Обзоры и итоги конкурсов | Литературный конкурс «МОЙ адрес – и дом МОЙ, и улица, и город, в котором ЖИВУ!» В своем небольшом обзоре я хочу сказать несколько теплых проникновенных слов о тех произведениях, которым место совсем в другом месте. То есть, в другом конкурсе. Приступая к чтению «Прозы без юмора» в разгар конкурса (в состав жюри вошла позже остальных жюров), я была несколько озадачена: одно произведение не по теме, второе, третье… Условно в тему… тема боком… на периферии… Наверное, я чего-то не понимаю в Положении конкурса. Вчитываюсь снова и снова: «…Наш адрес (дом, улица, деревня, село, город) – это часть нашей жизни. В своем сердце мы носим воспоминания о малой родине, где прошло беззаботное детство, об улице, на которой растрачивали бесшабашную юность, о городе, в котором взрослели, набирались мудрости, делали успехи и терпели неудачи. Мы не можем быть равнодушны к тому месту, в котором ЖИЛИ. И к тому месту, в котором ЖИВЕМ теперь. …В задачу автора входит рассказать о любом СВОЁМ (героя) конкретном месте жительства, воссоздать художественный облик, связанные с ним события и чувства. Автор может продемонстрировать относящуюся к теме проблематику, отобразить действительность, имеющую место в настоящем или прошлом…» Казалось бы: все просто и ясно. Единственное уточнение: понятие адреса покрывает и понятие «родная страна». Оставим в стороне стихи, вставленные в номинацию «Проза». Могу предположить, что авторы либо не знают разницы между прозой и поэзией, либо у них «глючит» комп и не туда вбрасывает тексты. Бывает в жизни всякое. У нас таких немного: и десятки не наберется. Отбросим также пару штук произведений, авторы которых не поняли, что ОДНО произведение означает именно ОДНО, а не два... А что остальные «невтемные»? Ребята, вы всерьез считаете, что написать в начале текста «дело было в Халабуевке» - это означает показать «адрес как часть нашей жизни, о которой мы носим воспоминания в сердце»? Или это у нас такая массовая проверка жюров на внимательность? Вдруг они не читают Положение, да и тексты тоже? Разочарую вас, друзья. Читают. И Положение, и тексты. Понимаю, вступление мое звучит резко. Извините. Но после того, как прочитав 106 произведений, да и не по разу, а по нескольку разов – в поисках воплощения темы - мы, все трое, дружно вычеркнули из этого списка примерно 50 штук … Трудно оставаться в благодушном настроении. Ниже приведенные замечания основаны на высказываниях всех трех обозревателей. Если хотя бы один из нас утверждал, что произведение «в тему», мы оставляли его в поле конкурса. А теперь пройдусь вкратце по самым интересным произведениям. Главное замечание ко всем этим рассказам: АВТОР НАЗЫВАЮТ МЕСТО ДЕЙСТВИЯ, но оно не ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВУЮЩИМ «ЛИЦОМ». Все происходит где-нибудь, но причем тут «адрес, хранимый в сердце»? (ПРИМЕЧАНИЕ. Поскольку на портале есть проблемы с отображением ссылок, с вопросами «Почему ссылка не работает?» советую обращаться к админу). 1. Дуб Автор: Подымочка http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=141823&pid=71&nom_id=153 Рассказ очень неплох. Но основная его тема: чудо, рожденное Верой. По задумке и по исполнению рассказ можно отнести к «прозе для детей». В таком аспекте он смотрится очень достойно и, думаю, своей цели – привлечение внимания детей к теме православия достигает. С темой конкурса рассказ связан только тем, что упомянутое в рассказе село является местом жительства мальчишек. Но по этому признаку – наличие в произведении места действия соответствующими теме можно будет признавать большинство рассказов… Все трое обозревателей отмечают, что, в принципе, рассказ мог бы получить высокую оценку… в другом конкурсе. 2. Он никогда не был в ресторане... Автор: Владимир Борисов http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=175099&pid=71&nom_id=153 Прекрасный, психологический рассказ, искренний. Трудная горькая судьба пенсионера-ветерана. Написано правдиво, но без надрыва, без слезовыжималки. Но вот тема… Да, тут описан город, хорошо описан, ярко. Подан он отдельными картинками: всезнающие старухи у подъезда, вереница магазинов, в том числе сияющий рекламой супермаркет и т.п. Город предписывает герою двигаться по своей орбите, не замахиваясь на чужую. И все-таки, мы сошлись во мнении: условно в тему. Жаль. 3. «Награда». Александр Мецгер http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=197317&pid=71&nom_id=153 Еще одна страшная история безысходной одинокой старости, о заброшенности ветерана. Принадлежащий герою дом становится объектом махинаций нечистоплотной санитарки, и старик оказывается выброшенным из собственного дома. Да и из жизни тоже. Написано отлично, искренне. По качеству : получил бы высокий балл. Но, увы… адреса в том смысле, как требуется по теме... 4. «Братишка, рубля не найдется?». Автор: Александр Граков (Лекса) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=197325&pid=71&nom_id=153 Прекрасный рассказ. Но история могла, в принципе, произойти где угодно. Тема конкурса не раскрыта… Замечательно описан рынок Краснодара. Но это не «адрес», это просто «место». Грустно. 5. «Светлый человек» Автор: Лариса Коротенко http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=195033&pid=71&nom_id=153 Эссе о хорошем человеке. Разумеется, описано место его жительства. Хорошо, душевно. Но именно как место действия. Как фон, как неосновной элемент фабулы. Мы оценили – выше среднего балла – и отнесли к «условно-в-тему». 6. «Посмотри смерти в глаза». Автор: Владислав Кураш http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=168187&pid=71&nom_id=153 Содержательный, интересный очерк-воспоминание. Мог бы занять хорошее место в другом конкурсе. Абсолютно не в тему. 7. «Неотправленные письма». Автор: Сергей Дигурко (asada) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=124263&pid=71&nom_id=153 Очень хороший рассказ. С фантастической «чертовинкой». В небольшой объем автор вложил большую жизнь, и ничего не скомкал, сказал то, что должен был сказать – основное в этой жизни. Но вот с адресом… мастерская в Лондоне, Лоо, Москва… Как калейдоскоп мест. Адресов, но в таком - почтовом смысле, а не в том, которое носишь в сердце. Условно-рядом с темой. 8. Посреди пыльного и скучного города. Автор: Анка http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=187151&pid=71&nom_id=153 В этом рассказе старый дом – отнюдь не адрес, а характеристика эмоционального состояния героини. Но проблема не в этом. Рассказ настолько сумбурный, что не сразу и понимаешь, где кончается «она» и начинается «он». 9. КУБАНСКИЕ ПОДСНЕЖНИКИ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР Автор: Евгений Петропавловский http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=197660&pid=71&nom_id=153 Острая газетная статья. Жутковатая. «Адреса» нет близко. Увы. 10. Зацепка. Автор: Власенко Ирина Владимировна http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=197 738&pid=71&nom_id=153 Некоторые фразы повергали в стопор: «маняще сверлят мозги далекие огни новых городов»… «Ветер со свистом пролетал мимо нее, пытаясь унести с собой её длинные волосы»… Это как? Закручено – еще не значит глубокомысленно, а глубокомысленно, еще не значит – с мыслью. В общем, автор повествует нам об одиночестве и потерях. Рассказ с позиции противоположного пола – это дело трудное, и тут не очень получилось. И отражения темы конкурса в этом рассказе мы не встретили. 11. Белка. Автор: Шушаков Олег Александрович http://www.litkonkurs.ru/?dr=4 5&tid=197754&pid=71&nom_id=153 Героиня жила в деревне, переехала в город, что ее и сгубило. Идея понятна. Только конкурс наш тут ни при чем. 12. Забытое детство (отрывок). Автор: Саша Ирбе http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=171 162&pid=71&nom_id=153 Рассказ о жизни в интернате. Автор показывает взаимоотношения: ребята-ребята; ребята-учительница. Интернат – просто место действия. Мы по-разному оценили этот рассказ, кто-то счел его слабым, кто-то скучноватым, кто-то сухо-торопливым. Возможно, потому, что отрывок, и этот факт порождает всякие непонятки. С темой рядом, но увы… 13. Плес . Автор: Хельга Янссон http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=197 951&pid=71&nom_id=153 Если даже и связывать рассказ с темой: Плес – место жительства героини, то текст выполнен слабо. Напоминает наброски к будущему рассказу: познакомились с местной жительницей, сходили в музей, потом еще раз в музей, потом – герои обнимаются - жительница в кустах, потом – встреча на берегу, потом – уехали… А какой красивый мог выйти рассказ о прелестнейшем Плесе, с девушкой, всю жизнь ожидающей корабли! Грустно… 14. Уличные забавы. Автор: К.А. Прохоров (Сектант) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=198 116&pid=71&nom_id=153 «Адрес» - детство (город, улица, крыши…) Очень даже неплохой рассказ, но ситуация с ним, как и с рассказом «Дуб» - не по теме. Мы не увидели воплощения «адреса». 15. Черепаха. Автор: Юрий Никулин http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=198 206&pid=71&nom_id=153 И здесь тема не раскрыта. «Адрес» сбоку, как место основного действия. А так… интересный рассказ, ничего не скажу. 16. Бери шинель, пошли домой. Автор: Юрий Теплов http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=198 210&pid=71&nom_id=153 Военные мемуары. Афган… История любви, верности, долга. Увы, снова кажется, не по теме нашей. Обидно-с… 17. Путевые заметки"(отрывок). Автор: Надежда Николаевна Сергеева Пересказ событий очередного отпуска. С эпизодом про городской парк. С отступлениями-воспоминаниями о прошлом. Читать интересно. Написано неплохо, хотя замечания к тексту есть. Увы, это не «адрес», это места, которые литгерой посещает. 18. "ДОСМОТРЕНО". Автор: Карен Агамирзоев (Tulli) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=144 765&pid=71&nom_id=153 Прекрасный автор, интересный материал … Истории Карена всегда очень увлекательны, содержательны. Читаются на одном дыхании. Но не по «Адресу». 19. ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ. Автор: Мила Адато http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=195 345&pid=71&nom_id=153 Основная тема - Наум Рабинович… тема адреса совсем уж «сбоку» Рассказ отличный. «Вкусный». Симпатичный. Только не из этого конкурса. 20. СОСЕДИ... Автор: Наталья Ланге (ПЕГАС) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=118 886&pid=71&nom_id=153 Симпатичная история об обезьянке и ее соседях. И опять тут у нас тема конкурса мимоходом… Просто беда с этой темой. И чего мы ее придумали? 21. Пушкин, улица Конюшенная. Автор: Эльвира Смелик http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=198 999&pid=71&nom_id=153 Приходится смириться с тем, что это не «Мой адрес», а писателя А.Беляева. Очерк о писателе, крепкий, интересный. Но это произведение о писателе, процессе творчества, о сосуществовании с физическим недугом. А именно темы «адреса» мы не увидели. 22. Как это было (главы повести). Автор: Валерий Белолис http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=576 86&pid=71&nom_id=153 Много «адресов», но они лишь точки в памяти (или вехи, как хотите). Главное в произведении – это сопряженные с этими вехами события. Интересное произведение, но тема ЭТОГО конкурса где-то на периферии. 23. Отец Автор: Нина Роженко http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=199 944&pid=71&nom_id=153 Хороший рассказ. О детстве, об отце, о любви, о том, что не надо откладывать на потом свою нежность к близким людям. Они должны знать, что они вам дороги. Теплый, душевный рассказ. Да, просто отличный! Но мимо темы. Любовь к отцу – это все-таки не «адрес». 24. . Позднее прозрение. Автор: Рогочая Людмила http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=155 732&pid=71&nom_id=153 Настоящая семейная сага. Автору удалось в малом объеме рассказать о большой жизни, о сложных отношениях в семье, трудной судьбе героини. И настоящая трагедия в конце. Как жаль, что не в тот конкурс выставлено. На этом поставлю точку. Возможно, коллеги-обозреватели дополнят. Не сомневаюсь, что кое-кто сейчас скажет: «А я вот тут сказал то-то, и имел в виду вот это… и тему воплотил». То, что автор имеет в виду, знает только он сам. Если три человека этого самого в тексте не увидели, то что-то с воплощением явно не так. Если хоть один из нас (повторюсь) видел воплощение темы конкурса, рассказ оставался в конкурсе. Но на периферии его. Желаю всем участникам творческих побед в других конкурсах и неиссякаемого вдохновения. С теплом и весной вас, друзья! Kira Lyss |
| Марина, мои дотошные расспрашивания связаны не с вредностью, а с искренним желанием понять (понять, а не оспорить!), чем мой рассказ не совсем чтобы в тему конкурса. Какой-то такой намек прозвучал у, как ты пишешь, официального обозревателя. Спрашиваю совершенно без подвоха. Мое мнение - дом, это не деревянная (каменная, бетонная, глинянная конструкция), а то место, где тебя понимают, принимают (таким, как ты есть). В моем рассказе заложен парадокс. Дом героини (деревянная двухэтажная конструкция) домом (в этом смысле не был). Им стал дом из шкур последим тундры. Яранга. Этот дом имеет, как я уже написала, конкретный адрес! В рассказе я пыталась показать АТМЕСФЕРУ этого дома в узком смысле и дома по имени Чукотка в широком смысле. Конечно, через судьбу девушки, которая там оказалась. Но суть рассказа - это чувство дома. И вот хочу понять, в чем НЕ ТА СУТЬ. Честно. Напоминаю, что рассказ выставила на этот конкурс не с целью получить награду, а с целью разобраться в его качестве. |
| Оль, ну не ко мне вопрос! Я именно так и прочла твой рассказ. Поставила высокий балл. В своих "разборках" я пыталась все-таки обобщить мнение трех. Но за коллег отвечать не могу. Анастасия выставила свое вИдение. Например, мое личное мнение: и Елагин, И Белолис в точку попали. И в тему, и по качеству. НО совокупная оценка отнесла их рассказы ближе "К выходу" с темы. А вот рассказ Борисова (признавая мастерство) я лично почти вычеркнула, но мнение коллег вернуло его в рамки темы. ТО же с "Буранами". Мне показалось, что тема не совсем освещана, но ребята заставили взглянуть пристальнее, убедили. Это вот такая работа, для этого нас там в жюрах несколько человек всегда работает. ПОтому как все есть просто человеки. |
| Коллега, я предлагаю альтернативный собственному обзор работ по Прозе без юмора. "Проза без юмора. Обзор." Все работы - отличные, некоторые полные шедевры. Мы не присудили никаких мест, потому что всех поставили на первое место. Критиковать некого. Все попали в точку, даже стихи в прозу. Отдельное спасибо авторам, кторые выставили по нескольку произведений вместо одного - дополнительное наслаждение. Всю оставшуюся жизнь мы посвятим подробнейшим рецензиям на ваши гениальные произведения. Примечание: Прошу данный обзор считать запоздавшей первоапрельской шуткой. Можно смеяться. Или просто хихикать. С теплом, Жюра Альтернатов |
| Эх, вот умею я кашу заварить... Сейчас сравнила с официальным обзором по этой номинации: все так спокойно, у всех выступавших отличное настроение... С немым вопросом в собственном взоре перемещаюсь из офиса в домашнюю обстановку. До встречи... |
| Марина, я практически послав всю свою работу... по адресу, заканчиваю обзор. Хочу написать все так, как чувствую. А чувствовала я не только позитив... Боюсь гнева несогласных с моей точкой зрения авторов... Боюсь, но пишу :) |
| Уважаемый Геннадий! Вы выбрали не того адресата. Все Ваши претензии о том, кто чего и сколько сказал предъявляйте к ведущему обозревателю или Председателю жюри. Я, как рядовой обозреватель в своем ЧАСТНОМ обзоре имею право говорить столько сколько считаю нужным. Хорошего дня, Марина |
| ДОбавлю. Переписка с уважаемым Геннадием Лагутиным переросла рамки обсуждения конкурса, и себя давно исчерпала. Потому ставлю тут точку. И более на эти реплики не отвечаю. С уважением и наилучшими пожеланиями, М. Черномаз |
|
|