Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Феликс Дробышев 
Тема:Как я прочитал "королевское" стихотворение финала ВКР-2006.Ответить
   Присоединяюсь к поздравлениям победителям ВКР- 06.
   А вот как я прочитал «королевское» стихотворение.
   
   ПЛОТНИКИ.
   
   Огурец да горбушка. Умыться студёной водой.
   Зычный крик пастухов, звон бичей, утром холод бодрящий.
   Репняки вдоль плетней, конский щавель да хрен вековой,
   Что ни редьки, ни пыли дорожной, ни жизни не слаще.
   
   Слаще пыли дорожной. Это как? Для заполнения.
   
   
   Обезлюдела даль. На холмах свечи белых церквей,
   Лишь стада добирают к зиме остяки да солому.
   Откурлыкал, отплакал последний косяк журавлей.
   Что ж, и нам на крыло. Расстаёмся с построенным домом.
   
   «свечи белых церквей» - штамп.
   
   «На холмах свечи белых церквей, Лишь стада добирают к зиме остяки да солому.» - Почему это одно предложение? «Лишь» - это слегка противопоставляющее слово.
   
   Кажется, в оригинале фраза звучит так: «Лошади кушают овес и солому.»
   
   
   Час пришёл вбить последние гвозди под стрехами крыш,
   И коньки отстругать, и крыльцо оторочить резьбою.
   Над осенним прудом шелестит остролистый камыш,
   Дерева осыпают листву под белёсой звездою.
   
   
   К двум последним строкам так и хочется добавить: «Волга впадает в Каспийское море.»
   
   Три катрена – чистая зарисовка. Но удержать картинку невозможно! Количество мест действия не уместится ни в какую оперативную человеческую память! Попробуйте нарисовать в голове натюрморт-пейзаж:
   «Огурец да горбушка.»
   «Умыться студёной водой.»
   «Зычный крик пастухов, звон бичей, утром холод бодрящий.»
   «Репняки вдоль плетней, конский щавель да хрен…»
   «Обезлюдела даль.»
   «На холмах свечи белых церквей,»
   «Лишь стада добирают к зиме остяки да солому.»
   «Откурлыкал, отплакал последний косяк журавлей.»
   «Расстаёмся с построенным домом.»
   «Час пришёл вбить последние гвозди под стрехами крыш,»
   «И коньки отстругать, и крыльцо оторочить резьбою.»
   «Над осенним прудом шелестит остролистый камыш,»
   «Дерева осыпают листву под белёсой звездою.»
   ….
   Получается? А главное, что пока непонятно куда автор клонит. Куда движется мысль автора? Я уж за читателя не говорю. Дальше - не лучше.
   
   
   А давно ль по весне волоокой вязали венцы,
   Городили леса и катили могучие бревна?
   Ритуал ежегодный вершили рабы и жрецы:
   Топоры к молодым небесам вознося малословно,
   
   Извергали щепу и шершавыми шкурами щёк
   Прижимались к сухому пахучему белому древу,
   Заклиная его, чтоб удача пришла на порог…
   
   
   Если картина смутно вырисовывается, то начинаешь понимать, что стилистика этого пейзажа – стык 19 и 20вв., «а ля Есенин». Причем налеплено все в кучу. Эдакий калейдоскоп чужого (прошлого, не личного?) восприятия.
   Мое неверие автору усиливается.
   
   
   Щебетали фуганки свои шебутные напевы,
   
   В пересверках стамес проcтупали проёмы дверей,
   Принимало буравы дрожащие хвойное тело,
   На Казанскую балки легли - солнце бьёт из щелей,
   Ходит юный настил под ногами земных корабелов.
   
   По ночам мы, смывая усталость негрустных трудов,
   Белозадыми рыбами прыгали в звёздное небо,
   Отраженное в чёрных овалах бездонных прудов,
   И сидели на пнях, и пугали русалочью небыль.
   
   А вот и интересная зарисовка, хоть и не оригинальная, - вода, как отражение ночного неба. Но почему доходит тяжело? Дело в количестве тяжеловесных эпитетов: «негрустные труды», «белозадые рыбы», «звёздное небо», «чёрные овалы», «бездонные пруды», «русалочья небыль». И почему-то, всё, что можно - во множественном числе?
   
   
   Эх, мужицкие цацки: топор да ночной костерок.
   Лето шаром катит. И не раз под седыми косцами
   Трын-трава полегла. Подошел незамеченным срок -
   Мы шатры из стропил возвели, словно арки над нами.
   
   «Мы шатры из стропил возвели, словно арки над нами.» - зримость сравниваемого равноценна. Значит – «так себе» сравнение.
   
   
   И плывём в облаках, как скрипучий Корабль Чудаков,
   В небе птицы летят, плещут радуги, блещут зарницы,
   А по тропам бегут среди ив, по бархоткам лугов
   Ребятишки и псы, задирая весёлые лица…
   
   «птицы - летят», «зарницы - блещут» - без комментариев, находки. Хотя, - радуги, зарницы и птицы – три в одном, с болью представляю пейзаж.
   
   Калейдоскоп пейзажей (времен и пространств) продолжается. С чего мы там начинали, кто помнит?
   
   
   Затрещали сороки, морозу осеннему быть,
   Урожай в погребах, небо снегом грозит серебристым,
   Тянут баньки дымком…
   “Ну, прощай, Дом”.
   И дверь притворить,
   Навсегда унося на губах этот запах смолистый.
   
   “Ну, прощай, Дом” – узнаваемая фраза, как и предсказуемость «унося запах на прощание».
   
   
   И самое главное!
   Есть термин, предложенный Н.Шошани, – «Сдвиг сознания». Стихотворение лишено этого важнейшего поэтического элемента напрочь.
   В стихотворении очень слабо использован прием Контраста, а следовательно эмоции не получается ни под каким соусом.
   Отсутствует драматургическая структура. Кульминация? В каком месте мне (читателю) ком из горла вынимать?
   
   Отношение к поэзии, конечно же, субъективно.
   
   С уважением.
Пиитух[05.02.2007 06:05:13]
   Отношение к поэзии, конечно же, субъективно Отношение ко всему на свете субъективно (как Вы замечаете, лошади кушают овёс и солому, а Волга впадает в Каспийское море)
   
   Еще как! Свечи белых церквей, - говорите Вы, - штамп. Идем в Google (не истина в последней инстанции, но все же показатель), набиваем эти эти три слова в кавычках = 666 000 ссылок, из коих закавыченное выражение - лишь в ссылках на "Плотники" И. Лукшта. Yandex - тот отвечает на запрос точно: указывает встречаемость отдельных слов из словосочетания, после чего дает ссыслки на словосочетание - их 4: все 4 - на "Плотники" И. Лукшта. Штамп, говорите?
   Прочее не разбираю - той же степени доказательности.
   Чтобы "ком из горла вынимать", нужна не инструкция в стихотворении: "Ком из гор-ла - вы-ни-МАЙ!" - нужно этот ком ощутить. Это даётся только даром восприятия и прочтением стихотворения как ЦЕЛОСТНОСТИ. Вы же, как прозектор, сделали срезы замороженного тела, по ним пытаетесь найти - где же жизнь и, естественно, не находите. И ещё: все лучшие образцы поэзии построены не столько на структурных элементах, сколько на связях между ними. "Сдвиг сознания" определяется тем, что при тех же структурных элементах "связи остались, но направление их изменилось" (А. Вознесенский). Очень часто "сдвиг сознания" - это озарение осознания, чему "разбираемое" стихотворение как раз пример. Я не могу опровергнуть то, что стихотворение Вам не нравится - это Ваше субъективное мнение: имеете полное право на него, как я не имею права на него покушаться. но я не могу принять Ваши попытки объективировать это Ваше субъективное мнение - они, на мой взгляд, слабы и не доказательны, не содержат в себе ничего, кроме на разные лады повторяемого "Не ндра".
   Nothing personal - обмен мнениями.
Николай Хлебников (X-nick)[05.02.2007 09:54:04]
   Да... Жаль Феликса, - что не пришлось ему ощутить очарования этого стихотворения. Искренне жаль.
   "МузЫку он разъял как труп" - а потом попробовал насладиться "расчленёнкой"... Насладиться, разумеется, не получилось.
   Поверять алгебру гармонией, наверное, можно только тогда, когда твоя применяемая алгебра также цельна и гармонична, как и сама Поэзия. Иначе - полное фиаско: ни гармонии, ни алгебры - одна лишь демагогия и пустое резонёрство.
   Ничего личного.
   Чисто моё мнение.
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
Юлия Чиж[05.02.2007 11:21:13]
   Не согласна с Вами, Феликс.
   Взялась было возражать Вам: по пунктам, аргументированно, с чувством, с толком, с расстановкой... А потом поняла - бесполезно. Например: объяснить "Теорию относительности" Энштейна Фене Тихобздеевой, всю жизнь проведшей в пьяном угаре, наивно. Во-первых, она ей просто не нужна. (Но, это с нашей точки зрения, субъективной). Во-вторых, зная , что "в мире всё относительно" - она уже считает себя знатоком сути данной теории. И попробуйте ей сказать, что это не так... Рискните остатками здоровья. Не убьёт, так покалечит точно. Я не провожу параллель между мифической Феней и Вами, а пытаюсь на этом примере донести до Вас мысль... Простенькую такую... Почти примитивную:
   Если у человека есть потолок, то головой он его не пробьёт. Разве что сменит "жилплощадь". Где ему будет куда расти. Хоть ввысь, хоть вширь. На выбор. А если он ещё и чувства подключит, и воображение... Цены ему не будет, данному товарищу.
   Ещё один "например": математическую формулу любви ищут давно, находят аналоги (вроде феромонов), а человек так и зависит от себя любимого. Без прививки извне обходится. В Ваших вычислениях много огрехов, Феликс. Отсюда и результат соответсвующий. Но, Вы не расстраивайтесь. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Вы проделали большую работу. Но, ошиблись с направлением. Это дело поправимое.
   С искренним уважением,
   Ю.Ч.
Михаил Лезинский[05.02.2007 11:58:39]
   ЮЛЕНЬКА ЧИЖ ЗАМЕТИЛА :
   Если у человека есть потолок, то головой он его не пробьёт.
   +++
   И ЕЖИ ЛЕЦ С НЕЙ СОГЛАСИЛСЯ , ДОБАВИВ ПРИ ЭТОМ :
   Ну , допустим , пробьёт он головою стену , а что он будет делать в соседней камере ?
   +++
   ОТ МЕНЯ :
   Юлины перья нежно поглажу рукою ... (Из песен моей молодости )
Николай Хлебников (X-nick)[05.02.2007 19:44:15]
   А вот отзыв о "Плотниках" Надежды Коган
   (перенесено с Открытого конкурса "Поэзия").
   Думаю, эта статья позволит-таки Феликсу взглянуть на работу Лукшта несколько по-иному:
   
   Эти стихи - из тех, к которым возвращаешься, когда душа изнемогает от пустоты и сомнений, когда в скороговорке суеты хочется чего-то вечного и настоящего. Это – сакральные стихи.
   Уже название – Плотники – адресует не только к ремеслу, но и к Новому Завету. Хочешь, не хочешь, а вспомнишь плотника Иосифа. В Священных книгах нет ни одного слова, написанного впустую. И если над колыбелью Спасителя склонился плотник, то склонимся и мы с вами перед теми, кто преобразует живую плоть деревьев в материальную основу жизни человека – его Дом.
   И оттолкнувшись от названия, мы входим в плотные, крепко сбитые стихи. Поначалу кажется, что неуклюже сбиты – не кружевная столярная работа.
   «Огурец да горбушка. Умыться студёной водой.
   Зычный крик пастухов, звон бичей, утром холод бодрящий.
   Репняки вдоль плетней, конский щавель да хрен вековой,
   И слышится хруст крепкого зеленого огурца, прямо с грядки, свежий бодрый хруст, звучащий по всей строфе, определяющий простоту и непритязательность деревенского быта: репняки, конский щавель, хрен…
   Мне, например, сразу вспомнились стихи незнаемого мной автора, которые в детстве читала мама:
   «Есть и овощ в огороде – хрен да луковица,
   Есть и медная посуда – крест да пуговица»
   И автор, словно тоже услышав те горькие строчки, добавляет:
   Что ни редьки, ни пыли дорожной, ни жизни не слаще».
   Строфа к строфе, словно бревнышко к бревнышку – от хруста и горечи, от пыли дорожной – к грядущему расставанию. Здесь каждую фразу хочется пережить опять и опять: «Обезлюдела даль», - значит, окончилось деловитое муравьиное движение на дальних полях, вот уже собрали урожай, скосили травы, ушли из-под осенних небес под крышу. Это не выписанная в любовных подробностях некрасовская деревня, здесь больше эха и простора, отстранения, о-странения. Уже пора в путь, вот и сквозит холодок, вот и церкви на холмах загорелись свечами. Последние штрихи, чтобы доделать, отойти и полюбоваться. Уже не своим. Уже принадлежащим миру, в котором
   
   Над осенним прудом шелестит остролистый камыш,
   Дерева осыпают листву под белёсой звездою.
   
   И вот тут уже, когда мастера отошли в сторону, остыли от каждодневной работы, построенный дом вторично вырастает в уме – осознанностью сотворенного, неспешным ростом от фундамента до крыши. И словно дом, вырастает перед нами стихотворение.
   Сознательно ли автор меняет самый строй своей речи: от обычной, земной, чуть грубоватой – к былинной, распевной, метафоричной и древней речи волхвов и сказителей. И весна волоока. И леса – не строят, не приколачивают – городят. И воздевают к небесам топоры рабы и жрецы. Потому что ритуал. Потому что – действо. И глаголы в этом действе обретают свое древнее содержание: щепа извергается из тела дерева, и щебечут фуганки, и проступают проемы дверей – вершится магия воплощения… И хвойное тело, материя, женская ипостась, принимает в себя формирующую силу мужского натиска. И вдруг оказывается, что строится не просто дом, а корабль. Оттого ли, что доски упруго ходят под ногами? Оттого ли, что поля волнуются зелено-золотым морем? Оттого ли, что мастера рыбами ныряют в звездные небеса темных прудов?… Оттого ли, что вдруг вынырнул из подсознания карнавальный Корабль Дураков Иеронима Босха?
   Но населяют этот корабль не европейские дураки и уродцы эпохи карнавала, а чудаки-мастера. Они, словно арки небесного свода, возводят над собой шатры стропил. И метафора растет – от Дома к Кораблю, от Корабля к Миру, воплощенному заново вот этими темными мозолистыми руками.
   А вот и кульминация стихотворения: вбирающая в себя и язык мастеров, и речь сказителя, складывающая их в авторскую, мирообразующую метафору:
   И плывём в облаках, как скрипучий Корабль Чудаков,
   В небе птицы летят, плещут радуги, блещут зарницы,
   А по тропам бегут среди ив, по бархоткам лугов
   Ребятишки и псы, задирая весёлые лица…
   
   Это ведь не только Дом и Корабль плывут в облаках, это вся земля – иже с ним, и мы наклоняемся глядя в лица детей и зверей, и сами смотрим снизу вверх на самих себя, превзошедших и создающих!
   
   И – отстранение в последней строфе. Словно сын прижался к плечу, а отец взял его за плечи, заглянул в лицо – ну, пойду! И легкая запинка:
   «Ну, прощай, Дом». И дверь притворить,
   Навсегда унося на губах этот запах смолистый»
   
   Написано стихотворение анапестом, в античности почитаемом стремительным, у Н.А. Некрасова ставшим рассудительным и мерным..
   Но в этих стихах анапест снова обретает свою вдохновенную стремительность, свою античную первозданность:
   «птицы летят, плещут радуги, блещут зарницы».
   Вообще в этом стихотворении все первозданно и даже искусная звукопись представляется не ухищрениями автора, а свойством речи, строфы, стиха:
   
   «Щебетали фуганки свои шебутные напевы,
   
   В пересверках стамес проcтупали проёмы дверей»
   Если бы мне пришлось, как в «Хромой судьбе» у А.и Б. Стругацких, определить вероятное количество читателей этого стихотворения, я бы поставила высшую возможную цифру, потому что такие стихи надо читать и перечитывать во всех поколениях. В них основы нашего бытия, в них крылья наших душ, в них единение и осознания Человека и Мира….
Феликс Дробышев[05.02.2007 20:22:29]
   С уважением ко всем откликнувшимся.
   
   1.Потолок мы все же бить будем, потому что это меняет содержание головы, которая бьет.
   
   2. Я нашел точное определение. Это стихотворение – КОМПИЛЯЦИЯ.
   Компиляция, в моем понимании – нарезка, школьное изложение (здесь стилистическое), пересказ (соединение!) набора известных или чужих мыслей, образов. Более точно можно посмотреть в словарях.
   
   Компиляция это и хорошо или плохо? Естественно, мы все в плену у воспитания, у памяти, у прошлого. Мы все наследуем понятийные и стилистические традиции прошлых поколений. Языковые выразительные средства которыми пользуются большинство нас (авторов) придуманы зачастую не нами. Память диктует, - «автор» своими словами пишет изложение. Компиляция - это не плагиат, она допустима в литературе. 90% наших материалов - компилятивное творчество. Страдают даже гении. Проходят как этап все! Далеко не все перепрыгивают.
   
   
   Как создается «шлягер» в музыке? – Нарезаются и склеиваются известные мелодии. Это вам любой композитор скажет.
   НЕ нра…, потому что нарезка, потому что не лучшая нарезка….
   
   Вопрос стоит об уместности компилятивной составляющей в творчестве. Это отдельный и большой спор. Может перенести эту дискуссию в другое место.
   
   Компилятивное произведение чаще выигрывает в баллах, на массовых концертах итд, потому что:
   - баллы выставляются среднеарифметически,­
   - далеко не все оригинальное высокого уровня, чаще даже наоборот;
   - оригинальное требует напряжения ума, оно ведь не подкреплено памятью;
   - и просто, хороший оратор говорит то, что слушатель ХОЧЕТ слышать, а не то, что ему НАДО сообщить.
   
   Компиляция тоже может быть высокого уровня.
Юлия Чиж[06.02.2007 09:14:45]
   Феликс, я Вас обидела?
Марк Луцкий[06.02.2007 08:33:49]
   Поддерживаю мнение Виктора Корсукова. Действительно, в последнее время ощущается в ряде случаев какое-то предвзятое негативное отношение к любым критическим замечаниям.
    Так нельзя. У нас литературный Портал, а не армейская казарма с хорошо налаженной дедовщиной.
    Дискуссии, если они ведутся корректно, без оскорблений оппонентов, - вполне нормальное и даже необходимое явление в любом виде искусства и науки.
    С пожеланием толерантности всем критикующим и критикуемым,
   М.Л.
flagman[17.02.2007 19:17:47]
   Определить стихо одним словом - русизм. Причем наивно-настальгическ­ий.­ Но русским духом здесь не пахнет. Ибо действительно - компиляция и вторичность восприятия.
   Почему именно такое стихотворение было номинировано - понятно. Непонятно другое - неужели не было ничего лучше в том же роде? Если не было, приходится лишь скорбеть об уровне нынешней русской поэзии вообще и порталовских авторов в частности.
Пиитух[17.02.2007 19:45:48]
   Сладко Вам поскорбеть ...
Феликс Дробышев[19.02.2007 18:07:00]
   Точно. "Балалайка" как слово, и даже как умение играть еще не признак духа.
Игорь Лукшт[24.02.2007 22:32:19]
   :)
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта