Обзоры и итоги конкурсов Автор: | Уваркина Ольга | | Тема: | ОТКРЫТЫЙ литературный конкурс "О, Альпы, о Рейн, о Дунай голубой". Номинация "О деятелях культуры". Обзор шорт - листа. | Ответить |
| Говорить о деятелях культуры Запада - это вести разговор о гениях в различных областях науки и культуры и искусства: учёных, философах, художниках, скульпторах, писателях, поэтах. Тема эта как бы стоит над временем и пространством, потому что гений – явление широкомасштабное, не подчиняющееся временным рамкам и не привязанное к определённому месту действия. Гений в своём творчестве – мировое достояние человечества. В данном конкурсе были заявлены работы о деятелях культуры, живших с начала ХIII века по ХХI век, включительно. 35 авторов нашего Портала написали 42 стихотворных произведения, в которых попытались в поэтической форме рассказать о деятельности знаменитостей и гениев Запада, их характерах, творческом процессе, линии жизни. Я хочу поблагодарить всех участников конкурса данной номинации и выразить некоторое сожаление о том, что ряд работ мог бы попасть в шорт – лист и претендовать на призовые места, если бы авторы внимательнее читали Положение о конкурсе. Это связано с превышением текстового объёма ( стихотворение И.С. Бах. Пассакалия до минор») и грубыми орфографическими и синтаксическими ошибками ( стихотворение «Данте»). Хочется выразить большую благодарность замечательной поэтессе Илане Вайсман за её организаторский талант и большой вклад в работу нашего жюри и отдельное спасибо Лео Гиммельзону за тактичное руководство и профессиональную помощь. Шорт-лист 23 (30 строк). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124117 Композитор Счастье - автор Семён Венцимеров 24 (20 строк). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124158 Божий набор - автор Александр Сухих 25 (35 строк). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124212 1. Азбука Брайля 2. Плесень Александра Флеминга - автор Марк Луцкий 27 (58 строк). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124283 Гений на отдыхе - автор Ицхак Скородинский 31 (14 строк). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124577 Микеланджело - автор Люче (Людмила Чеботарёва) 37 (65 строк). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=126390 Женские стихи - автор Барышня 38 (39 строк). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=126678 Cальери - автор Любелия 41 (53 строки). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=127983 «Я – не человек, я – судьба». Фридрих Ницше - автор Надежда Цыплакова 42 (30 строк). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=128096 Слушая Баха - автор Юрий Берг 48 (24 строки). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129397 Свидание с Марком Шагалом - автор Елена Текс 50 (20 строк). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129909 Как же быть с Моцартом? - автор Ольга Ферер 52 (41 строка). http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=130135 1. Не Беатриче - автор Люче ( Людмила Чеботарёва) 1.„Гений на отдыхе“ http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124283 Речь идёт о Никколо Паганини, о чём автор сообщает в последней строке. Упоминается и скрипка Гварнери, изготовленная специально для маэстро. Паганини играл только на скрипках Гварнери дель Джезу. Будто дьяволом одержимый композитор и виртуоз, даже будучи наедине с женщиной, мыслями оставался со своей скрипкой, своими „каприсами“ . Это был его рок, его Голгофа. И автор рассказывает об этом в стихотворении. Написано произведение Белым стихом, или верлибром, пограничный жанр – поэзия + проза, но с устойчивым ритмическим рисунком. Не являюсь поклонницей «нерифмованной поэзии», но это заворожило своей поэтичностью, страстностью, гармонией. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини – его приемов употребления флажолетов, пиццикато, двойных нот и разных аккомпанирующих фигураций. Его собственные сочинения изобилуют очень трудными пассажами, по которым можно судить о богатстве технических приемов Паганини. Некоторые из этих композиций представляют лишь исторический интерес, но другие – например, Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса – занимают почетное место в репертуаре музыканта. Автор стихотворения с помощью выразительных поэтических образов, отразил страстную, демоническую музыку Паганини в замечательном стихотворении. 2.»Азбука Брайля» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124212 В произведении речь идёт об открытии и создании французским тифлопедагогом и талантливым музыкантом Луи Брайлем азбуки и нотописи для слепых. Хорош уже зачин, лаконичный, но вместительный по информативности: „Шесть точечных волшебных бугорков, / И оживает мир литературный“ В новизне темы «Азбука Брайля» простота и глубокая проникновенность в мир человеческий: так художественно в «Азбуке Брайля» отражено изобретение Брайля, позволившее открыть мир незрячим соплеменникам нашего рода человеческого: «И звуки, и слова несутся вдаль, И глаз увидел золотые ветви». И как философски глубок вывод: «Бывает, что и зрячие – слепы, А вот у Брайля и слепые – зрячи». 3.„Плеснь Александра Флеминга“ – http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124212 В стихотворении речь идёт об открытии пенициллина английским бактериологом, лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине Александром Флемингом. Автор опоэтизировал сугубо прозаические факты и сумел слогом поэзии рассказать о вещах обычных, бытовых. Хорошие рифмы, несмотря на четыре глагольных в первой строфе . В стихах - ударный финал, обобщенная законченная мысль, резюме жанра басни. Запоминаются, как афоризм: «Поймать успех не каждому дано, Видать, Жар-птица в этом виновата… Воистину, неряшливых – полно, А Флемингов, как прежде, маловато!» 4.«Микеланджело» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124577 Стихотворение о гениальном скульпторе, художнике и поэте 15-16 веков Микеланджело Буонарроти. Написано в форме сонета. Есть экспрессия, выдержана форма и ритмика. Интересные сравнения „рваная рана на груди Каррары“, „скорбный путь во мраморе верша“. Форма оригинальна и буквально чеканит содержание. В стихотворении отражён процесс творчества мастера. Вот, как об этом писал сам гений: «Когда скалу мой жесткий молоток в обличия людей преображает, - Без мастера, который направляет Его удар, он делу б не помог, Но божий молот из себя извлек Размах, что миру прелесть сообщает; Все молоты тот молот предвещает, И в нем одном - им всем живой урок. Чем выше взмах руки над наковальней, Тем тяжелей удар: так занесен И надо мной он к высям поднебесным; Мне глыбою коснеть первоначальной, Пока кузнец господень - только он! - Не пособит ударом полновесным» 5.»Свидание с Марком Шагалом». http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129397 Шагал Марк Захарович – график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер фундаментальных и прикладных видов искусств, выходец из России. Всё творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. О, Витебск, маленький Париж, Зеленоликий, краснохатый! И ангел - Серафим крылатый Крылом коснется твоих крыш…» … Свидание с художником состоялось. Очень запоминающееся стихотворение. Пронзительно-грустное и прозрачное. Наполненное лирической интонацией. Зримые образы, картины Шагала, кто их знает, встают перед глазами, а несведущим многое скажут детали картин, с любовью описанные в строках стихотворения. В 1920-1930-х годах окончательно формируется художественно-философская система Шагала с особой ассоциативностью и метафоричностью образного строя. Простодушный, мудрый и одновременно изощренный мастер создал свою индивидуальную мифологию, внутри которой в равновесии существовали земля и космос, Париж и российская провинция, высшие силы, люди и животные, с которыми постоянно приключались различные метаморфозы. Остросовременный, даже в своей архаичности, он был "ничей", не принадлежа ни одной школе, ни одному течению. Именно к России в дни радости и печали был обращен благородный и мудрый взор Марка Шагала. Сбившиеся в кучу, запорошенные снегом домишки Витебска с высящимися вдали православными церквами будут до последних дней появляться на его холстах, акварелях, рисунках и гравюрах, символизируя Родину - Россию. «…Где васильков щемящей синью, Пропитан холст Его, доныне Похожий на оживший миф. Что чувствовал, когда писал В Париже - витебские лица?.. А мне опять все ночи снится Лица растянутый овал». 6.»Как же быть с Моцартом?» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=129909 «Славный мотивчик. Вы разве не слышали? Плавно кружится и тает над крышами. Вместо осадков – Бемоли с диезами Фортепианными грезами-пьесами…» Очень интересное вкрапление и применение музыкальных обозначений, легкость интонации и ритмики. Крепкая конструкция. Читается на одном вздохе. Славный мотивчик… Но грифель ломается, Нот ожерелье на пол рассыпается. Кто-то наступит Дорожными кедами. …Как же быть с Моцартом? Слопать с конфетами… Сопряжение лёгкой, игривой интонации с восприятием действительности по отношению к имени композитора. Мысль автора понятна: в магазинах всюду „Моцарткугельн“ - ешь–не хочу. 7.„Не Беатриче“ http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=130135 Предвижу возгласы искушённых авторов: »Причём здесь Беатриче? Ведь она не была деятелем культуры?» Согласна и только – наполовину. Смерть любимой Беатриче положила начало философским размышлениям великого Данте Алигьери, средневекового итальянского поэта и философа к размышлениям о жизни и смерти и написанию гениального труда всей своей жизни «Божественной комедии». Я не смогла пройти мимо, не отметив это прозрачное стихотворение, акварельное. Красивые сравнения - „зреют пузыри, как яблоки“; „дождь на тоненьких ногах, обутых в стертые пуанты“. Безупречно выдержан размер и ритм. В невесомых, воздушных рифмах вырисовывается образ той самой бессмертной возлюбленной Данте. 8»Божий набор» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124158 Стихотворение посвящено русским поэтам – эмигрантам 20 века: И. Бродскому, И. Елагину,Л. Губанову и многим другим, волею судьбы и обстоятельств покинувших Россию. Автор стихотворения пытается, как бы, подвести современников к зеркалу времени, снять с них маску равнодушия, показав им (современникам) истинное их лицо, глаза, что не разглядели «божий набор» за своим «песочным миром»: «Скользим грунтованным суконным Не взглядом» Стихотворение отличается оригинальным стилем построения и внутренней свободой самовыражения. Форма буквально чеканит содержание. А содержание – одна мысль: умирает гений, и мы часто только тогда понимаем, кем он был для всех и для нас, - но выражена образно и правдиво. И восклицаем в МАСКАХ ПЛАКСЫ". Что это за "плаксы"? Кто это? Зачем им маски? Кроме того, "хранить зубами" невозможно! Держаться за что-то зубами, цепко, крепко - другое дело. „Грунтованным...не взглядом“ - надо понимать, загрунтованным, т.е. нечётким, невидящим. „... кто вольный – не рядом“. А как быть с Высоцким? Его-то знали и любили при жизни „от Чёрного и до Охотского“. Вот такое сравнение. 9.«Я – не человек, я – судьба». Фридрих Ницше http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=127983 Тема о творчестве выдающегося философа Фридриха Ницше актуальна, поскольку мы очень мало о нём знали. Стихотворение отличается образным отражением мук и полётов творчества и судьбы выдающегося мыслителя-философа-писателя. «В ночах бессонных глыбами играл, жонглировал истории субъектом таким, что если б шар один упал, то раздавил бы миллионы смертных». В нём затрагиваются философские вопросы бытия, попытка их анализа. Умное стихотворение, интересные, но не бесспорные умозаключения. Оно наводит на раздумья о возможной „режиссуре“ свыше, то есть судьбе, роке в земном пути человека. «Как истина прозрения страшна!.. Господь и Дьявол - режиссёры силы, оставили безумцев имена в Театре человечества. Курсивом». 10»Слушая Баха» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=128096 Художественное отражение хорала в сопровождении органной музыки Баха в Висбаденском храме. В целом стихотворение передает атмосферу храма, в котором звучит орган, и рисует гамму чувств, охватывающих слушателя. Весьма выразительны образы и сравнения: «Стонет в молитве церковный хорал, Страстно взрывается в гневе, Скорбно вздохнув, уплывает финал Облаком, плачущим в небе». Очень убедительно передано авторское отношение к восприятию музыки Баха: «Слушая Баха, парю в вышине, Совесть свою очищая Боже, прости мне мой новый роман, Чувства пылают, - не к даме. Поздней любовью люблю я орган, В евангелическом храме». 11.»Композитор Счастье» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=124117 Автор душевно, напоминая нам о прекрасной музыке немецкого композитора, одного из представителей музыкального классицизма 18 века Кристофа Виллибальда Глюка, которая, да и сама фамилия композитора ассоциируются с ощущением настоящего Счастья, подводит нас к глубокой философской мысли: «Жизнь была бы слаще, Было б больше сил, Если б каждый Счастьем Для другого был». Стилю Глюка присущи простота, ясность, чистота мелодики и гармонии. Именно эти качества являются основными составляющими понятия земного Счастья. Стихотворение написано в замечательном стиле, читается с удовольствием, и даже невероятное нарушение формы в 4-ой строфе не вызывает сожаления, а, наоборот, прибавляет стихотворению выразительности и оригинальности, хотя оно – и не шедевр в отношении образности. 12.»Женские стихи». (Иосифу Бродскому) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=126390 «Поэты всегда возвращаются: во плоти, или на бумаге».И. Бродский Проникновенно – трогательное стихотворение – беседа с поэтом И. Бродским о проблеме эмиграции. «Там воздухом южным спасаясь от гнили, Знакомые вздохи до слёз, до прожилок До детских припухших желёз, До могилы Витают, знакомые всем старожилам». Стихотворение написано хорошим поэтическим языком, со знанием творчества И. Бродского и О. Мандельштама, слова из их произведений были использованы автором в написании данного стихотворения., Очень жаль, что эти слова не будут поняты не искушённым читателем, так как автор не выделил их кавычками. 13.»Cальери» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=126678 « Весна играет реквием. Басы…» Стихотворение понравилось своим изобличением зависти. Написано со знанием жанра, ровно по ритмике, есть оригинальные, незатертые рифмы – кларнеты-поэты, басы -часы, альты – на ты. С точки зрения стихосложения стихотворение написано безупречно. «И теноры, и птичьи злые трели. И метрономом тикают часы, И под окном карета - в такт капели» . Однако версия злой зависти Моцарту со стороны Сальери, которую отобразил Пушкин в «Моцарте и Сальери», в последнее время подвергается серьёзному сомнению. Представляется, что, вряд ли, стоило и стоит развивать тему этой зависти до выяснения истины историками. «И не понять, не разгадать секрет Который ты желал узнать так страстно... ...Ведь Моцарта давно на свете нет, Сальери постарел, и жизнь напрасна». Жюри номинации: Уваркина Ольга Белла Иордан Вадим Васильев |
| Спасибо жюри за сложный труд в огромном конкурсе! Рада, что высоко оценили моё .«Я – не человек, я – судьба». Фридрих Ницше. Оно действительно о роке, заложенном в судьбе... С уважением, Надежда |
| Спасибо, Надежда! Мы очень старались, как могли. К сожалению, многое было урезано, сами понимаете. С уважением. Ольга. |
| Хочу высказать отдельное "спасибо" Уваркиной Ольге! Очень грамотный, образный, профессиональный обзор работ. Умение войти в плоть стиха и в авторские ощущения - дано немногим. И Вы - среди их числа! |
| Спасибо, Александр! Мне очень дорог Ваш отзыв, потому что это моя первая в жизни статья - обзор на литературную тему. |
| Хочется поблагодарить всех Авторов и жюри конкурса, за работу. Особенно, за поднятую тему: «Азбука Брайля». Есть же, сердца; «Незрячие», к сожалению. Проблема людей, с ограниченными возможностями, - есть, и я очень рада, что сейчас слепые, имеют возможность, даже на компьютере работать! В детстве, плакала, когда слепой Павка Корчагин – герой Островского «Как, закалялась сталь», название будущей книги писал. |
| Уважаемые Илана, Ольга, Белла и Вадим! Выражаю Вам глубокую и самую искреннюю признательность за высокую оценку моей деятельности, а главное - за самоотверженное выполнение большой и сложной работы в Жюри ОТКРЫТОГО литературного конкурса «О, Альпы и Рейн, и Дунай голубой!» Здоровья, Счастья, Успехов и Удач! С уважением, благодарный Лео |
|
|