Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Надежда Коган 
Тема:Конкурс "Мы в ответе за них" Обзор номинации ПоэзияОтветить
   "Лицо коня прекрасней и умней.
    Он слышит говор листьев и камней.
    Внимательный! Он знает крик звериный
    И в ветхой роще рокот соловьиный.
   
    И зная всё, кому расскажет он
    Свои чудесные виденья?
    Ночь глубока. На темный небосклон
    Восходят звезд соединенья.
    И конь стоит, как рыцарь на часах,
    Играет ветер в легких волосах,
    Глаза горят, как два огромных мира,
    И грива стелется, как царская порфира"
    Николай Заболоцкий «Лицо Коня»
   
   
   
    «Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. … Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рев зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем?.. Я - человек, часть мира, его произведение. Я - мысль природы, ее разум. Я часть человеческого общества, его единица. С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются» (Заболоцкий Н.А. Огонь, мерцающий в сосуде… - М., 1995. - С.846).
   
    В классической поэзии не так уж много произведений о «братьях наших меньших». Разве что несколько стихотворений Сергея Есенина и Николая Заболоцкого. И, конечно, стихи для детей – их значительно больше, как в классике, так и в нашем конкурсе.
    Почему так? Может быть, потому, что высокий, поэтический разговор обычно происходит на равных. Поэт говорит с героем, любимой женщиной или Богом. И необходимы либо есенинская нерассуждающая нежность ко всему сущему, либо высокий разум поэзии Евгения Баратынского и Николая Заболоцкого, для того чтобы «возродить древний кельтский «реалистический натурализм», любовь к Природе ради нее самой, живое чувство естественной магии, смешанное с меланхолией, настигающей человека, едва он остается с природой один на один, и ему кажется, будто он слышит голос, раскрывающий тайну, откуда пришел человек в этот мир и какая участь ему здесь уготована» (Эрнст Ренан «Поэзия кельтов)
    Другой путь – вернуться в детство. Ведь стихи для детей – это замечательный способ почувствовать себя ребенком, со всей его непосредственностью и открытостью миру.
    Есть еще две ситуации, когда высокое поэтическое вдохновение прорывается в прозаический мир любви к нашим питомцам. Это нестерпимое чувство потери и долг человеческой совести.
    Если проанализировать стихи, поданные на конкурс, то именно эти сюжетные направления стали приоритетными.
    Детские стихи – не менее двух десятков. От самых слабеньких, но тем не менее, полных любви и ласки, до совершенно очаровательных зарисовок. Читая эти звонкие, веселые строчки, я неоднократно жалела, что в конкурсе нет отдельной номинации детских стихов. Вот там-то обязательно заняло призовое место прелестное стихотворение ГАЛИЧ «Котенок» или «Я своего кота люблю» автора Готтрайх, или «КОТ ГАВРИЛА» Александра Гракова, или «Наша Мальвина» Зинаиды Кокориной. Но как справедливо заметил один из авторов-прозаиков в нашем конкурсе – истории, связанные с появлением щенка или котенка в доме, похожи одна на другую. Поэтому лично у меня, при прочтении, скажем, пятнадцатого стихотворения на тему: «Ах, какой он хорошенький!», появлялось нехорошее желание кого-нибудь утопитьJ.
   
    Стихи, написанные на смерть четвероного друга – 12 стихотворений. Что делать, если их век короче нашего, и нам неоднократно приходится терять существо, к которому привязался всей душой? Такие стихи никого не оставят равнодушным.
    «Памяти маленькой болонки» автора kasatka, “ПАМЯТИ ЗАРИКА” Лео Гиммельзона, «Лушке» Вадима Цокуренко, «Трезвон» Ирины Дружаевой, «Еще одна оборванная нить» Григорьева, «Собачий бог» Владимира Плющикова — это маленькие трагедии, в которых авторы прощаются со своими питомцами.
    Каждое из этих стихотворений, словно током, бьет обнаженными чувствами горя и утраты — как тут судить?
    Но в любом случае, стихи — это художественное произведение, и помимо эмоционального накала, существует и техника стихосложения, и прием. Чем отличается стихотворение Сергея Ворошилова «На смерть собаки» от других, написанных на ту же тему? Чуть отстраненной картинкой. Автор не пишет, отчего погиб пес, как он умирал. Художественное воздействие достигается несколькими сильными штрихами - «лес, как снежный пес, скулит и плачет», «а у собаки на носу снежок не тает», «глядят, печалятся с небес глаза собачьи» - сдержанно, но так, как сдерживают крик, как сдерживают слезы — и от этот сдержанности у читателя сжимается горло.
    Такое же, почти космическое ощущение единства окружающего мира с уходящей жизнью лохматого друга есть в стихотворении Вадима Цокуренко «Лушке». От точных, почти дневниковых строк борьбы с бедой:
    «Чем мог помочь?.. Поил водой
    Из белой миски…
   
    Бока растягивала боль,
    Как мех гармони…
    «Попьёшь ещё?», - погладил вдоль,
    Прижав ладони…»
   
    до неожиданно распахнувшейся высоты звездного неба:
   
    «Созвездий звёздная роса
    Горит, не тая…
    Найди средь них Большого Пса,
    Ведь ты – большая!..
   
    Плывут туманы над землей,
    Горят закаты,
    И облака над головой,
    Как ты, лохматы…»
   
    В этих двух стихотворениях, занявших соответственно первое и второе места в номинации Поэзия, трагизм утери дополнен щемящей есенинской нежностью и высоким ощущением единства мира, того, о котором говорили Евгений Баратынский, Николай Заболоцкий и Эрнст Ренан.
    В стихотворении «Лунная дорога» Яна Бруштейна светло, печально и просторно. Невольно вспоминается финал романа «Мастер и Маргарита», где Понтий Пилат идет по лунной дороге вместе со своим псом Бангой. У Бруштейна немного не так — псы встречают его на этой последней дороге, и светлеет на душе оттого, что, возможно, так и будет — затянутся раны и удастся растаять в холодном лунном свете вместе с самыми верными своими друзьями....
    Другая группа стихотворений, представленных на конкурс — о бездомных животных и о нашем долге перед ними. Эта тема тоже мало кого оставит равнодушным. Александр Мецгер «Найдите котенка», Анна Былинкина «Глаза дворового котенка» Варвара Божедай «Монолог бездомного котенка», Элианна Былинная «Мерзнет пес», Владимир Агеев «Вера», шуламита чепела «Мишка», Евгений Петропавлоский «Вольная душа», Сергей Кривонос «Старый забор перекошен», Ростовский «Терпелива, добра и умна» - каждое из этих стихотворений задевает читателя, вызывая чувство боли и вины. Хотя порой и винить-то некого – погиб хозяин, или заболел, но верный друг ждет и надеется.
    Мне в этой группе больше всего понравилось стихотворение Евгения Петропавловского – герой этого стихотворения не просто бледный образ, абрис страдающего безвинно меньшого брата, а Личность, насколько это применительно к коту. Это равноправный член сообщества живых существ планеты Земля, который выбрал свой путь, не забывая и тех, кто его приручил. Это гордое стихотворение о независимости и свободе.
    Стихотворение «Мишка» автора шуламита чепела, тоже написано мастерски – и пса, и хозяина видишь. Они живые. Но все же чего-то мне здесь не хватает – в этой горькой истории, как, впрочем, и в других призывах пожалеть бездомных животных.
    В самой загадочной из библейских книг, «Книге Иова», Вседержитель является к стенающему герою и грозно вопрошает его:.
    «Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру,
    которому степь Я назначил домом и солончаки – жилищем?…
    ….Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих?…
    ….Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу?…
    ….Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою?…
    ….Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень?
    По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?…»
    Помимо великой радости созидания в этих словах древней книги звучит и другая идея: в глазах Создателя человек - отнюдь не царь Природы, единственное, что дано людям в отличие от других прекрасных созданий – это постижение смысла. А неравноправное отношение свысока, типа владелец и раб, хозяин и слуга, домашний властитель и его игрушка –это просто перенос на наших бессловесных друзей кальки из многовековой практики человеческого общества, и, наверное, неточный перенос. Ведь наши четвероноги друзья нам дают не меньше, чем мы им. В нескольких стихотворениях, представленных на конкурс, эта мысль прозвучала.
    «Я поймаю мышек,
    Ну, а если нет их,
    От любой напасти
    буду дом хранить», - говорит бездомный котенок в стихотворении Варвары Божедай.
    В стихотворении Мари Прусак «Собаки врать не умеют» тоже говорится о равноправной дружбе, но отнюдь не о рабстве:
    «…Много ль друзей в природе,
    Готовых завыть по нам?
    Если хозяин грустный,
    Пёс ему тащит кость -
    "На, похрусти-ка, (вку-у-усно)
    Чтоб веселей жилось…
    …"Спасибо, дружок!" - ответом
    Звенящий от счастья лай.
    Может, как раз за это
    Все псы попадают в рай?»
   
    И уж совсем весело, убедительно, ярко отстаивает эту позицию герой стихотворения Владимира Безладнова
    «
    Я – рабочая собака,
    Я – спортивная собака,
    Я – охотничья собака,
    Я – веселая собака,
    Очень добрая собака…
    Я – английский спаниель!
   
    Скоро снова на охоту
    Мы с Хозяином пойдем,
    Вместе – топать по болотам,
    Вместе – мокнуть под дождем,
   
    Мы и радуемся вместе,
    А порою, и грустим…
    На костре, в знакомом месте,
    Вместе чайник вскипятим…
   
    За охотничьей удачей –
    Вместе – дальше побежим…
    В общем… жизнь моя, «собачья» –
    Замечательная жизнь!»
   
    А лирическая героиня стихотворения Татьяны Коноваловой «Никак не выходит расстаться с собою» в минуты самой черной депрессии делает замечательный вывод:
   
    «Вздохнет на окне помидоров рассада,
    А черный котяра, устроившись рядом,
   
    Меня не простит, от предательства взвоет.
    Останусь пожалуй, ведь нас уже двое.
    Останусь конечно. меня приучили...
    К тому ж мы в ответе…мы их приручили.»
   
    А вот те, кто пренебрегают протянутой лапой меньшего брата, получают свое воздаяние. В человеческом мире, допускающем бездушие и жестокость по отношению к «окружающей среде» возможна ситуация, рассказанная Еленой Никифоровой в стихотворении «Не в рифму».
    «Две находки у баков железных нашли после схода морозов и снега,
    Застывших, как гипсовые статуэтки…(Какое тут сердце не вздрогнет!).
    Что страшнее вам будет услышать:
    О свертке - замерзшем новорожденном ребенке -
    или группке скульптурной – обледенелой
    Суке с прильнувшими к ней сосунками-щенками?!»­
   
    А равнодушный герой стихов Николая Шумова «Пес голодный, пес хромой», наверное, уже и сам-то себе не нужен.
    Стихи Марка Луцкого «В гостях у охотника» - вообще, словно удар. Шкуры одичавших собак, украшают стены дома охотника, словно в насмешку над теми, кто когда-то приручил первого пса…
    И конечно, мне бы хотелось отметить те стихи, которые полностью выходят за пределы дихотомии «хозяин и его меньший брат», те стихи, где появляется уважительное внимание к РАВНОМУ. Самое показательное, яркое и сильное стихотворение этого плана – «Тотемы» Игоря Лукшта. Поэт увидел свою собаку не как существо, приписанное к нему, сосредоточенное на хозяине и его доме. Он попытался почувствовать и понять интересы и внутренний мир своей собаки, независимой, познающей мир…
   
    «Её беседы с камнем придорожным,
    пером, парящим на стеблях осоки,
    сухою ветвью с иглами сучков, -
    так странно производят впечатленье
    событий важных в хрониках квартала.
   
    «Внимают ей не пыль и мишура,
    случайный мусор улицы пустынной,
    с ней говорят суровые тотемы,
    воители природы многоликой,
    священные хранители родов.
   
    …И страсти мира древнего: пожары
    любви, амбиций, игр, приязни, свары, –
    таятся в углях Дарсиных зрачков.»
   
   
    Мне кажется, это наиболее сильный взгляд на тему. Пока мы охаем и сюсюкаем, и радуемся, что зверей не бьем по голове, наше общение с планетой остается на уровне насилия. И только когда внутри себя мы установим равноправие между собой и окружающим миром, тогда, наверное, что-то сдвинется в сложных взаимоотношениях Земли и ее обитателей… Об этом, кстати, и стихи Ефима Хаята, представленные вне конкурса.
    «Жил да был Человек. Одинок:(не считая собаки).
    Ни жены, ни детей…Сам прислуга, и сам господин.
    После смерти его оказалось, что некому плакать.
    Потому что Собака отправилась следом за ним. …
   
    …Бесконечна дорога. На ней ни травинки, ни знака.
    Очевидно, и Данте Чистилище видел таким.
    Человек еле шел. Но ему помогала собака,
    Та, которая в пекло отправилась следом за ним
   
    Очень хочется быть таким человеком, вслед за которым его друг, его кот, или собака, или волнистый попугайчик, отправится даже в пекло…
    А закончить свой обзор мне бы хотелось замечательным стихотворением Евгения Баратынского. Эти стихи тоже вне конкурсаJ, но несмотря на то, что написаны они около двухсот лет назад, тема стала еще острее, еще насущнее
   
    Прорицания
   
    Пока человек естества не пытал
    Горнилом, весами и мерой;
    Но детски вещаньям природы внимал.
    Ловил ее знаменья с верой;
    Покуда природу любил он, она
    Любовью ему отвечала,
    О нем дружелюбной заботы полна,
    Язык для него обретала.
    Почуя беду над его головой,
    Вран каркал ему в опасенье,
    И замысла, в пору смирясь пред судьбой,
    Воздерживал он дерзновенье.
    На путь ему выбежал из лесу волк,
    Крутясь и подъемля щетину,
    Победу пророчил, и смело свой полк
    Бросал он на вражью дружину.
    Чета голубиная, вея над ним,
    Блаженство любви прорицала:
    В пустыне безлюдной он не был одним,
    Не чуждая жизнь в ней дышала.
    Но чувство презрев, он доверил уму;
    Вдался в суету изысканий...
    И сердце природы закрылось ему,
    И нет на земле прорицаний!
А. Невишневский[04.09.2009 18:13:11]
   Уважаемая Надежда Коган, не нашлось места в Вашем обзоре моему стихотворению и ладно, я без претензий! Но вот стихотворение Евгения Баратынского, приведенное Вами в обзоре, заставило меня написать Вам несколько строк. «...Вран каркал ему в опасенье...», по видимому ворон! Не каркает ворон в природе, ворон клекочет!
Сергей Ворошилов[04.09.2009 18:57:40]
   Каркает ворон, еще как каркает :) Говорю, как специалист. Вы правы лишь наполовину. В арсенале ворона есть как каркающие, так и клекочущие звуки... Кроме этого есть еще трубные. А вот здесь, собственно каркающие:
   
   http://music.onego.ru/?Golosa_ptic:Voron
А. Невишневский[04.09.2009 20:27:29]
   По Вашей ссылке ничего услышать не удалось, но со специалистом очень даже интересно проконсультироваться­.­ Из собственных наблюдений – не каркает ворон в природе, только у поэтов, в народных приметах, в словаре Даля. Всё перечисленное, в том числе и стихотворение Баратынского с твёрдыми и мягкими знаками, с ятями! В какой-то мере само произношение слова «каркнул» с этими знаками передаёт звучание, клёкот ворона, а каркает ворона, как в произведениях, так и в природе.
Сергей Ворошилов[04.09.2009 20:37:22]
   На ссылке в верхнем правом углу - голоса птиц. Там можете найти и ворона и ворону. Карканье у них отличается, но не сильно. Лично мне карканье ворона приходилось слышать много чаще клекота. Хотя, во время брачных полетов (в феврале) клёкот преобладает.
   А вот другая ссылочка, где можно послушать карканье ворона
   http://catarrh.narod.ru/win/raven.html
А. Невишневский[04.09.2009 21:26:28]
   А, всё-таки отличается! Сергей Ворошилов, а Вы как с восточной поэзией? Специалист? Привожу перевод Рачинского, хокку, которому уже более ста лет, к сожалению автор оригинала мне неизвестен:
   
   Каркая, воронъ
   Къ ночлегу уселся
   На ветку сухую.
   
   (01, 20) (перевод скопирован с сайта И.А.Шевченко)
   
   мне представляется, что:
   
    ворон клекоча к ночлегу уселся на ветку сухую.
   А где знаки препинания раставить? Это только оригинал подсказать может. Неужели и в оригинале ворон каркает?
Сергей Ворошилов[04.09.2009 21:46:03]
   С точки зрения классического хокку, что "Каркая ворон", что "ворон клекоча" одинаково принимаетсяь (я имею виду ударения и количество слогов). А вот ко второй и третьей строкам есть претензии... Лучше бы написать
   Каркая ворон,
   Крепкое строил гнездо.
   Ветка сломалась.
   :)
   Или что-то в этом роде, жаль оригинала не знаем:)
А. Невишневский[04.09.2009 21:45:18]
   Да простит меня обозреватель, не часто удаётся консультироваться со специалистом! Сергей Ворошилов, привожу свою попытку передать звуки, стихотворение подвергли критике (справедливой, отсутствие ритма и т.д.), а по поводу клёкота ни слова:
   
   ДУБ КРЯЖИСТЫЙ, КАК КАЛЕКА
   
   Я желал услышать птичий гомон.
   Дуб кряжистый, как калека,
   А над ним клекочет ворон,
   Я увидел тени века.
   
   Вспоминал ли старый дуб войну?
   В душу мне змеёй пролезла,
   Сто теней слились в одну
   И последняя исчезла…
   
   Одинокий дуб раздумий полон,
   Уцелел и не согнулся,
   И клекочет чёрный ворон,
   Будто чем-то поперхнулся
   
   Обратите внимание на последнюю строку "будто чем-то поперхнулся".
А. Невишневский[04.09.2009 21:59:18]
   Наверное, я увлёкся и отнимаю время, но интересно чрезвычайно! Я признателен Вам, Сергей Ворошилов, за ссылки и консультацию, а обозревателю за повод "прикоснуться&q­uot;­ к интересной теме.
Игорь Лукшт[20.09.2009 00:50:03]
   Спасибо сердечное, Надежда, за мудрое и сочувственное вчитывание в строки наших, увы, несовершенных опусов. Счастлв автор, имеющий такого читателя и критика. Низкий поклон Вам - Игорь.
Александр Богайчук[16.10.2009 05:37:28]
   Мое произведение тоже совсем не упомянуто (даже в перечислениях)...
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта