Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Алексей Хазар
Объем: 10547 [ символов ]
Читая «Сосуд времен» Д.Сахранова .
Продолжая читать «Мистерии Пернатого Змея», я уже не мог отказаться от дальнейших литературно-критических экзерсисов. Больно уж увлекательным оказалось это занятие – разгадывание загадок автора. Итак…
Он слышал музыку сфер и ходил по воде, но внезапно утратил эту способность… Падший ангел, угодивший в мир людей, каждый раз возвращается во сне к своей прежней, волшебной жизни…
Вторая Мистерия Пернатого Змея «Сосуд времен» начинается, по существу, с изгнания из рая. Была ли причина для этого - неизвестно, да и не важно, потому что речь не о «преступлении и наказании», а о поисках утраченного рая и не только…
Оказавшись в мире людей, он стал рыбаком, потом пиратом, потом пленником. Впрочем, пленником он стал, как только утратил способность ходить по воде и слушать музыку сфер – пленником мира людей, тоскующим об утраченном . О, эта вечная тоска человеческой души! Одни говорят, что это память о единении с богом, которое было нарушено в результате грехопадения. Другие считают ее тоской по совершенству, которого нет, и никогда не может быть в нашем мире, третьи говорят, что это память детства, когда жизнь была бесконечной, а мир огромным и радостным, четвертые называют ее муками творчества, которые превращаю человека из твари земной в бога-создателя миров. Пусть виртуальных! Кто знает, ЧТО есть реальность, где она начинается и где кончается? Каждый из нас живет не в реальном мире, а в своем представлении об этом мире. Представление это куда беднее реальности, поэтому и возможность его совершенствования - строительства своего мира - у человека не ограничена. Мы наполняем наше представление о мире отражениями реальности, но отражения плоски, и тысяча плоских отражений не заменят третьего измерения… В этом, кажется, одна из ключевых идей книги.
Д.Сахранов остается верным себе, для начала ввергая своего героя в серию захватывающих опасных экзотических приключений. Книга читается на редкость увлекательно, несмотря на фантастичность и эклектичность того мира, в котором разворачивается действие. Этот мир - причудливая мозаика реалий разных эпох и географических регионов. Здесь и античная казнь распятием на кресте, и таинственный рыцарский «Орден Креста», отчетливо напоминающий орден рыцарей Храма, и капитан «сэр» Крон, явно происходящий из английских пиратов 16-18 веков, командующий почему-то каравеллой (тип судна исконно испано-португальский). Тут черные рабы на плантациях, невольничьи рынки, дикие полулюди - людоеды джунглей и заброшенный город – средоточие мистических тайн в недоступной горной долине. Все это вызывает в памяти целый ряд литературных параллелей. Вспоминаются и «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, и «Остров сокровищ» Стивенсона, и «Сердца четырех» Дж.Лондона, и «Одиссея капитана Блада» Р.Саббатини, и «Бегущая по волнам» А.Грина.
Однако приключенческая одиссея героя, которого Крон зовет Улисс (а своего имени он не знает – имя это часть потерянного рая) служит автору лишь для того, чтобы собрать нужных героев в нужное время в нужном месте и подвергнуть там решительному испытанию. Для этого старый рыбак Орк должен был быть захвачен вместе с Улиссом пиратами и остаться на корабле Крона в качестве штурмана, а пираты во главе с капитаном Кроном должны были еще пленить Мортона - рыцаря Ордена Креста хранителя пророческого манускрипта и его сестру Луизу. Для этого манускрипт должен был попасть на глаза Улиссу и в руки Крона, а затем Крон должен был потерпеть кораблекрушение и остаться без корабля и команды. Для этого автор отправляет Улисса в джунгли спасти Сабо – гиганта, мучимого болезненными страхами, а затем отдает в руки работорговцев. В конце концов, таинственный манускрипт собирает их всех вместе для отчаянного похода в заброшенный город к Сосуду Времен. Что такое Сосуд Времен неизвестно. Это некая мистическая реликвия. Очевидна его генетическая связь со Святым Граалем, который тоже считался волшебным сосудом и по одной из распространенных версий хранился в недоступном замке или храме.
В числе «шесть» нет магии, поэтому к путешественникам присоединяется еще один персонаж Отхун – загадочный проводник в заброшенный город. Теперь их семеро, а семь - число магическое. У каждого из них своя причина идти туда. Если капитан Крон идет за богатством, то Орк – за мистическими тайнами Сосуда Времен. Луиза и Сабо просто, чтобы быть с Улиссом, а Мортон – повинуясь тайному приказу своего ордена. Тем не менее, каждый в результате обретает то, за чем сознательно шел только Улисс – самого себя. И тут опять не могу не вспомнить братьев Стругацких. Разве все это не напоминает поход в «зону» в «Пикнике на обочине»? Разве каждый из героев не рискует, уподобившись герою «Пикника на обочине», получить мешок денег вместо погибшего брата?
Суть «обретения самого себя» в самопознании и покаянии, в открытии зла внутри себя и решительном поединке с ним – поединке, не допускающем компромиссов. Мистическая форма этого поединка в книге – не более чем аллегория. Истинное (не ханжеское) покаяние – акт тяжелый и по-настоящему опасный, ибо чреват саморазрушением, если внутренне зло окажется сильнее. Герои вынуждены принять вызов, после того, как сделан первый шаг – познание внутреннего зла. Тут совсем, как у Стивенсона, происходит его персонификация. Каждый из героев оказывается в положении доктора Джекила и мистера Хайда. Выясняется, что у каждого из них есть свой двойник-отражение в мире Великой Пустыни – в аду из первой «Мистерии». Именно там жил Улисс до того, как ходил по воде и слушал музыку сфер, и имя его - Скиталец. Такова неожиданная тайна утраченного рая.
Соответствие героя его двойнику зачастую оказывается неожиданным, как неожиданно, подчас, зло, живущее в человеке. Если в капитане Кроне относительно легко угадать надменного, властного, безжалостного и циничного Шерифа, в мистике Орке – Отлученного, а в Мортоне – Слепого (ибо он благороден, но слеп в своем подчинении воле Ордена), то Сабо - Пес или Отхун – Хищник соответствия совсем неочевидные. Впрочем, соотнести Сабо и Пса все же можно. Оба они слуги, только один преданный и верный, а другой хитрый, коварный, жестокий и алчный. Отхун и Хищник, что у них общего? Кажется немного. Появляющийся в последний момент Отхун, вообще, не слишком четко прорисован. Здесь остается только принять без обсуждения предложенное автором соответствие этих двух героев. Итак, каждого ждет поединок с собственным внутренним злом… кроме Луизы, которая лишь жертва в чужом поединке. Такая «ассиметрия» кажется странной, но все становится на свои места, когда выясняется, что все герои существуют не сами по себе, а являются лишь отражениями Улисса, сторонами его души. «Они – это ты сам», - говорит Уллису Харон (он же Смеющийся Человек из Великой пустыни) – персонаж абсолютно загадочный, владеющий тайнами миров. Уж, не сам ли Пернатый Змей это?
Луиза - не Улисс, а представление Улисса об идеальной женщине. Поэтому Луиза хоть и имеет своего антипода - Фло, но не носит его в себе. Нападение же на нее Отхуна-Хищника есть выражение первобытного, жестокого стремления подчинить женщину силой, которое дремлет в подсознании каждого мужчины. Улисс, защищая Луизу от Хищника, вступает в поединок с самим собой.
Победа над внутренним злом не только не легка, но и достается дорогой ценой. Покидая своего носителя, зло, зачастую, оставляет ему тяжкие раны. За духовное прозрение, Мортон платит утратой физического зрения и теперь уже он действительно слепой. Мистик Орк, одержав победу, умирает. Почему? Это не может быть наказанием, ведь его двойник – отнюдь не самая страшная фигура Великой пустыни! И грех его не слишком велик - всего лишь самообман, вера в несбыточную мечту. Однако несбыточная мечта исчезает, когда наступает момент истины. Так исчезает и Орк.
Самым впечатляющим и ключевым, конечно, является поединок самого Улисса-Скитальца, который естественным образом не может иметь персонифицированного антипода. Он противостоит всему миру Великой Пустыни. Кто же его противник в этом поединке? Приблизившись, к комнате, в которой должен находиться Сосуд Времен, он вдруг интуитивно понимает, что комната пуста. Сосуд Времен не существует как физический объект, и трудно поверить, что усилия были не напрасны. Разве можно что-то обрести, переступив порог этой комнаты? Неверие и есть тот враг, которого должен сокрушить Улисс. И также как в первой Мистерии он не отвергает искушения (в данном случае неверием), а изживает его, замыкая «петлю времени». Он бежит, бросив спутников (хоть это и происходит в каком-то другом времени), и таким образом лишает их возможности войти в заветную комнату – лишает их разочарованья. Побег кончается катастрофой. Улисс арестован и приговорен к смерти, как пират и похититель Луизы. И вот тут наступает момент истины. Старый карманник Крыса говорит ему: «Убежал-то ты не ради них, а ради себя. Испугался и убежал». Получается, что, боясь убить мечту своих спутников, он лишил их единственного главного, что имеет значение – своей любви. «Мечта не главное! Если утрачена мечта, это можно пережить, а вот любовь нужна человеку всегда и без нее он ничто!»
И теперь он мучительно умирает на кресте, но, вдруг появляется спаситель – это он сам из другого времени. Совсем, как в стихотворении И.Славицкого
 
Заворожено наблюдая
За ошалевшими часами
Мы неожиданно заметим
Исчезновенье дней и лет,
И вдруг - себя мы встретим сами,
Себя узнаем и приветим,
Но дать совет, увы, не сможем
Как избежать грядущих бед.
 
Этот эпизод уже был с ним. Только тогда не его снимали с креста, а он сам снял с креста кого-то, кто показался ему очень знакомым. Эпизод этот глубоко символичен. В нем получает буквальное воплощение довольно очевидная мысль: в поединке с самим собой, можно ждать спасения только от самого себя, и силы можно почерпнуть только в собственном прошлом. Теперь все становится на свои места. Поединок закончен, победа одержана, и герои проникают в заветную комнату Сосуда Времен.
Итак, «Сосуд Времен – не форма, а содержание. Седьмая комната несла осознание этого. А осознание делает человека творцом». Мы подошли к финалу. Улисс-Скиталец получил осознание, делающее его творцом и возвращающее утраченный рай. Куда же лежит дорога творца? Ответ на этот вопрос и радостный и печальный. Да, творцу дано ходить по воде и слушать музыку сфер, но лишь постольку, поскольку сам он не от мира сего. Улисс покидает мир людей, покидает друзей и любовь ради волшебного и радостного мира. Навсегда ли? Так ли уж абсолютна его мистическая творческая сущность и малозначима его сущность человеческая? Посмотрим – впереди еще одна Мистерия!
Дата публикации: 06.12.2005 22:26
Предыдущее: Старый бродягаСледующее: Итоги конкурса «Признание в любви» в номинации песня.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Дмитрий Сахранов[ 07.12.2005 ]
   Алексей, спасибо за столь подробный разбор. Произведение сложное, в нем много ключевых моментов. Пожалуй, все основные тебе удалось осветить. Однако после прочтения "Возвращения" уверен, тебе удастся увидеть все еще глубже и яснее. Так изначально было задуманно, как награда дошедшему до финала! :))
   
   С огромной признательностью
   всегда твой Д.Сахранов
 
Алексей Хазар[ 07.12.2005 ]
   Спасибо, Дима! Я постараюсь1 Чувствую, что загадок там еще достаточно.
ljiv1[ 07.12.2005 ]
   Ох, люблю я читать критику, да хорошую, да о наших авторах!:)))
 
Алексей Хазар[ 07.12.2005 ]
   Ой, спасибо, Валентина! А мне понравилось ее (т.е. критику) писать! :))))
Михаил Лезинский[ 07.12.2005 ]
   Признаюсь честно , я б разбор произведения на таком высоком уровне , сделать бы не смог , - это особый дар .
   Удачи тебе и в дальнейшем , Алексей Хазар .
   
   Мыша Бармалейский .
 
Алексей Хазар[ 07.12.2005 ]
   Спасибо, дядя Мыша! Там у Димы есть в чем покопаться!:)))

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта