Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон) 
Тема:Гражданская лирика – 2-й этап - Первый ОТКРЫТЫЙ Литературный смотр-конкурс «Пишущая Украина» - Окончательный обзор + шорт-листОтветить
   Уважаемые дамы и господа, коллеги, читатели, дорогие товарищи и друзья!
   
   Выражаем искреннюю признательность всем без исключения участникам конкурса по данной номинации за предоставленную возможность ознакомиться с их творениями.
   
   Вначале попытаемся разобраться в самом понятии «гражданская лирика».
   
   Поэтический словарь Квятковского:
   «ЛИ́РИКА (от греч. λυρ&#­953;κό`­2;,­ букв. — произносимый под аккомпанемент лиры; музыкальный; волнующий) — один из трех основных родов поэзии (наряду с эпосом и драмой), установленных еще в античную эпоху. В Л. находят воплощение самые глубокие и задушевные переживания поэта как личности, осознавшей себя и свое отношение к обществу и миру в целом. Г. Гегель писал в «Эстетике», что «в центре лирической поэзии должен стоять поэтический конкретный субъект, поэт, он и составляет настоящее содержание лирической поэзии...». Как бы ни был у лирического поэта широк тематический диапазон, на всем лежит печать его индивидуальной оценки и личных пристрастий, в отличие от эпического поэта, который в силу своей позиции стремится к объективному изображению. Творчество лирического поэта в некоторой степени связано с риском инотолкования развиваемых им положений. Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной выразительности: в этом заключается и сила, и слабость его позиции как способа утверждения своей личности. Решающую роль здесь играет глубина поэтического мировоззрения, без которого невозможно создание значительных лирических произведений. Не касаясь отдельных лирических жанров (многие из которых устарели), Л. 19 и 20 вв. можно условно подразделить на четыре основные тематические категории: философскую, гражданскую, пейзажную и любовную лирику.»
   
   Категория «гражданская лирика» устала красоваться в броской роли ярлыка, однако, как ни удивительно, так и не сумела как следует приглянуться литературоведению. Впрочем, слово «лирика» является всё-таки существительным не только в Африке, но и в самом словосочетании «гражданская лирика», а слово «гражданская» – не более чем прилагательным. Исходить из этого не только филологично, но и логично. То есть, прежде всего, это должна быть настоящая Лирика. Без малейших скидок на гражданственность. Коль скоро ими не злоупотребляли даже в советских районных газетах, когда речь шла о публикации стихов, то тем более таким скидкам не место в Международном Союзе писателей «Новый Современник» при подведении итогов конкурса профессиональными поэтами. Это должна быть именно лирика настоящего «поэта и гражданина», а не простая попытка гражданина придать агитке или политическому памфлету стихотворную форму. Что удручает в номинации «Гражданская лирика» – обилие плоских прямолинейных агиток, неуклюжих заидеологизированных­ виршей, где гражданская позиция автора не подкреплена ничем ни в художественном, ни в гражданско-мировоззр­енческом­ плане. И очень распространенная ошибка многих авторов – приравнивание Киевской Руси либо к России, либо, чаще, к Украине вопреки теории и практике этногенеза. И очень жаль, что несколько хороших стихотворений попали в номинацию «Гражданская лирика» явно по ошибке.
   
   Аксиома любого конкурса: «И пряников, кстати, всегда не хватает на всех» (Б. Окуджава). Но на нашем чудесном портале никто ничего не проигрывает. В выигрыше – каждый: в смысле приобретения бесценного опыта и новых импульсов для творчества и роста мастерства. Да и «раскрутка» замечательная. Так что искренне поздравляем всех участников с неминуемым успехом! А если призов лично Вам не хватило, то, может, просто потому, что их куда меньше, чем участников. Возможно, выбор другими авторами своих произведений для данной номинации оказался просто более удачным, даже если в целом Ваше творчество является более искушённым, – ведь здесь оценивается лишь одно поданное произведение, но ни в коем случае не творчество в целом и тем более не сам автор. Может, потому, что Вы выбрали лирического героя, не славящегося душевным богатством (а лирика предполагает состояние души) или просто представили эпос на конкурс лирики. Возможно, награды грядущих конкурсов ждут именно Вас. Особенно если Вы пишете профессионально. И мы будем счастливы встретить Ваши замечательные творения на дальнейших этапах и конкурсах и достойно вознаградить их по именно их заслугам... А если случится так, что предстоящий шорт-лист не порадует Вас, да будет «печаль» Ваша «светла»!
   
   Несмотря на субъективность лирики по определению, мы нацелены на максимально объективные оценки в той мере, в какой они вообще возможны. То есть не по примитивной двоичной шкале «нравится – не нравится», простительной лишь непрофессионалам, а в многомерной системе поэтических координат при, надеемся, достаточной глубине понимания даже сложной образности.
   
   В последующих комментариях мы стремились пройти между Сциллой искренней поэтической требовательности и Харибдой безобидности не без незабвенного эзоповского языка. Литературная студия и консультация – очень достойная и полезная задача, но всё же несколько иная, чем служение Фемиде. Нас неуклонно вёл встроенный поэтический компас, нацеленный бессмертным вопросом великого Поэта и Гражданина А.С.Пушкина «Ты им доволен ли, взыскательный художник?» (Поучительна сама история выбора этого единственного слова «взыскательный»). Разумеется, этот компас не оставлял нам ни малейшей возможности опускаться до того, чтобы сводить литературные, окололитературные и тем более внелитературные счёты с кем бы то ни было. Они склонны к зацикливанию, ведут в тупик и только мешают творчеству и нашему общему литературному делу, которому мы все так преданы.
   
   Лонг-лист:
   
   1 отсутствует
   
   2 До Киева – подать рукой... [Гетманщина]
   14.11.2006 14:41 саба
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=115498
   Произведение не отказалось бы повернуться лицом к лиричности.
   
   3 Романс Ю. В. Тимошенко
   15.11.2006 17:35 Эрнест Стефанович
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=115720
   Подспудно чувствуется профессионализм автора других творений, нацеленных на Вечность. Успехов им!
   
   4 РЕПКА
   16.11.2006 18:18 Дмитрий Тиме
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=115872
   Успехов в номинации «Детские стихи»!
   
   5 Первая бомбежка в Запорожье
   17.11.2006 12:32 Марк Луцкий
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=115976
   Искренне сочувствуем пережитому. Изредка выглядывает из-за мемуарного эпоса, возможно, не без кажущегося налёта фантастики
   
   (- Здесь бомбоубежище чекистов! –
   Продолжает повторять майор.
   
   - Подержи-ка сына малость, Дора! –
   Говорит отец. Его рука
   Вмиг берет за шиворот майора,
   А ногою он дает пинка…)
   
   лицо автора не только лирики, но и венка сонетов «Век Пастернака». Будем рады встретиться с ними!
   
   6 Києве мій...
   17.11.2006 23:34 frensis
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116120
   Києве мій. Славне місто.
   Ти квітнеш на схилах Дніпра.
   Люблю тебе щиро і чисто.
   Зустрітись нам знову пора.
   
   Хрещатик, бузок та каштани.
   Поділ, Володимир, Тарас.
   Софія та площа Богдана.
   Я мрію побачити Вас.
   
   До Бога в думках я звертаюсь,
   Щоб він край цей дивний беріг.
   Я завжди сюди повертаюсь,
   Тому що тут рідний поріг...
   
   Приятны сама встреча с украинским и нацеленность на добро. Ритмизация первой строки дала бы текст одной из песен нынешнего уровня.
   
   7 Деревенька
   17.11.2006 23:59 Эльвира Юрасова
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116126
   «Гражданскими» можно считать только последние шесть строчек. Хорошее произведение «Пейзажной лирики». Передать его в неё, к сожалению, нельзя: автор уже представлен в ней.
   
   8 Слуги народа.
   18.11.2006 01:32 Юрий Юркий
   Чисто по-человечески понятна и близка тема автора. Произведение не отказалось бы повернуться лицом к лиричности.
   
   9 Золотое молчание
   18.11.2006 11:09 Маргарита Сомелер
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116167
   Чувствуются способности автора других творений. Успехов им!
   
   10 Кот - эмигрант
   18.11.2006 14:04 Инга Пидевич
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116181
   Проекция человеческой жизни на жизнь домашнего животного. Сквозь внешнюю эпическую оболочку местами явно проглядывает глубинная лиричность, внутренне присущая автору.
   
   11 Киевская Русь
   18.11.2006 20:25 Katri Lomakinidi
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116217
   Универсальный гимн жаждет глубинной уникальной идентификации. Но чувствуются способности юного перспективного автора других творений. Успехов им!
   
   12 Моветон
   19.11.2006 19:46 Татьяна Орбатова
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116340
   В целом хороший стих. Интересно здесь как художественный приём, хотя и не ново, удвоение коротких строк. Оно приводит к внутренним рифмам и почти всегда оправдано логическими паузами лишь в концах удвоенных строк. Единственное исключение:
   «Взгляд ее к стене прикован… Повернуть бы мне назад,»
   Но в контексте неудачно и неточно слово «Мовето́н» (фр. mauvais ton - плохой, дурной тон) — манеры, поступки, не принятые в хорошем обществе; дурной тон, невоспитанность. Жаль, что оно поставлено заголовком стихотворения. А последние строки – очень щемящие...
   
   13 Поверишь ли
   20.11.2006 11:39 Некрасовская
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116485
   Поверишь ли, приснилось мне однажды
   (И ты случайным это не зови):
   Страна, своих не любящая граждан
   На паперти молила о любви.
   Бомжихою к церковному подножью -
   Нетрезвая, уставшая от драк,
   Заискивая перед молодежью -
   Приволоклась выпрашивать пятак.
   Рассказывала, что была красивой,
   Свободною и гордою была,
   Историей - ворованною ксивой -
   Оправдывала прошлые дела.
   Не извинялась, матерясь безбожно,
   Срамным лукавством оскверняя храм,
   Ощупывала взглядом осторожно
   И снова о любви твердила нам,
   О том, что - мать, к тому же - героиня.
   Да вот беда: опоры в детях нет.
   И повторяла всуе Божье имя,
   Протягивая руку для монет.
   Выпрашивала чувства, словно милость,
   Прикидывала, что доход немал.
   И громко и неискренне молилась
   О тех, кто жалость медью отсыпал.
   
   Прекрасное, синкретическое произведение гражданской лирики. Сквозная, всеобъемлющая аллегория – очень образная и сочная! Не помешало бы многоточие в конце названия... И запятая после
   «Страна, своих не любящая граждан»...
   
   14 История мчится...
   20.11.2006 15:05 Тамара Ростовская
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116553
   История мчится по кругу.
   Ошибки опять налицо,
   А мы убиваем друг друга,
   Судьбою зажаты в кольцо.
   
   Визжит и грохочет ракета,
   Как будто сижу я в кино...
   О, Боже, я видела это
   Пожалуй, не так уж давно.
   
   За что нам дано это бремя
   Вражды на планете Земля?
   Проклятое Господом племя...
   Убейте!.... Спасите меня!....
   
   Неплохо написано. Хотя поэтическое открытие мира не помешало бы. Алогизм «убить = спасти» – это что-то из репертуара Святой Инквизиции. Рифма «Земля – меня» хотела бы обогатиться, а по 4 точки после «!» – уменьшить численность... Новых успехов автору!
   
   15 Петербургские мотивы
   20.11.2006 18:28 Андрей Владимирович
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116630
   Уныло утром... Темень над Невою;
   Мосты сомкнулись. Видно, до весны...
   В ограде парка злобно ветер воет,
   Влача куски туманной пелены.
   Косая морось людям хмурит лица,
   Смочив росой гранита полосу,
   И непонятно, дождь ли вниз струится,
   Иль тучи воду из Невы сосут?
   Злачёный купол серой мглой укутан,
   Колонн и статуй спрятались штрихи;
   На скользкой глыбе вздыблен почему-то
   Могучий конь со всадником лихим;
   Иглою шпиль гранёный колет небо,
   Кораблик ловит ветер в паруса...
   Любимый Питер!.. Рядом быль и небыль,
   Знакомых черт убогость и краса.
   Я с ним давно уже навеки связан,
   Но всякий раз, заботами влеком,
   Горбы мостов завижу краем глаза -
   Вскипает кровь, и в горле сладкий ком...
   
   Достойное выражение любви к великому городу. Хорошее произведение «Пейзажной лирики». Передать его в неё, к сожалению, нельзя: автор уже представлен в ней.
   
   16 Украiнi
   21.11.2006 12:44 Арье
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116742
   Приятны сама встреча с украинским и пронзительная искренность.
   
   17 Голгофа
   21.11.2006 15:50 Уваркина Ольга
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=116832
   Явно чувствуется профессионализм автора творений, нацеленных на Вечность. А это хотело бы уточниться:
   «Слезится око
   По-над Голгофой
   Едина Бога –
   У Саваофа…»
   Саваоф здесь – скорее для рифмы. Для Иисуса и над Голгофой – это просто Отец.
   «Славен в Вифлееме наш господь Саваоф» – это даже географически далеко.
   «Слепа законность, царит проклятье»:
   Иисус из Назарета осужден СТРОГО ПО ЗАКОНУ – по действовавшему тогда закону церковному, и утвержден приговор также законом светским. С этим не спорит никто. Другое дело, что публика отказала ему в ПОМИЛОВАНИИ. Но именно в помиловании, а не в оправдании – так и вопрос не ставился, ни Иродом, ни Пилатом.
   Правда, «слепа законность» всегда как догматическая общая система, принципиально не способная диалектически воспринимать живое единичное. Но в контексте – явное отношение к Иисусу, а не вообще.
   Успехов в уточнении!
   
   18 ГОРОД
   22.11.2006 16:41 Вадим Соколов
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117120
   Произведение не отказалось бы повернуться лицом от апокалипсиса к оптимизму и лиричности.
   
   19 Славянское слово
   24.11.2006 12:12 Сергей Ворошилов
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117370
   Освежить бы поэтически эту по-человечески близкую многим актуальную мысль...
   
   20 Из окна поезда
   25.11.2006 19:33 Алена Чубарова
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117548
   Слова, даже о трагедиях, в «великом и могучем» в изобилии и ждут востребованности...
   
   21 Коли я вмру – триватиме життя...
   26.11.2006 20:58 Семен Венцимеров
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117683
   
   Коли я вмру – триватиме життя,
   Вмру, сподiваюсь, у родиннiм лiжку,
   Тримаючи в руках цiкаву книжку,
   Пiд синове мовчазне спiвчуття.
   
   Не хочеться загинути менi
   Вiд кулi чи снаряду, бомби з неба.
   Благаю, не вбивай мене, не треба,
   Гендлюючий криваво на вiйнi!
   
   Вiйна не припиниться до тих пiр,
   Аж поки тi, що у окопах гинуть
   Не встануть як один та й гасло кинуть:
   -- Багнети – в землю! Хай панує мир!
   
   Якщо кортить, полiтики нехай
   Ховаються в окопи та стрiляють,
   Полiтикiв вбивають i вмирають,
   А нам вмирати нецiкаво. Край! –
   
   Тимчасом чую грiм з усiх бокiв:
   Щодня, щочасно, щохвилинно всюди
   Вiд куль I вибухiвки гинуть люди
   Рефреном пiд патрiотичний «спiв».
   
   Красуючись з екранiв i трибун,
   Полiтикани нагло брешуть людству...
   А рiки кровi неупинно л’ються –
   I п’є ту кров, як Дракула, брехун...
   
   Хорошее произведение на украинском языке.
   
   22 Письмо римлянина
   27.11.2006 12:42 Аксель
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117730
   Чувствуются способности автора. Традиционная графическая стихотворная форма была бы удобнее. Есть смена ритма и избыточные стопы. Трудно добиться поэтической свежести, оставаясь в пределах избитой темы, особенно после И.Бродского.
   
   23 Перша вчителька
   27.11.2006 17:46 Валентина Черняева
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117795
   Успехов в номинации «Детские стихи»!
   
   24 КИЕВ 2003
   28.11.2006 03:37 Олег Коссовский (КОСС)
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=117840
   Успехов другим произведениям автора!
   
   25 «Реквием» Анны Ахматовой
   30.11.2006 17:01 Люче
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=118179
   "Это был обряд: руки, спичка, пепельница – обряд прекрасный и горестный..."
   Лидия Чуковская, о знакомстве с "Реквиемом" А.А. Ахматовой
   
   Ах, спичка, пепельница, руки –
   Прекрасный горестный обряд...
   И обезумевших от муки
   Очей восточных скорбный взгляд.
   Но "Черный ворон", слава Богу,
   Сегодня прилетел не к ней.
   .... И снова тянется дорога
   Цепочкой злых ночных огней.
   Пятьсот расстрелянных рассветов –
   Семнадцать месяцев тоски.
   Ну как в России быть Поэтом,
   Когда вся жизнь – взаймы?! Виски
   Сдавил тяжелый нимб терновый,
   И боль пронзительно-остра.
   Голубкой рвется в небо Слово,
   Но каплет кровь из-под пера...
   
   Просто замечательное стихотворение. Мастерская архитектоника. И деталировка. Богатство художественных приёмов. Стартовые аппликации – вплетения деформированных цитат (Чуковской и Ахматовой, даже контаминация) в первых трёх строках. Аллюзия «Чёрный ворон». Интересны
   «Цепочкой злых ночных огней.
   Пятьсот расстрелянных рассветов...»
   А перенос
   «Когда вся жизнь – взаймы?! Виски
   Сдавил тяжелый нимб терновый...»
   не только напоминает о Цветаевой и их с Ахматовой отношениях, но и прекрасно предварён («?!»).
    «Как много в этом звуке...» «Сестра таланта»... «Словам тесно, а мыслям просторно».
   Статуя. Всё лишнее отсечено по Родену.
   Великолепный памятник «Реквиему» и самой Анне Ахматовой. Жаль, что не при жизни...
   Браво!
   P.S. Особо интересно ведущему обозревателю как автору посвящённых Анне Ахматовой стихов, включая акросонет, и лекции-концерта с представлением и Галича об Ахматовой...
   
   26 Я МОЛЮСЬ КОРОВЬИМ ВЗДОХАМ
   01.12.2006 14:49 А. Невишневский
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=118281
   Увы, запоздало...
   
   27 Киев
   02.12.2006 23:39 Гордей Гордеев
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=118424
   Увы, запоздало...
   
   Шорт-лист:
   
   Люче
   Некрасовская
   Татьяна Орбатова
   Семен Венцимеров
   Инга Пидевич
   Тамара Ростовская
   P.S.
   Эльвира Юрасова
   Андрей Владимирович
   представили хорошие стихи вне номинации.
   Передать их по назначению, к сожалению, нельзя: авторы уже представлены и там.
   
   Ещё раз благодарим и поздравляем всех участников номинации с успешным вкладом в Ваше и наше общее дело!
   
   Искренне Ваши,
   служители Фемиды
   Leo HIMMELSOHN (Лео Гимельзон) (ведущий обозреватель)
   Михаил КОЗЛОВСКИЙ
   Юрий БЕРГ
Тамара Ростовская[07.12.2006 20:41:28]
   Спасибо большое, за добрые слова моему стихотворению.Про Святую инквизицию не знаю, но недавно узнала что такой прием " убейте", "спасите" в литературе называется - оксиморон. Красивое слово.
Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)[08.12.2006 20:02:19]
   Ваше "спасибо большое" - нашей дружной триаде (Михаил КОЗЛОВСКИЙ и Юрий БЕРГ сыграли прекрасно), а взыскательность и взаимна, см. (и мой ответ)
   http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=115496&pid=45
   "убейте", "спасите" - алогизм, не оксиморон.
   Поэтический словарь Квятковского:
   "ОКСИ́МОРОН (греч. ὀξύ&­#956;ωρ ­59;ν,­ букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, например «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы» и т. п. На О. построены названия некоторых произведений литературы — «Живые мощи» И. Тургенева, «Живой труп» Л. Толстого, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского."
   
   "Красивое слово." Обожаю. Примеры из моих ранних сборников на моём сайте:
   
   Не с баргузином* ли несётся
   стрелой небесной мне в глаза
   в жемчужном оперенье солнца
    глубин высокая слеза?
   
   Но нет! Он самородно вечен,
   все страхи смерти потеряв, –
   глубин взволнованное вече,
    студёный факел бытия.
   
   Есть ли диво на свете кристальней?
   Не поверит волшебный бокал
    со студёным расплавом хрустальным,
   весь в твоих отраженьях, – Байкал.
   
   Неимущий поэт – обладатель эпохи,
   лоцман страстной мечты, камертон для умов.
    Как в сравнении с ним все богатства убоги!
   Места нет на земле. Расступаются боги.
   Вы вернулись на небо... Совсем. Как домой.
   
   Колдуйте над снегом, поэт и художник!
   Дерзай, композитор: пять линий твои.
   Пишите как дОлжно! Кто знает, как дОлжно
    творить, сокровенное не утаив?!
   
   Кстати, "Сокровенное не утаив..." - один из моих сборников...
   
   Т.е. словосочетание, без паузы. А у Вас - 2 предложения с паузой...
Марк Луцкий[08.12.2006 21:02:26]
   Лео, это я внушил уважаемой Тамаре Ростовской, что ею использован такой троп, как оксиморон.
   Учитывая Ваше возражение, должен от этого отказаться.
   Но, поразмыслив над Вашим предположением, что это алогизм, тоже не могу согласиться. Мне кажется, что Тамара использовала антитезу.
   Тот же А. Квятковский определяет антитезу следующим образом - "стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий,положений, образов, состояний и т.п. в художественной или ораторской речи".
    Яркий пример антитезы (взято у А. Квятковского)
   
   Я - царь, я - раб, я - червь, я -бог. (Г. Державин)
   
   Но как бы мы ни определили художественный прием, использованный Тамарой, она, безусловно, молодец и умница.
    И думаю, что здесь мы придем к консенсусу.
    С наилучшими пожеланиями,
    М.Л.
Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)[09.12.2006 00:17:40]
   Марк,
   Поэтический словарь Квятковского:
   АЛОГИ́ЗМ (от греч. ἀ — частица отрицания и λογ&#­953;σμa­2;ς­ — рассудок, разум — неразумное, нелогическое) — стилистический прием, близкий к оксиморону; умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического). В стихотворении молодого Маяковского «Себе любимому» поэт, описывая тяжелое чувство неразделенной любви, тоски и бесприютности, говорит:
   
   Где для меня уготовано логово?
   Если б был я
   маленький
   как великий океан,
   на цыпочки б волн встал.
   Приливом ласкался к луне бы.
   Где любимую найти мне
   такую, как и я?
   Такая не уместилась бы в крохотное небо!
   О если б я нищ был!
   Как миллиардер!
   Что деньги душе?
   Ненасытный вор в ней.
   Моих желаний разнузданной орде
   не хватит золота всех калифорний.
   Если б быть мне косноязычным
   как Дант
   или Петрарка!
   Душу к одной зажечь!
   Стихами велеть истлеть ей!
   ...О если б был я
   тихий
   как гром,
   ныл бы,
   дрожью б объял земли одряхлевший скит...
   
   Этот редкий в мировой поэзии образец А. является в то же время едва ли не единственным примером особого вида тропа, который
   можно назвать «перевернутой гиперболой» (не смешивать с «обратной гиперболой», или литотой).
   
   Думаю, ближе.
   И надеюсь, что мы придем к консенсусу не только здесь.
   С наилучшими пожеланиями,
   Лео
Некрасовская[07.12.2006 22:53:23]
   Спасибо, Лео, за понимание и оценку. Вот бы еще родное государство своих граждан понимало. До него бы достучаться. Еще раз спасибо за добрые слова. Искренне, Люда
Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)[08.12.2006 20:09:09]
   Люда! Ваше "спасибо" - нашей дружной триаде (Михаил КОЗЛОВСКИЙ и Юрий БЕРГ сыграли прекрасно), а взыскательность и взаимна, см. (и мой ответ)
    http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=115496&pid=45
   Желаю достучаться. Искренне, Лео
Уваркина Ольга[08.12.2006 10:41:20]
   Уважаемый Лео! Спасибо Вам за детальный разбор моего произведения, но хотелось бы уточнить некоторые детали, чтобы в целом произведение было понято правильно, то есть так, как хотелось бы. Предысторией написания данного произведения явилось моё ярко выраженное несогласие по отношению к обществу, занимавшемуся травлей поэта, посмевшего выразить своё инакомыслие в творчестве. В одинаковой степени это может относиться ко всякому инакомыслию, как в религиозном, так и в гражданском смысле. Обратите внимание, что размещено данное произведение , не смотря на библейский сюжет, именно - в разделе гражданской лирики. А рифмы я не подбирала. Они родились сразу, пришлось чуть- чуть поработать над размером строк. Спасибо. Ольга.
Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)[08.12.2006 20:41:43]
   Уважаемая Ольга! Ваше "спасибо" - нашей дружной триаде (Михаил КОЗЛОВСКИЙ и Юрий БЕРГ сыграли прекрасно), а взыскательность и взаимна, см. (и мой ответ)
    http://litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=115496&pid=45
   Спасибо Вам за такой ценный ответ. И Ваша позиция, и Ваши стихи заслуживают самых добрых слов. Рады будем, если Вы сочтёте сказанное нами небесполезным для Вас.
   Очень рад, что Вы согласились быть обозревателем в ОТКРЫТОМ литературном конкурсе «Привет "Германии туманной"». "Давайте все вместе!"
   Успехов и удач Вашему произведению, творчеству и Вам лично! Искренне, Лео
Марк Луцкий[08.12.2006 18:56:14]
   Уважаемый Лео, в своей рецензии на мое стихотворение "Первая бомбежка в Запорожье" Вы позволили себе усомниться в достоверности описываемых мной событий.
   Должен Вас уверить, что все происходило именно так, как описано в стихотворении, там нет и капли вымысла. Инцидент закончился благополучно для моего отца, видимо, свою роль сыграла экстремальность обстановки, майору НКВД тоже нужно было заботиться о спасении своей жизни.
    Тот налет был очень сильным. Недавно я читал это стихотворение на вечере поэзии, и в аудитории оказалась пожилая пара, которая тоже пережила ту бомбежку. А в рецензии под стихотворением Феликс Дробышев вспоминает о впечатлениях своего отца, тоже перенесшего первую запорожскую бомбардировку, и подтверждает ее ожесточенность.
   Вскоре после этого события мы эвакуировались, а отец был призван в армию и участвовал в обороне Кавказа.
   Жизнь иногда преподносит такие повороты и события, каких иногда не придумает самый смелый фантазер.
Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)[08.12.2006 20:57:22]
   Уважаемый Марк, мы, дружная триада (Михаил КОЗЛОВСКИЙ и Юрий БЕРГ сыграли прекрасно), написали очень мягко, ведь маловероятно:
   "Искренне сочувствуем пережитому. Изредка выглядывает из-за мемуарного эпоса, возможно, не без кажущегося налёта фантастики
   
    (- Здесь бомбоубежище чекистов! –
    Продолжает повторять майор.
   
    - Подержи-ка сына малость, Дора! –
    Говорит отец. Его рука
    Вмиг берет за шиворот майора,
    А ногою он дает пинка…)
   
    лицо автора не только лирики, но и венка сонетов «Век Пастернака». Будем рады встретиться с ними!"
   Да, "Жизнь иногда преподносит такие повороты и события, каких иногда не придумает самый смелый фантазер."
   Поздравляю Вас со столь чудесным выходом из такого "поворота" и желаю творить до 120...
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта