Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Новости и объявления
К темам проекта
Автор:Вадим Соколов 
Тема:Давайте поговорим о ВерлибреОтветить
   Большая советская энциклопедия
   Вначале небольшая справка.
   
   Свободный стих,
   верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов С. с., отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С. с. от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения С. с. связан с более традиционными формами родной поэзии — с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом во Франции, с книттельферсом (народным четырёхударным стихом) и нем. гекзаметром в Германии и т. д. С. с. чаще всего написаны произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С. с.: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм народной поэзии; влияние библейского и литургического стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмических эквивалентов) иноязычных литератур; воздействие разговорной речи.
   Термин "верлибр" введён французским писателем Г. Каном в 1884; но становление С. с. наблюдается со 2-й половины 18 в.: И. В. Гёте, И. К. Ф. Гёльдерлин, Г. Гейне в Германии, У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной литературе, А. П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты С. с. в 19 в. принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (перевод цикла С. с. Гейне "Северное море") и др. Распространение С. с. начинается с 70-х гг. 19 в. и нарастает в 20 в. (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар,ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В конце 19 — начале 20 вв. в России многочисленные С. с. создают А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В современной русской поэзии С. с. становится продуктивной формой особенно с конца 50-х гг. — Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов и др.; в других литературах — Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей С. с. продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы.
Вадим Соколов[12.01.2009 13:34:11]
   И еще одна справка.
   
   СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — термин, к-рым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином «лирика в прозе».
   
   К произведениям такого рода относятся известные «Стихотворения в прозе» Тургенева, «Поэмы в прозе» Бодлера и др. Типическими признаками С. в п. является их краткость, рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец, как часто полагают, ритмичность речи. Таким образом С. в п. представляется своеобразным сочетанием признаков стиха
   и прозы, чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно мы называем прозой как раз такие формы речи, к-рые по своей организации полярны стиху. Однако нужно отметить, что, несмотря на все попытки определить признаки «ритма прозы», такого определения найти не удалось. Ошибочность обычного представления о С. в п., выразившаяся и в двусмысленном его наименовании, состоит в том, что в определении его структуры шли от внешних аналогий со стихом, тогда как структурные особенности т. наз. С. в п. — глубже и своеобразнее. Легко заметить, что в С. в п. мы сталкиваемся с характерными чертами лирики. Действительность в нем отражается не столько путем непосредственного изображения объективных явлений, как в эпосе, сколько путем изображения субъективного переживания, вызванного тем или иным явлением жизни. Эта характернейшая черта лирики полностью наличествует и в С. в п. Отсюда и вытекают такие структурно родственные лирике его особенности, как рудиментарность сюжета, показ характера в его отдельном состоянии, а не в цепи их, краткость и, наконец, специфическая лиричность авторской речи, ее индивидуально-эмоцио­нальная­ окраска. Речь произведения такого типа характеризуется обилием и эмоциональностью пауз, относительной самостоятельностью слова, зачастую интонационно равного целому предложению, обилием восклицательных и вопросительных построений, богатством эмфазами и т. д. Стих является лишь одной из форм такого рода поэтической речи, формой, в к-рой указанные особенности сочетаются с ритмом в точном смысле этого слова. Сама же лирически окрашенная поэтическая речь распространена и в прозе, где она дает весьма разнообразные виды, подчас очень близкие к стиху, но не имеющие стиховой ритмической организации и связанных с ней явлений (константы, строфы, рифмы и т. д.). Так организованная проза может быть вкраплена в общее повествование (например авторские отступления в «Мертвых душах» Гоголя), но может иметь и самостоятельное значение. В последнем случае мы и имеем дело с так называемым стихотворением в прозе, которое на самом деле представляет собой не что иное, как лирическую прозу, лирику в прозе, явление в известной мере переходное и возникающее на «стыке» лирики и эпоса, как двух основных форм развертывания образов, и организации художественной речи в литературе.
   
   Явление лиризации прозы характерно гл. обр. для литературных стилей, проникнутых субъективизмом, — для романтизма, импрессионизма. От лиризации прозы, от жанра С. в п. следует отличать искусственные попытки внести в прозу принципы стихотворной ритмической структуры (напр. Вельтман, А. Белый), что приводит на деле к чередованию стихотворных и прозаических фрагментов или к фактическому превращению прозы в стих.
Вадим Соколов[12.01.2009 13:49:15]
   В качестве затравки хочу предложить вашему вниманию собственное произведение в этом жанре.
   
    Я видел…. (Стихи в прозе)
   
   Я видел,
   Как в черной грязи
   Барахтался лебедь.
   Пытаясь взлететь,
   Он крылья пытался расправить,
   Но черная изморозь нефти
   Прочной пленкой
   Опутала крылья,
   Не давая возможность
   Взлететь к небесам.
   А над ним высоко
   Кружили коршуны,
   Не рискуя, впрочем,
   Спуститься к нему.
   И лебедь молчал,
   Не желая тревожить подругу,
   Делая вид,
    Что он просто устал.
   А она,
   Понимая, что всё бесполезно,
   Всё летала над ним
   И, крича, призывала его:
   Сделай, милый, прошу
   Еще одно усилье…
   Мы должны к дому
   Улететь своему.
   Обессиленный лебедь вздохнул
   И поник головою.
   Черные крылья его
   Прилипли напрочь к земле.
   И не было сил,
   Чтоб взлететь,
   Уже не было времени
   И силы его безвозвратно ушли.
   Но тут
   Появился некто
   И лебедя вытащил
   Из скучной и вязкой грязи.
   Он взял его на руки
   И крылья очистил,
   Чтоб тот улетел
   С подругой своей.
   И, чуть отдохнув,
   Снова лебедь расправил
   Свои крылья
   И в небо рванулся,
   Где подруга ждала,
   А человек
   Радостно улыбнулся…
   Он лебедя спас
   И не нужна ему похвала.
   
   С другой стороны, существует и свободный стих, например:
   
   Григорий Остер. Из книги :"Вредные советы"
   
   Никогда вопросов глупых
   Сам себе не задавай,
   А не то еще глупее
   Ты найдешь на них ответ.
   Если глупые вопросы
   Появились в голове,
   Задавай их сразу взрослым -
   Пусть у них трещат мозги.
Денис Скрыпник[12.01.2009 14:44:03]
   Очень интересное направление. В рифме не всегда можно выразить
   глубокую мысль.
    Свободный стих все же поэзия. Здесь чувствуется некое настроение
   стихотворения.
Вадим Соколов[12.01.2009 14:21:37]
   И все же, в одном из этих видов стихосложения есть некий признак, который наиболее близко подводит сочинение именно к стиху - это ритмическая основа., которая как бы скрепляет, цементирует сюжетную линию.
   Иногда кажется, что сочинять произведения в таком стиле легко: пиши, что вздумается - размера нет, рифмы - нет. На самом деле это не так. Не подчиняя написанное строгим правилам, вы попадаете в другую ловушку: расхлябанность текста, отсутствие четкой основы делает ваш текст пустым, не наполненным смыслом и жизнью
Ленча[12.01.2009 14:29:53]
   Ой, Вадим, какую же интересную и больную для меня тему подняли. Заранее благодарю.
   С верлибрами я уже давно разобралась. Не путаюсь - все в порядке. А вот "стихотворение в прозе" с трудом отличаю от "миниатюры"­;.­
   Вот хотя бы пример:
   Н А Д Е Ж Д А
   
    Надежда спала на крыльях Веры. И если бы не внезапное ее пробуждение, меня бы просто уже не было. Как не было бы капли дождя, замечтавшейся в тумане; как журавля, вопреки всем законам, жаждавшем стать синицей в руках – но в теплых живых руках, а не в необъятном пустынном небе, где холодно, неуютно и одиноко…
    Одиноко… Что значит одиноко? Одиноко в толпе… Одиноко вместе с близкими родными людьми, когда над Вами висит давящее гнетущее Молчание. Не то родственное молчание, рожденное пониманием и истинной близостью-общностью душ. Когда нет нужды задавать вопрос: «О чем ты думаешь?». Когда свет глаз, подобно проектору, высвечивает жизнь твоей мысли, твоей мечты. Когда одиночество не отступает, а просто не существует, как таковое.
   
    И только тогда, когда одиночество не отступает, а просто не существует, как таковое – Вера никогда не позволит уснуть Надежде даже на своих крыльях.
Ленча[12.01.2009 14:37:02]
   Вот у Вас, Вадим, "с. в п." имеет графический рисунок, прослеживается
   легкая сюжетная линия. А у меня ни того, ни другого нет.
   Как бы Вы определили жанр "Надежды"?­
   С уважением, Ленча
Вадим Соколов[12.01.2009 14:56:24]
   Я бы сказал, что это миниатюра, т.е. проза.
   Видете ли, верлибр должен иметь более сжатый "романтический характер". Это отнюдь не означает, что верлибр повествует о возвышенном, но более сжат и более упорядочен.
   Например, у Хэмингуэя короткие рассказы, в частности, о войне, можно отнести к верлибрам, настолько они сжаты и энергически емки.
Вадим Соколов[12.01.2009 15:03:47]
   Кстати, эта тема уже поднималась в Дискуссионном клубе
   http://www.litkonkurs.ru/?pc=forum&;m=3& amp;vid=194310&p­roject=5.­
   Но мне показалось, что тема о раличных поэтических формах далеко не исчерпана.
Ленча[12.01.2009 15:05:45]
   Вадим, Вы меня не совсем правильно поняли. Я спрашивала - не вирлибр или миниатюра, а стихотворение в прозе или миниатюра.
   Пример верлибра я могу Вам привести:
   * * *
   Во время оно
   одни, сгорая на кострах
   за идею,
   возносились на небеса.
   Другие,
   отрекаясь от неё
   и падая на колени,
   превращались в камни…
   
   Нынче
   коленопреклоненные
   среди камней,
   мы с мольбой глядим в небеса –
   нам страшно…
   Нас сжигает «огненная вода» -
   огненные реки,
   огненные океаны,
   не оставляя пепла…
   
   Это верлибр. Не стихотворение в прозе.
   А вот "Надежда",­ не имеет сюжетной линии и т.д. Скорее это похоже на стихотворение в прозе. Хотя может быть Вы и правы. Может быть это и миниатюра. Но миниатюра относится к малой прозе, а не к поэзии.
   Хотя в ней есть и некая легкая поэтичность. Как же быть с определением жанра?
Вадим Соколов[12.01.2009 15:41:17]
   Все же это миниатюра. Для стихотворения в прозе несколько, с моей точки зрения, не хватает поэтичности. Очень тонкая грань... и сказать наверняка крайне сложно
Ленча[12.01.2009 15:56:58]
   Спасибо Вам, Вадим!
   Странно только - неужели больше никому не интересна эта тема?
   Куда народ подевался?
   С уважением, Ленча
Вадим Соколов[12.01.2009 17:07:02]
   Думаю, дело в том, что эта тема уже была в Клубе.
   
   А какую тему хотели бы Вы услышать завтра?
Ленча[12.01.2009 17:22:46]
   Так с ходу и не ответишь. Надо подумать...
Татьяна Кунилова (Stik)[12.01.2009 17:44:24]
   Думаю, это еще и потому, что люди с работы еще не все пришли.
   А в Дискуссионном клубе мне так никто и не сказал, что такое моя "Вспышка" - верлибр или белый стих...
   Может, скажете?
   
    Вспышка
   
    Миг настал – мы повстречались взглядом…
    Вспышка – ты летишь в провал бездонный,
    В черный космос дорогих очей…
    Ты себя почти не ощущаешь,
    А с тобою пролетают рядом
    Искры солнц… и светлячки созвездий,
    Что лишь смутно, кажется, знакомы…
    Вспышка снова – оказались рядом…
    Как? Не помнишь…
    Кто из нас двоих
    Сделал шаг, чтоб ближе стать друг другу?
    Важно ли? И снова ищешь взгляд,
    Чтобы утонуть в его пучинах…
    Вспышка! Не падение – но взлет!
    Снова космос, но уже – ты сильный,
    В нем себя не чувствуешь песчинкой –
    Двое нас, и бархатная мгла
    так успокоительно мерцает
    Звездами.
    В душе твоей сгорает
    Пламя страсти, в нежность воплощаясь,
    В нежность… И желанье – защитить…
    Вспышка! Вновь Земля.
    И бренность будней
    Ослепляет... Предопределенность,
    Понимание – нет, это не влюбленность.
    Это – больше.
    Это – навсегда…
    Вспышка! Космос…Звезды… Ты… И я…
Вадим Соколов[12.01.2009 18:03:30]
   Кажется, что это свободный стих. Есть некая ритмичность без соблюдения рифмы и строя.
   Строго говоря, как мне кажется, в свободном стихе должна быть более четкая ритмика, например, как у Остера. Но, возможно, я ошибаюсь.
   
   Шутка
   
   Буду я отстукивать свой ритм,
   Чтоб писать стихи в свободной форме.
   Напишу про зайчиков и школу
   И куплю себе я пива, но не боле.
   Попивая пиво с белой пеной,
   Буду грызть я воблу (очень жестко!),
   А допив, забуду про тетрадку,
   Спать пойду - сегодня встал я рано что-то.
Татьяна Кунилова (Stik)[12.01.2009 21:13:47]
   Ну что ж)))
   Главное - стих))) Не проза все-таки
   Вообще, я не задумывалась, какой форме принадлежит эта ВСПЫШКА...
   Мне просто хотелось передать это ощущение, когда падаешь в омут глаз... картинку, чувства... а уж какая при этом получилась форма, я стала думать много позже)
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта