Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Проза для детейАвтор: Соляная Ирина
Объем: 17178 [ символов ]
Осенняя бабочка
   "А если так, то что есть красота,
   И почему ее обожествляют люди.
   Сосуд она, в котором пустота,
   Или огонь, мерцающий в сосуде?"
Дмитрий Кедрин
  
"Интересно, почему бражники налетели? Ни разу не видела их осенью. Может быть потому, что от пруда поднимается туман и гонит бабочек в тепло. Вчера в коридоре музыкальной школы все было усеяно бабочками. Они облепили стены и, распластав коричневые крылья, похожие на жеваную бумагу, грелись, пока мальчишки не поснимали их всех. Сережка и Игорь бегали за девчонками и тыкали им в лицо толстых безобидных бражников. Девчонки, понятно, визжали. За мной почему-то никто с бражником не гонялся", - такие мысли вертелись в голове десятилетней Вали Аксененко. Она шла по привычной дороге, обутая в новые лаковые туфли, купленные в Ленинграде этим летом. На голове красный берет, а в руках папка для нот. Хотя сегодня на музлитературе ноты были ей не нужны, но с папкой Валя самой себе нравилась больше.
   Что еще нужно для хорошего настроения? Солнышко пригревает совсем по-летнему, каблучки цокают по асфальту, лужи блестят празднично. Вдоль домов пасутся беленькие козы. На улицах не видно никого -- все на работе, только случайные бабульки на лавочках провожают взглядом такую городскую девочку.
   Вот Валя и на пороге музыкальной школы. Толкнула рукой дверь - не открывается. "Ага!" - Валя заметила в боковом окне ухмыляющегося Сережку. "Он дверь изнутри держит и наверняка толстую бабочку в кулаке спрятал", - подумала Валя. "Я знаю как ему отомстить. Я не буду дергать дверь, а подожду. Когда-то же ему надоест держать дверь изнутри и он выскочит на крыльцо. Вот и надо ему в нос сунуть толстого бражника. Вот если бы только не было противно их брать в руки", - Валя в ожидании потопталась на крыльце, оглянулась по сторонам. Из-за двери слышалось приглушенное хихиканье и возня. "Приличная девочка, отличница, похулиганить в музыкальной школе - ни боже мой, ведь портрет на доске почета покраснеет", - промелькнуло у Вали в мыслях.
   Но тут прозвенел звонок на урок. Валя толкнула изо всех сил дверь и влетела в коридор. "Фу-у-у! Чуть не упала, хорошо, что Сережки нет, убежал уже на урок. И хорошо, что никто меня тут не видит!" - подумала Валя, отряхивая форму.
   Она хлопотливо разделась в коридоре и забежала в класс. Музлитература у всегда проводилась в хоровом кабинете. Таловская музыкальная школа была маленькой и ветхой. Раньше, до революции в этом доме был постоялый двор, а в хоровом зале вряд ли пели хором. Но теперь в здесь проходят и уроки хора, и оркестра, и занятия для сводных групп.
   Когда Валя забежала в класс, то увидела, что ее место было занято. Суркова расселась, по плечам банты разложила. Свободно место только с Сережкой, вот он и ухмыляется. Бражника, небось в кулаке держит", - неожиданно зло подумала Валя, которой пришлось сесть рядом. Со вздохом она опустилась на стул и увидела перед собой за учительским столом незнакомую белокурую женщину, слегка сутулую, склонившуюся над тетрадью. Она не заметила Валиного опоздания.
   "Здравствуйте, дети!" - голос у учительницы был глухой и мягкий. Она встала и подошла к первому ряду. Хрупкая, маленького роста, совсем некрасивая, в нелепом обвисшем свитере домашней вязки. Глаза большие, подслеповатые, ресницы и брови совсем белые. Валя заметила, что учительница смешно складывает губы дудочкой, когда молчит. "Да... - подумалось Вале, - такому персонажу тут будет нелегко".
   - Я буду преподавать у вас уроки музлитературы. Меня зовут Елена Георгиевна Быкова.
   По классу прокатился смешок.
  - Разве я сказала что-то смешное, не понимаю... - губы учительницы смешно вытянулись дудочкой.
  - Да нет, извините. Просто в нашей школе все фамилии как на подбор - Козлова, Петухова, Коровкина, а вот теперь и Быкова , - со смехом ответил Сережка.
  --Ну, значит, я пришлась ко двору - губы снова вытянулись дудочкой.
   Елена Георгиевна начала перекличку, называя ученика по тетрадке. Странно, что она не улыбнулась ни разу, лишь молчала и называя фамилию и имя ученика лишь внимательно смотрела в лицо каждому. Когда учительница произнесла "Аксененко Валя", то Валя встала и демонстративно отвернулась лицом к окну и стала смотреть вверх через голову Сережки. Учительница не сделала ей замечания, но Валя уголком глаза заметила ее легкую усмешку. Когда все угомонились Елена Георгиевна сказала: "Учебники вам на уроке не понадобятся, вы можете почитать их дома. Здесь мы будем просто слушать музыку. Слушать и думать".
   Тут уже все посмотрели на учительницу с интересом
   "Дети, мы должны понять и почувствовать, что такое музыка", - тихо произнесла учительница. Но тут ее прервал тук. Судя по всему, Сережке стало надоедать сидеть смирно, и он стал отстукивать каблуками ботинок барабанную дробь. Наверное, ему было интересно, как поведет себя новая училка. Сзади захихикали, а Валя подумала: " Ведь этого фрукта только тронь".
  - Мальчик, а ты знаешь, что самым древним музыкальным инструментом был барабан? - обратилась к нему учительница.
  - Не знаю, я на контрабасе играю, - нахально ответил ей Сережка.
  - Жаль, что такой талант пропадает. Надо бы тебя за барабаны пересадить в оркестре, скажу Козловой Галине Михайловне - отметила учительница.
   Барабанить стало не интересно. Сережка сел ровно, и даже Валю перестал в бок локтем толкать.
   Елена Георгиевна обвела глазами класс и сказала тихо: "Музыка везде, она вокруг нас. Мы просто не умеем слышать ее. Если никуда не торопиться, а просто тихонько замереть на месте, то можно услышать прекрасные звуки полета бабочки, шелеста листьев, звон капель дождя. Эти звуки будоражили воображение всех композиторов, но далеко не каждому удавалось передать их в своих произведениях. В этом году мы отмечаем сто сорок пять лет со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Одним из его известнейших циклов произведений является сборник "Времена года". Сейчас сентябрь, вот мы и послушаем, как передал звуки природы Петр Ильич".
   Елена Георгиевна включила проигрыватель, тихонько зашипела иголочка, и плавные печальные аккорды наполнили пространство. Сводчатый потолок хорового класса гулко отражал малейшие полутона мелодии. У Вали невольно закрылись глаза, и она увидела осенний лес в дымке и летящую листву, почувствовала прикосновение мокрой ветки к щеке.
   Словно издалека до нее донесся голос учительницы: "А теперь я хочу показать вам контраст отражения осени в музыке, которую создал великий итальянский композитор Антонио Вивальди. Слушайте внимательно и скажите мне, что же вам ближе, что больше понравилось".
   Елена Георгиевна снова взяла пластинку. Пластинки стояли в картонных пакетах в полках под замком. Это были настоящие сокровища, и купить их было просто негде. Да и сам проигрыватель включали только на октябрьские праздники, а на уроках - лишь изредка. Когда бурные звуки Вивальди стихли Елена Георгиевна спросила весело: "Ну, что скажете? Вот ты, например, Стасик, что ты заметил?".
   Когда к нему обращались, Стасик слегка краснел. Он заерзал на месте и, не вставая со стула, ответил: "У Чайковского музыка похожа на бусинки дождя, а у Вивальди как будто вертолет пролетел над лесом".
   В классе зашумели и задвигали стульями. Кто-то хихикал, а кто-то повторял "бусинки", "вертолет". Валя просто молчала, задумавшись над его словами.
  - А ты, Валя, как думаешь? - подошла к ней учительница.
  - Я не могу описать словами, но если бы я рисовала, то музыку Чайковского я бы нарисовала в серо-голубых тонах, а Вивальди - в багряных.
  - Прекрасная идея, - подхватила Елена Георгиевна. - давайте попробуем нарисовать музыку. Только красок у нас нет, но может быть на следующем уроке вы принесете карандаши и альбомы, и у нас что-то получится.
   После урока дети, перешептываясь, вышли из класса. Всех удивила новая учительница. "Народники" отошли в сторонку и оживленно обсуждали урок. "Пианисты" надевали плащи и куртки и выходили на улицу, у них больше не было занятий.
   На следующий день Валя снова пришла в музыкальную школу, она разделась в коридоре и подошла к двери своего класса. Из-за двери она услышала голос Коровкиной Любови Петровны, преподававшей специальность. Он довольно громко "проводила воспитательную работу" с кем-то в классе, и Валя постеснялась войти. Девочка осталась за дверью и прислушалась.
   "Дорогая Елена Георгиевна!" - проникновенным голосом говорила Любовь Петровна. - Чайковский - программный композитор, в его творчестве присутствуют предвестники революции. А Вивальди, простите меня, певец буржуазности. На своем уроке вы уделили ему целых пятнадцать минут. На Чайковского у Вас отведено всего два программных часа. На Глинку один. Вы Глинку повторяли?"
  - Нет, - уныло пролепетала Елена Георгиевна.
  - Вот!- торжествующе произнесла Любовь Петровна. - А повторение - мать учения.
   "Представляю, как бы она кричала, если бы узнала про альбомы и карандаши", - подумала Валя.
  -- Милая Елена Георгиевна! - продолжала Коровкина. - У Вас так мало опыта, а я всю жизнь отдала искусству, детям. Вы бы пришли разок на мои уроки, на уроки Галины Михайловны. Там есть что почерпнуть. Вот вы что кончали?
  - Новосибирскую консерваторию.
  - Н-да... - протянула Любовь Петровна словно неодобрительно. - Но опыт! Опыт! Вот что важно! И коллектив!
  - Да. Да. - торопливо бормотала Елена Георгиевна.
   Валя поспешила отойти от двери, ведь пионеркам не полагается подслушивать. Но что же делать, когда с человеком поступают так несправедливо. Валя села на расшатанный стул и оглядела унылые беленые стены. В коридорах висели портреты знаменитых композиторов. Среди них был Глинка, Чайковский, Гайдн и Штраус. Вивальди не было. Дверь открылась, из класса вышла Елена Георгиевна. Валя поспешно вскочила и поздоровалась. Елена Георгиевна внимательно посмотрела на девочку и неожиданно для Вали погладила ее по голове. Ничего не сказав, учительница вышла на улицу.
   Через неделю на музлитературу все принесли альбомы и карандаши. Ученики ерзали и хихикали. Валя села рядом со Стасиком на боковую парту, откуда было видно весь класс, так как парты стояли полукругом. Все ученики были в приподнятом настроении, а у Вали словно камень лежал на душе. Она угрюмо ковыряла пальцем парту.
   Елена Георгиевна держала в руках пластинку. Обращаясь к классу она произнесла:
  - Дети, мы сегодня побеседуем о композиторах второй половины девятнадцатого века Они оставили заметный след в мировой культуре. Это Балакирев, Мусоргский, Кюи, Бородин и Римский-Корсаков. Эти композиторы образовали своеобразный кружок , называвшийся современниками "могучая кучка". Владимир Ильич Ленин впоследствии сказал об их творчестве так ....
  - Елена Георгиевна! - прервав ее, выкрикнул с места Сережка. - А рисовать мы сегодня не будем?
  - Да! Да! - Зашумели все вокруг.
   Елена Георгиевна вздрогнула и внимательно посмотрела на учеников. "Нет, дети, музыка уже сама по себе прекрасный узор звуков, а у нас вряд ли что получится", - словно с усилием произнесла она. Дети стали перешептываться, некоторые строили возмущенные рожи. Елена Георгиевна устало села на учительский стул.
  - Дети! Тихо! - сказала она. Если вы хотите рисовать, то можете нарисовать дома то, что вы услышали в музыке, а мы потом можем сделать выставку в классе.
  - Елена Георгиевна! - заглянула в класс студнеобразная Коровкина. - Как тут у вас?
   - Все отлично, Любовь Петровна. Мы сейчас будем "могучую кучку" разбирать -- ответила Быкова.
   Дети сели ровно и на их лицах застыло приторное выражение, один Сережка копался в портфеле, не замечая Коровкину. Любовь Петровна оглядела класс, удовлетворенно кивнула и закрыла дверь.
   Валя встала с места и спросила: "Елена Георгиевна! А правда ли то, что Бородин был ученым-химиком?".
   Елена Георгиевна удивленно взглянула на нее и улыбнулась: "Да, Валя. Бородин был известным профессором химии, Чайковский был юристом, Балакирев - дирижером. Но разве это важно теперь для нас? Бородин является основателем симфонии и квартета в России. Но занятие искусством часто не приносит средств, на жизнь он зарабатывал преподаванием химии в университете".
  - Это потому, что раньше искусство принадлежало капиталистам, а теперь - народу, - важно сказала Суркова Ира.
 - Да, это так, - без улыбки ответила ей Елена Георгиевна.
   Когда дети слушали симфоническую сюиту "Шахерезада", учительница стояла у окна и улыбалась. Она видела, что девочки рисуют в альбомах. После урока они подходили к столу учительницы и робко оставляли ей свои рисунки. Валя ничего не нарисовала, не взяв из дома карандашей, поэтому она испытывала досаду. Валя просто попрощалась с учительницей и пошла домой.
   Через несколько дней после урока сольфеджио Валя сидела в коридоре. Шел дождь, а зонтик она, как всегда, забыла дома и теперь ждала отца, который на служебной машине обещал ее забрать после уроков. Через открытую дверь учительской была приоткрыта и Валя случайно стала свидетелем разговора. Валя услышала бормотание, которое становилось все громче. Через настойчивые повторения унылой хроматической гаммы в соседнем кабинете Валя услышала из учительской голос Веры Степановны.
  - Ну, что ты решила? Уезжаешь или остаешься?
   В ответ молчание.
  - А что тут решать, Ленок? Соглашайся. Тут-то что ловить? Механизаторы, трактористы, ну в лучшем случае сержант милиции. - ласково сказала Галина Михайловна.
  - В лучшем ли? - невесело усмехнулась Елена Георгиевна.
  - Посуди сама, что тут в деревне делать? Учеников в школе всего-то пятьдесят. Когда они поют "Мы огромный хор, мы всемирный хор - дружба дирижер", так смех разбирает. И ведь уровень-то у деток откровенно слаб. С ними не растешь - тупеешь.
  - Ну не правда! Не правда! С ними мы просто мало общаемся, программа чудовищно упрощена. Мы им почти ничего не можем дать. - запротестовала Елена Георгиевна. - Я смотрела за ними, исподтишка наблюдала. Есть, конечно, дети слабые, есть безразличные. Но есть такие глазенки, словно светятся изнутри.
  - Ну кто, скажи, у кого светятся эти глазенки? Да они отбывают тут наказание. Родители записали их сюда "для общего развития". Если ребенок ходит в музыкалку, то значит и семья порядочная, интеллигентная. Так ведь рассуждают. А до седьмого класса доходит едва ли треть.
  - Ну, Валя Аксененко, например, Киселев Стасик тоже... Максим Бережной... - неуверенно сказала Елена Георгиевна.
  - Валя? - удивилась Галина Михайловна. - Да она просто притворяется. Играет в хорошую девочку, разве ты не видишь. Сама она хитренькая, а оценки отличные из-за папы получает. У тебя просто опыта мало, вот ты и веришь в эти глазенки, в бусинки, в ниточки.
   Тут неожиданно громыхнули отодвигающимся стулом. В дверном проеме появилась сутулая фигура Быковой. Он сказала глухо и жестко: "Я пойду. Меня уже дома ждут". Выходя из учительской она увидела Валю.
  - А ты, что тут делаешь? - неожиданно строго и громко спросила она.
  - Так, ничего, я тут папу жду. Я только что подошла.
  - А... Ну, до свиданья.
   По пути домой в машине Валя кусала губу и думала -- кто же разболтал учителям про бусинки, про ниточки, и куда уезжает Елена Георгиевна. В горле клокотало, было обидно до слез от слов Галины Михайловны. "В кого же это я играю, интересно, - думала Валя, - А если я не играю, не притворяюсь хорошей, то почему им кажется, что играю?"
  - Валя, почему у тебя настроение плохое, двойку получила?, - спросил папа.
  - Нет. Я же хорошая девочка, таким двоек не ставят -- с горечью сказала Валя.
  - Я бы за поведение тебе поставил двойку, - сказал папа с укоризной в голосе.
  - Извини, - сказала Валя и стала смотреть в окно. Ей было стыдно, что она нагрубила папе. Ей хотелось рассказать о том, что происходит в ее школе, но папа уже уткнулся в блокнот и делал в нем какие-то пометки, пока шофер вез их знакомой дорогой.
   Через месяц Елена Георгиевна провела последний урок. Все в школе уже знали, что она уезжает в Таллин и выходит замуж за моряка. Вале очень хотелось попрощаться с Еленой Георгиевной, но она почему-то не могла к ней подойти. После уроков Валя стояла у расписания и заметила, что вместо Быковой Елены Георгиевны в нем уже значится Васильева Людмила Ивановна. Валя чуть не задохнулась от возмущения: "Как же так, ведь Быкова еще не уехала, почему же ее вычеркнули?" Валя забежала в класс. Елена Георгиевна складывала пластинки в шкафу. Она обернулась и увидев расстроенное лицо Вали спросила: "Валя? Что случилось?" Валя плюхнулась на стул и сказала горько: "Вас вычеркнули из расписания, это несправедливо". Елена Георгиевна засмеялась, подошла к Вале и спросила лукаво: "Валя Аксененко! Ты любишь подслушивать под дверью и еще говоришь о справедливости?" Не дожидаясь ответа от Вали Елена Георгиевна сказала: "Помоги мне убраться в шкафу с пластинками". И Валя принялась протирать пыль с полок, поглядывая на учительницу. Но та была задумчива, и ничего не сказала Вале на прощанье.
   Когда Валя возвращалась домой, она пошла к пруду в центре поселка. Он отливал серой рябью, порывистый ветер бился в ветках ив. Бражников уже не было ни на улице, ни возле пруда.
   "Лети, осенняя бабочка, спеши прочь отсюда, - неожиданно для себя подумала Валя. - Лети туда, где музыка собирается бусинами на нитке дождя".
Дата публикации: 13.11.2019 21:11

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта