Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: AI
Объем: 8078 [ символов ]
Обзор произведений в номинации \"Проза - Очерки, эссе\", 3-й этап
«ЭССЕ (франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Тем не менее вряд ли следует абсолютизировать разницу между эссе и рассказом. Рассказы могут содержать в себе определенные элементы, близкие к эссе: авторские разъяснения, раскрытие предыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссе можно найти элементы повествовательности, даже персонажей».
 
«ОЧЕРК,
1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором».
 
Вот, исходя из чего я пытался оценить произведения, опубликованные авторами в этой рубрике. Сразу скажу, что из 24 произведений, которые представлены в этой номинации, только 8 представляют собой эссе и очерки, остальные авторы, к сожалению, ошиблись рубрикой, что и понятно. Вообще, создалось впечатление, что когда человек не может определить, что же он написал – публикует среди эссе – определение расплывчатое и к этому можно отнести все, что угодно…
Но поскольку все-таки номинация – эссе и очерки, оценки я ставлю только тем произведениям, которые соответствуют номинации. В конце обзора выскажусь о тех текстах, которые попали сюда случайно, но все же заслуживают внимания.
Итак, весьма приблизительно опубликованные произведения можно разделить на две группы:
- первая – это эссе на литературно-творческие темы: страннik, «Внеклассное чтение», Лев Вишня, «Кошка Ньютона, или что есть «нормальное»?», «Конфликт в творческой среде».
- вторая – эссе на эзотерические и религиозные темы: Клодия «Любите ли вы нечисть так же, как люблю её я?» и Юрий Яр «"Предатель" Исус»,
Особняком стоят эссе «Полосатая муха» П. Кулешова, очерк Петра Бармалеева «Душа и разум Петербурга» и очерк Натали «История жизни Микао Усуи».
 
На мой взгляд, произведения страннika и Льва Вишни нужно читать подряд, именно в таком порядке: «Внеклассное чтение» - узнаешь, как можно стать писателем, как этому можно научиться: писательство тяжкий труд, требующий настойчивости и прижелажния (правда, автор не очень явно говорит о том, что кроме усидчивости и ремесленных навыков нужен талант). Но, прочитав «Кошку Ньютона…» Льва Вишни, понимаешь, что одного технического умения и прилежности – мало, нужно выйти за пределы того, что называется «нормой», нужно научиться не только писать «легко и непринужденно», как советует страннik, но нужно еще уметь смотреть на вещи своим взглядом, личным, индивидуальным, непохожим на общепринятые. А вот став литератором, столкнешься не с самым приятным явлением – конфликтами в творческой среде, прекрасно истолкованными Львом Вишней: это явление хоть и неприятно, но необходимо. По существу, именно такие конфликты и есть движущий фактор развития культуры, будь то литература, музыка или живопись… Единственное, чему нам всем необходимо учиться, добавлю от себя, так это взаимному уважению: принадлежность автора к другому литературному течению еще не повод для того, чтобы его унижать или обвинять в бездарности… Впрочем, для этого поводов не бывает!
 
Клодия и Юрий Яр рассматривают разные аспекты религиозно-философской жизни человечества. С разных точек зрения, но по сути – речь об одном и том же. Добро и зло, вечная проблема, волнующая мыслящую часть человечества. Юрий Яр пишет о Боге. Вероятно, он прав – Бог един для всех, просто воплощения его столь многообразны и непостижимы, что мы, люди, просто запутались, а для простоты восприятия создали себе институт церкви: ты верь, а понять не пытайся, все равно не поймешь… Спорную, необычную точку зрения излагает автор, но и она имеет право на существование! Клодия смотрит на это под другим углом: демоны, бесы и другая нечисть, что это? Прочитав исследование Клодии, я лично нашел еще одно подтверждение тому, что все эти сущности лишь воплощение наших негативных проявлений: зависти, злости и прочих безобразий, на которые мы способны…
 
«Полосатая муха» П. Кулешова – добротное рассуждение о том, кому нужно оказывать помощь и поддержку, а кому нет… Нужно, с точки зрения автора, если я правильно понял, только перспективным. Только вот, признает автор, как распознать – перспективен ли тот или иной индивид? Полосатая муха – героиня притчи, открывающей эссе, только доказывает то, что вопрос о перспективности или бесперспективности весьма относителен. К этому произведению лично у меня лишь одна небольшая претензия: эссе разваливается на две части: притча о мухе – раз, собственно изложение точки зрения автора – два. Не спасает даже возвращение к мухе в конце, все равно остается ощущение, что это два произведения, насильно объединенные в одно.
 
Петр Бармалеев написал чудесный очерк о душе и разуме Петербурга. Говоря о себе, о своих переживаниях и эпизодах жизни, автору удалось создать образ города, а самому остаться лишь средством донесения эмоций до читателя… Читать было очень интересно.
 
Натали с скрупулезностью ученого рассказывает о жизни Микао Усуи, автора системы Рэйки. Жаль только, что очерк посвящен только истории жизни Усуи и Натали немного суховата в изложении фактов. Хочется надеяться, что появятся очерки о самой системе Усуи.
 
И кратко выскажу свое мнение о других произведениях, привлекших мое внимание в этой номинации, но, на мой взгляд, не соответствующих жанру:
Hovhannes Aznauryan, «ИСТОРИЯ ДЭЕРА»:
Интересный текст, напоминающий творчество М. Павича (нет-нет, не потому, что Дэер входила в состав Югославии), а концептуально. Но все же, мне кажется, что это произведение никак не может быть отнесено к эссе или очеркам. Скорее это миниатюра. И еще, мне показалось, что это – не самостоятельное произведение, а набросок то ли рассказа, то ли повести…
Евгений Кудряц, «МОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДРУГ»:
Хорошо и добротно написанный текст – прекрасный русский язык, все очень хорошо и связно. Но вот по содержанию… Знаете, что мне это напомнило? Руководство по эксплуатации бытовой техники. Только написанное хорошим, художественным языком. Тут нет пресловутых «шпинделей штуцера моталки», все очень хорошо и складно. Впрочем, нет. Не руководство по эксплуатации. Это просто скрытая реклама известной японской марки бытовой техники! Или, как это называют в рекламных кругах – «джинса». А вот если рассматривать текст как художественное произведение… Не хватает в этом души. Только два последних абзаца. Маловато.
 
Валерий Белолис, «Идет человек»:
Замечательная миниатюра, но в раздел очерков и эссе попала по недоразумению. Повторюсь: создается впечатление, что авторы иногда сами не знают, к какому жанру можно отнести то или иное произведение. И тогда остается что? Правильно, эссе. ;-)
«Белое море (край земли…)» того же автора: Чудесная миниатюра, которую можно было бы отнести это к «прозаической пейзажной лирике», почему бы и нет?
«Дольский»: мне нравится манера В. Белолиса писать короткие, но очень емкие произведения, как стихи, создающие настроение. Хотелось бы даже, чтобы эти миниатюры были объединены в цикл, а, может быть, и в книгу. Я уверен, что найдется много любителей такой литературы: короткие тексты, как подслушанные фрагменты разговоров…
«Танго осени»: Это тоже не эссе, это тоже миниатюра… И если «Белое море» и «Дольский» подходят друг другу, то «Танго осени» очень хорошо сочетается с «Идет человек».
Очень мне также понравились рассказы Моха («Часы») и Юли К. («Есть в сутках такое время»). Их бы в другую номинацию… Замечателен монолог shelest «МАМЕ» - столько чувства, столько любви! Но опять же – не эссе, не очерк.
Жаль, что не за все эти произведения я успел проголосовать как читатель…
Дата публикации: 25.02.2004 12:38
Предыдущее: Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы...Следующее: Бабалеро

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Дмитрий Сахранов[ 25.02.2004 ]
   Отличная работа, AI! Кратко, емко, корректно и понятно. Кое-какие из освещенных вами работ возникло желание прочитать.
   :)
 
AI[ 25.02.2004 ]
   Спасибо, это мой первый опыт подобный...
Дмитрий Сахранов[ 25.02.2004 ]
   У меня, кстати, тоже первый в написании обзоров, но... видимо, не такой удачный, как у вас... :)
AI[ 25.02.2004 ]
   Бросьте, Дмитрий! Трудно сказать, что есть удача, а что нет. Потому что все равно уверенности в том, что все воспринял правильно, нет. :-)
Дмитрий Сахранов[ 25.02.2004 ]
   И то правда! :)
Валерий Белолис[ 26.02.2004 ]
   Не совсем согласен с трактовкой принадлежности того или иного текста к Эссе... Обратите внимание на окончание определения "эссе" в Вашем же обращении к словарю....
   Эссе - это не строгий жанр. Тем более, что трактовки определения разные.
   
   А в целом, спасибо!
   Мне понравилось).
Валерий Белолис[ 26.02.2004 ]
   Не совсем согласен с трактовкой принадлежности того или иного текста к Эссе... Обратите внимание на окончание определения "эссе" в Вашем же обращении к словарю....
    Эссе - это не строгий жанр. Тем более, что трактовки определения разные.
   
    А в целом, спасибо!
    Мне понравилось).
 
AI[ 26.02.2004 ]
   Не за что, Валерий! К Вашему творчеству я отношусь с огромным уважением и всегда читаю с интересом.
shelest[ 29.02.2004 ]
   Уважаемый AI!
   Ваш первый опыт можно назвать УЖЕ большим, если Вы так уверенно и громко решили отделить рассказ от эссе. Риск - благородное дело.
    Определение терминов точное - толково и доходчиво. Но вот, не уверена, что "только восемь" произведений в этой рубрике соответствуют. Их больше. Просто подобный "дележ на жанры" требует детального разбора и тщательного анализа.
 
AI[ 29.02.2004 ]
   Я был бы Вам благодарен, думаю, не я один, если бы Вы этот детальный разбор и тщательный анализ взяли бы на себя. Я выразил свою точку зрения, не претендуя на истину в последней истанции, если Вам мой голос показался слишком громким, увы мне. ;-) А и правда, проанализируйте, разберите! По Вашему тону чувствую, что Вы на это способны. :-)
Сергей Убитый[ 14.06.2004 ]
   На мой взгляд, произведения страннika и Льва Вишни нужно читать подряд, именно в таком порядке: «Внеклассное чтение» - узнаешь, как можно стать писателем, как этому можно научиться: писательство тяжкий труд, требующий настойчивости и прижелажния (правда, автор не очень явно говорит о том, что кроме усидчивости и ремесленных навыков нужен талант).
   
   Зеленые глаза, если эти учителя знают, как стать писактелем, то (что весьма логично) они же знают, как стать столяром или президентом? Но почему тогда умалчиваются тайны достижения высоких вершин и низких истин дон?
   А впрочем, ты уже сам себе ответил, цитирую самого тебя для тебя же:
   - Знаете, что мне это напомнило? Руководство по эксплуатации бытовой техники.
   
   Поросенок, не наезжай на авторов! С дуба упал, что ли? Вымогатель жанровой классификации. Ответь: к какому жанру можно отнести жизнь? Даже одно мгновение жизни содержит в себе тысячи оттенков мало того, что одного жанра, но и оттенки иных, противоположных, жанров.
   Или Вы, моя дорогая баночка отрубей, хотите сделать траву зеленой, помидор красным, а небо голубым? Не, не выйдет. Сегодня небо сугубо-фиолетовое. И ты меня в этом не разубедишь. Ни в жисть! Или ты все-таки хочешь расфасовать мой мир по баночкам и баночки растыркать по полочкам "темного погребка нвесть какого подсознания?
   Минус что двадцать пять диоптрий! пиши сказки. Художник ты великолепный. Стой на своём, как это ни больно:) Клянусь богом, я тебя люблю.
 
AI[ 15.06.2004 ]
   Зомби! :-)
   Ну я больше не пишу обзоров - обжегся, пытаясь сделать серьезное лицо: зажмурился и поднес его (лицо то бишь) слишком близко к огню. Больше не рискую. Так что трам-пам-пам. :-)

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта