Обзоры и итоги конкурсов | Как-то боязно начинать обозревать Лонг-лист номинации «Поэзия», любезно представленный Э. Филем. Неловко как-то после бучи, поднятой против обзора детских сказок И.Даровского. Там же ежу понятно, что сперва произведение не проходило по объему, а потом автор произведение-то дополнил до требуемого, а вот известить об этом уважаемое Жюри – запамятовал или просто не удосужился. А уж шишек на бедного Игоря посыпалось – по самое «не могу». Человек прочел работы и поделился с Порталом своими впечатлениями о прочитанном. Имеет право? – Имеет. Вот и я право имею, да еще некие обязательства, когда соглашался чё-нить обозреть по поэзии в «Философии жизни». Потому и приступаю. Предупреждаю сразу – обзор литературных произведений конкурса, по моему глубокому убеждению, должен, просто обязан нести в себе хоть какую-то критику. Иначе это не обзор будет вовсе, а краткий пересказ, причем ещё более скучный, чем просто список названий произведений. Все оценки достоинств и недостатков работ в данном обзоре являются МОИМ сугубо личным мнением, сформировавшимся за довольно солидный срок моей же читательской практики. 1. По вере в сердце... Светлана Святенко (Svetlyachok) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=84508 – великолепные, чарующие, завораживающие, музыкальнейшие стихи, хотя и, на мой взгляд, не очень в тему конкурса. Философия, на мой взгляд, это всё-таки в первую очередь Мысль. Здесь же – сплошные чувства, вдохновение, парение, полёт. Автор в восторге жизни, молодости и любви, переполняющем его, выражает своё главное кредо: «…И крылья обрести… и подарить…» - и читатель действительно обретает невидимые крылья, наполняясь небывалой энергией этих строк. Весьма удачная, по моему мнению, попытка чистой, «рафинированной» поэзии. Читая эти стихи нельзя, просто - противопоказано думать. Потому как логических "ляпов" здесь - немало. Любая попытка анализа, разбора причинно-следственных и логических связей в этом тексте приведёт к частичной, если не полной потере очарования. Это как раз тот случай, когда нельзя поверять «алгеброй гармонию». Эти стихи нужно читать, декламировать, петь – но только не анализировать. Потому я и не буду этого делать, опасаясь отнять даже маленькую частичку этого очарования у вас. 2. *** (Педали и клавиши... ) (Григорий Беркович) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=84527 – высокопрофессиональное стихотворение, замешенное на, вообще говоря, не новой параллели быстротечной жизни с некоей музыкальной пьесой, в данном случае – пьесой для органа. Но сами стихи – лаконичные и строгие по форме – далеко не сухи и не нравоучительны по сути. Всего три четверостишья заставляют и глубоко задуматься, и остро переживать эту вечную тему бренности и скотротечности бытия. Думаю, выступи Григорий с этими стихами на конкурсе поэзии, посвящённой музыке, например, конкурсе «Бекар», ежегодно проводимом на портале «Точка. Зрения» (lito.ru), то они заняли бы там достойное место. 3. Летающий мужчина (Берлов) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=84775 – на первый взгляд, довольно-таки нестройное произведение. Но – только на первый взгляд. Автор взялся за очень и очень непростую задачу – попробовать силы в тоническом стихосложении, возможно, даже сам того не ведая... И попытка эта, по большому счёту – удалась! И, хотя чистой тоники не получилось, но самые минимальные «переделочки» позволят этой работе стать таковой. В этом произведении основная ритмика держится на 4-х ударениях в строке. Допустимы укороченные строки – с двумя ударениями. Три же ударения звучат плохо, чуждо. К сожалению, первая же строка «я сбрАсываю с себЯ одЕжду…»(прописняе буквы - ударения) – сразу же настраивает читателя на неправильную декламацию. А вот, напиши автор просто: «СбрАсываю одЕжду..» - и всё в первой строфе встало бы на свои места. В следующей строфе ритмически выпадает строка: «И бросаю в раззявленные форточки роз бутоны» - как раз из-за вот этого слова «раззявленные», которое, по-видимому очень дорого автору. На мой взгляд, эта «маяковщинка» тут не нужна, тем более, что при декламации в пятисложном слове просто невозможно не сделать ударение. А оно здесь – лишнее. А вот, если бы было: «и бросАю им в фОрточки рОз бутОны» - то всё бы было в порядке. Ну и так далее. В основном же и задумка автора и воплощение – весьма и весьма удачны. Всё это – на мой взгляд, разумеется. 4. В деревне то ли пишется... (N.Reber) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=84836 – крепкие, практически безупречные стихи мастера. Единственная существенная придирка: особой философии я тут не заметил, скорее – зарисовка некоего состояния лиргероя, созерцательность художника, да даже и – мыслителя, но, тем не менее, на жизненную философию всё-тки не тянущая. Тем не менее очень рекомендую прочитать – получите целый букет и чувств и мыслей, а то ещё и выпить захотите – там есть с чего! :) Ну и совсем уж микроскопический заусенец» слово «семафор» я заменил бы на «светофор», поелику семафоры - не горят, хотя, в тёмное время суток их, разумеется, подсвечивали, но на «луну» они явно не «тянули». 5. стекая небылью (Людмила Владимирова) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=84865 – интересная попытка освещения вечного для философской поэзии, да и многих философий вообще постулата: все в руках Небесного Гончара, а все мы не более, чем Его выдумка, ну, в лучшем случае – изделия. Стихотворение очень напевное, читается легко. Придирка : слово «дебелая» по отношению к «жизни» в данном контексте на мой взгляд – неправильное, чуждое этому произведению слово. Надо бы подыскать чё-нить другое, благо рифм к слову «белая» в Великом и Могучем – пруд пруди. 6. Я дебил (Александр Бардин) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85062 – по правде говоря, я не очень люблю такую «фельетонную» поэзию, хотя, каюсь, и сам иногда грешу подобными виршами. Тем не менее – стихи читаются не без интереса. Очень сильно эту работу портит название, убивая неожиданность концовки. Так что настоятельно рекомендую название изменить. А в остальном – весьма неплохие «газетные» стихи. 7. Чёртовы Прииски (Phantom Hitchhiker) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85339 – очень противоречивое произведение. Читая первые две шедевральные строфы, ожидаешь чего-то необычного, сказочного, мрачного и мощного, тем более, что и само название произведение взято из этих строф. А дальше убеждаешься, что эти две строфы практически никакого отношения к дальнейшему повествованию и не имеют – как будто бы взяты из другого произведения и «прилеплены» к остальной части – тоже неплохим стихам, но, несомненно, проигрывающим от такого соседства. То есть, выясняется, что с самого начала был задан мощный, но, увы, неверный тон. Если первые две строфы – это эпиграф, то и тут я особой связи с основным текстом не уследил. А в общем – уровень работы весьма высок. Просто, что побудило автора связать эти два текста, для меня так и осталось загадкой. 8. Наш мир, осатаневший от прогресса (Елена Гур) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85501 – как представитель компании БиЛайн – крупнейшего оператора сотовой связи в России и СНГ ответственно заявляю: в рингтонах для мобильных телефонов, поставляемых нашей фирмой в качестве контента никакой фальши нет! Ни грустной, ни весёлой! Качество продукции от поставщиков контента тщательно проверяется и имеет все необходимые документы и сертификаты! :) А стихи – хорошие. Кстати очень подошли бы и к недавно прошедшему «ноосферно-экологическому» конкурсу Э.Стефановича. 9. Философ (Gabby) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85836 – Замечательно схваченный образ мудреца, познавшего Истину, и сумевшего вознестись над суетой и бренностью этого мира. Этакого Гуру, - мудрого, доброго и справедливого, не берущегося, тем не менее, никого судить и никого ничему учить, так как он познал не только саму Истину, но и то, что каждый может её познать только САМ. Научить Истине – невозможно. По настрою (нет-нет, - не по форме!) чем-то эта работа перекликается с «Пилигримами» И.Бродского. Но, если у Бродского пилигримы как-то отчуждены от нас, смертных, то философ от Gabby мне ближе. Он – один из нас. Он когда-то был таким же как и мы. Он понимает нас. Он – добрый: «…а мимо несутся спешащие, злые, охочие... Удачи им всем! А ему - всё известно заранее. Спокойная мудрость. Усмешка. Пикник на обочине.» Мне очень понравились эти стихи. Спасибо, Gabby! 10. Печальная стезя духовной связи... (Виталия Чагина) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86092 – интересная попытка дать всеобъемлющий ответ на вечный вопрос «Что наша Жизнь?». Хотя мысль, заложенная в работе – не нова и подразумевает, вообще-то говоря, всем известный лаконичный ответ: «Игра»(Бога – от скуки). Читается довольно гладко, но глубоко вдумываться (а как же не вдумываться в философскую-то поэзию?!) – вредно. Потому как на поверку стихи весьма небрежные. Читаем: «…ткань, подневольная КИСТИ» Сразу ассоциация: кисть-холст-картина-художник… Ан нет! ВЫШИВКА на бязи. Конечно, можно доказывать, что «кисть» здесь – это не кисточка, а кисть руки того самого «Скучающего Франта», вышивающего нашу жизнь и т.д., и т.п. И всё это будет понятно. Но стихи есть стихи, и в них надо стараться избегать таких двусмысленностей, потому как все равно ассоциация у меня – с живописцем. «Вспышки МИМОЛЕТНОГО таланта» - тут уж либо слово «мимолетного», либо слово «таланта» - что-то из них однозначно лишнее. Может быть автор подразумевала «Мимолётные ВСПЫШКИ»? Было бы хорошо. Но – не получилось. Получилась несуразица. Ну, и так далее. Стихи неплохие, но уж очень недоработанные. 11. Точка опоры (Кузина) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86429 – хорошие стихи. И… грустные, несмотря на всю их решительность и напористость. Потому как читатель подсознанием осознаёт тщетность всех этих "вернуться", "начать с нуля" и пр. Необратимость Времени сама по себе априори отказывает лиргерою начать все сначала. Пересмотреть свою жизнь – да, понять все ошибки и ложные шаги – пожалуйста!... А вот вернуть – нет. Такие дела. 12. В толпе (Olirna) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=87279 – неплохая зарисовка. Психологичная. Намёк на философию – на лицо. Но только – намёк… Не без корявости: «ВПИВАЯ с трепетом волненье тока». Что это? Может быть – восприятие импульсов, передаваемых в руку через трость слепца? Или – что-то иное? Затрудняюсь ответить… 13. Метаморфозы (Сергей Ворошилов) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=87359 – о технике говорить не буду – её Ворошилову не занимать. А вот, по сути…Воля ваша, но мне кажется, что автор тут чего-то недодумал. И в результате стихотворение, обещающее своим началом быть глубоким по смыслу и несущим какие-то новые взгляды, представляющим некие свежие, современные примеры метаморфоз/превращений таковым так и не стало. Первая строфа даёт нам примеры общеизвестных метаморфоз» гусеницы – в бабочку, зерна – в колос, бренного тела – в бессмертный Дух. Это понятно. Это – для затравки. А дальше? Созданный сознаньем из «словесной бранной дроби» «тёмный образ», пройдя через «метаморфозу мыслеформы» возвращается к нам в виде шторма, уничтожающего «источник грязи» (нас самих?)… По-моему – чё-т не то... ПотщательнЕЕ надо было бы. Попонятнее… 14. Старик (ВладНик) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=87664 – крепкие «портретные стихи. Каждая строфа – как отдельный блок дум пожилого ветерана – о себе, о прошлом, о друзьях и, наконец, – о Вечном. Укороченная – всего из двух слогов – завершающая строка в каждом блоке показывает не «перескакивание», но - переход мыслей старика с одного предмета на другой, не нарушая, тем не менее их взаимосвязанности. Надо отдать дОлжное точному подбору формы. Именно так, - неторопливой чередой сменяя друг друга, как мне кажется, и идут думы в сознании старых людей, когда они часами сидят на лавочке, глядя в одну точку и редко меняя позу… Философия ж тут, на мой взгляд, рождается от всего произведения в целом. Лиргерой прожил достойную жизнь, сполна выполнив своё предназначение, свой долг – и воинский и социальный (если есть невестка – значит, есть и взрослый сын!:) ) и потому так спокойно думает о завершении своего земного пути. Дай Бог каждому столь же достойно подходить к своей финишной черте! Хорошие, мудрые стихи. 15. А жизнь – благословение на муки (Борис Борукаев) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=87866 – отличные стихи. Всего в двух четверостишьях автор вполне доказательно показывает, что психология толпы мало изменилась со времен написания Нового Завета. Безупречный слог. Мне очень понравилось. Единственная придирочка: вторую строку, как мне кацца, лучше бы начать с союза «и», нежели с «а». 16. Ты и я – всего лишь человечки... (Настя Доброта) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=87953 – лёгкие, чуть ли не шутливые стихи, лишний раз подтверждающие древний постулат: Всё в руках Божиих. Мысль, разумеется не новая (как может быть «новым» - Вечное), но преподнесено, вне сомнений – оригинально и ненавязчиво. В таком виде эта тяжёлая, вообще-то Истина переносится намного легче. Хорошее стихотворение. 17. Звездное небо (Киричников) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=88553 – наиболее, пожалуй, технически слабое стихотворение в сравнении с тем, что описано (точнее «обозрено» :) ) выше. И технически и смысловО. Даже и не знаю, что сказать, чтобы не обидеть никого. Очень много несуразностей, совершенно размыта мысль. Нужно, всё-таки, как-то отделять философию от философствования. Всё. Не буду больше – а то ещё обидится кто… 18. Душа и ... тело (Из цикла "Ироническая философия") (FIMA HAYAT) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=88629 - весёленькое такое философское эссе с элементами автонекролога. Говорю так исключительно из-за строчек: «Увы! Умолк мой голос плоти, Притихла сонная душа. И больше нет противоречий. И больше нет стремлений ввысь» Остроумное произведение. Правда, показались несколько банальными заключающие две строки. Можно бы было подумать над каким-нибудь «вывертом», который бы смог поднять эти стихи от неплохого уровня до уровня отличного. 19. Парадокс просветления (Михаил Путник) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=88855 – несомненно – сугубо философское произведение. Но оно настолько перегружено сложными искусственными построениями, что чуть ли не каждую строку необходимо прочитывать по три, а то и по пять раз, только для того, чтобы осознать правомочность их (словесных построений) существования с точки зрения элементарной логики, – а потом ещё раза три-четыре, чтобы, наконец, полностью уяснить смысл написанного. Причем смысл тут есть, смысл очень и очень интересный и вполне стройный. Но что – в результате? А в результате это произведение я не могу назвать поэтическим, хоть и обличено оно в стихотворную форму. Если стихи тяжело воспринимаются, тяжело декламируются, заставляют останавливаться и возвращаться, чтобы связать две соседние строки – они, конечно не перестают быть стихами, но очарование поэзии из них неизбежно улетучивается. 20. Им не ведома жалости маска... (Берест) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=89038 – О! Как же нужно было досадить автору женской коварностью на любовном, по всей видимости, фронте, чтобы он смог излить душу вот в таких гневно-обличительных экспрессивных строчках! :) А, может быть всё намного проще? По себе знаю, как складывающиеся в голове стихи могут уводить черт-те куда, даже и против твоей собственной воли. Да и не только стихи… Помните: «Остапа несло…»? Может быть тут – именно тот случай? Во всяком случае предлагаемая философия вполне понятна: мужики – бедные наивные пчёлки, стремящиеся на мёд разливаемый коварными дамами, колдуньями, светскими львицами и жестокими женщинами-вамп. Хотя, лично мне кажется, что всё здесь – куда более обоюдно… Тем не менее – прочел с интересом, правда, воспринять это кроме как скептически-иронически не смог, несмотря на то, что автор, похоже, был вполне искренен и серьёзен. Пока всё. Очень надеюсь, что в среду будет продолжение. Хэ-ник |
| Браво, Николай! Высший пилотаж - и в изложении, и в подходе. С неизменным уважением, Леонид. |
| Для самого автора это, признаться, тоже осталось загадкой… :) Части стиха были написаны давно и в разное время, после чего один был поставлен (как Вы правильно догадались) в качестве эпиграфа. С замечаниями согласна. Хороший обзор, Николай. Всё чётко, вдумчиво, по существу. Спасибо! С уважением. |
| Спасибо, Phantom! Успокоили душу. Признаться, я и предполагал временной интервал между написаниями этих частей текста. Первые две строфы - взрыв, а остальное - уже куда более спокойное осмысление, что, как правило, становится возможным лишь по прошествии некоторого срока... Искренне, Хэ-ник. |
| Николай! Стихотворение написано без претензий. Как Вы заметили , из цикла "Ироническая философия". Зачем выставил на конкурс? И сам не знаю. Меня всегда привлекал в самых серьезных вещах элемент самоиронии. Спасибо. Ефим |
| Николай! Большое спасибо за столь лестную оценку моего стихотворения. С уважением, Владимир. |
| Николай, в писании сказано... "Храните в чистоте очаг ваших помыслов..." и "что посеешь, то и пожнешь".... Как, каким образом черные мысли несут зло своему хозяину? Каким образом происходит материализация мысли - изложено в теории торсионных полей и в стихе этого не показать. Здесь лишь констатация метаморфозы мысли, бьющей по истчнику зла. Так, что не понимаю, что тут для Вас показалось не тщательным. Кто-то понял с полуслова... :) |
|
|