Круглый стол | НЕМНОГО ВСХЛИПОВ Очерк, увы, - вымирающий жанр. Он сходит со сцены нашей журналистики. И не потому, что не читаем, не востребован. Уходят из журналистики личности… А безликий очерк - не очерк, обычная корреспонденция. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОЧЕРК? Небольшое литературно-публицистическое произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни. Заметьте – реальных! Полет фантазии заключается в осмыслении, но четкая привязка к действительности – обязательна. Объектом газетного очерка может быть только социально значимая личность (группа людей) или явление. Свою подругу (бабушку, соседку) как просто хорошего душевного человека опишите в рассказе, а в центре очерка должен быть именно социально значимый объект. Далеко не каждому этот жанр дается, так как он синтетичен – предполагает и анализ, и художественное осмысление. Позиция автора - выпукла, ярко окрашена, часто оригинальна (собственный взгляд на привычные явления). Осторожно с художественным вымыслом! Если что и дорисовывать, - то очень корректно (например, в виде предположения или каких-то параллелей). "Надстроечные" материалы (из Вашей фантазии) желательно оговаривать, в противном случае это может вызвать недоверие, нивелирует документальность. Пример «надстройки»: «Что думал в той критической ситуации Михаил? Может, вспоминал своего недавно родившегося сынишку и то, как носил его бессонной ночью по комнате? Может, думал о молодой жене, которая в свои 23 года уже успела побывать вдовой? Неужто - и второй раз? А может, все силы сосредоточил на этом проклятом вентиле, который все еще не хотел закрываться? Скорее всего, последнее. Ведь, если разобраться, все предыдущее зависело от последнего…» ИЗ ЧЕГО СТРОИТЬ ? Хороший очерк отвечает на следующие вопросы. Где? Кто (что?) Зачем? Каким образом? По какой причине? Во имя чего? Но отвечает не в лоб, а опосредовано. Цифры, фамилии и географические названия появляются в нем лишь в меру необходимости (цифры – в меру острой необходимости). Они должны органически вплетаться в текст, потому что не они - главное. Главное – глубинная суть явления или личности. Важно – динамично начать и эффектно закончить. Интригующие начало будет удерживать внимание читателя довольно длительное время. Но если конец будет смазан, - весь труд журналиста пойдет насмарку. Примеры динамичного, интригующего начала. «В городе только и говорили об этом случае…» «Никогда не прощу ему, никогда, - поклялась Марья Петровна, узнав, что…» «Она поселилась в развалюхе, которая считалась нежилой. Здесь провела самые счастливые дни своей жизни…» Окончание может быть четким и жестким («Посеявший ветер, - пожнет бурю. Жатва состоялась»), парадоксальным («Прощаясь, я спросила, чего им сейчас хочется больше всего. - Семечек, – сказала Лида. Я очень семечки люблю. Лида отбывает наказание за убийство собственного отца – пьяницы и мучителя».), лиричным («А дождь все шел и шел, смывая с земли все лишнее… Завтра будут грибы! – подумал Леонид»).Но он несомненно должен быть эффектным, венцом всего повествования. КАК СДЕЛАТЬ ОЧЕРК ЖИВЫМ Прежде всего увидеть все своими глазами, потрогать собственными руками, побыть в том явлении, с тем человеком (коллективом), о котором пишешь. Сочные, яркие детали и нюансы, которые и делают очерк художественным, трудно додумать. Их нужно прожить. Как можно писать о шахтере, ни разу не спустившись в шахту? Что можно понять о художнике, не видя его картин? Жизнь лесника невозможно передать, не походив с ним по лесу… Ловите типичные слова и фразы, фиксируйте детали, вылавливайте собственные ощущения и ассоциации. Осмысливайте и классифицируйте увиденное. Не описывайте, а показывайте. «Иван Корауге имеет большой опыт работы в оленеводческой бригаде, он хороший специалист» - плохо. «Корауге понималал, что уже никогда не победит в беге на оленьих упряжках, но он знал здесь каждую кочку. Мог в плотном тумане или пурге мастерски, почти «на автопилоте» обогнуть ту расщелину, в которой в пять лет назад поломали ноги 6 телят. Он каждого из них знал по имени…» - хорошо. Чтобы читатель не заскучал на втором-третьем абзаце, его нужно «подкармливать» разными «заманухами». Мысль можно оставлять и возвращаться к ней, задавать «провокационные» вопросы, дав на них сперва полуответы. Можно подчеркивать нестандартность ситуации. Держать интригу… Еще раз повторюсь. Очерк должен дать новое понимание, новое видение кого-то или чего-то, окрашенное личностью самого автора. Читатель должен проникнуться сутью явления, полюбить Вашего героя, вместе с Вами открыть какую-то тайну, которая сделает его счастливее. Чтобы, в конечном счете, в мире стало теплее. Чтобы мир стал лучше. Если очерк этому не служит - Вы зря потратили время Желаю, чтобы Ваше время было потрачено не зря. Дерзайте! Ivolga |
| Отлично! Спасибо за подвижничество, иначе я этот цикл назвать не могу! |
| Это действительно отличный профессиональный пилотаж! Спасибо, Ольга, от коллеги со стажем. Читала въедливо, но оба урока-"ликбеза" оказались на высоте! Вы молодец! |
| Спасибо и Вам, коллеги. Будем надеяться, что это пригодится и конкурсантам :) |
| Да, это интересно и поучительно. Но я не могу уловить четкой разницы между очерком и эссе, если она существует. В социальности? Но и эссе может быть социальным. Спасибо, Ivolga. |
| Очень четкой разницы нет. Есть нюансы. Напишу определение. Эссе - это жанр художественно-публицистического, и научно-популяризаторского творчества, характеризующийся свободной, не обязательно исчерпывающей, но выразительно индивидуальной трактовкой темы. Говоря по простому, здесь больше личного, больше свободного полета и чуть меньше объективной аналитики. Появлением эссе в европейской литературе мы обязаны М. Монтеню. Он в своих "Опытах" ( фр. essai - опыт, набросок, очерк) очень просто и понятно объяснил: "Я свободно излагаю свою мысль обо всех предметах, даже о тех, которые выходят за рамки моего понимания и кругозора. Высказываю ее (мысль) не ради того, чтобы изложить понятие о ПРЕДМЕТАХ, а для того, чтобы изложить понятие о МОИХ УБЕЖДЕНИЯХ". Знаменитыми эссеистами ХХ века считают Б. Шоу, Г. Честертона, Дж. Голсуорси, А. Франса, Т. и Г. Манна, Й. Бехера, П. Сартра, А. Моруа. В русской литературе на эссе израдно смахивает ;) "С того берега" Герцена и "Дневник писателя" Достоевского. Если скромно пристроиться к этому списку (чтобы Вам долго не искать примеры), то на страничке Ivolgi Вы можете найти такие примеры эссе (я не о качестве, - о жанре), как "Семейное имущество", "Цветы и камни", "Дом, дерево, сын... или Нечто о целях..." , "Сказка моих подружек" (выставлена на конкурс "Мы все в одной лодке"), "Сад моей души" и т.д. Эссействую ;) на полную катушку ;))) Буду рада, если кто-то заглянет в эти примеры :) |
|
|