Обзорная статья
   о произведениях публицистики литературного конкурса «Мы помним всё» (май 2010 г.)
   
   
   В 2010 году на военный конкурс в номинации "публицистика&q­uot;­ было подано 35 работ. В связи с тем, что неожиданные технические сбои отключили некоторые функции портала, программа продолжала принимать работы и после 1 апреля. Жюри это обстоятельство не сразу обнаружило. Решили так: раз работа поступила и портал её принял, то так тому и быть, пусть участвует в конкурсе. Прием работ официально был прекращен 4 апреля.
   
   Решением жюри на основании положения не принято к рассмотрению 6 работ.
   1. Николай Культяпов – подано 2 работы от одного автора.
   2. ИСТОРИЯ ФРОНТОВОЙ ПОЭМЫ О ЛЮБВИ (ред. 15.03.10). Вадим Васильев
   Работа участвовала в конкурсе «МЫ ПОМНИМ ВСЁ…» в 2008 году.
   3. Сдавайся, Рус! Володя Морган. Работа не является произведением публицистики.
   4. Не слушайте снов ваших... Василий Панченко. Стихи. Не по теме.
   5. Письмо Олигарху. Erguss. Не публицистика. Не по теме.
   
   Средний объём произведений публицистики составил примерно 11,5 тыс.знаков. Это к слову о спорах и обидах на жюри, которое при подготовке положения не согласилось увеличить объем произведений до 25 тыс.знаков. Большинство авторов уложилось в предусмотренные положением ограничения по объёму в 20 тыс. знаков..
   
   В целом, произведений вопреки ожиданиям, оказалось немного меньше, чем в подобном конкурсе в 2009 году. Но, как говорится поговорке, мал золотник, да дорог. Так случилось и в номинации «публицистика». Заметная часть работ выделяется оригинальностью способов и форм, использованных при раскрытии темы. Безусловно, центром сюжетов явились люди и их судьбы на фоне масштабных картины военной эпохи, послевоенных времен, житьё-бытьё оставшихся в живых современных участников войны. Перед читателем страшным парадом проплывают судьбы солдат, вернувшихся живыми, калеками, с подорванной верой, или не вернувшихся, заждавшихся матерей и жен, детей, оказавшихся в мясорубке военного, жителей оккупированных территорий, узников концлагерей и гетто, угнанных на рабство, умирающих страшной голодной смертью жителей блокадного Ленинграда. Угнетенные категории наших граждан можно еще долго продолжать. Нелегкая получилась публицистика, с надрывом и горечью. Конечно, мало радостного писать о войне, о горе, о страданиях, при этом выражая и свое личное гражданское отношение к событиям тех лет, не всегда укладывающееся в привычное толкование. Сердечно благодарю авторов, принявших участие в конкурсе с публицистическими работами. Предлагаю свой взгляд на конкурсные произведения. В основе обзорной статьи лежат отзывы ведущего обозревателя, Вашего покорного слуги, дополненные в некоторых случаях мнениями Светланы Макаренко.
   
   
   
   ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД. Ян Кауфман. 5791 зн.
   
   Чем дальше уходит время от событий военного и послевоенного времени, тем всё более сглаживаются и постепенно стираются из памяти многие и многие факты истории тех лет. Пожалуй, сегодня острую информацию, содержащуюся в очерке, можно назвать малоизвестной. В этом-то и ценность очерка с горьким ироничным названием. Тема меня очень взволновала, тем более, что когда-то работал в архивах ФСБ как историк-исследовател­ь,­ изучая ряд репрессивных уголовных дел. С позволения автора, я бы продолжил эту тему, пытаясь сформулировать личный взгляд на истинную причину террора над инвалидами в послевоенное время. Местные, а еще более центральные власти, опасались не только внешнего вида инвалидов, портящих благополучный вид городов. Причины тут еще более глубоки. Бывшие солдаты, воины с переломанными судьбами, фактически выкинутые из обычной жизни, ставшими обузой для официальной власти, представляли явную политическую угрозу послевоенному советскому обществу. Тяжелые материально-бытовые условия их семей, невозможность устройства на работу, злоупотребления местных чиновников и партийных начальников служебным положением, грубейшие нарушения законов при назначении пособий и пенсий, отказы в элементарных ходатайствах, отсутствие первичной системы лечебной работы среди инвалидов, волокита, не предоставление различных льгот, и многое другое – вот некоторые из предпосылок, провоцировавших инвалидов войны на совершение преступлений. В среде инвалидов углублялся процесс люмпенизации. Эти люди, которым нечего уже было терять, открыто протестовали против устоев советской власти, которая жестоко надругалась над беспомощными людьми, потерявшими здоровье и надежду при защите Отечества. В среде инвалидов нарастали явления напряженности и недовольства, которые поддерживались простым народом, который не одобрял жестокое отношение властей к инвалидам. Во всём послевоенном обществе назревала напряженность, и не только среди инвалидов. Есть сведения, что наряду со стихийными митингами и акциями протеста, создавались легальные общественные организации инвалидов, которые организованно вступали в противостояние с партийными органами, органами милиции и НКВД. Антисоциальная политика властей массово порождала конфликтную психологию и террористические настроения в среде инвалидов по всей стране. Кроме типичных в то время фактов самоубийств инвалидов, известны факты индивидуального террора, которые давали, в свою очередь, властям формальный повод для массовых облав и чисток в среде бродяг, нищих, инвалидов, организации репрессии. К инвалидам стали применять пресловутую 58-ю статью, толкуя её «расширительно». В среде инвалидов доблестные органы стали вести оперативную работу, выявляя группы «антисоветчиков» и активных. Именно это «расширение» от боязни партийных чиновников неуправляемой силы и привело к тем постыдным процессам, о которых пишет автор очерка. Приношу извинения автору за то, что бесцеремонно влез в тему, в авторский взгляд на проблему, присоединился к раскрытию темы. В целом, тема конкурса раскрыта на хорошем уровне, с акцентом на историческую достоверность с использованием интересных и проникновенных поэтических форм, что предполагает дальнейшее развитие и исследования, дискуссии и обмен мнениями.
   
   Член жюри Светлана Макаренко замечает: Как-то насторожила обрывистость, незаконченность. Спорным показался взгляд автора.
   
   
   Девять мгновений войны. Из дневника танкиста. Борис Михайлович Мейтин (БЕМ) 19588 зн.
   
   Да, дневники, а особенно фронтовые, всегда прекрасный публицистический материал. Живое слово ветерана является самым ценным литературным качеством представленного на конкурс материала. Это положительная сторона работы, которой дается высокая оценка, т.е. самим дневникам и изложению автора дневника. Автором конкурсной работы неплохо представлен дневниковый материал. Не знаю, насколько глубоко материал обработан автором конкурсной работы, но уровень непосредственно авторской работы немного разочаровал. Знаете, просто красиво представить дневники бывшего танкиста со своими краткими пояснениями - не такая это сложная задача для литературно-публицис­тической­ деятельности. В целом, неплохая подборка, отличное дневниковое повествование автора дневника, соответствие теме конкурса.
   
   
   Просто верить... Вита Пшеничная. 19789 зн.
   
   Это достаточно известный писательский и журналистский приём – формировать сюжет посредством написания писем, создавая образы и формируя диалоги. Работа, в целом, не о войне, а об отношении к ветеранам всего общества, о современном обществе, о судьбах семьи. Не совсем зрелые авторские рассуждения о патриотизме. Да и работа не совсем публицистическая, она вся состоит из смеси различных приемов и стилей. Работу отличают не всегда мягкие суждения, политизированность, непоследовательность­ в выводах, не всегда уместные попытки использования художественных приемов в публицистическом произведении. Работа получилась какая-то дерганная. Спокойный повествовательный стиль неожиданно взрывается резкими обвинениями в адрес всего общества. Автор, но мой взгляд, что-то пытается доказать больше самой себе, чем читателю. Как расценивать фразу «Как называть Отечеством страну, в которой режим и «государева воля» под соусом патриотизма - Афган, Карабах, теперь Чечня, Осетия, которые будут кровоточить постоянно, затихая и взрываясь с новой силой - посылают на смерть вчерашних мальчиков (наших братьев, любимых, друзей)?.. Страну, в которой наизнанку переписывается История – твоя история, дед». Лично я расцениваю эту фразу, которая играет роль центрального абзаца, как неудачную. Отвечу, излагая свое мнение: независимо от Афгана и государевой воле под соусом патриотизма наша страна всё равно будет для меня Отечеством. В завершении автор делает попытки создать настрой на понимание и терпимость, убеждая читателя в том, что надо верить, что не всё так безнадежно. Говорит больше о себе, о своих ощущениях, а не об обществе, которое клеймилось позором на протяжении всего изложения. Дед и война «ушли» в сторону. Признаюсь, что мне, как читателю, не удалось проникнуться колючим и резким сюжетом. Тема войны звучит значительно поодаль, как бы в стороне. На мой взгляд, работа написана на эмоциях. Работу отличает непоследовательная структура. Не отпускает мысль, что перед нами исповедь человека, достаточно страдавшего и познавшего унижения, но слава Богу, не покорившегося судьбе и верящего в своё будущее. Это хорошо. Но, работа на мой взгляд, сырая.
   
   Совсем другой взгляд на работу высказала член жюри Светлана Макаренко: Очень интересно. Привлекла эмоциональна художественная окраска очерка, неординарность авторской манеры и позиции. Емкий и пронзительный взгляд на время.
   
   
   Она всю жизнь помнит эти глаза (к 67- й годовщине Сталинградской битвы). Симона Тешлер. 2117 зн.
   
   Совсем крохотный, но какой теплый эпизод! Сюжет, достойный внимания. Надо сказать, пересказ воспоминаний мамы получился каким-то раздробленным. Многие фрагменты воспоминаний и отдельные фразы не связаны с общим повествованием, обрываются, теряют логику. Понимаю, что автору многое понятно, но читателю трудно уловить связующую нить. Получилось нечто дробно-барабанное. Например, вот фраза «Жили они там в бараке по соседству с мужским. Никогда не сообщалось, куда именно их вывозят на работу, но фронт всегда был слышен. Заранее окопы не готовили». Три предложения совершенно друг с другом не связанных, ни логически, ни событийно. После слова « …в бараке …» отсутствует запятая. Без неё фраза сразу потеряла выразительность. Или еще пример: непонятно, откуда взялся медицинский пересыльный пункт, куда привозили раненных, если ранее автор сообщила, что рядом был мужской барак. Он возник в повествовании совершенно неожиданно, без объяснений. Это замечания не к маме, конечно, а к авторскому изложению её воспоминаний в рамках данной конкурсной работы. Эпизод с солдатиком, безусловно, центральный в коротком сюжете. И, надо сказать, удачный. Все, что вспоминает мама в прямой речи – нет претензий. Но изложение желает лучшего. Например, «Это - мамин кульминационный момент. Она даже затаивает дыхание, и я понимаю, что сейчас очень далеко». И всё, дальше фраза не развивается и ничего не объясняется. Какой неудачный прием, испортивший кульминационный момент! Кто – далеко? Мама? Так, так и надо писать, что мама мысленно далеко в своих воспоминаниях. А слово «…сейчас…» - лишнее. Удачный сюжет не совсем удачно реализован. Обычно не даю советов авторам, как писать, и что указывать. Но здесь не удержался, за что приношу автору извинения. Знаете, считаю необходимым еще раз вернуться к тексту и чуточку поработать над ним. Он имеет право быть лучше. Ведь это литературная работа, а не просто вечер воспоминаний.
   
   
   Невыдуманная история. Старикович Анна. 6309 зн.
   
   Работа сразу понравилась. Вот впечатления, разные, но больше положительные. Печальная история, которая обязательно должна остаться в семейных воспоминаниях, в семейном архиве, передаваться из поколения в поколение. История простая и трагичная, с надрывом. Поражает простота той пасхальной вольности родственников, которая привела потери Сашеньки. Ну, как же так? Просто перекормить ребенка!? Ну, зачем было его оставлять на родственников? Жаль, этому вопиющему моменту не дано объяснения. Фраза «Многочисленные родственники моей бабушки … , сказали ей сходить погулять, развеяться. И она пошла» ничего не объясняет негодующему читателю. Это не замечание по тексту, это читательский вопрос по жизни. Да, слово «сказали» как-то звучит недостаточно убедительно. Понравился язык, которым изложен текст: простой, волнительный домашний пересказ, заставляющий сжиматься сердце читателя. Неплохо передан дух эпохи. Изложение излишне затянуто. Есть претензии к пунктуации, к некоторым выражениям, характерным для разговорной речи, но не всегда уместной в обычном повествовании.
   
   Работа очень понравилась члену жюри Светлане Макаренко: Мне понравилась авторская искренность и задушевность. Очень украшает очерк то, что это лично автору близко.
   
   Артековская клятва. Шемякина Екатерина 16793 зн.
   
   Катенька Шемякина! Я очень рад встрече с Катей. Впервые встретился с ней на портале в далеком 2005 года. Вместе участвовали в конкурсе «Преданье старины глубокой». Вместе стали Лауреатами первого этапа. Представляете? 47-летний дядька и 11-ти летняя девочка! Пытался отказать от Лауреатства в пользу совсем молодой писательницы, но отказ председателем жюри Татьяной Барандовой и РК не был принят. На втором этапе в конкурсе участвовал уже в качестве члена жюри. Знаете, до сих пор помню каждый ее сказ про Уральские горы. С тех пор Катенька творчески выросла очень значительно. Об этом говорят её заслуги перед литературой. Этому пример – сегодняшняя конкурсная работа, достаточно зрелая для молодого автора и неплохо выдержанная в жанре очерка. Работа покорила меня и как члена жюри, и как обыкновенного читателя. Один из удачных сюжетов, авторам которых удалось их реализовать на высоком уровне. Слегка наивное, но очень яркое и живое повествование на тему, знакомую нам с детства. АРТЕК! Наверное, недостижимая счастливая мечта всех советских девчонок и мальчишек. А история, изложенная в работе, оказалась совсем не детской, напряженной, по-взрослому трагичной. Кажется, что невозможно даже и предположить такую военную судьбу для обыкновенной девчонки, героини очерка. Работу отличает реализм, выдержанный стиль, грамотное повествование, хорошо переданный дух эпохи глазами и чувствами двенадцатилетней девочки из Артека, различные военные и жизненные эпизоды, которые всесторонне характеризуют многие человечески качества героини очерка. Перед читателем оказались, как на ладони, все самые важные эпизоды жизни интереснейшего человека. Легкие читательские волнения за судьбу «пацанки» Маши-Ольги переросли в настоящие переживания, а в дальнейшем, и в радость за счастливые минуты жизни Марии Ивановны. Автор нашла именно те слова, которые прочно залегли в душу читателю, заложив, в свою очередь, настоящий масштабный интерес к развитию сюжета и судьбе Марии Ивановны. Отсутствие жизненного опыта не очень сильно сказалось на повествовании. В целом, работа оценена очень положительно. Есть некоторые неудачные фразы, отсутствующие запятые, которые, впрочем, легко может выправить сам автор или любой редактор перед публикацией. На мой взгляд, работа обязательно должна быть опубликована.
   
   Светлана Макаренко замечает: Факты войны, биография, судьба М. Стениной вызывают восхищение. Но стиль оставляет желать лучшего. Много шероховатостей, «детскости». Это очень мешает.
   
   
   Капли дождя. (Элегия). Елена Солнцева. 6480 зн.
   
   Нежные и очень поэтичные воспоминания о довоенной жизни, грустные и трагические, с надрывом, воспоминания о не вернувшемся с войны отце. И символ памяти – прелюдия Шопена в честь 65 летия Победы. Добротная работа, заставляющая увлажняться глаза.
   
   
   Белый журавель Полесья. Виталий Варигин 8756 зн.
   
   Название и эпиграф уверенно настраивают читателя на погружение в конкурсную тему. Перед читателем оказался очерк на замечательную и очень познавательную тему – о героической судьбе подпольщицы Елены Белевич. Всегда очень важно сюжетную линию очерка на историческую и патриотическую тему снабжать информацией об оценке событий с современной точки зрения, показывать значение личности, которая стала героем очерка, в нынешнее время, давать общественную оценку. Именно это я нашел на страницах очерка, и отмечаю, как положительную сторону. Есть некоторые упущения, которые я, со всем уважением к автору очерка на такую важную тему, хотел бы отметить. Знаете, много привычных фраз и оборотов. Первый большой абзац-преамбула – знакомое построение майской пафосной передовицы; «Она была дитя своего времени …», «Кованые сапоги гитлеровских вояк уже топтали Европу и приближались к границам Советского Союза»; «Самолёты со зловещей символикой бомбили Киев и другие советские города» (не знаю, почему во многих статьях именно так привычно излагается о бомбежках - … бомбили Киев и другие советские города?). И так далее … Больше приводить примеры не буду. Это не недостаток, но лично я их невольно отмечаю, т.к. считаю, что множественное их использование, ведет, как минимум, к потере интереса читателей.
   
   А вот, что отметила Светлана Макаренко: Стилевых погрешностей очень много. Излишне официозное начало из «Минуты молчания». Авторского отношения, почерка, манеры – не увидела. Исторически же все изложено верно.
   
   
   ТРИБУНАЛ. ЛЕОНИД ТЕРЕНТЬЕВ. 8613 зн.
   
   Да-а, судьба злодейка на войне не дремлет. Герой очерка – настоящий военный герой. Сколько заслуг! Вот только название не вполне отражает суть сюжета о судьбе, характере, о скромности героя. На мой взгляд, у этого очерка название должно быть более значительное. Трибунал – это всего лишь небольшая трагическая черточка в жизни В.Савельева. В остальном – хорошая публицистическая работа с изрядной долей художественности. Именно художественность дала ту яркость, которая четко, «рельефно», «выпукло», если хотите, обозначила лихую военную пору и характер героя очерка.
   
   Свой взгляд на эту работу выразила Светлана Макаренко, отметив, в частности: Фальши нет. Ярко, зримо. Но ноты сбиваются в этой мелодии рассказа и происходит смешение жанров. Документальный и художественный. М. б. автор задумал большую вещь? Это больше похоже на рассказ или роман, чем на очерк. Эмоции перехлестывают?
   
   
   Простой солдат войны. Игорь Краснов. 6474 зн.
   
   Наконец-то я нашел среди множества публицистических работ именно ту тему, которую подспудно ждал. Не просто о солдатах войны, их героических судьбах, заслугах и наградах. А о нынешних ветеранах той войны, что дожили до наших дней. Как живешь, товарищ ветеран? Именно ответ на этот вопрос и пытается дать автор. Многогранная военная судьба солдата завершается одиночеством и радостью от редкой тарелки горячего супа. Не насмешка ли над солдатом? Какой контраст: солдат-победитель стал ненужным стариком-ветераном. Ведь это то поколение наших дедов, которое просить и требовать у государства не привыкло. Скромные они, ветераны, и этим существенно отличаются от нас - современных, активных от осознания своей гражданской свободы. Разве за такое будущее воевали старики? И я вместе с автором задаю этот вопрос. Только не старику, а обществу, детям, государству. Актуальный материал. Автор очерка снайперски попал в самое незащищенное место. В этом и заключается ценность публицистики. Считаю, что автором наиболее успешно реализована тема о положении ветеранов войны. Спасибо. Жму руку.
   
   
   ВОЕННАЯ ТАЙНА ОЛЬГИ КОНСТАНТИНОВНЫ ЧЕХОВОЙ. Лео Гимельзон. 19732 зн.
   
   Литературная статья чрезвычайно интересная и насыщена многочисленными сведениями, фактами, цифрами. В помощь читателю автор снабдил повествование ссылками на источники. В статье есть все – разные версии, высокопоставленные свидетели и многочисленные источники. Главный вопрос, который исследуется на фоне многих исторических событий военной эпохи – была ли О.К. Чехова советской разведчицей или нет. Для меня важнее была информация, формирующая образ героини статьи - о характере Ольги Константиновны, её душевных и актерских качествах, о поведении в минуты опасности, и др. Статья закончилась. Интрига осталась. Истинная роль артистки осталась тайной. Кто она была на самом деле, Ольга Чехова. Великая актриса или еще к тому же и советская разведчица в самом логове врага? Вот здесь и кроется у меня вопрос, который не давал покоя во время чтения: насколько сюжет соответствует теме конкурса? Только сейчас понял, почему возникли сомнения. Цитирую авторский текст: «Поводами для написания данной статьи стали 150-летие Чехова 29.01.2010, год Чехова и 30-летие памяти Ольги Константиновны Чеховой 09.03.2010, а также очень интересная статья Светланы Макаренко». Хм-м. А где, дорогой мой Великая Победа? Перечитайте еще раз положение, особенно преамбулу, написанную нашей королевой Мариной Черномаз. Насколько полно отражена тема? Поймите, статья великолепная: о Чеховой, о её судьбе в военные годы, о её «военной» тайне (или военном мифе – А.К.М.). Великолепно показана эпоха разведок и высших персонажей политической воли. Высокая публицистика. Жму автору руку за прекрасную и масштабную литературную статью. Иной конкурс эта работа обязательно бы украсила. А этом – склоняемся перед подвигом и судьбами солдат, матерей, вдов, сирот, узников. Это – святое!
   
   Приведу краткий отзыв Светланы Макаренко: Интересно, но изящества очеркового не заметила. Впрочем, это мое мнение. Нравится теплота и чувство юмора автора.
   
   
   Тема с вариациями. Ляховецкий Аркадий. 11930 зн.
   
   Книги, книги, книги. Автор пишет, что они на еврейскую тему. Наверное, да. Но, еще и на самую человечную тему. Ведь книги о людях. Как они не сошли с ума, эти книги, после осмысления того, что в них написано. Каждое слово в очерке – как удар тяжелого молота. Нет желания возражать или спорить. Осмыслили люди трагедию еврейского народа? Прав, тысячу раз прав автор: эта тема после 65 лет звучит всё более актуально. Тема вечная, не имеющая права на забвение. Совершенно верный приём – рассказать немецкому мальчику историю его страны устами узника немецкого концлагеря. Представляю, какое это потрясение испытал немецкий пацан. Надеюсь, что он что-то понял и запомнил на всю жизнь. Сюжет очерка поражает актуальностью. Тема конкурса раскрыта на очень хорошем творческом уровне.
   
   
   Человек из песни. Ольга Бугримова. 10887 зн.
   
   Захватывающий очерк. Получилось очень познавательное продолжение истории о известной песне. И, главное, прекрасно представлены судьбы людей, ставших прототипом героев песни. Хороший материал для газетного очерка.
   
   Вот мнение Св.Макаренко. Материал изложен профессионально, образ героя очерчен эмоционально тепло и ярко.
   
   
   На переправе. Александр Мецгер. 5431 зн.
   
   Точно помню, что уже читал раньше эту заметку в конкурсах портала. В целом, материал носит публицистический характер, по факту получился настоящий рассказ с диалогами. В нем изложены три эпизода, связанные с поступками девочки Вали и ее матери в годы войны. Немного тормозят чтение смысловые повторы. Слишком детально, словно для детской аудитории, излагаются описания места жительства у речки в первом и втором абзацах. Думаю, что так и надо писать для детей. Автору виднее, тем более, что доступность материала достигнута. Отмечу, что материал можно с успехом использовать на уроках истории, занятиях по краеведению, в патриотическом воспитании школьников.
   
   
   САД ЛЮБВИ НАСТОЯЩЕЙ. Ольга Быстрова 4748 зн.
   
   Очень трогательная история о любви в военную пору, которую любящие люди пронесли через всю нелегкую, но счастливую жизнь. Тематика конкурсных работ достаточно тяжела: трагедии, горе, смерть. А тут – просто любовь, чистая и светлая. Читая, передохнул, порадовался за героев заметки, мысленно поблагодарил автора за легкий и счастливый сюжет работы.
   
   
   "Она из тех, кто размыкал "проклятое кольцо" (интервью с Татьяной Николаевной Белоусовой перед 9 Мая 2008 года). Валентин Алексеев. 10989 зн.
    Интервью с ветеранов дало возможность читателю возможность почувствовать причастность к масштабным событиям – обороне Ленинграда, начало прорыва и освобождение города. Не просто прикоснуться к информации, а получить её из уст убедительного рассказчика – Т.Н.Белоусовой. Материал доступен, убедителен, познавателен. Живое свидетельство участников войны – самое дорогое, что мы можем себе позволить. И жанр интервью в этом вопросе самый актуальный и самый доступный. Данная конкурсная работу - на мой взгляд, лучшая реализация конкурсной темы. Автор воспользовался именно такой возможность прямого общения с ветераном, ведущим активную общественную деятельность по патриотическому воспитанию наших граждан, и попал в самую точку читательского интереса, которая позволила ему на высоком литературном уровне раскрыть тему конкурса.
   
   Краткое резюме Светланы Макаренко: Очень профессионально. Емко, строго.
   
   
   Я воевал как все... Надежда Николаевна Сергеева. 11496 зн.
   
   Очень живой, как художественная повесть, очерк о скромном участнике войны. В меру рассудительное, и в тоже время, эмоциональное повествование о боевом пути молодого солдата. Понравилось красочное и оригинальное, явно с подачи самого героя, описание многих боевых эпизодов. Изложение позволило читателю увидеть не только судьбу и тяжелую военную ношу, но немного прикоснуться к характеру героя. Считаю, что тема конкурса раскрыта на очень хорошем публицистическом уровне.
   
   
   Получше расспросите ветеранов! Марк Луцкий 11749 зн.
   
   Да, Марк, абсолютно прав. У нас еще есть возможность прикоснуться к истории. Пока живы очевидцы, мы можем глубже понять события военных лет, о чем думал и мечтал тогда каждый солдат, каждый человек в тылу, в лагерях, в плену. Спасибо Марк, за эти правдивые истории, за напоминание нам всем, в стихах и в прозе, что именно этим скромным людям человечество обязано избавлением от фашисткой мерзости. Лучше ветеранов никто не расскажет о той войне. Мне очень понравились поэтические сюжеты, сложенные из рассказов ветеранов. Читаешь, а внутри все дрожит, словно я сижу не за компом в уютной комнате, а натянув глубоко бескозырку, отбиваюсь от врага, экономя патроны, и вокруг «Злорадно хохочет из мин хоровод». Марк, я оказался особенно потрясен стихами о спасенном из братской могилы солдате. Подумалось, а тот солдатик, что Героя получил посмертно, получается уже мертвый спас еще одну душу. Короткая история, но от такого, точно, мурашки по коже ... Замечательное творчество. Высокая оценка.
   
   Положительные стороны работы отметила и Светлана Макаренко: Очерк полностью соответствует теме. Кантиленное соединение, сплав двух жанров: поэзии и меткой, емкой прозы – сейчас это редкое явление. Стилевых огрехов не нахожу, авторский почерк есть.
   
   
   Cара, Ганс и гестапо. Тамара Ростовская. 16318 зн.
   
   С замиранием сердца прочитал воспоминания Саре и Гансе. Не буду утверждать, что в работе присутствует высокий литературный стиль. В работе больше художественности, чем публицистических качеств. Главное, что тут нет художественного вымысла. Но это, безусловно, публицистика. Только не обычная публицистика, а высокая публицистика горького реализма. Художественный очерк о судьбе евреев. Лично для меня каждое слово очевидца трагедии бесценно. Именно поэтому я так высоко оцениваю воспоминания автора. На примере судьбы двух человек, двух песчинок в море человеческого горя, устроенном нацистами, автором великолепно передан драматизм эпохальных событий, происходящих в еврейском гетто и вокруг него.
   
   Вот что взволнованно пишет член жюри Светлана Макаренко: Очень понравилось, хотя стиль хромает местами. Но авторский почерк - узнаю. Это – импонирует мне всегда. Неограненный бриллиант – дорог.
   
   
   Военные тайны. Наталья Ахонен. 11529
   
   Очерк о воспоминаниях ветерана в форме пересказа словами автора. Работа заинтересовала. Наряду с весьма интересными и познавательными подробностями, содержащимися в сюжете, вынужден отметить, что темп поступательного развития изложений событий иногда сбивается. Вот, например: «Немцы наступали так стремительно, что наша деревня, как и другие в Псковской области, в мгновение ока оказалась в оккупации. Тут же стали создаваться и партизанские отряды, в которые ушли многие из деревенских. Один из моих старших братьев Николай тоже ушел в отряд, а второй – Василий – на фронт». Как мог Василий уйти на фронт в условиях оккупации? Скорее всего, Василий ушел на фронт раньше, а Николай ушел в партизаны уже во время оккупации. Или еще: «Однажды, произошел такой случай. Пас я скот в поле. По одну сторону поля – деревня, по другую – немецкий гарнизон. И вдруг между ними завязалась перестрелка». Здесь не совсем удачно построена цепь событий. На мой взгляд, перестрелка может возникнуть между людьми или подразделениями. А между объектами, т.е. между деревней или гарнизоном (неодушевленными субъектами) перестрелки быть не может. Лучше построить связь таким образом: перестрелка возникла между партизанами в деревне и гитлеровцами в гарнизоне.
   Хочу успокоить автора, что страшного здесь ничего нет. Обычная бытовая речь. Однако в литературной работе, в очерке для массового чтения такие смысловые сбои желательно подчищать, т.к. они мешают чтению и отвлекают внимание от основной линии сюжета. С другой стороны, есть некоторая тонкость, которую литературным критикам необходимо учитывать. В практике наблюдается примечательная особенность таких публицистических форм, как очерк или интервью, в которых часто повествование ведется от первого лица, и ряд оборотов прямой речи есть смысл передавать так, как их излагает рассказчик. В любом случае, хочется высказать пожелание автору учитывать данные особенности. Необходимо отметить не всегда удачно выбранную пунктуацию, что снижает выразительность ряда оборотов.
   На мой взгляд, один из эпизодов, выделенных под названием «Предатели» остался незавершенным, хотя фраза «Но однажды случилось непоправимое…» заинтриговала читателя. Получилось так, что непосредственное раскрытие интриги описано в следующем эпизоде под названием «В котле». Здесь можно порекомендовать автору при разработке сюжета уделять внимание логическому построению структуры очерка.
   В остальном, работа заслуживает очень хорошей оценки, т.к. я всегда следую своему принципу – все сомнения трактуются в пользу автора. Считаю, что тут дело самого автора, использовать или нет те или иные рекомендации. Такие воспоминания необходимо накапливать и хранить в семейном архиве, передавая следующим поколениям, формируя семейную память для потомков. В этом я вижу непреложную ценность будущего использования военных воспоминаний.
   
   
   ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. Варвара Божедай 6037 зн.
   
   Конкурсная работа представлена очерком с воспоминаниями. Перед читателем теплые и добрые воспоминания о судьбе в годы войны простой русской девушки, навеянные образом мамы со старой фотографии. Правильно построенные фразы и выдержанный стиль помогли автору хорошо раскрыть тему конкурса.
   
   
   1941-1945. Лилия Менковская 7214 зн.
   
   Несложный сюжет этой работы «зацепил» меня, бывалого поисковика. Надо отметить, что с подобными перезахоронениями связана вся современная поисковая работа. Сюжет в этом смысле неоригинален. Таких историй тысячи. Но в этом-то и беда, что их так много, историй и неизвестных солдат, до сих пор числящихся пропавшими без вести. Лейтмотив сюжета – память. Автору удалось найти те проникновенные слова, которые вызывают трепетное отношение к памяти, к событию установления еще одного имени воина. Очень понравился эпизод встречи с сестрой воина. Слава богу, что мать дожила до того времени, что ей удалось проводить сына в последний путь. В этом есть высшая справедливость. Это очень по-христиански. Долго не отпускало щемящее чувство горечи, которое всегда возникает при очередном перезахоронении в конце поискового сезона. Отмечаю, что тема конкурса отражена на хорошем уровне.
   
   После опубликования данного обзора между мной и автором произошло заинтересованное обсуждение достоинств этой работы, которых конечно же, намного больше, чем недостатков. Помню, что невольно обидел автора строгим суждением, за что долго себя казнил. Постарался извиниться. Последующие обсуждения дают основания надеяться, что между нами возникло взаимопонимание и очень теплые человеческие отношения.
   
   
   Странный отрок. Михаил Величко. 8802 зн.
   
   Это особые воспоминания. Почему особые? Потому, что эти воспоминания напечатал на печатной машинке фронтовик. Огромное спасибо, что автор поделился с нами не тяжелыми фронтовыми воспоминаниями, а самыми сокровенными, идущими из души – о судьбах таких же пацанов-земляков. С каким теплом автор вспоминает каждого из них! Очерк оживает своими героями в результате не просто изложения некоторых черт характера каждого героя, а еще и различных диалогов с ними. Получилось очень впечатляюще. Кажется, и читатель уже давно знал знакомых Михаилу мальчишек и одноклассников. Господи, сколько таких скромных, открытых и честных парней сложило головы за нашу Победу. Как становится горько от осознания истинной цены нашего сегодняшнего безвоенного благополучия! Такие грустные мысли блуждают в сознании еще долго после прочтения воспоминаний Михаила. Думаю, что автору еще есть что вспомнить людях, с кем приходилось встречаться, воевать, работать. Такое надо обязательно записывать и накапливать в виде мемуаров для нас, для будущих молодых. Очень хорошее отражение темы конкурса.
   
   
   «Видно, суждено мне было выжить…» Из воспоминаний бывшего узника гетто. Галина Смелова. 18993 зн.
   
   Повествование о судьбе бывшего узника еврейского гетто мне запомнилось надолго. Это произошло в результате описания самим героем своих страданий. Необходимо отметить, что автором использован, с одной стороны, оригинальная форма изложения, с врезками из документальных источников, а с другой стороны, получилось смешение стилей: публицистического и художественного. Трудно разобраться, какого стиля больше. Но, как ни странно, от такого смешения стилей сам сюжет не проиграл, и даже во многом выиграл. Получился яркий художественный очерк, всецело захватывающий внимание читателя судьбой героя и очень правдоподобно передающий тревожный дух военной эпохи. Можно признать это за творческую удачу. По крайней мере, читать чрезвычайно интересно и познавательно, а это, на мой взгляд, главная положительная черта любой публицистической работы. Автором на очень хорошем уровне раскрыта тема конкурса.
   
   Мое мнение о высоких литературных качествах работы поддержала и Светлана
   Макаренко: Высокая художественно – документальная ценность очерка, теплая и одновременно строгая манера исполнения ставят его сразу в ряд лидеров конкурса. Тема очень актуальная. Образ главного героя подан скупо и профессионально – несколькими штрихами. Война требует присутствия правды и сердца. И то и другое здесь - есть. Фальши нет. Это отрадно. Нашла несколько грамматических ошибок, легко исправить. Понравилось то, что в очерке больше говорит герой, а не автор.
   
   
   ЛИХОЕ ВРЕМЯ. Борис Толмачев. 12993 зн.
   
   Хорошая очерковая работа о прекрасном человеке. Формирует светлую и добрую память о герое. Достоверно, с историческими особенностями, показана эпоха, то непростое время, военное и послевоенное, в котором жила вся страна и жил герой очерка. Структура работы не совсем оказалась понятной, но подача удачная материала убедила в хороших публицистических качествах работы.
   
   
   Война со Сталиным. Олег Никитин 9278 зн. (подано 04.04.2010)
   
   
   Очерк - воспоминания об отце, которые неожиданно переросли в статью полемического характера. Многие вопросы, которые поднимает автор, уходят вглубь политических событий лет этак на 150 и слишком глобальны для того, чтобы получить от конкретного читателя конкретный ответ. Логика в рассуждениях есть. Автор не избежал ряда политических призывов. Большинство призывов лично мне по душе. Как читателям – не могу поручиться за всех. За актуальность оценка хорошая. За смешение стилей – удовлетворительно.
   
   
   
   Недавно мы отметили очередную торжественную дату – 65-летие Победы. Время неумолимо устремилось вперед. Среди нас еще живут участники той войны, люди настрадавшиеся на войне и от войны. Дойти до каждого, прояснить судьбу каждого – вот задача публициста. Надо успеть дописать народную летопись о войне. Впереди, в будущем году, еще один тематический конкурс «Мы помним всё». Есть еще один год для того, чтобы готовить материалы публицистики о войне. Именно готовить, тщательно отрабатывая законы жанра. Ждем Вас на следующий год. Тема – народная память о войне. И еще. Слишком мало авторов, пишущих на портале произведения публицистики. Вас, публицистов, единицы. Спасибо Вам. За смелость и душевность, за гражданскую позицию и память.
   
   Карен Агамирзоев,
   ведущий обозреватель в номинации «публицистика»
   Члены жюри:
   Светлана Макаренко
   Мария Гринберг
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта