Клуб Красного Кота
Конкурс достойных красавиц для нашего красного жениха!




Главная    Лента рецензий    Ленты форумов    Круглый стол    Обзоры и итоги конкурсов    Новости дня и объявления    Чаты для общения. Заходи, кто на портале.    Между нами, писателями, говоря...    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Дежурная по порталу
Людмила Роскошная
По секрету всему свету! Блиц конкурс.
О выпивке, о боге, о любви. Конкурс имени Игоря Губермана
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Регистрация автора
Наши авторы
Новые авторы недели
Журнал "Что хочет автор"
Объявления и анонсы
Новости дня
Дневник портала
Приемная дежурных
Блицы
Приемная модераторов
С днем рождения!
Книга предложений
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Вопросы и ответы
Фонд содействия
новым авторам
Альманах "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Рекомендуем новых авторов
Отдел спецпроектов и внешних связей
Диалоги, дискуссии, обсуждения
Правдивые истории
Клуб мудрецов
"Рюкзачок".Детские авторы - сюда!
Читальный зал
Литературный календарь
Литературная
мастерская
Зелёная лампа
КЛУБ-ФОРУМ "У КАМИНА"
Наши Бенефисы
Детский фольклор-клуб "Рассказать вам интерес"
Карта портала
Наши юные
дарования
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Циклы стихов и поэмыАвтор: Игорь Б.Бурдонов
Объем: [ строк ]
ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ или ВРЕМЕНА ГОДА. Тетрадь четвертая, ч.2 (январь 86 - июнь 86)
Мне трудно объяснить это Путешествие.
Мне бы очень хотелось объяснить!
Но каждый раз, когда я пытаюсь сделать это, меня ждет раскаяние.
Пусть Путешествие останется сокровенным.
А жизнь течет по временам года: осень, зима, весна и лето.
Это почти забыто, но очень важно: осень, зима, весна и лето.
Это все, что я решаюсь сказать теперь определенно.
 
14 января 87 года
 
 
 
 
 
 
 
 
З И М Н И Й Д Н Е В Н И К
1 9 8 6
 
 
 
 
 
 
97
Чем отличается зима от лета?
Летом - жизнь, зимою - мысль.
Зима вообще есть воспоминание о лете.
Поэтому сосна - даже зимою - летнее дерево.
Или наоборот: сосна - даже летом - зимнее дерево.
Потому что - солнечное дерево.
 
 
 
Солнце низкое сосну озарило.
Голубое небо будто весточка от лета.
И заснеженные ветви
будто в небе облака.
 
 
 
 
 
 
98
Горизонтали в лесу бывают удивительно выразительными.
Снизу черные, а сверху - белые.
В одном месте парка ветвь дуба вдоль земли больше, чем ствол в небо.
И кажется, что дерево летит куда-то. Куда?
 
 
 
 
Мороз.
К низкому солнцу протянуты длинные ветви.
Спокойный снег на них лежит.
Я терпелив. Я тоже научусь
переживать зимы чужое время.
 
 
 
 
Даже в страдании - покой.
Вообще нужно ли ускользать от страданий.
Проживать их в неподвижности.
 
 
 
 
 
 
99
Японцы зимою, кажется, только и делают, что ищут
признаки приближающейся весны!
Есть чему поучиться!
Но в этом мире все так обманчиво...
 
 
 
 
На березе заснеженной
зеленый мох -
это признак весны?
 
 
 
 
Может ли по-русски быть стихотворение в одно предложение?
В один вопрос?
Как это непривычно, заманчиво, таинственно и страшно,
даже стыдно и дерзко - вовсе не давать ответа!
Ни единым намеком!
 
 
 
 
 
 
 
 
100
 
Вот здесь!
Меж четырех дубов,
вдоль скрученных стволов,
и в легких точках почек,
в заснеженном пространстве обитает
нелепый древний Чжуан-цзы!
 
 
 
Для европейца древний восточный мыслитель - всегда
что-то вроде колдуна или зануды.
Ка-а-к ухнет!
А Чжуан-цзы в наше время, может быть,
носит европейский костюм, ездит в такси и курит сигареты.
Но может ли он рассуждать? Хотя бы и в наше время?
Боюсь, что в наше время все рассуждают!
Как же отличить его тогда?
 
 
 
 
 
 
101
Как это все же приятно у китайцев и японцев:
ум, сознание, душа - все это сердце.
 
Как прекрасен Сайге:
 
"Я понял сердце того,
Кто раньше жил в этом доме."
 
Так и хочется подражать!
 
 
 
Маленький дом. Пустое крыльцо.
Весь зимний снег - на крыше.
Склонилась ветвь к заснеженной тропе.
Надеюсь, он жив, этот человек!
 
 
 
 
 
 
102
Для меня большие сугробы - символы детства.
В них можно вырыть такие пещеры!
А весною стеклянные дворцы, серебряные замки!
Почерневшее благородное серебро! И потоки воды! И звуки!
Это музыка и солнце.
 
 
 
По обе стороны аллеи
растут сугробы. Неужели
возможно это:
смогу я снова спрятаться за них?!
 
 
 
 
 
 
103
 
Я гуляю среди деревьев,
стволами идущих в небо,
в вершинах своих держащих
еще не прозревшее небо.
И все великаны мира
неясною тенью
среди деревьев
пройдут в предрассветный час!
 
 
 
Наверное, смерти все-таки нет. Или: смерть - возвращение. К чему?
К чему-то неопределенному, хотя по следам, намекам, воспоминаниям,
подражаниям, нюансам можно проследить существование ушедших.
Иногда все же хочется узреть во плоти: так рождаются привидения.
 
 
 
 
 
 
104
 
БУДНИ
 
О, березы в снегу!
В начале дня!
Я бегу -
не прощайте меня!
 
 
 
Потеплело. Снег стал плотнее, мир - обыденнее.
На холмах - конфетти лыжников.
Деревья - отчетливее, небо - непрозрачнее, белее.
И что-то такое в груди - грусть-томление;
то ли от вчерашнего позднего разговора о путях в искусстве, жизни и мире,
то ли от того, что проснулся позже обычного.
Хочется идти медленнее, медленнее, или вовсе остановиться.
Моя собака впереди повернула голову назад и ждет меня.
 
 
 
 
 
 
105
 
Под дубом ворона
ходит по снегу:
шуба из перьев,
нос костяной.
Ждите прихода весны -
ожидание вас не обманет! -
так говорят
птичьих следов письмена.
 
 
 
Читаю книгу Владимира Вячеславовича Малявина
"Чжуан-цзы". Неужели и вправду жив древний даос!
 
 
"Хочу, чтобы вы
Остались на осень со мной."
 
 
 
 
 
 
106
Совсем тепло. Деревья мокрые, во дворе лужа.
Но ведь до весны еще далеко, и от этого чувствуешь себя
обманутым и потерянным. Межвременье...
 
 
 
Не растаял еще в роще старых дубов
Отсыревшего старого снега покров.
В роще черных дубов моя жизнь не мила,
Беспризорно шатаюсь обрубком ствола,
Волоча словно хвост свои корни...
 
 
 
По случаю лужи ходил прогуливать собак в резиновых сапогах
и ноги замерзли. Обман!
 
 
 
 
 
 
 
Нужно ли уходить?
 
Я знаю: природа почти наверняка ввергает городского человека в гнетущее состояние.
Беспричинная тоска, беспредметная скорбь, неуютно и неустроенно.
Но надо ли уходить от этого?
 
Ведь то, с чем человек стремится слиться, должно ли лишь радовать?
Радость бытия - радость открытия бытия, но между открытиями,
в предчувствии открытия - что? Тоска? Тоска по радости открытия?
 
И потом: в пределе слияния находится смерть.
Неразличение жизни и смерти.
Вот в этой самой природе,
в деревьях как символе реальности что происходит вот в это самое мгновение?
Рождение тысяч, миллионов существ? Смерть тысяч, миллионов существ?
 
А главное: как все же глупо бежать в трусах по кругу стадиона!
Я понимаю, я готов признать: движение - жизнь!
Один человек спрашивает у Справочного Бюро "Вечерней Москвы":
"Одинаковы ли расстояния между фонарными столбами, чтобы можно было
отмечать пробегаемое по утрам расстояние в фонарных столбах?"
 
Вот что меня беспокоит: в нашем парке вдоль некоторых тропинок совсем нет
фонарных столбов, а расстояния между деревьями так неравномерны!
 
 
 
 
 
 
 
107
 
Перед весною
 
В парке
люди бегут от инфаркта.
Я же, подняв воротник пальто,
бреду и сердце мое болит
болью деревьев
в парке.
 
 
 
 
 
 
108
* * *
Так будет весна или нет?
Природа и я в изумленьи.
Морозов давно уже нет,
И ветер несет потепленье.
Но снег!
Серый снег!
Не тает...
И в небе сером по утрам
Ни облачка,
ни солнышка
не видно...
Обидно!
 
 
 
 
 
 
109
Бывают стихи - сами по себе, может быть, и плохие
- которые не сами по себе,
а как бы намек или воспоминание о других стихах.
Прекрасных. Пленительных. Возвышенных. Забытых.
Быть может, никогда и не существовавших.
Но кто знает, иногда кажется, что стихи не сочиняются, а вспоминаются,
припоминаются отдельные строки, или слова, даже только буква и запятая.
Все вспомнить невозможно! И нельзя!!
Бывает, вспомнишь лишнее и все - стихи не получились...
 
 
 
Я в лесу читал стихи березам,
Дубу старому и елям на горе.
Мне бросали распустившиеся розы
Из партера и с галерки на горе.
 
Уходил тропою зыбкой, неприметной,
Уносил охапки розовых цветов.
Жаль не видел я тогда своей улыбки,
Жаль не слышал я тогда своих стихов.
 
 
 
 
 
 
 
 
110
Вот все жалуются на давку в автобусах.
А что ж вы живете в городе?
Как вам в вашей городской квартире - в плечах не жмет?
И не тесно вам в такой узкой щели:
между подчиненными и начальством?
Но, впрочем, возможны и романтические ощущения:
 
 
В вечернем автобусе мчаться куда-то во тьму!
Подслушивать шепот влюбленных, зажатых в углу,
И крик старика - откровение в пьяном бреду,
И телом сливаться в большую немую толпу.
В вечернем автобусе мчаться куда-то во тьму!
Звезда предрассветная мне прокричит на углу,
И дымы-туманы клубятся, клубятся внизу.
Вот все, что способен, вот все, что теперь я могу
- В вечернем автобусе мчаться куда-то во тьму!
 
 
Два последних стихотворения вообще-то надо петь, напевать.
А последнее стихотворение написано амфибрахием -
в этом размере вообще есть что-то спокойное и несуетливое,
склоняющее к размышлениям, быть может, впрочем, и пустым...
 
 
 
 
 
 
111
Смотрели документальный фильм "Я возвращаю ваш портрет"
о старых артистах эстрады, с ведущим - Андреем Мироновым.
Поэтому, наверное, и получилось такое "банановое" стихотворение:
 
 
Заката розовый фламинго
танцует медленное танго.
В руке моей красивый манго,
и приготовлен острый нож!
 
 
 
 
 
 
 
112
А вот "вечернее" стихотворение:
 
 
Свежего снега скрип.
Нетороплив разговор.
И перемены наших теней:
то густеют, то бледнеют
на аллее фонарей.
 
 
 
 
 
 
113
А вот это уж точно "утреннее":
 
 
Снег идет. Березы белы. Серые дубы.
Перелетит на соседнее дерево
птица большая.
О ветви деревьев! О древние
письмена!
 
 
 
Почему все же даосская философия так тесно связана с природой?
А Малявин проводит параллели с модернистским искусством. Модернизм и природа?
Кстати, промышленный прогресс, наводнивший очень быстро быт людей
не-естественными материалами и вещами - очень новыми! -
показал нам, сколь древни деревья и цветы, и муравьи, и птицы, и собаки. А люди?
 
 
 
 
 
 
114
У каждого человека есть воспоминания, которые
всплывают от малейшего толчка, от слов, никакого
прямого отношения к ним, казалось бы, и не имеющих.
Может быть даже важны не слова, а лишь
их порядок или просто - интонация, вообще без слов.
Пожалуй, такие воспоминания самые главные.
 
 
 
Тот лес затерялся в других лесах,
И время - среди времен.
Был бы жив мой друг,
показал на снег -
не изменился он!
 
 
 
 
 
 
115
Когда возвращаешься с прогулки в лесу, и уже подходишь ближе к домам и автобусам,
возникают обычно стихи вот такого "сравнивающего" настроения:
 
 
Идут по тропинке с портфелями люди,
но стоит сойти с тропы -
Исчезнут дома и навеки пребудут
деревьев александрийские столпы!
 
 
Когда гуляешь с собакой все время по одному и тому же маршруту,
то в одних и тех же местах возникает одно и то же повторяющееся настроение,
одно и то же снова и снова очаровывает - ветка ли дерева, облако ли в небе.
И стихи рождаются одни и те же - повторяющиеся.
Я начинаю понимать как создавались средневековые каноны
- не замечая того, мы живем по этим канонам: следуя ли им, идя ли наперекор.
Как написано в предисловии к сборнику китайских поэтов: "радость повторения"!
А ведь действительно, смысл традиции - в повторении, смысл памяти - в повторении!
 
 
 
 
 
 
116
 
Вы найдете ль возможным
меня навестить?
Чашку чая всегда я вам предложу.
Ну, а после меня - я родным накажу.
 
Наверное, я пытаюсь прозой компенсировать стихи. Это плохо?
Проза - как медитация на тему стихов, стихи - как медитация на тему природы.
 
 
 
 
 
 
117
* * *
 
В книге о японской классической поэтикемне понравился постоянный эпитет "вечнокрепкое небо".
Несколько непривычно для нашего слуха, но в самом деле в этом есть нечто вечно архаичное.
 
Замолк на рассвете птичий щебет.
В прозрачном воздухе нет теней.
В горящий зрачок вечнокрепкого неба
Не двигаясь смотрят драконы ветвей.
 
 
 
 
 
 
118
Последние дни так морозно, что во время утренней
прогулки стихи "замерзают". Получаются какие-то
маленькие ледышки!
 
 
 
Безмолвно небо на рассвете.
И солнце красное гудит.
И черный дятел высоко
То стукнет,
То молчит...
 
 
 
 
 
 
119
* * *
 
 
Над домом красное солнце высунулось.
Прокричала ворона. Ухнул мороз...
Объятый инеем лес зазвенел.
 
 
 
 
 
 
 
 
120
Сегодня необыкновенное солнце!
Чувствуется, что впереди - весна, а сейчас мороз, февраль и много снега.
Поэтому сочинил сразу три стихотворения за раз.
Первое не столько сложилось, сколько проговорилось
торопливо - столь быстро хотелось выразить настроение.
 
 
Около вершины ели,
что высоко в синем небе,
на горящем солнцепеке
сидела ворона,
и ветви вокруг разложены будто горы,
поросшие лесом,
и ствол уходит
скалою на небо,
и солнца блики недвижно лежат...
 
Там, в очарованном мире,
около вершины ели,
ворона - обычный гость.
 
 
 
 
 
 
121
Сегодня столь яркая красота леса, что кажется неестественной.
 
Похожи ели на сработанные кисти,
Воткнуты в снег.
И еще влажен мир вокруг.
И запах резок.
И небо пачкается кобальтом,
Как в первый день творения Земли!
 
 
 
 
 
 
122
* * *
 
Сосна, береза, ель и дуб
стояли в ряд под солнцем февраля.
И их вершины в небе синем -
красиво неподвижны,
как на картине
средневековых мастеров.
 
 
Сейчас уже темнеет перед вечером, и в этот неустойчивый час
утреннее настроение кажется несколько неестественным.
Но нет уверенности, что и эти строки останутся самими собой...
 
 
 
 
 
 
123
Для компенсации этой неустойчивости и неуверенности
хочу привести стихотворение, сочиненное моим сыном.
Правда, это не совсем стихи, совсем наоборот -
официальный документ из Неизвестной мне Страны Большой Игры:
 
 
" Д О Г О В О Р
 
 
Совет Старейшин острова решил:
а. Убитые в войнах будут жить.
б. Оружие будет прежним.
 
 
Так как на острове установился мир. "
 
 
 
 
 
 
 
 
В Е С Н А
1 9 8 6
 
 
 
 
 
 
 
124
 
 
По всем приметам зимний день прекрасно начат:
Деревья живы, солнце светит, снег лежит!
Над крышей дома линия электропередачи,
А в небе ярко-синем белый дракон удачи!
 
 
февраль 86
 
 
 
 
 
 
125
 
 
Деревья и солнце
в божественном небе.
И большая гора облаков.
И большая гора на краю
земли.
В павильоне морозного утра,
у ограды семи берез.
 
 
февраль 86
 
 
 
 
 
 
126
Стихотворение написано в декабре 84 года.
Обнаружено в феврале 86 года.
Видимо, оно было написано под влиянием текстов Рериха
и не очень хороших переводов Ван Вэя.
 
 
 
 
" БУДДИЙСКОЕ "
 
 
 
О подлости людей молчи и помни.
И тщательно различай Добро и Зло.
Путь к Истине лежит через Добро,
Хотя сама она так равнодушна
К цветам моей Земли!
 
И все ж не оставляй своих исканий,
К теплу людей все время возвращайся,
Из света истины, а не из ночи невежества.
Жизнь там лишь, где тепло,
И помни: там же - гниение и тлен.
 
 
февраль 86
 
 
 
 
 
 
127
 
 
У края города, от леса в стороне
Сосна кривая так приятна мне!
С вершиной плоской в вышине.
 
Один человек сказал: - "Сосна эта будто святой.
Весь безобразный город искупит собой!"
 
- "Разве можно сравнить одну сосну
И десять тысяч людей?!" -
 
 
Воскликнул я и в шуме ветвей
Услышал: - "Конечно, нельзя!
Конечно, люди важней!"
 
 
февраль 86
 
 
 
 
 
 
128
 
 
Ворона над прудом летела
На дальние сосны глядела
Ворона задумалась только на миг
И ветер холодный ей в сердце проник
И долго метался над гладью вод
Отчаянный и торжествующий крик
 
 
май 86
 
 
 
 
 
 
129
 
Грустный февраль
 
 
Снег и солнце.
Ветер блестящий,
сверкающий блестками инея.
Небо синее
среди деревьев в вышине.
И крик вороны в тишине.
 
 
февраль 86
 
 
 
 
 
 
 
 
130
 
 
На деревьях рощицы молочные пакеты
Цвета синего, как небо наверху.
Ветер их качает, ветру очень хочется
Птичий корм рассыпать на снегу.
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
131
 
 
"И Цзин" - "Книга Перемен".
Первая гексаграмма "Цянь" - "Творчество".
 
 
Начальный момент всякого творчества: еще не уместна деятельность,
а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка.
Полнота сил, но время еще не благоприятно для деятельности.
Образ нырнувшего дракона, то есть мощного существа, которое
скрылось и еще не действует.
Такова первая, начальная черта гексаграммы, изображаемая
сплошной, сильной линией ЯН.
 
Сказано: "В начале сильная черта.
Нырнувший дракон.
- Не действуй!"
 
Стихотворение называется "КОНЕЦ ЗИМЫ":
 
 
Пора нырнувшего дракона:
Поля снегов, под снегом лес,
Но в солнце, падающем с кровли
Поднявшихся небес,
Примету верную находит Прорицатель:
Весну недвижимо уже творит Создатель!
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
132
 
 
Весной голубою разбужены тени деревьев.
С пластмассовым солнцем спорят птицы, кричат.
Стеклянных сугробов музейные редкие звери
В загадочных позах недвижно повсюду лежат.
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
133
 
Лианозово. Март 86.
 
 
Вы чувствуете, скоро будет лето?
Уже повсюду снег остекленел.
И небо замечательного цвета.
Я варежки сегодня не надел.
 
 
Сегодня птичка удивительно красивая
Меня не испугалась на ветвях.
А на дороге грязь с утра застылая
Под солнцем расплывалась на глазах.
 
Наверное, зимой был сильный ветер:
Как много здесь обрушенных домов!
Вы чувствуете, скоро будет лето?
А летом не бывает холодов.
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
134
 
 
Круговорот времен привел нас в эту раннюю весну,
Когда еще земля с водою не разделены.
Деревья в синей дымке, в тумане белом небо.
И руки у судьбы разведены.
 
И в этот день свободы и испуга
Так не хватает умершего друга!
Не чокаясь, мы выпьем за него.
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
135
 
 
Что останется после весенней птицы?
Чистою трелью в небе она растворится.
Что останется после бабочки летней,
упорхнувшей за горизонт?
Что останется после дубов столетних?
Что останется после высоких сосен,
раскрывших зеленый зонт?
Что останется после нас с тобой, мой друг?
Наше дыханье, ветра порыв, случайное "вдруг".
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
136
 
 
Ранней весною утки на льду.
Первая пара с далекого юга.
Вернулись домой? Или в гости на лето?
Белый ручей мимо бежит.
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
137
 
 
Капли на березовой ветке.
Не иней растаявший -
Весенний дождь!
 
 
первое апреля 86
 
 
 
 
 
 
138
 
"Как писать приемом луцзяо - оленьи рога.
Этот прием весьма занятный, тонкий -
Когда пишешь осенний лес, не смешивай разные породы деревьев
И порой темной тушью выдели вершину дерева,
Будто журавль царит среди кур.
Если же это ранняя весна,
То можешь добавить маленькие бледно-зеленые точки."
 
"Слово о живописи из сада с горчичное зерно"
 
 
 
Снег сошел. И шуршат листья прошлого года.
Небо светло как вешние воды.
Для чего придумали китайцы
штрих л у ц з я о - "рога оленьи"?
В день весенний смотрю на деревья:
Раскрываются почки - светлые точки
на кончиках оленьих рогов.
Отчего же никто-никто
немедля кончик кисти в тушь не окунает?
 
 
апрель 86
 
 
 
 
 
 
139
 
"Слово о живописи из сада с горчичное зерно"
открывается "Наставлениями в искусстве живописи из
павильона Цинцзай".
Сказано: "Стало быть, можно следовать законам и быть свободным от них.
Сначала похорони кисти и сотвори могильный холмик,
изотри железо в порошок...
И вот - вершины взметнулись, поток повис,
но вода чиста и лес прозрачен."
 
Следующий раздел "Слова" - "Книга деревьев".
Читаю "Наставления" и еще только в преддверии
"Книги деревьев" написал такое стихотворение:
 
 
"Книгу Деревьев" раскрыв наугад,
долго читаю.
В Книгу Деревьев войдя наугад,
листья листаю.
 
"Книгу Деревьев" лист за листом
перерисую.
В Книге Деревьев построю свой дом
и зазимую.
 
"Книга Деревьев" ярко сгорит
в сердце моем.
Книга Деревьев вновь заговорит
ранним весенним днем.
 
"Книгу Деревьев" в сердце я схороню,
пепел и чист и бел.
Книгу Деревьев из рук уроню
на холст, что и чист и бел.
 
 
февраль 86
 
 
 
 
 
 
 
 
140
 
 
Плохая погода.
Сижу и читаю.
Еще приготовлю
Горячего чаю.
И два бутерброда.
Плохая погода.
Я книгу закрою,
Другую возьму.
В далекие страны
Сейчас поплыву.
 
 
апрель 86
 
 
 
 
 
 
141
 
 
Белый туман облаков.
Солнца рассеянный свет.
В мире берез и дубов
спокойно - движения нет.
 
Солнца желтеющий свет.
Узор неподвижен ветвей.
Молчанья спокойная сила.
Я верю - движения нет!
И прошлое - не уходило,
а так и стоит у дверей.
 
 
апрель 86
 
 
 
 
 
 
142
 
 
В тумане светлом деревья из пустоты
Выходят на край земли.
 
 
В тумане светлом увидишь детство.
Увидеть его нельзя!
 
 
В тумане светлом любовь безответна.
Была ли она, была?
 
 
В тумане светлом деревья в пустоту
Уходят с края земли.
 
 
апрель 86
 
 
 
 
 
 
143
 
 
Весенним утром после дождя
Птица песню поет.
О, сколько сложено до меня
О песне этой стихов!
 
Я прочитаю их нараспев,
Душой улетая вдаль.
Издалека старинный напев
Возвращает мою печаль.
 
И с думой глубокой о тех, кто ушел,
Брожу среди мокрых берез.
А птица все ту же песню поет.
И в сердце ее - покой.
 
 
апрель 86
 
 
 
 
 
 
144
 
 
Ходы древоточца на старом стволе
Как звезды летящие в старой вселенной
На высохшем крае срываются в бездну
Зеленая жизнь не приходит весной
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
145
 
 
Я не жалуюсь. Судьбой своей доволен.
И за все - благодарю.
Все не важно, было б только вволю
Ранних утр - наглядеться на зарю.
 
Все обиды, несвободы, неудобства
Унесет с собой предутренний туман.
И ударит в синем благородстве
Древнего светила барабан!
 
 
апрель 86
 
 
 
 
 
 
146
 
НА СВАЛКЕ
 
 
Порос бетон зеленым мхом.
Железный лом и стебли трав
Переплелись в одном движеньи.
Уединенье пустыря
Люблю, по правде говоря, -
В заброшенности есть очарованье.
Разрозненного мира воссозданье.
И странной правды тишина.
И кукла старая. И чайник -
но без дна.
 
 
апрель 86
 
 
 
 
 
 
147
 
 
Каменная девочка упала
Около заросшего пруда
Над ее улыбкою склонились
Желтые весенние цветы
 
Каменная девочка напрасно
Принца ждет у старого пруда
Волосы ее из алебастра
Ноги из железного прута
 
 
апрель 86
 
 
 
 
 
 
148
 
 
Как высоки деревья в мае.
Как белы облака.
О, дни мои, не уходите!
И если жив еще пока,
И вы, прекрасные, живите,
Собою память наполняя.
 
 
февраль 86
 
 
 
 
 
 
149
 
" Не жалею, не зову, не плачу... "
 
 
Светит солнце прохладным утром
В воздухе древний разлит аромат
Это яблонь белые крылья
Вновь молодые над садом летят
 
 
май 86
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Л Е Т О
1 9 8 6
 
 
 
 
 
 
 
150
 
Валере Красильникову
 
 
Отцветают яблони в заброшенном саду.
По дорожке каменной медленно иду.
В бывшем барском доме с гербом наверху
Дом умалишенных с мастерской внизу.
 
Отцветают яблони, ивы высоки.
В церкви отпевание, плачут старики.
Видно, что хоронят молодую жизнь.
В доме кто-то стонет, и грохочет жесть.
 
 
май 86
 
 
 
 
 
 
151
 
 
Радость раннего лета
Зеленый наряд берез
Желтых цветов кружки
Парят над зеленой травой
Первой росы драгоценность
Ясного неба взлет
 
Сяду на камень
Собака уляжется рядом
Вспомню об умершем друге:
Надеюсь, что это лето
Не лучше ушедших лет.
 
 
май 86
 
 
 
 
 
 
152
 
 
Как странно: никогда я не бывал
в далеком детстве
моей возлюбленной жены.
Но отчего тогда с годами
меня обманывает память?
 
 
май 86
 
 
 
 
 
 
153
 
ВОЗВРАЩЕНИЕ
 
 
В забытые годы вели шаги
Вдоль темной ограды одни валуны
Не поднять головы, не поднять руки
 
И птица пропела: умри, умри
На старой тропе посреди травы
В малиновом свете зари
 
 
май 86
 
 
 
 
 
 
154
 
Из цикла "Шелковый Путь"
 
 
I
 
 
На холме над Душанбе алыча.
Я поднялся на вершину холма.
Солнца желтая рука горяча.
Светлым облаком дневная луна.
 
Надо мною только небо одно.
Я спросил его о древнем пути.
- Здесь следов его уже не найти.
Что же путники? - Вернулись давно.
 
 
Душанбе, май 86
 
 
 
 
 
155
 
Из цикла "Шелковый Путь"
 
 
II
 
 
Из Китая до Руси путь далек.
Я стою посередине, одинок.
Тех людей здесь не осталось и следов.
На Восток гляжу я долго, без слов.
 
 
Душанбе, май 86
 
 
 
 
 
 
156
 
Из цикла "Шелковый Путь"
 
 
III
 
 
Прощание
 
 
Эти горы над Душанбе, предгорья Памира,
Прощайте, я не увижу больше вас.
Мой дом в другой стороне этого мира.
Но сердца песчинку оставлю я здесь, среди вас.
 
 
Душанбе, май 86
 
 
 
 
 
 
157
 
Нет, это не уход от мира!
Я хочу лишь, чтобы в этом мире жили и те, кого я люблю
и кто мне дорог.
 
 
Я не уйду к Тао Цяню в поля и сады.
Давно уж травой на земле заросли их следы.
Вас, благородный поэт, я сюда приглашу,
Наших столиц посетить отдаленную глушь.
Может быть, Вам не понравится шум городов.
Скрип колесниц не расслышите в шуме машин.
Но хризантем захватите Вы горсть лепестков -
Лучшим вином я наполню побольше кувшин.
Напьемся скорей! О, есть, что оплакать вдвоем!
А после, прошу Вас, лучшую песню,
Вашу песнь запоем.
О, как недолог к рассвету светлому путь Луны!
Зачем Вы ушли!
Я один, и немолкнущий звук струны...
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
158
 
 
Три брата-дуба, обнявшись, стояли
И не было им горя и печали.
Вершинами качали в синеве,
Разбрасывали тени по траве.
 
И путники, что мимо путь держали
В далекую столицу государства,
У трех дубов оставшись на привале,
Молчали о любви и о коварстве.
 
О всех обидах и о всех удачах,
О радостях и горестях своих
Они молчали, не смеясь, не плача,
В костер подбрасывая веточек сухих.
 
И на заре, омыв росою лица,
Держали путь в далекую столицу.
Три брата-дуба, обнявшись, стояли
И не было им горя и печали.
 
 
май 86
 
 
 
 
 
 
159
 
 
В наших обычных делах
как не хватает нам мудрости конфуцианцев!
В наших обычных делах мы безмерно скучны.
Вот мы уходим в движениях странного танца.
Тени фальшивые движутся в небе ночи.
 
Но на рассвете слабеющий свет луны
древний очертит круг.
К нашим обычным делам возвратиться должны
я и мой друг.
 
 
апрель 86
 
 
 
 
 
 
 
 
160
 
1800 лет назад Цао Чжи создал поэму "Фея реки Ло".
Через 200 лет Гу Кай-чжи написал картину на мотивы
стихов Цао Чжи. А ныне...
 
 
Седые травы после дождя,
Сиреневое пламя иван-чая.
Вот Цао Чжи среди дубов пройдет
За феей Ло, исчезнувшей в тумане.
 
Простой сюжет страны чужой
Сквозь все века волнует не напрасно,
И время нас не зря кружит.
Знакомый мой, художник пишет маслом
Картину "Тайна Гу Кай-чжи".
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
161
 
 
Тысячелистника белое поле и сосны вдали.
Тысячи дней между нами туманом легли.
Не перейти через поле по узкой тропе.
Вниз уплываю по времени желтой реке.
 
Вдоль берегов бесконечной равнины простор.
Друга я встречу и долгий веду разговор.
О тысячелистнике детства закончу рассказ,
а желтые воды уже разделяют и нас.
 
Солнце уходит и мрак обступает ночной.
Тысячелистника белое поле горит надо мной.
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
162
 
Поэт пятого века Бянь Бинь написал оду "Вши и блохи".
Во вступлении говорится:
 
"Я живу бедно, и мой халат холщовый вот уж десять лет как не подбит ватой. Вся моя жизнь зависит от прихотей погоды, а ведь для человека это нелегко, и я часто болею. Жилище мое тесное, вся постель спуталась, одни лохмотья стали, мне и не распутать одному. А чем-то заниматься - слишком я ленив, к делам охоты нет. За своим телом не слежу и как-то упускаю время умываться. Я весь зарос, покрылся коростой, и оттого завелось в моей камышовой циновке несметное множество вшей и блох, ужасно они расплодились..."
 
 
Под небом широким все десять тысяч вещей.
На плоской равнине стоят одиноко дубы.
Бянь Бинь по утрам отряхает циновку от вшей,
Из дома выходит и льются свободно стихи.
 
И время иное, и я из другой страны.
Но так же под небом все десять тысяч вещей.
На плоской равнине стоят одиноко дубы.
Печальные строки в моей отзовутся душе.
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
163
 
 
Иду по дороге, по белой пыли.
Солнце льется на ширь полей.
Крайний дом на деревне я вижу вдали,
И рядом много людей.
 
Давно я не был в этом краю,
Хоть с детства знаком мне он.
Умер мой дядя. Позвали родню.
Сегодня день похорон.
 
Иду по дороге, цветут цветы.
Знакомый лес и овраг.
Внизу у речки все те же кусты,
Но другой под ними рыбак.
 
Иду по дороге, как раньше шел.
Слетает с цветов пыльца.
Узнаю ли всех, кто сегодня пришел,
И молча стоит у крыльца?
 
Узнаю под деревом старый стол.
Калитка. Горшок на плетне.
Узнаю ли всех, кто сегодня пришел,
И молча кивает мне?
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
164
 
 
Ни шума ветра, ни пенья птиц
не хочет слушать человек.
Бродила смерть среди берез,
искала жертву, и не нашла.
И не было веры, и не было слез.
Последние звери умирали в лесах.
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
165
 
ДУБ
 
 
Светлые листья на солнце, темные листья в тени.
После дождя на коре влажная полоса.
Ветви раскинув свободно, рядом со мною стоит.
В небе высоком коршун кругами, кругами кружит.
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
166
 
 
Белая луна
в радужном сиянье.
Ночь и весна.
Тайное свиданье.
 
Белая луна.
Путь среди звезд.
Деревянный мост.
Темная вода.
 
 
март 86
 
 
 
 
 
 
167
 
ДЕВА У ОКНА
 
 
За шелковою занавеской
Цвела персидская сирень.
Ждала издалека известий.
Клонился долу вешний день.
 
На небе звезды высыпали.
Всходила белая луна.
Недвижны очи не мигали.
Сирень персидская цвела.
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
168
 
ЛЕТО
 
 
Зеленая трава до неба выросла,
За облаком плывут пуховые шары,
Под ветром облетают и на землю
Спускаются в леса из клевера.
 
А по былинке муравьи неспешно
Колоннами уходят в небо.
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
169
 
Возвращение или Срединный Путь
 
 
Летит стрекоза над высокой травой,
Над белою кашкой, цветком неприметным,
Над камнем, лежащем у схода дорог,
Над белою пылью дороги.
 
И надпись на камне: "Вернувшись, поймешь -
Ни слева, ни справа судьбы не найдешь!"
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
 
 
170
 
 
Выше трав только небо - в нем плавает солнце.
Листья сверкают как зеркальца в детских руках.
К круглому озеру тропочка узкая вьется.
Чистой печали слеза - в низких сухих берегах.
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
171
 
ПЕСНЯ
 
 
Собака играет в траве
Сладкий клевер в тени под росой
В синем небе плывут облака
Ветер в вершинах шумит
 
На пригорочке два дурака
Между ними гитара лежит
Их девушка с розовой косой
Убежала за шар земной
 
Собака у камня уснула
В тишине колокольчиков звон
Пахнуло полынью...
 
 
июль 86
 
 
 
 
 
 
172
 
Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх до самых высот!
 
 
 
По сухому дереву
Побежал вьюнок
Вверх до самого неба,
До белых облаков!
 
 
июнь 86
 
 
 
 
 
 
173
 
ВЬЮНОК
 
 
Пока солнце еще не поднялось с земли
И роса не вернулась на небо,
Так нежен и чист! -
Утренний голос цветка.
 
 
июль 86
 
 
 
 
 
 
174
 
 
Под солнцем краснеют
шарики вишен.
Гляжу: Ну, конечно!
И воробьи тут как тут!
 
 
июль 86
 
 
 
 
 
 
175
 
 
В своих скитаниях земных
я не ищу астральных истин.
И каждый раз у трав лесных,
и в струях льющихся речных
теряю все, что накопилось.
 
 
июнь 86
Copyright (с): Игорь Б.Бурдонов. Свидетельство о публикации №72173
Дата публикации: 18.02.2006 18:28
Предыдущее: ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ или ВРЕМЕНА ГОДА. Тетрадь четвертая, ч.1 (апрель 85 - январь 86 )Следующее: ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ или ВРЕМЕНА ГОДА. Тетрадь четвертая, ч.3 (июль 86 - январь 87)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Тема недели
Буфет.
Истории за нашим столом
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Проекту "Чаша талантов" требуется руководитель!
Дежурство по порталу как оплачиваемая работа
Приглашаем на работу: наши вакансии
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Региональные
отделения
Форум для членов МСП
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов