Обзоры и итоги конкурсов | Обзор произведений ( краткий) в жанре " Крупная проза", представленных на конкурс ВКР - 5. этап второй. Друзья, со -Ратники, коллеги! Во - первых, прошу прощения, что немного припозднилась со своими оценками: мне дали передышку только школьные осенние каникулы. Как коротки они, так коротки будут и мои заметки о произведениях, представленных на второй этап нашего рыцарского турнира "Вся королевская рать – 5" Но все же позволю себе два слова вступления, коротко обозначив те проблемы, которые филологу - профессионалу видны, так сказать, "невооруженным глазом". Первое – практическое неумение почти всех уважаемых авторов составлять синопсисы – краткие и ёмкие тексты - слоганы, рассказывающие о содержании, теме, и, быть может, даже - о главных героях их творений. Второе - неумение тех же уважаемых конкурсантов не в ущерб себе и нам, членам жюри, так сократить произведение или выбрать отрывок из него, чтобы оно представилось всем читающим его, отдельным, цельным куском, а не неким коллажом или, лучше сказать, "лоскутным одеялом", как произошло это, увы, у автора неплохой повести " Финская рулетка" Кто - то может сказать, что все, мною здесь перечисленное, - дело техники. Но если мы, авторы Портала, считаем себя "профи", творим, то делу Творчества тоже нужно учиться, дорогие коллеги. Неспешно, терпеливо, но - все – таки – учиться.! ( Я пишу этот абзац не только для участников Форума жюри, но и для всех тех, кто прочтет мой обзор в дальнейшем. Не сочтите его лишним, друзья!) Третья же проблема – наиболее острая, на мой взгляд, и я о ней уже не раз говорила. В прежних обзорах Это стиль и язык, которым наши авторы должны владеть в полной мере. Я бы желала, страстно хотела видеть это и на Конкурсе ВКР – 5 и на Портале ЧХА вообще. Но приходится читать и постоянно видеть совершенно иное. Секретами литературного мастерства, увы, немногие из авторов, представленных на столь престижном Конкурсе своим Творчеством, владеют в совершенстве, или хотя бы на уровне, скажу так, "выпускника – лицеиста" Поясню Выпускники Лицеев, до революции, к примеру, какую бы профессию они за плечами не имели: юриста, поэта, воина, инженера, мореплавателя, ученого, - абсолютно все умели, дерзали и желали правильно взвешенно, ярко, точно, образно, и главное – грамотно, - изложить свои мысли - и в частном письме и в печати. Умение же и владение, к примеру, эпистолярным стилем ценилось особо. А теперь – все наоборот, кажется. У многих Творящих остается мера владения языком и его стилистическими законами на уровне начальной школы, простите. Увы!... Что тут делать? У меня нет универсального рецепта. Или же, напротив, для меня лично, как пишущего человека, он непременно будет связан с внутренней свободой Духа и Души. С уважением себя, как Автора и читателя, как со – автора… Но это так, лирическое отступление Мысли по ходу прочтения материалов, представленных на конкурс. Нам же с Вами, уважаемые члены жюри, от души желаю на сей раз быть строже в критериях оценок Конкурса. Ведь это не первый этап, не пробный. Уже - второй. Значит, он должен быть более зрелым, взвешенным, осознанным. И для авторов и для нас, судей. А теперь, позвольте приступить к обзору, некоторых произведений, привлекших мое внимание на сей раз. Итак. [ЗА ВСЁ НАДО ПЛАТИТЬ /Отрывок из повести "Тени прошлого"/ Автор: Любовь Шифнер http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=145732&pid=50&nom_id=126] Интересный замысел романа остаётся на уровне недописанного школьного сочинения, словно автору не хватает сил сделать полный вздох. Что мешает. Скованность, трафаретность языка, шаблонность его. И не только его, но и шаблонность ситуаций психологических, представленных в романе. Слабо выражены образы главных героев, не прописан четко конфликт, основная идея. Я могу предугадать в тексте каждую следующую фразу. Это не очень интересно. Вспоминается Марина Цветаева: "Если у Вас в тексте упоминается мост, не описывайте его подробно, для этого существует архитектура" А тут помада, наряд героини в зеркале, цвет ее волос.. Это настораживает вовсе не потому что автор не должен давать описания внешности, а потому, что он уж слишком увлечен такими предсказуемыми подробностями Непредсказуемость – одна из высших линий мастерства Творца слова.. В данном тексте я её не вижу, увы, хотя, сам замысел и основная его нить, соткана вполне в духе времени и его реалий.:)))))) Сам текст оцениваю строго только на 4 балла. ["В пути" - синопсис и отрывки для конкурса Автор: Анна Китова. http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=179192&pid=50&nom_id=126] Мне очень понравилось - эмоционально и ярко, немного нервно и чуть неровно, но это отнюдь не мешает. Напротив, истинно " дамский почерк" Текст почти моментально погружает читателя в атмосферу мира Творчества и тех людей, которые его создают, и это некое " кружение" стремительности - нравится, оно к месту, оно нужно… Наряду со всем этим: ясно, зримо и глубоко присутствует в романе сложная психологическая подоплека, тема судьбы главной героини, ее становления, как Личности. Достаточно зрело, уровень мастерства, " владения таинственным ремеслом укрощения слова" довольно неплох, если только не считать некоторой скованности в обрисовке образов главных героев. Смело можно рекомендовать издателям для публикации в журналах и отдельной книгой., потому что есть стиль и своя, своеобразная манера. Оценка - 9 баллов. ["Источник" (фрагмент и синопсис) Автор: Игорь Дорогобед. http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=180842&pid=0] Необычайное, яркое и точное видение автором проблемы клонирования, проблемы феномена " дежа вю", своеобразие напряженного любовного конфликта. Проблема авторства, творчества, существования Творца в мире Людей. Ярко, зримо, глубоко. Сюжет мастерски выдержан в духе аллюзии, "перевернутого зеркала". И трудно отличить грани реальности и вымысла, что отмечаю для себя особо. Язык сочный и выразительный, графическая, четкая прорисовка образов. Уровень мастерства автора высок. Претендует на призовое место. Оценка - 9 баллов. [ЧЕРНЫЕ ПАРУСА АНАРХИИ, Часть № 1, "Татарский прорыв".Автор: Каринберг Всеволод Карлович http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=140084&pid=50&nom_id=126 ] Очень мало авторов берут себе в союзники историю при отборе тем для Творчества, для больших, глубоких замыслов.. Именно потому мое внимание привлекла эта серьезная работа. Отмечаю, что здесь на высоком и свободном уровне владение историческим материалом. Темой, Фактами. Датами. Деталями, что немаловажно, для истинной прозы Почти удалось "свободное парение, полет"…. Но вот владение языком и его полновесными синтаксическими конструкциями все же оставляет желать лучшего. Это настораживает – сухость и напряженность языка, отчего определенно страдает сюжет. Пожелаю автору большей "свободы полета" и в лексике, и в законах стиля, языковых конструкциях.. Уверена, что она, эта свобода, придет. Вещь сама по себе весьма оригинальная. Прочла с интересом. Можно отметить специальным. призом, грамотой жюри Оценка - 7 баллов. ["Знамение" Автор: Николай Толстиков http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=182475&pid=50&nom_id=126] Тяжеловатая добротность слога, неожиданные повороты сюжетных линий, при всей их кажущейся неторопливости и неспешности. Где – то и в чём - то явственно слышны авторская ирония, авторский сарказм. Признак таланта. Герои зримые, даже очень. Осязаемы. И судьбу каждого из них можно выделить в отдельный сюжет, со своей темой и фабулой, что, несомненно, показывает очень высокий уровень мастерства автора. Еще чуть более глубины в обрисовке и характеров. Чуть резче, обрывистей, не так расплывчато должна бы быть видна в романе основная линия конфликта, более стремительным, образным и четким текст - и произведение с таким большим философским подтекстом и неоднозначной, спорной темой восприятия поколениями идеи веры, спасения души, "тропы к храму" свободно выдвинула бы его в разряд блестящих! А пока.. . . . Пока - оценка - 7 баллов. "Наш дом". Автор: Mайк Джи http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=178751&pid=50&nom_id=126] Здесь меня заинтересовала, прежде всего, многослойность, многоплановость текста. Свободное обращение к литературным традициям, в частности, как мне показалось, даже и к средневековой легенде о Крысолове. Это подразумевает глубину, обширность авторского замысла. Язык неплох, хотя есть некоторая сухость. А, может быть, в фантастике так оно и нужно)))))). Оценка - 7 баллов. Желаю удачи автору и новых интересных замыслов. [ Синопсис к повести «Ангел серебристый" и отрывок из вышеупомянутой... Автор: Владимир Борисов (Vladimir) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=180390& pid=0 Присоединяюсь здесь к мнению ведущего обозревателя И. Мазилина: материал повести очень интересен, легко читается, есть образность, ирония, насыщенность сравнениями и аллюзиями, обращение к глубоким философским вопросам, через некий "мистический колорит", что придает тонкое своеобразие, оригинальность тексту. Лишь настораживает немного скованность языка. Технически творение нуждается в стилистической и пунктуационной правке. Небольшой. Свободный претендент на второе или третье призовое место Оценка - 8 баллов. [Прокурорский надзор. Автор: Любовь Будякова http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=171058&pid=50&nom_id=126] Оценка - 8 баллов, за блестящее владение сюжетными линиями интригой. Желательна лишь точность в деталях, синтаксических конструкциях, пунктуации, а так с удовольствием прочла и заинтересованность осталась чисто читательская, что говорит о многом. [Потолок (отрывок) Автор: Воронина http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=183897&pid=50&nom_id=126] Очень "неженский" текст. Реалистичный и психологический, зримый детально, что делает его близким к очерковому натурализму. Этим увлекаться вряд ли стоит. Впрочем, тут можно спорить. Когда-то Тургенев говорил Флоберу и Мопассану, что " и в самой конце темной лестницы нужно оставлять и автору, и читателю возможность «»пути наверх". Только стремление вверх - созидательно. Чуть хотя бы. Намеком, каплей, словом, штрихом. У автора этого пока не вижу. Настораживает. Но владение основными литературными приемами налицо. Пожелание автору - более свободное и строгое одновременно "дыхание стиля" и более глубокое владение психологическими приемами обрисовки ситуации. Может быть, чуть меньше детализированности. Словом, опять: " не описывайте мост"… Большой минус, что нет синопсиса Вернее, что он такой куцый. Как бы - вырванный. А так - вполне можно было бы отметить грамотой жюри, специальным призом. Моя личная оценка - 7 баллов. Несколько слов «постскриптум«». Всеволод Круж обратил моё внимание на то, что М. Воронина - начинающий автор, и ей необходима помощь. Я в свою очередь, обратила внимание на ее рассказ, опубликованный в четвертом номере журнала «Лауреат«» Манера – та же самая: неженская, реалистичная, жестковатая. Она мне импонирует, поскольку предполагает, несет в себе определенный, довольно высокий заряд таланта, Дара. Но, всё же. . . Дальнейшая, упорная, кропотливая работа над стилем, языком и формой произведений - над стремлением найти «искру света в конце туннеля« - я на этом просто настаиваю! - даст свои большие плоды.. Только пожелаю М. Ворониной «»приручить« и полюбить свой талант и тех героев, о которых она так остро и больно пишет. Теперь о работе, Драка из-за девочки. Из романа "Одинокая звезда" Автор: kasatka http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=167426&pid=50&nom_id=126 Сюжетно – нравится, конфликтные ситуации обрисованы довольно ярко, но как говорит иногда на репетиционных прогонах театра «Современник«» Г. Б. Волчек: « чего то мне не хватило», чтобы признать свершившееся – совершенным. Какой то искры, изюминки, свободы владения языком и конфликтными пластами романа. Большая форма все – таки предполагает в себе некий «секрет виртуозности«». . . Впрочем, достойно быть отмеченным и вниманием жюри и грамотой, если не за художественное мастерство, то за широту замысла. . . А теперь я перехожу к двум основным претендентам на " золото и серебро" в нашем Конкурсе. На мой взгляд, среди общего количества работ – а есть очень много - не соответствующих номинации по объему, я их пока здесь не упоминаю, - главные места оспаривают, и очень весомо: [Будни радиожурналистки Автор: Petrykovskaja http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=179259&pid=50&nom_id=126] Очень хороший психологически остросюжетный роман, местами вовсе "не дамский". Мастерство автора видно, ярко и - безусловно, как и владение всеми основными литературно- композиционными приемами. С этой работой, с почерком автора я знакома по первому этапу. Очень понравилось при чтении. Захватывающе. Зримо, остро, равнодушия нет. Желаю только большей одухотворенности и, может быть, точности , отточенности и зрелости, многогранности, в психологической обрисовке конфликтных ситуаций, отношений героев Это придаст роману большую достоверность и яркость. Оценка - 10 баллов. [ "Из прошлой жизни". Синопсис для ВКР Автор: Сергей Дигурко (asada) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=178196&pid=50&nom_id=126} Блестяще написано. Яркий, мужской текст. Прекрасное владение композиционно сюжетной линией романа, всей его сложной и многослойной интригой, всеми приемами литературного мастерства. Образы героев сложны, блестяще точна в резком немногословии их психологическая обрисовка. Единственное сожаление мое: стиль немного обрывист, а большая вещь, с глубоким социально - психологическим под текстом, на мой взгляд, непременно требует и некой синтаксической усложненности, и, одновременно - законченности, завершенности фраз. Но это - чисто женский взгляд, а проза то – мужская: )). Обращает на себя внимание высокая и веская достоверность бытовых и военных, так сказать, деталей в романе, на фоне слома времен, эпох, стран и событий. Для меня был ясно виден также еще и некий философский подтекст романа. Роман сам по себе очень стремителен. Это - интригует и является лишним доказательством мастерства автора. Обращает на себя внимание летящая, свободная полнота синопсиса. Автор умеет и не боится делать нужные сокращения. На мой взгляд, роман Сергея Дигурко – достойный претендент на первое место в конкурсе ВКР – 5. Моя личная оценка – 10 баллов. Грамотами жюри так же вполне могут быть отмечены работы: [Путешествие на тот свет (отрывок) Автор: Ринка http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=185701&pid=50&nom_id=126 ] За бесстращие и актуальность поднятой темы, владение сюжетом, композицией за авторский юмор и иронию скрыто и талантливо присутствующую в тексте. [Город NN и его обитатели (отрывок для конкурса) Автор: Велесов Олег http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=183706&pid=50&nom_id=126 ] За авторскую виртуозность, сарказм и бесстрашие быть сравнимым с классиком литературы, Салтыковым – Щедриным! Если бы существовала призовое место за сценарное мастерство на нашем конкурсе, можно было бы смело присудить его Олегу Велесову. Работа его легко читается, иронична, оригинальна по замыслу. _____________________ Те произведения, которые ошибочно были внесены в номинацию и относятся к жанру рассказа, а не крупной прозы, что было добросовестно отмечено в обзоре ведущего обозревателя Ивана . Мазилина, я вовсе не берусь оценивать, так как вполне с ним в этом случае- солидарна. Внесла поправки и в ошибочное мной прежде названое заглавие романа С. Дигурко С уважением ко всем членам жюри и авторам, принявшим участие в конкурсе: Светлана Макаренко – Princess. Ноябрь - декабрь 2008 года. |
| Светлана, спасибо вам огромное за рецензию. Есть над чем подумать, о чем посокрушаться, чему возмутиться и так далее. Я непременно учту ваши замечания и пожелания. Может, когда-нибудь напишу шедевр. Вот только... Как мне изменить жесткую манеру письма? Увы, я так смотрю на мир и так его вижу. С уважением, Марина |
| Марина, дорогая, не надо Вам менять манеру письма. Она у Вас необычная. Просто в ней должна быть крапинка света.. Я уверена, все Вам будет по плечу и из Вас непременно вырастет мастер. Просто, м.б. надо чуть больше любви к своим героям.. Не стесняйтесь ее! Удачи Вам! |
| Светлана, большое спасибо Вам за обзор, за добрые пожелания! И у меня такой вопрос, возможно не по теме. У меня есть рассказ, который из-за слишком большого объёма может принять участие только в номинации крупная проза. Но под само понятие "крупная проза" он, получается, не подходит, так как не является повестью. Что делать? Это я спрашиваю для того, чтобы в будущем не ошибиться. Да и другим авторам, возможно, интересно. С уважением, Олег. |
| Олег, вообще - то, как такового, понятия " большой рассказ" нет. Есть понятия литературные: повесть или новелла. Если Ваш рассказ по объему подходит к новелле, то может быть отнесен к разделу : "малая проза". Не стесняйтесь, дерзайте, работайте и все у Вас получится!:)) Удачи Вам!. |
| Дорогая Светлана! Большое спасибо за такое внимательное отношение к работам. |
| Вам спасибо, дорогая Злата, за то, что Вы ни одно наше усилие на Портале, ни одну работу не обходите своим вниманием. Поздравляю Всех участников конкурса и членов жюри с завершением второго этапа! |
|
|