Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: И. А. Шевченко
Объем: 9637 [ символов ]
Обзор произведений из раздела восточных форм.
Поздравляю всех с окончанием третьего этапа Международного литературного конкурса «Вся литературная рать» и позвольте попросить прощения у всех авторов за возможную несправедливость моих решений .
14 авторов разместили 106 стихов (хайку и танка), 5 рубаи и одну газель. К какой восточной форме относятся прекрасные стихи Яны Велк-Углановой мне определить не удалось.
 
1 место по моей оценке заслуживает Ivar.
 
Из 14 стихов («Сумерки души» и «Декабрь») 3 хайку заслужили оценку 10 баллов по 10-балльной шкале:
 
 
Cумерки души
 
Гость запоздалый у двери
Мнется, войти не решаясь.
Дождь за моим окном.
 
***
 
В дом постаревший вхожу:
Ни огонька, ни души.
Мы разминулись с отцом.
 
***
 
Утро. Но медлит рассвет:
Зимнее солнце лениво,
Словно жена в воскресенье.
 
Может в последнем хайку после слова «Утро» поставить вместо одной точки три, чтобы строка была чуть глаже? Но это шедевры. Снимаю шляпу.
 
Ещё три хайку получили оценку 9.9:
Cумерки души
 
***
 
Яркие угли костра
Залиты черной водою.
Быстро погас зимний день.
***
 
Солнца пылающий шар
Дети забросили в море.
Взрослым его не достать.
Декабрь
 
***
 
В сумерки выйду во двор,
И в серебристом молчаньи
Тихо расстаю в снегах.
 
6 хайку имеют оценку 9.8:
 
 
Cумерки души
 
***
 
На опустевшем дворе
Плакал так жалобно, звонко
Кем-то забытый дождь
 
 
***
 
Как высока, как печальна
Тихая музыка ночи.
Молча блуждаю по саду.
 
 
***
 
И подойдут холода.
Дверь отворю и с поклоном
Выйду к гостям долгожданным.
 
***
 
Дождь, мой настырный сосед,
Громко в окно мне стучится.
Хочет поговорить.
 
***
 
Из почерневших снегов
Выглянул первый подснежник.
Знать, оживает душа.
 
Декабрь
 
***
Утром, проснувшись в снегах,
Я улыбаюсь счастливо
Инею на губах.
 
Эти 12 хайку, на мой взгляд, украсят сборник восточной поэзии любого ранга.
Вообще, когда начал читать хайку Ivar(a), то не мог отделаться от ощущения, что читаю перевод японской классики. Дело в том, что хайку написаны в свободной форме, причём в каждой строчке по 7 (плюс минус 1) слогов. Прекрасно написаны стихи, объединённые названием «Осень: листопад», но они написаны, на мой взгляд, в духе русской поэзии, их бы в другой раздел!
Качество стихов Ivar(a) настолько высоко, что образовалась некая пустота между ним и другими авторами, пишущими хайку и танка.
 
Поэтому на второе место по качеству стихов хочу поставить поэтессу Яну Велк-Угланову. Проблема в том, что я плохо разбираюсь в газелях и не могу определить, к какой их форме относятся Ваши стихи.
«Расставаться пора…» - псевдогазель, т.е. не классическая газель.
«В признаньях жарких, что пылают…» - не узнаю знакомых форм, а «Легко ли той, что страстью сожжена…» вообще чувствуется Шекспир, а значит Запад.
По существу Вы должны, на мой взгляд, быть на втором месте. Но мы должны твёрдо знать, существует или существовала ли такая восточная форма, в которой Вы написали прекрасные стихи. В противном случае, справедливо, на мой взгляд, сказать, что Вы писали шедевры вне конкурса.
 
 
В признаньях жарких, что пылают…
 
 
В признаньях жарких, что пылают…
Порой, не греют, обжигают
 
Да, увлечений, краток век…
 
Страсть, вся, сгорает без остатка
И, что в начале, было сладко
 
На вкус, как горькая отрава,
Не заживающая рана, воспоминаний и утех…
 
Любовь – как старое вино
В Бургундских погребах Дижона
 
Томима искушеньем снова…
До пресыщения, ее, не стоит пить
 
Чтоб не убить, то, что в начале, было сладко,
И то, что так, волнует кровь…
 
Любовь, порой, полна обмана...
А может – это не любовь?
 
Третье место в нашей номинации отдаю Светлане Скорик.
Вот лучшие её рубаи:
2.
Вот и мира огни свили гнездышко в сердце моем…
«Как опасен огонь! Лучше в доме иметь водоем…»
Что ж, кому-то и сытое хрюканье лучше,
Чем жемчужной дороги крутой и опасный подъем.
4.
Исповедуй прощенье – и будешь себе господин.
Что ты выберешь: Путь или теплый, уютный овин?
Коли первое – выбрал ты крест и страданья,
Но по горной тропе вместе с Богом идешь, не один.
 
Отмечу общую для всех восточных форм истину – нужно стараться избегать слов Бог, карма, так как они – цель.
 
В связи с тем, что второе место достаточно условно, большое значение имеет четвёртое место. Выбор пришлось делать среди трёх незаурядных поэтов: Чек, Artur и Pogrebnoj - Alexandroff.
 
По силе отдельных хайку четвёртое место отдаю Чек.
Лучшее его хайку (10 баллов):
Хокку из цикла "Фима".
 
 
* * *
...Крашеная дверь,
Прошу, храни подольше
Коготков следы!..
 
12-15 октября 1997г., г. Москва.
 
 
Лучшая танка (9.9 балла):
Танка из цикла "Их Величества Будни".
 
* * *
Трещины в стене.
Ползут неумолимо –
От угла к углу:
Расправляет старый дом
Плечи занемевшие...
 
Хайку (9.8балла):
Хокку из цикла "Фима".
 
 
* * *
...Ветер и слякоть...
Сколько придётся ещё
Чавкать лопате?!..
 
12-15 октября 1997г., г. Москва.
 
Мой совет Чек(у):не ставьте далее на конкурс много средних танка, на Ваши шедевры могут не обратить внимания. Цикл «Фима» выиграет, если Вы сделаете из него рэнга, т.е. к каждому трёхстишию допишите двухстишие (7+7). Ваши трёхстишия Вы правильно назвали хокку, так как они цепляют друг друга. Впрочем, легко мне советовать.
 
Пятое место - Artur.
Лучшее хайку(9.9 балла):
 
Хотел обогреть,
Шалью теплой укутал
Снежную Бабу.
 
Приём, используемый Басё – естественно вписать автора в ткань замечательного хайку.
 
Ещё одно талантливо написанное хайку (9,5 балла):
 
Взгляд из паранджи
Осторожной зверушки
Влажные глаза.
 
Интересна аллюзия на Исса:
 
На гору Фудзи
поднимаюсь медленно,
куда мне спешить?
 
Но, третья строчка, на мой взгляд, сильно перекрыта второй.
 
Здесь я подведу первую черту. Эти пять человек – золотой фонд нашего сайта в восточных формах.
 
Чуть-чуть не хватает, наверное, удачи Pogrebnoj - Alexandroff, которого я ставлю на 6 место. Все хайку очень ровны, но почему-то не цепляют как стихи предыдущих авторов.
Нравится вот это:
 
Рябь
 
 
дождь серебрится –
поздняя осень красна,
вместе с тобою...
 
Правда, я заменил бы «поздняя» на «ранняя», всё-таки красна, наверное, ранняя осень. Названия убрал бы у всех Ваших хайку.
 
Далее, в алфавитном порядке, попробуем разобраться в причинах неудачи других авторов. Так как почти все пишут хайку, то предлагаю следующую формальную шкалу оценок.
1 – отсутствие вещественной картинки и формы,
2 – отсутствие вещественной картинки и недостаточно хорошая форма,
3 – отсутствие вещественной картинки, но хорошая форма,
4 – недостаточно нарисованная картинка и отсутствие формы,
5 – недостаточно нарисованная картинка и недостаточно хорошая форма,
6 – недостаточно нарисованная картинка, но хорошая форма,
7 – наличие вещественной картинки, но отсутствие формы,
8 – наличие вещественной картинки, но недостаточно хорошая форма,
9 – наличие вещественной картинки и хорошая форма,
10 – высший пилотаж.
 
Евгений Связов
Лепестки
 
Лепестки твоих чувств падают в колодец
Хотя аромат не может разогнать тьму
В темноте становиться уютней
 
Автор говорит о невещественном прямо: «Лепестки твоих чувств…», отсюда и отсутствие вещественной картинки. Форма здесь тоже отсутствует.(1 балл)
Екатерина Сережина
 
Аксиома
 
Сумма запросов
Всякой леди к джентльмену
Есть бесконечность
 
По сути та же ошибка, нарисовать сумму невозможно. Итак, отсутствие вещественной картинки. Если убрать слово «Всякий» - смысл не изменится, т.е. оно лишнее. «Есть бесконечность» - шероховато. Но здесь прекрасная форма(5-7-5).(3 балла)
 
Елена Бондаренко
 
Борису Березовскому ( В твоем самолете...)
 
В твоем самолете уютно , как дома...
Крохотные айсберги , беспомощно тающие в шампанском...
Выше - только звезды.
 
Здесь есть картинка, но форма отсутствует. Явных сравнений (например: «как дома…») лучше избегать. Здесь есть дух хайку, но для свободной формы слишком грандиозные размеры второй строки.(7 баллов)
 
 
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
Видимо, единственный человек на сайте, кто пишет гариби. Одно плохо, я не смогу по достоинству оценить эти песни. Поэтому возьму одно из Ваших хайку.
 
Любуюсь тобой
 
Любуюсь тобой,
Арарат. Взором небес
Ты вечно храним.
 
В принципе, картинка здесь возникает, но не чётко, есть недостатки и в форме. Строка должна быть как мазок кистью. Во второй строке, после точки, мы должны сделать слишком большую паузу. У Ivar(a) тоже есть точка в одном из хайку, но она не является там смысловой точкой. Присутствие автора в этом хайку, по-моему, отвлекает внимание.(5 баллов)
 
Лара Федорова (Чайка)
***
 
Верхушки травы
В полете подрезая,
Стрижи дождика
Приветствуют начало
Оглушающим криком.
 
Здесь есть картинка, но недостаточная форма. Классическое танка – это хокку(картинка из трёх строк – 3 мазка кистью) и две строки резонанса. Здесь 3-я и 4-я строки соединены искусственно. Прочтите отдельно 3 строчку...(8 баллов)
 
Reznikova
 
Добротно сделана газель.
В хайку же основная проблема – оперирование невещественным.
 
 
Хокку души
 
***
Если б я знала,
Что хочет моя душа...,
Если бы знала...
 
Замечу, что Ivar тоже назвал цикл подобно - «Cумерки души», но нигде о своей душе явно не говорит. В хайку нужно стремиться о неявном сказать через явное. Попробуйте.
 
Ромашка
 
Путь вечности.
 
 
Путь, который пройден,
Это - не весь Путь.
Направляюсь к дому по Пути вечности.
 
Понятно, что здесь нет вещественной картины. Может это верлибр?
 
Рубаи Сиражи, на мой взгляд, слабее стихов Светланы Скорик.
 
Спасибо всем, прочитавшим мой обзор. Прошу не воспринимать его болезненно – это лишь моё мнение, а не истина.
Дата публикации: 20.02.2004 08:08
Предыдущее: Задачки русско-японской словесности. Часть 3.Следующее: Рубаи.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Андрей Парошин[ 20.02.2004 ]
   Очень. Очень.
   После прочтения Вашей статьи я гораздо лучше стал понимать, что такое хайку. Большое спасибо за разъяснение про "вещественную картину".
 
И. А. Шевченко[ 21.02.2004 ]
   Приятно читать такие слова. Но статья появилась только благодаря Ведущей конкурса:)
Лара Федорова (Чайка)[ 20.02.2004 ]
   Наверно вначале надо сказать спасибо за разбор. Прочла с большим интересом, тем более, что здесь еще много моментов для тех, кто довольно смутно представляет восточные формы. Согласна со всем сказанным здесь. И еще просьба, если есть такая возможность подробнее, полнее рассказать о восточных формах, раскрыв суть каждой, мне кажется это могло бы заинтересовать не только меня, а и многих. Как это сделала Елена Шуваева-Петросян.
 
И. А. Шевченко[ 21.02.2004 ]
   Cпасибо Вам - один камень с меня сняли:) Предложение хорошее. При случае обращусь к Ведущей конкурса, чтобы она обратилась к призёрам с аналогичной просьбой.
   Ivar, на мой взгляд, выставил исключительно сильные хайку. Очевидно, что у него есть своя концепция.
   Интересно будет почитать и Светлану Скорик о рубаи. И т.д. и т.п.
   С уважением Игорь.
страннik[ 20.02.2004 ]
   Просто огромная благодарность Обозревателю
   за этот обзор! Скажу прямо не таясь, из всех
   обзоров всех трех этапов этот самый лучший.
   Почему? В нем не только оценка творчества авторов, примеры из их поэтических творений,
   но, что самое главное - краткий разбор полетов и причин неудач! Восхищен обзором.
   Еще раз благодарю за вашу работу.
   
   Вполне возможно, было бы неплохо создать
   где-нибудь на страницах литпортала "Словарь
   поэтического творчества", где можно было бы
   почитать о хайку, газелях, рубайях, гариби и т. д. с образцами и примерами из классики.
   Это информация к размышлению.
   
   Еще раз благодарю за ШЕДЕВР ОБЗОРОВ и в восхищении снимаю шляпу!
 
И. А. Шевченко[ 21.02.2004 ]
   Повторюсь, но обзор появился только благодаря руководству портала. Конечно, мне хотелось помочь авторам - со стороны оно виднее, но каково им?
   Идею "Словаря..." поддерживаю, пусть каждый призёр оставляет там в память о триумфе статью о "своём" жанре.
   Так и назвать "Призёры о...":)
   С уважением, Игорь.
Дмитрий Сахранов[ 26.02.2004 ]
   Прямо сказать, мастерский обзор!
 
И. А. Шевченко[ 01.03.2004 ]
   Спасибо, но теперь и Вы попали в мой обзор.
   С уважением, Игорь.

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта