Конкурс МСП "Новый Современник"
Положение о конкурсе
Раздел для размещения текстов
Призовой отдел








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Творчество наших авторов на YouTube
Виталий Царёв. Хочу летать
Кабачок "12 Стульев"
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Карен Агамирзоев (Tulli)
Объем: 16806 [ символов ]
Новый карельский фольклор и его место в культурной жизни Карелии
Эпическая культура карельского народа, дошедшая до нашего времени в виде архаичной поэзии калевальской метрики, прошла длинный и извилистый путь из глубокой древности. Это путь от периода язычества и тотемной власти идолов, до духов и современной христианской религии. Именно в таком виде до нас дошла поэзия карело-финского эпоса «Калевала». Прочтите подряд несколько рун эпоса. Увидите, что герои эпоса наделены самыми разными силами, знаниями и возможностями, возникшими в разные исторические эпохи. Каждая эпоха приносила с собой изменения в фольклорные сюжеты и образы. Появлялись новые образы, мотивы, жанры. Старое преломлялось в новом, соединялось с фольклором других народов. В этом смысле «Калевала» является показателем того, что уже в середине XIX века на смену духам в духовную жизнь карел приходят христианские святые.
Изначально фольклорное произведение всегда является результатом устного народного творчества, отражающего сознание человека конкретной исторической эпохи. Это утверждение полностью относится к карельскому языку, который всегда был безписьменным, и только к концу 1930-х годов карельский язык искусственно был создан учеными. Мы никогда не знаем ни точного времени создания эпического произведения, ни его авторов. Напрямую слушатель всегда сталкивается с воссозданием текста эпической песни, заговора, плача, сказки, загадки, танца, пиирилейкки и т.д. Карельский рунопевец никогда не являлся автором эпического произведения, а только его исполнителем. Однако, верно и то, что исполнение фольклора во всех случаях является творчеством. Не сомневаюсь, что это является закономерностью фольклорного развития.
Старинная деревня Суднозеро, вместе с карельским деревнями Вокнаволок и Ладвозеро, являются основными историческим местами, где создавался и был записан всемирно известный эпос «Калевала». Жители этих мест веками хранили и развивали своеобразные традиции. В этих местах были записаны многие старинные руны, вошедшие в дальнейшем в сокровищницу карело-финского эпоса. Район расположения этих деревень является особым очагом карельской эпической культуры, которая развивалась в глубине глухих таежных лесов. Именно здесь расположился созданный в 2005 году приграничный национальный парк «Калевальский».
Из всего фольклорного песенного наследия карельской средневековой метрики, наиболее ранними произведениями являются эпические песни, мифологические сюжеты которых уходят глубоко в древность. Баллады, баллады-легенды, баллады-песни и лиро-эпические песни, использованные в карело-финском эпосе «Калевала» – жанр более поздний, по сравнению с эпическими песнями. Ученые этот жанр в финно-угорской поэзии относят позднему средневековью. Еще более позднее проявление калевальской метрики - исторические песни. Исполнение многих эпических песен связано с обрядами. Особая роль в устной поэзии калевальской метрики отведена заговорам и заклинаниями.
В Северной Карелии в условиях значительно медленного социально-экономического развития региона сохранилась определенная архаика в культурном слое. Именно здесь, в старинных карельских деревнях, Эллиас Лённрот и другие собиратели фольклора в середине 18 века записывал старые эпические песни от рунопевцев. Они являются хранителями эпического наследия и традиций передачи поэтических знаний. С другой стороны, именно поколения рунопевцев расширяли и обогащали калевальскую метрику, каждый раз добавляя в нее особенности эпохи и отображение собственного сознания. В создании эпоса «Калевала» особое значение имеют песни и легенды, записанные собирателями фольклора от представителей рунопевческого рода Перттуненов. Глава рода, выдающийся исполнитель Архиппа Перттунен, исполнял лучшие, в художественном отношении и по полноте, руны карельского народа. Руны (и некоторые строки) от А. Перттунена заняли в эпосе «Калевала» центральное место. Песенное эпическое наследие рунопевческого рода Перттуненов на протяжении около двух веков является основой дошедшей до нас карельской метрики. Именно от представителей рода Перттуненов до нас дошли наиболее полные тексты песен, заговоров, баллад и т.п.
В настоящее время существуют две взаимопроникающие тенденции в развитии карельского фольклора:
активная - целенаправленное создание новых творческих форм в массовой культуре: несколько примеров - ежегодный фольклорный фестиваль в г. Костомукше, Международный фольклорный фестиваль театральных коллективов в г.Олонце, спектакль «Коробейник» Национального театра Республики Карелия (г. Петрозаводск, 2005 г.). Ежегодные песенно-танцевальные фестивали современной народной музыки – фолькмарафон в Петрозаводске. Во многих сферах культурной жизни Карелии отмечается повышенный интерес к эпическим истокам, к фольклорным началам, историческим корням. Это явление специалисты в области фольклора называют «новой волной» карельского фольклора. Современное отображение фольклорных мотивов карельской устной эпической поэзии мы находим в творчестве современных карельских художников, писателей и поэтов, в произведениях неофольклора молодых карельских литераторов, сценаристов и режиссеров, фотографов. «Новая волна» проявляется даже в современной компьютерной графике и компьютерном дизайне. Масса новых попыток нового осмысления и изложения старых народных карельских сказок и загадок. Новая интерпретация фольклора присутствует во всех программах государственного ансамбля песни и танца Карелии "Кантеле".
Яркий пример – массовое применение в Карелии современной рекламы, основанной на карельских фолькорных сюжетах: на телевидении, радио, газетах и журналах, на растяжках, в стендовой рекламе, на вывесках и афишах, в рекламе в Интернете на страницах карельских турпорталов, т.д. Интересный пример - реклама брусники одной из фирм по заготовке ягод, от которой согласно одной из эпических карельских рун произошло непорочное зачатие у девы Марии. Элементы современных фольклорных мотивов применяются даже в ходе предвыборных компаний разных уровней. Не останавливается и наука. Например, появился новый перевод карело-финского эпоса «Калевала» (авторы карельские писатели А.И.Мишин и Э.С.Киуру). Неофольклор уже давно существует вокруг нас, развивается рядом с нами и вместе с нами.
Примером проникновения и востребованности неофольклора в современном обществе может служить творчество музыкального коллектива "Мюллярит" (в пер. – «Мельники», г.Петрозаводск). Финский журнал "Uusi kansanmusiikki" ("Новая народная музыка") пишет, что "Мюллярит" – яркое проявление нынешней всемирной моды на этномузыку. Репертуар группы из 7 человек - европейские народно-бытовые танцы - от менуэтов, мазурок, вальсов и кадрилей до фокстротов, частушек и шведских народных ритмов. Ну, а свои песни ансамбль поет по-карельски, по-фински, на языке коми, по-ингерманландски. Поет и по-русски - хотя понятно в этом случае далеко не все, ибо звучат северные диалекты - поморский, заонежский. Есть в программе и несколько номеров карело-финского эпоса "Калевала". Страшные рычания, жужжания, стоны, хрипы и свисты извлекаются из ударных и австралийского деревянного инструмента диджериду. Звуковой материал "Мельников" можно было бы без особой натяжки назвать "карельским кантри". Это как бы очередной вариант смеси старинных карельских рун и «всемирной сельской музыки». Аналогичный жанр есть и в эстонском фольклоре, где он именуется "лака лаулуд" - "музыка с сеновала"... Музыка, звучавшая в портовых кабачках и сельских корчмах, на свадьбах и просто на улицах. Тексты ее непритязательны, чаще всего шуточны, напоминающие веселое ёрничество российских частушек. Звучала эта музыка в исполнении скрипки, аккордеона, мандолины, гитары, кларнета. В 30-х годах индустриализация, граммофон, кинематограф и джаз оттеснили "музыку с сеновала" в далекую глубинку, где она и просуществовала в безвестности свыше полувека. Их музыка попросту завораживает: слушатели поют по-фински и по-карельски (не зная языка!) или танцуют, повторяя движения артистов! И это был не рок-н-ролл, а полька, барыня, кадриль... те танцы, которых танцевали на деревенских праздниках и во время свадебных обрядов.
Последние выпуски радиожурнала "Финно-угорский мир" IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ФИННО-УГОРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ показывают современную тенденцию использовать в популярной теме любви эпические мотивы в качестве общего фона произведений. Эта тенденция стала очень популярной у молодых финно-угорских литературоведов, о чем было заявлено на международной конференции IFUSCO в Сыктывкаре в 2005 году.
Появляются новые сценические постановки на произведения карельских поэтов и писателей 1960-80-х годов. Например, карельский фольклорный коллектив «HETE» (г.Костомукша) с 2004 года поставил музыкальную пьесу «Самовар» (на карельском языке) по одноименному рассказу карельского писателя Яакко Ругоева, в которой использованы фольклорный песенный материал, деревенские танцы и обряды северных карел. Спектакль с успехом играется до сих пор по всей Карелии, и особенно востребован в Финляндии.
Широкое распространение получили турмаршруты по странным местам карельской культуры, по маршрутам Эллиаса Лённрота, по местам бывших карельских деревень, и т.д.
пассивное -
В устном народном творчестве в Карелии появляются «народные» интерпретации старого народного фольклора на новый лад. В городах и деревнях слагаются сказки с использованием мотивов старых, новые поговорки, переиначенные из старых поговорок. Всё это рядом с нами, и не замечать новых проявлений не удается. За последние десятилетия изменился уклад жизни карел. В карельских деревнях почти перестали загадывать загадки, которые до середины 20 века являлись средством повседневного деревенского досуга. Редко применяются заговоры. Во время похорон не слышно эпических плачей. На смену фольклорным жанрам пришли книги, газеты, журналы, книги кино, телевидение, компьютерные технологии, и в первую очередь, мощный источник знаний – Интернет. Я неоднократно спрашивал пожилых женщин в карельских деревнях о загадках. Они отвечали, что помнят некоторые из них, но не загадывают. Некоторые не могут вспомнить то, что слышали в детстве, но если им напомнить распространенные темы загадок, то они легко из вспоминают. Старики вспоминают, что в сороковые - пятидесятые годы на смену дореволюционным фольклорным жанрам пришли песни, загадки, пословицы и поговорки советского времени, партийно – комсомольского характера, колхозно-пролетарской направленности, без упоминания бога и православных обрядов, без применения силы духов и потусторонних сил.
Среди определенного слоя карельского общества: пенсионеры, студенты, жители отделанных национальных деревень, бытуют различные фольклорные заговоры, исполняющиеся на современный лад: от мороза, от обморожения, от кровотечения, от ожога, от огня, от пожара, охотничьи заговоры (на медведя, на гуся, на птицу, на рыбалку), от укуса пчелы, от укуса змеи, от ядовитого гриба, от падения дерева, от рахита, от многочисленных болезней, от зубной боли, от бесплодия, от пагубных пристрастий, при рождении ребенка, при женитьбе, заговор от бессонницы, различные заговоры в бане и т.д. перечень услуг даже превосходит современные услуги страховых компаний. Особое место в современном карельском фольклоре занимает баня. Баня в современном карельском фольклоре занимает весьма важное место, и имеет не только гигиеническое значение. В Карелии в бане издавна лечили болезни, восстанавливали силы, использовали магические числа: 3, 5, 7, 9 (невесту трижды обмывали тремя ковшиками озерной воды). Считалось, что в баню нельзя идти поздно, нельзя громко разговаривать, ругаться или вести себя шумно. Для заговоров использовались особые дрова из поваленных ураганом или молнией деревьев. В карельской бане «заговаривали» новорожденных. Важное значение придавалось банным веникам. Веники для бани заготавливали в строго определенные дни между Ивановым и Петровым днями. В настоящее время в Карелии баню топят преимущественно по субботам – веление времени (пятидневная рабочая неделя, необходимость осуществления различных хозяйственных дел в выходные дни). Посещение бани часто сопровождается выпивкой. Но кое-что время так и не изменило. Удивительно, но в старинных карельских деревнях до сих пор в бане невесте устраивают особый заговор поднятия Lempi – девичьей сексуальности, готовности девичьего чрева … Для повышения Lempi в бане используется березовый веник, которым девицу парят трижды, и каждый раз новым березовым веником.
Например, в старинной карельской деревне Вокнаволок некоторые старые карельские колыбельные песни поются на новый лад (я сам с удивлением в старинной колыбельной руне услышал от исполнительницы упоминания «Дух Председателя (вместо духа Леса), моторка (вместо челна), повенчают в Сампо (повенчают в церкви) и т.д.. Много новых слов в карельских заговорах и поговорках можно неожиданно услышать на рыбалке, охоте, посадке картофеля, при заготовке леса, строительстве деревянного дома или бани, заготовке грибов и ягод, т.д.
Стало традицией у жителей города Костомукши в Республике Карелия ежегодно в конце августа приезжать в воссозданную деревню Судно-озеро на праздник деревни. Центром событий на празднике является ритуал жертвоприношения барана на старинном жертвенном камне. Перед жертвоприношением священнослужителем проводится православная служба. Интересный факт: мясо жертвенного животного по какой-то причине не разрешается пробовать женщинам. Это обстоятельство никто не может объяснить. В момент жертвоприношения исполняется языческий плач. Праздник сопровождается исполнением старинных карельских песен, деревенских танцев (пиирилейкка, кадриль, полька и др. периода первой половины XX века) под гармонь и скрипку. Нигде в Карелии больше не практикуется жертвоприношение. Истоки этого ритуала восходят к языческим временам. Кстати, деревня Судно-озеро находится сего в 14 км от бывшей деревни Ладвоярви, где Эллиас Лённрот записывал эпические руны от карельского рунопевца Архипа Перттунена. Так, на фоне старых эпических ритуалов появилась современная традиция, представляющая собой соединение языческого ритуала, векового песенного и танцевального наследия, православной религии.
В настоящее время в Карелии проявляется недобросовестная эксплуатация фольклорного наследия. Имеют место и такие уродливые явления, как изощренная современная магия и мистика, основанная псевдо-фольклоре: на старинных карельских заклинаниях и заговорах карельской средневековой мифологии, вызываниях эпических духов, гаданиях «по заказу», граничащие с шарлатанством, черной магией, оккультными предсказаниями. Подобные объявления можно часто увидеть в республиканских газетах. Основу всего этого составляют экономическое мошенничество. До революции карельские колдуны были широко известны за пределами Олонецкой губернии и Беломорской Карелии (Кемский уезд Архангельской губ.). Издавна считалось, что карелы нагоняют и снимают порчу. Особенно были востребованы услуги колдунов в отдаленных приграничных карельских деревнях, где слабо было влияние православной религии. Колдуны заговаривали болезни, вызывали «добрых» и «злых» духов, сопровождали и оберегали свадебные поезда, сопровождали похоронные процессии, снабжали людей различными амулетами и оберегами. Истоки деятельности колдунов исходят из языческих времен. Сейчас по современным карельским городам ездит множество различных «белых» и «черных» колдунов которые предлагаю широчайший спектр сомнительных услуг. Информация о их деятельности нарастает, как снежный ком, особенно в Интернет-среде. Карельские маги и колдуны используют отдельные элементы фольклорной культуры карельского народа, но это явление не является фольклором, и культуре никакого отношения не имеет. С помощью магии пытаются повысить женскую половую привлекательность, вызвать «присушку» жениха или невесты, «отсушку» лиц противоположного пола, пытаются «лечить» некоторые болезни. Ничего, кроме вреда и веры в несбыточное, такое применение фольклора людям не дает. Эти явления необходимо изучать, и в ходе гласных публикаций и открытых обсуждений ученых «вскрывать» псевдонаучную основу магии и колдовства.
Таким образом, на фоне существовавшего значительного исторического фона, основанного на средневековой устной поэзии калевальской метрики, в начале 21 века в карельском современном городском и деревенском обществе появляются элементы современного фольклора, адаптированного к новым социально-экономическим условиям. Новый фольклор находится в постоянном развитии во всех сферах общества с применением новых средств и форм масс-медиа. Произведения фольклора в новых интерпретациях востребованы в современном обществе, они принимаются молодым поколением, не отвергаются и более старшими людьми. Важно, чтобы, не вымывались исторические корни, чтобы был неизменен дух народного эпического творчества.
Copyright: Карен Агамирзоев (Tulli), 2009
Свидетельство о публикации №81702
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07.07.2009 21:23

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Валентин Алексеев[ 02.11.2007 ]
   Карен, добрый вечер!
   
   Вы знаете, очень Ваша статья понравилась. Вот хотелось бы, чтобы больше и чаще писали на подобные темы, особенно с таким знанием предмета, с такой увлеченностью и на прекрасном русском языке. Хотя с карело-финским фольклором я знаком на уровне рецепции ряда основных текстов, например, "Калевалы"­,­ не более, но в целом сам увлекаюсь литературным фольклором других регионов, поэтому проблемы и ситуация, описанные Вами, встречают понимание. Ваша работа импонирует мне своей основательностью.
   Вот во время чтения Вашей статьи поймал себя на мысли, что жалею об отсутствии хотя бы такого интереса на местах, какой Вами описан для Карелии, к преданиям и фольклору поморского края - к архангельским сказам, былинам севернорусского эпоса, плачам и причитаниям, которые во многом практически утрачены сегодня. А ведь и для южнославянского эпоса эта ситуация - реалия сегодняшнего дня. Хайдуцкие героические песни, предания Сербии, Черногории, Хорватии - мы рискуем их лишиться навсегда.
   
   И потому вдвойне ценно, что есть люди. которым это наследие не безразлично, которые прикладывают усилия для его сохранения.
   Спасибо за доставленное удовольствие и приятные впечатления!
   
   С искренним уважением, Валентин.

Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
ОСЕННИЙ МАРАФОН
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Форум редколлегии
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов