Повторяю преамбулу предыдущего обзора, ибо касается она абсолютно всех номинаций. Наверное, самое важное при вынесении тех или иных оценок в конкурсах вообще, в целом - определиться с критериями. Невозможно не учитывать то обстоятельство, что победителей в конкурсах всегда на порядок меньше ( и даже более того) чем всех принявших в нем участие. Из этого следует понимать, что большинство, ознакомившееся с итогами, будет ими неудовлетворено. Часть из них смиренно примет решение жюри, но часть… обязательно задастся вечным вопросом, причем в одном и том же ракурсе: не «чем они лучше меня?» , а именно – «А чем я хуже их?» И вот тут открывается самое важное: если лучшими названы произведения действительно слабые, никудышные, то любой непобедивший участник будет иметь полное право от всей души смачно лягнуть жюри и почувствовать свое моральное превосходство: «Ну, да, пусть я пишу не очень хорошо, но в победители-то определены тоже невесть какие гении!». И гнев его в отношении приоритетов, избранных членами жюри, в немалой степени будет справедлив. Чем же должно в такой ситуации руководствоваться в своем выборе жюри? Как известно, ничего идеального в нашем мире нет: ни идеальных вкусов у коллектива судей, ни легионов идеальных произведений, к которым было бы невозможно придраться. Или почти нет. Какими бы замечательными и изысканными не были наши литературные вкусы, но если мы В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ не станем обращать внимания на очевидные ляпы, синтаксические, семантические, грамматические и логические ошибки конкурсантов, совершаемые ими в своих трижды гениальных опусах, то грош нам, как судьям, цена! Профессионализм оценщика заключается не в том, что он суммирует мнения двунадесяти членов жюри, собранных по эмоциональному типу «ах, как мне это нравится!» или «бррр… как мне это не нравится!» и выводит из этих собранных эмоций среднеарифметическую ерунду. Профессионализм судьи литературного конкурса заключается в том, что он ни при каких эмоциональных обстоятельствах, не должен «пропускать» в победители безграмотный текст. Хотя бы с точки зрения великого и могучего русского языка! Хотя бы для того, чтобы его же потом не тыкало носом в эти ошибки непобедившее большинство, охваченное праведным гневом и терзаемое негасимой обидой… Теперь о массовости конкурса. Что дает массовость? В первую очередь она дает громадное количество никуда негодных произведений . Процентов 70 прочитанного можно совершенно свободно и честно забыть после прочтения первых двух строчек. Впрочем, зачастую хватает и первой же безграмотной фразы. Однако, несмотря на такой довольно легкий отсев, в этом мутном словесном потоке сознания всегда есть шанс уловить золотую крупинку. Вот ради неё и стоит работать! Талантов не бывает много. Нигде. Ни в каком деле. Никогда. Потому и победители в конкурсах, если приглядеться, практически одни и те же, с вариациями. И это справедливо. Но это не каста неприкасаемых. Новые обнаруженные таланты имеют полное право присоединиться к этой когорте в любой момент! Только их всегда будут считанные единицы. Такова реальность. Потому, повторяю, победители должны определяться в первую очередь не по принципу красивой строчки или «обалденного» образа, а по элементарному принципу грамотности. И уже при наличии таковой – пожалуйте - все остальное. В данном конкретном случае и я , и остальные члены жюри старались сделать все от них зависящее, чтобы малограмотных текстов среди победителей было… как можно меньше. Что из этого получилось… сейчас и поглядим. И НЕ ЗАБУДЕМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ – ЛУЧШЕЕ! Первое место – не присуждается Второе место - Ольга Грушевская "Когда ты рядом" http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=158380&pid=17&nom_id=80 Когда ты рядом, боюсь спугнуть тебя. Прислушиваюсь к твоим интонациям. Когда ты споришь, удивляюсь твоей напористости. Когда внимательно слушаешь, благодарна тебе. Когда ты властно к себе притягиваешь, молчу, погружаясь в твои прикосновения, поражаясь своей покорности. Я купаюсь в твоей нежности, купаюсь в любви твоей. Смотрю в глаза твои и вижу свою новую историю. И ты в меня вглядываешься, словно с листа считываешь. Иногда, как на ребенка смотришь с умилением, тогда мне кажется, что силы твоей достаточно, хватит на нас двоих. Но уходишь ты, словно в черные дыры проваливаешься. Знаю я, ты - в делах, может быть, тебя даже нет в городе. Где ты, с кем ты, для меня неведомо. Иногда рассказываешь истории из бисера. Когда перезваниваемся, радуешься. Но порой звонки мои, как в пустую комнату. Тогда в душе моей - неверие. А вдруг я тебя выдумала? «Люблю, люблю, - отчаянно шепчешь ты. – Вера - это самое главное». И стыдно мне за свои сомнения, назойливо-мелочные... Грамотно написано, уверенно, однако … для первого места, на мой взгляд, рассуждений и наблюдений как бы со стороны - многовато, а вот самого чувства, страстности – недостаточно… Тем не менее, безусловно, рекомендую на второе место Третье место - Наталья Ланге "Не говорю о пустяках" http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=140835&pid=17&nom_id=80 Не говорю о пустяках, О главном попрошу: Не верь, когда в своих стихах Я о любви пишу. Не передам и не предам То, что дано двоим. Не доверяй моим словам, Поверь глазам моим. Никто пока не запрещал писать миниатюры стихами, концовка стихотворения достаточно выразительна, со спокойной совестью дал бы и второе место, но поддержки в этом вопросе у коллег не нашел… А не давать призового места вовсе – не мог себе позволить. Концовка хороша. Третье место - Марина Морозова "Хочешь?" http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=147097&pid=17&nom_id=80 - Хочешь, я построю для тебя такую лестницу, по которой ты сможешь забраться на небо? Поверь, мне это совсем не сложно – ведь я это буду делать для Тебя! Ты заберёшься по ней, сядешь на мягкое облачко, свесишь ножки, и будешь смотреть на звёзды, которые окажутся совсем-совсем близко! Ты протрешь звездочки фланелевой тряпочкой, и они засияют, приветливо тебе улыбаясь. А потом, как знать, может они и споют тебе … Если приглядишься, ты даже сможешь увидеть серебряные ниточки, которыми привязана к ночному небу луна. А за черным пологом ты увидишь ночных ангелов, спешащих туда, где сбываются сны. Хочешь, я построю для Тебя такую лестницу? На мой взгляд довольно-таки сусально-масляно, не слишком верится в этакое сюсюканье и красивости, однако поскольку кого-то именно это привело в восторг, получилось третье место – как компромисс мнений. Впрочем, хорош ли подобный компромисс, не знаю… Грамота - Валерий Белолис, "Обретенная теплота" http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=152143&pid=17&nom_id=80 Какой-то пучок света бьет справа. Снег… Даже не снег. Пыльца. Летает, клубится, шевелится спираль мельчайших пылинок серебра в луче света. Колко струится мороз в нашем дыхании. Ее шапка сползла на лоб, она смеется, искрится дыханием, ищет мои руки, говорит: «Упаду!», и хохочет, падая, заплетаясь ногами в глубоком снегу… А вокруг озера высоченные ели, как великаны-постовые, добродушно улыбаются в усы, покачивая тяжелыми головами… Шу-Шу-Шу. Осуждают? Оберегают миг поцелуя. Губы очень чувствительны. Кажется, что целую кровью. Нервы все в губах. Волны тепла от губ разбегаются по всему телу… И глаза… Угли. В них нет смеха. Они темны и горячи остывающим костром, внутренним жаром. Только дунь - разгорится. Готовность к пожару, к взрыву, к пропасти. Только я догадываюсь, что в нем под обманчивым остывающим слоем прикрытия… Смеяться не хочется… Хочется не вставать из сугроба и не терять внезапно обретенную теплоту и нарастающее возбуждение. Описание эротического возбуждения, довольно точное, хотя, собственно и не претендующее на всеобъемлющее описание любви. Грамота, тем не менее заслуженна Грамота - Steigmann "Повенчанные одиночеством" http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157979&pid=17&nom_id=80 Повенчанные с одиночеством. Миниатюра. Их почти никого уже не найти на земле. Затерялись следы, высохли слезы, распрямились травы, и даже старые зеркала, в которые они гляделись с надеждой и тревогой, разбиты и выброшены на свалки. Разве по деревням еще доживают свой сирый век остатки горестного поколения женщин, вдов Великой Отечественной . Пули или осколки, не просто загасили жизни их любимых на фронте - они повенчали миллионы женщин с горьким одиночеством. Жернова годов перемалывали их любовь, память. Они,терпеливые и гореустойчивые, не умели красиво говорить своих чувствах , они просто ушли со своими мирами, веря, что идут на счастливое свидание. Ведь бог недаром затеял их жизни и любовь. Энергетика любви неучтожима. А на Земле они заслуживают, рядом с памятниками их мужьям- Монумента Любви. Лично мне показалось излишне наигранно-патетичным, однако, других членов жюри достаточно впечатлило. В итоге – компромисс. ДАЛЕЕ По мнению членов жюри – еще две работы, достойные награды: Грамота - иRина, "Рана" http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=146007&pid=17&nom_id=80 Грамота - Гимельзон, "Спасибо, дамы, вам за вас!" http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157995&pid=17&nom_id=80 |