Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Вадим Соколов 
Тема:Украинский конкурс. Обзор В.СоколоваОтветить
   Финал Украинского конкурса. 2009 г.
   
    Собственно Обзор.
   
    В финальной части конкурса устроители разрешили участникам представлять разные произведения, не связанные жестко с общей тематикой конкурса.
    В результате жюри пришлось рассматривать весьма разноплановые произведения - философские, пейзажные, городская лирика, притчи, стилизации. Конечно же, было много произведений с любовной лирикой. Казалось бы, что такая тема должна порождать если не прекрасные, но хотя бы хорошие произведения. Однако и на этом конкурсе таких произведений почти не было. Внимание жюри среди произведений, пришедших на Финал конкурса, было обращено в первую очередь на философскую тематику и в первую очередь это относится к «Четырем свечам» Андрея Воронова.
    4-х стопный амфибрахий. Рифмовка - АВАВ. Рифмы, точные, созвучные, приблизительные.
    Философская лирика, которую крайне трудно разбирать "по косточкам". На мой взгляд, стихотворение посвящено извечной теме поиска себя и своего места в этом мире. Как мы относимся к себе? На что мы годны?
    Что мы оставляем после себя?
    Как многие произведения с философским направлением, данный стих насыщен различными определениями и метафорами:
    "вычерпывать завтрашний сумрак"
    "Переплавится в гулкие росы"
    "Огрызок пространства"..­..­
    В целом, очень серьезный стих, заставляющий читателя всматривать в каждое слово, каждую строку для лучшего понимания и восприятия замысла автора.
    Я позволил себе откликнуться на это произведение, в качестве поэтической ремарки, комментария в стихотворной форме.
   
    Что важнее – вчера, сегодня
    Иль завтра?
    Иль все же дорога,
    Ведущая, может быть, в дым?
    И что зажигать,
    Когда ощущаешь негодность.
    Когда же обидчикам нашим
    Обидное что-то простим?
    Но знаешь ли ты,
    Что в пламени страсти
    Мы будем черпать
    Из преемственности
    Мудрость и сложность,
    Обратив темноту в проступивший
    Когда-то рассвет.
    Мы уходим куда-то,
    Забыв про себя осторожность,
    Но нам возвращаться сюда
    Через множество лет!
   
    Еще одно произведение, привлекшее наше внимание, произведение Т.Коноваловой Вдоль "железки" до города-станции...»
    4-х стопный анапест с рифмовкой, в основном, АВАВ. С рифмовкой здесь использована довольно интересная схема.
    1-ый катрен – АВСД
    1 – 3 строки – станции-стареньким; 2- 4 строки – домики-горлицы
    2-ой катрен – АВАВ
    1 – 3 строки – ставнями-поставлены ( созвучная) ; горницы- вспомнится (точная созвучная). Заметили, что 4-ая строка 1-го катрена рифмуется с 1-ой строкой 2-го катрена и с 4-ой строкой 2-го катрена? То есть, цепочка – горлицы-горницы-вспо­мнится­
    3-ий катрен – АВАВ”
    4-ый катрен – АВАВ (?)
    5-ый катрен – АВСД
    6-ой катрен – АВСД
    7-ой катрен – АВСД
    8- ой катрен - АВСД
    При первых прочтениях этого произведения мне очень не понравились повторы слов. Мне казалось, что они как зубная боль: то исчезают, то вновь появляются, но вот соседство однотипных слов, после некоторого вглядывания в текст, показало, что не зря такие слова поставлены рядышком. Смотрите:
    Серым голубем в зелени домики,
    Серым-серым, убогим и стареньким…
    Ощущение чего-то серого, безнадежного.
    И далее:
    Со своими дождями и лунами,
    Со своими грехами и бедами.
    Опять повтор слов. Здесь автор стремится подчеркнуть именно одиночество: со СВОИМИ , а не других, бедами, переживаниями и одиночеством… Несколько портит впечатление использование слова «социум». Не очень-то оно смотрится в «теле» стиха.
    Есть еще одна тонкость: В первых строках автор подчеркивает серый цвет, что как бы символизирует безысходность, безнадежность , унылость дождливой погоды. И, смотрите, вдруг появляется что- то светлое:
    В белых кружевах вишенно-яблочных,
    В белом инее снежно-заносчивом…
    И сразу меняется настроение, и автор, почувствовав это изменение, восклицает:
    -Торопитесь, пора уже встретиться!
    Торопитесь,спешите и радуйтесь,
    Отыщитесь, вернитесь и здравствуйте
    Долго-долго, под небом и радугой,
    Не теряйтесь,не будьте несчастными...
    Вот квинтэссенция всего произведения: Не теряйтесь ,не будьте несчастными…
    Несколько странноватое произведение представила Елена Никифорова
    ( «Расписаться б на этой земле» ) .
    3-х стопный анапест. 1 - 3 катрены - рифмовка АВВА. 4 - 6 катрены - рифмовка АВАВ. Рифмы точные, созвучные.
    В целом, в основном, из-за концовки произведения, его можно отнести к религиозной лирике, хотя такому определению противоречат описания желаний:
    Расплескаться б безумной волной
    В бурном шторме морского прибоя
    И затихнуть широкой рекой,
    Отражая синь неба в покое...
    ....................­....................­.............­
    Расписаться б на этой земле
    Хоть одной гениальною строчкой....
   
    Это как-то несколько противоречит неким положениям религии, по которым необходимо усмирять свои земные желания и устремления. Несомненно, есть возражения по такой концепции; да я не против: В конце концов, было сказано: Плодитесь и размножайтесь! что, в конечном счете, является призывом не только к желанию иметь свое потомство, но и радоваться всей полноте жизни. При этом, хочу напомнить, что христианство всегда относилось к стихотворчеству крайне отрицательно, считая поэзию и театр дьявольским искушением. Времена изменились, изменилось и отношение к этим видам искусства. Но тем не менее, где-то в глубине души таится некоторое отторжение религиозных поэтических произведений, вследствие чего и мое отношение к ним крайне осторожное. Как бы в противовес вышеупомянутому произведению Ян Кауфман героем своего произведения сделал черта ( « Проделки черта» ), персонаж, используемый многими писателями и, в частности, Н.В. Гоголем. В каком-то смысле, черт Кауфмана перекликается с персонажем Гоголя, имея в виду хитрость и изворотливость. 4-х стопный ямб с рифмовкой АВАВ, которая, впрочем, иногда переходит в ААВВ. Рифмы точные, глагольные, созвучные.
    Имеются мелкие нарушения рифмовки, размерности.
    В целом произведение оставляет благоприятное впечатление. Сюжет прозрачен и заключается в том, что из четырех персонажей - участников карточной игры, лишь черт не изменял своей "природе":­ просто забрал выигрыш, поскольку
    "играл.. в карты сам с собой, недаром чёрт я - козырной."
    Налицо пример "правдивой двуличности" и коварства, вкупе с некоторой бесстыдностью и хитростью...
    Как бы антитезой звучит произведение «Судьба и воля.»
    Юрия Козлова (Юрий Юркий).
    4-х стопный ямб, рифмовка АВАВ. Рифмы точные, однотипные. Особых находок и новшеств нет.
    Насколько мы зависим от судьбы, и есть ли оно - предначертание судьбы. Автор, в данном случае, категорически не согласен с понятием "судьба" в качестве предначертанности нашей жизни, считая, что только человек сам вершит свои дела. И при этом
    Кто жизни линии чертил,
    Тот пусть за наши все поступки
    И отвечает в меру сил!.
    Такая точка зрения имеет право на существования, отвечая материалистическому воззрению автора.
    Продолжение этой темы мы находим у Сергея Дигурко (asada) (Мне не спалось в ту ночь).
    По стилю и типу – скорее свободный стих, хотя можно отнести и к стихам в прозе. По жанру – философско-любовная лирика. Изощренная смысловая нагрузка смешивает во едино душевные переживания и размышления о сути жизни, своеобразный взгляд на природу, смешанные с ощущениями космического пространства.
    В целом, можно сказать, что суть произведения в осознании себя, во всем многообразии человеческой природы.
    Кажется, что квинтэссенция произведения заключена в строках:
    …что до головокруженья непостижима природы и человека,
    шаловливого ее ребенка, красота….Попытка переосмысливания сделанного звучит у Bella Jordan «Монолог Иуды». 3-х стопный ямб. Рифмовка – АВСДАВСД. Рифмы точные, созвучные, сочетание иотированной и мужской рифмы.
    Отточенность рифмовки создает впечатление скорее шага в темпе марша, нежели состояния раздумья. Мне казалось, что Иуда, после свершения предательства, узнав о казни Иисуса, должен мучиться в раскаяньи, в невозможности изменить сделанное. И в этом плане, выбранная размерность произведения, сбивает читателя, переключая его внимание именно на действие Иуды, а не на его внутреннее состояние.
   Юрий Берг так отозвался на это произведение:
    Хочу сказать несколько слов о работе, связавшей меня и Беллу Иордан - складень (цикл) мы писали вместе. В той части, что писала она - три стихотворения: "СВЯТАЯ НОЧЬ" - монолог Марии; "МОНОЛОГ ИУДЫ"; "ГОЛГОФА" - монолог Христа и "ХРАМ".
    Для того, чтобы и Вадим Соколов, и читататели правильно поняли, о чём идёт речь, я хочу привести строки из "Монолога Иуды":
   
    В душе – тоска и жуть,
    Но Ты меня избрал –
    Ощерился оскал
    Зловещей преисподней –
    Божественную суть
    В Тебе я распознал,
    И то, что Ты сказал,
    Всё в точности исполнил.
   
    Тебе пора Домой.
    Уже окончен путь
    Мессии на земле –
    Божественного Сына.
    Я здесь, Учитель мой!
    Смотри! – они идут...
    И Ты доверил мне
    Отрезать пуповину.
   
    Ужасна эта роль –
    Ничтожный из людей,
    Бесчестия холуй...
    Ликуют изуверы.
    Сжигает сердце боль –
    Предатель и злодей...
    Прощальный поцелуй –
    Печать любви и веры.
   
    Всё так, как дОлжно быть.
    Ты знал, мне хватит сил:
    И пусть покроет мрак
    Всю тайну разговора.
    Мне без тебя не жить!
    Я всё уже решил...
    Тебе – в бессмертье шаг!
    А мне – в петлю позора.
   
   
    Как видите, здесь рассматривается одна из современных (неканонических) версий поведения Иуды, основанная на том, что Иисус сознательно избрал своего любимого (и самого способного) ученика для исполнения "задуманного&qu­ot;­ - возвращения бого-человека на небо, к Небесному Отцу.
    Эта версия, подтверждённая недавней находкой древнего манускрипта, названного "Евангелием от Иуды", на сегодня не признаётся церковью, ибо она расставляет всё на свои места и обеляет поступок Иуды в лице всех поколений верующих. Не буду рассуждать об этом документе - его подлинность доказана учёными, - а вернусь к стихотворению.
    Его размер и внутренний ритм избраны автором не случайно: всё это передаёт внутреннее состояние, напряжение, волнение героя. Ещё бы: Иисус предупредил Иуду о том, что тот обрекает себя и весь свой род до последнего колена гонениям и презрению, а в награду за такой поступок он обещает Иуде "и будешь судить людей по их поступкам" - это он имеет в виду Судный День.
    Этот ритм не может передавать "состояние раздумья", как пишет об этом Вадим по той причине, что стихотворение совсем о другом: в нём нет раскаяния или сомнения героя: он выполнил лишь в точности всё то, о чём Иисус и Иуда заранее сговорились!
    Мне очень жаль, что судьи не поняли, о чём это стихотворение.
    Я благодарен Белле Иордан за написание этого стихотворения: она совершила смелый, и я бы сказал - гражданственный поступок, написав поэтическое произведение, дающее иную трактовку тем событиям.
   
    Можно ли быть единым с Богом? Вопрос неоднозначный, как и ответ на него, если таковой существует. Если ответ утвердительный, то, по мнению Ленча, этому мешает прячущийся в нас зверь ( «Зачем ты прячешься»)
    По стилю – верлибр. Смысловая нагрузка скрыта в эпиграфе. Имеется ли в виду именно гордыня, трудно сказать. Во всех нас прячется зверь. Кто-то умеет утихомирить его, кто-то дает ему полную свободу и тогда жизнь окружающих людей превращается в ад. Скорее всего, автор имеет в виду именно звереныша, еще не превратившегося в Зверя, которого еще можно утихомирить. Что имел ввиду автор под определениями:
    лунный теплый Свет и
    … солнечный холодный Мрак
    Трудно сказать. Может быть – тщеславие и самоуверенность. В этом случае раскрывается смысл заключительных строк:
    «Единство с Богом -
    наглая гордыня!».
    Пейзажная лирика представлена двумя замечательными произведениями:
    «А ночь мадонною босой» Сергея Ворошилова и «Первоцвет» Александра Кноля.
    В первом 4-х стопный ямб с рифмовкой АВАВ. Рифмы точные, созвучные. В целом
    В целом чистый, бесхитростный стих, обладающий, впрочем, какой-то успокаивающей интонацией. Это очень похоже на то, как после грохота города попадаешь в лес и тебя окружает такая тишина и умиротворение, что наступает некая растерянность и не знаешь, что с этим делать: то ли громко восхищаться (что неуместно в такой тишине), то ли просто прислушаться к лесу, небу, солнцу…
    Можно только посетовать о краткости произведения.
    Второе произведение: Стилизация под народный стиль. Усеченный анапест. По тематике - пейзажная лирика. В целом, стих оставляет впечатление, ощущение чего-то давно виденного, но уже позабытого и во многом вернуть такие ощущения помогает и размерность, простонародные словечки, вкрапленные в произведения и сам настрой стиха.
    К пейзажной, а точнее, к домашней лирике, я отнес бы произведение Виктории Лукиной (дежавю). Данное произведение относится по форме к Верлибрам, вследствие отсутствия размерности и рифмы. С другой стороны, просматривается, или, лучше, чувствуется некая ритмика текста. По жанру данный верлибр можно отнести к пейзажной, бытовой лирике. Особых находок в виде сравнений, метафор и т.д. в этом произведении нет. Есть, однако, ощущение атмосферы дома, обстановки, погоды, времени суток...
    Бесхитростно передано общее настроение автора в дождливую полночь.
    Несколько особняком стоит произведение Варвары Божедай «Покаяние»
    Небольшая зарисовка об одном из последних посещений императором Крыма. 4-х стопный ямб с рифмовкой АВАВ, кажется, только подчеркивает безмятежность окружающей крымской природы перед страшными разрушающими событиями 20-го века .И лишь в последних строках
    говорится о том, что принесло время и…народ в эту страну, почему и прозвучали слова: «Покаяние, покаяние».
   
    В своем небольшом обзоре наверняка я не затронул многих произведений, которые могли бы показаться другим членам жюри более значимыми для обзора. Но…нельзя объять необъятное, но, как говорил незабвенный Кузьма Прутков «Зри в корень!»
    Нынешний Украинский конкурс показал, с одной стороны, большие возможности украинских поэтов. С другой стороны, я замечаю сужение и мелкозначимость тематики произведений, среди которых слишком мало посвящено именно Украине. Быть может, это связано с обстановкой внутри родственного государства. Хотелось бы надеяться на улучшение ситуации в будущем.
   
    Председатель жюри в номинации «Поэзия»
    Вадим Соколов.
Ян Кауфман[14.01.2010 22:05:46]
   Спасибо за анализ и мнение, уважаемый Вадим.
   Они мне очень интересны...
   Ян К.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта