Приглашаем членов МСП и авторов, желающих вступить в наш Союз писателей к участию в Литературных конкурсах на премии МСП и других конкурсах с призовым фондом.
Валерий Рыбалкин в проекте критики "Мнение"
Бал у кадетов
Читаем и критикуем!








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Светлана Ливоки приглашает вместе отметить старинный русский праздник
Масленица в текстах Ивана Шмелева и наших авторов
Клуб Красного Кота
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместо с проектом
"Буфет. Истории за нашим столом"
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Регистрация на портале
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Регистрация на портале
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Эпиграммы, пародии, басни Автор: Карен Агамирзоев (Tulli)
Объем: [ строк ]
Баллада. УТЕРЯННОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ
Карен Агамирзоев
 
 
УТЕРЯННОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ
 
(Интерпретация карельской средневековой баллады о самоубийстве девушки
в связи с потерей ею ритуального оберега – символа целомудрия)
 
Эта драматическая баллада в разных версиях достаточно распространена в приладожской и беломорской Карелии, в Ингермаландии и Эстонии. В старинных деревнях беломорской Карелии в баллада дошла до наших дней в таком лирическом виде.
Наступил Иванов день. Окреп березовый лист. Старый Мийхкула отправил единственную дочь Деву Айли в рощу березовых веников для бани наломать. Поправила Дева Айли старинный целомудренный оберег, надела материн перстень и святой крестик на синей нитке. На голове девица укрепила золотой девичий налобник.
В березовой роще Дева Айли быстро нашла рядок молодых березок, у которых стала ломать ветки на веники для бани. Веник для отца собрала. Наломала веник брату. Третий веник был для старшего брата.
Вдруг из чащи низкий рык. На поляне злой разбойник, мерзкий парень Ловитор, что живет в лесной пожоге. Никогда не видела она мерзкого разбойника Ловитора, но узнала его по описанию старших братьев. Злобится, кривляется, руки грязные тянет Ловитор к оцепеневшей Деве Айли. Страшный рот рычит:
-Ах, девица, Ах краса. Для меня расти, казарочка. Думай обо мне, я хозяин твой. Ты расти в нарядах узких, не для прочих женихов. Вырастай на белых булках, на пенном молоке, на ржаных калитках – тянет грязные руки злодей.
Как увидела Дева Айли страшную рожу разбойника, как услышала грязные намерения, так упала без чувств на землю.
Красное солнце уже склонилось к закату. Дева Айли открыла глаза. О счастье - она одна. Нигде не видно грязного разбойника. Но, о горе! У Девы Айли в одночасье пропали все главные ценности в ее короткой жизни - целомудренный оберег, перстень и крестик на синей нитке. На голове не оказалось золотого налобника. Опечаленная и поникшая, Дева Айли скорбно склонила непокрытую голову. Горько плача, она пришла на отцовское подворье. В воротах брат.
-Почему ты горько плачешь, милая сестрица? Почему скорбно голову склонила?
-Обронила свой, я, перстень – Дева Айли направилась к дому. В окне отец.
-Почему ты горько плачешь, дочь единственная Айли? Почему ты приуныла?
-Обронила свой, я, перстень. Потеряла свой, я, крестик – Дева Айли вошла в дом. В доме старший брат.
-Почему ты горько плачешь, нежная сестрица Айли? Что случилось с девой красной?
-Обронила свой, я, перстень. Потеряла свой, я, крестик, синие порвались нити. Золотого нет налобника – Дева Айли в дом вошла. В горнице старший брат.
-Почему ты горько плачешь, славная моя сестрица? Кто обидел деву нашу? Наша мать истосковалась, у амбара масло солит.
-Обронила свой, я, перстень. Потеряла свой, я, крестик, синие порвались нити. Золотого нет налобника. У меня пропал оберег. – Дева Айли двинулась к амбару. У амбара мать масло летнее солила.
-Дочь единственная Айли, почему ты приуныла, светлу голову склонила?
Горем убитая девушка припала к коленям матери.
-Веники ломала, веники для бани. Веник для отца собрала. Наломала веники для братьев. Вдруг из лога вышел зверь - злой разбойник из пожоги, мерзкий парень Ловитор. Страшные изрек слова.
-Ах, девица, Ах краса. Для меня расти, казарочка. Думай обо мне, я хозяин твой. Ты расти в нарядах узких, не для прочих женихов. Вырастай на белых булках, на пенном молоке, на ржаных калитках – и все тянет грязные руки ко мне. Ничего не помню дальше, а потом, когда очнулась … Горе, горе. Обронила свой, я, перстень. Потеряла свой, я, крестик, синие порвались нити. Золотого нет налобника. У меня пропал оберег.
Мать поднялась. Отстранила деву Айли. Изрекла бездушным голосом:
-Дочь моя. Ты иди в амбар на горке. Там найдешь сундук старинный. В нем шкатулка, в ней – ленту старую найдешь.
 
Медленно идет девица в горку. Вот амбар. Сундук, шкатулка. В ней обрывок старой ленты ...
Мать в амбар не приходила. Так прошло три ночи светлых. На утро в том амбаре мать холодную нашла девицу.
Слезы матери несчастной три реки образовали. Выросли возле каждого порога три кудрявые березы. На березках – по кукушке, куковавших что есть силы. Первая кукушка славила любовь. Вторая куковала милосердие. Третья - несчастной деве Айли целомудрие куковала.
К дочери на небе мать слова отчанья шепчет:
-Если слушать всех кукушек – жизнь на локоть сократится, на вершок короче станет. Кто кукушку ту услышит, счет годам пойдет обратный. Кукование кукушек целомудрие не лечит, целомудрие калечит, милосердие чернит.
 
 
 
 
Сентябрь 2005 г.
Copyright: Карен Агамирзоев (Tulli), 2005
Свидетельство о публикации №50302
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08.09.2005 23:24

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН[ 22.12.2005 ]
   Почему мы любим сказки народов мира ?! Потому что в них такой специфический колорит, определенная красота!
   
   Карен, спасибо за Ваши добрые дела - знакомство читателя с карельским фольклором!
   
   Новогоднего настроения!
   С уважением,
   Елена
 
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 22.12.2005 ]
   Благодарен Вам, что заинтересовались балладой и карельским фольклором. Спасибо за отзыв. Огромное спасибо Вам за все, что Вы делаете на портале, объядиняете нас, знакомите друг с другом, просвещаете и учите терпимости друг к другу. Это очень важно и нужно. Успехов. С Новым Годом. С уважением, Карен
Наталья Плеханова (Natk@)[ 07.02.2006 ]
   Братьям и отцу не призналась, матери открылась, только мать не помогла - прогнала..
   а амбар символизирует наверное гроб..
   Извините, что спрашиваю, а что в корельском фольклере подразумевается под перстнем, синими нитями и золотым налобником? (т.е. я примерно представляю, но может быть есть конкретное соответствие)
 
Наталья Плеханова (Natk@)[ 08.02.2006 ]
   Я к чему спрашиваю, по названию понятно, что сказка будто о потеряном целомудрии... и все будто-бы ясно. Но если вам приходилось читатать или хотябы слышать о книге "Бегущая с волками" (автор Клариса Пинколе Эстес), то начинаешь искать в этой сказке другой смысл, кроме прямого, о котором говорит эта сказка.. скрытый смысл относительно души человека. Сказки они тем и странны, что для разума казалось бы заканчиваются плохо, а бессознательно мы воспринимаем учение, мудрую мысль, которую несет эта сказка.. и это плохо, действует на душу предупреждающе.
   вот и мне просто захотелось попробовать расшифровать эту сказку с точки зрения учения для души.
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 08.02.2006 ]
   Здравствуйте, уважаемая Наталья. Извините, что не сразу ответил на Ваш отзыв.
   Баллада "Утерянное целомудрие" является моей личной интерпретацией одного из сюжетов средневековой калевальской метрики, и, в частности, наследия рунопевческого рода Перттуненов. Постараюсь пояснить моё личное понимание сюжета, и в целом, его места эпическом наследии карелов и финнов. Утерянное целомудрие не сказка, а баллада с элементами средневековой лирики.
   
   Песни-баллады и лиро-эпические песни.
   В средневековой калевальской метрике баллады относятся к жанру, более позднему, по сравнению с эпическими песнями и легендами. Баллады в народном творчестве рунопевческого рода Перттуненов близки к жизни людей, передают сюжеты о семейных отношениях, любви, верности, разлуке, целомудрии и т.п. К балладам близки лиро-эпические песни (руны) северной Карелии, которые повествуют о взаимоотношениях между людьми, родными, близкими, женихами и невестами. Ученые называют такие песни песнями-повторами из-за повторяющихся диалогов.
   
   Баллада УТЕРЯННОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ
   Сюжет о самоубийстве девушки в связи с потерей ею ритуального оберега – символа целомудрия использован мною из лиро-эпической песни «Утерянные украшения» из «Кантелетар» (часть третья, руна пятнадцатая). Относится к песням-повторам. В разных версиях существует в беломорской и приладожской Карелии, Ингермаландии, Эстонии. Считалось, что потеря девушкой украшения (символа целомудрия) связано с нарушением сексуального (добрачного) табу. В некоторых версиях, жених, узнав о гибели девушки, сам кончает самоубийством. Э.Леннрот в четвертой руне «Калевалы» сюжет о самоубийстве девушки заканчивает так, что не ясно утонула девушка или нет; для меня вообще неясна судьба жениха. Золотой чепец - праздничный головной убор. Синий цвет - цвет летней воды. Карелия - страна озёр и рек. Перстень - украшение. Мною в конкурсной интерпретации использована, показавшаяся мне более интересной в художественном отношении, версия, записанная от основателя рода А.Перттунена в 1835 г. Вот лирическая концовка: из слез матери образовались три ручья, у водопада выросли три березы, на них кукуют о судьбе девушки три кукушки.
   Эта версия меня очаровала и я использовал её в создании интерпретации.
   
   Наталья, постарался ответить так, как понимаю этот сюжет и весь пласт средневековых эпических сюжетов. Более полная версия изложена в моей статье "Эпические паралели" на моей странице.
   
   Спасибо за интерес к этой весьма специфической, но очень интересной теме.
   С самыми теплыми пожеланиями, Карен
Наталья Плеханова (Natk@)[ 09.02.2006 ]
   Спасибо, Карен, за Ваш подробный и содержательный рассказ. Обязательно прочту статью "Эпические паралели".

Конкурс на премию "Золотая пчела - 2020"
Конкурс на премию "Серебряная книга"
Конкурс юмора и сатиры имени Николая Гоголя
Буфет.
Истории за нашим столом
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместно с Клубом Красного Кота
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов