Дмитрий Шашкин и проект "Мнение. Критические суждения об одном произведении" приглашают авторов принять участие в обсуждении произведения Дмитрия Шашкина "В России рая нет без ада". Читайте на Круглом столе портале и заходите на форум проекта!
Кабачок "12 стульев" представляет








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Энциклопедия современных писателей "Писатели нового века". Том 2

Номинация: Тексты писателя

Все произведения

Произведение
Жанр: РассказАвтор: Ольга Гаинут
Объем: 9679 [ символов ]
Марта
Как же здорово после трудового дня удобно умоститься с мужем на
ступеньках своего дома, вдыхать свежесть политого огорода, смотреть на
подметённый двор, ощущая, как усталость покидает натруженную спину, и
обсуждать в тишине летней ночи насущные дела. Непременно наши
посиделки завершались вопросом о смысле жизни. В тот раз из маленького
переносного магнитофона слушали песни группы «Любэ».
«Эх, война, война идёт, а пацана девчонка ждёт».
- Слушай, вот ведь и смысл: девчонка ждёт.
- Пожалуй, ты права. Для чего ждёт? Любит.
- Потом детки появятся. Значит, жизнь не прервётся. Это и есть самое
главное.
 
Пять лет моё свадебное платье хранится в качестве реликвии. За это время
с помощью родителей мужа выстроили красивый дом, посадили яблоневый
вишнёвый сад, завели две пары поросяток, а вот детский смех в нашем
доме всё не раздавался. Не получалось.
 
Марта появилась у нас, когда ей исполнилось уже четыре года.
Неожиданно овдовевший, сосед как-то растерялся один. Он любил своё
хлопотливое хозяйство и ни за что бы не расстался с ним, но понимал, что
не сможет дать всем столько тепла, заботы и ухода, сколько дарила жена.
 
И Марта превратилась в члена нашей семьи. Забот, конечно, прибавилось.
Мы приняли её, как принимают самого желанного гостя: всё лучшее - для
неё. Встречая на улице соседа, Марта никак не реагировала, словно
впервые видела его. «Сильный характер», - отмечала я про себя.
 
Однако ни через год, ни через два она и к нам не испытывала
привязанности. Мы были для неё такими же, как все остальные люди. Если
бы за ней ухаживала, к примеру, наша соседка, ей было бы всё равно.
 
Чтобы порадовать Марту, я старалась придумывать ласковые имена,
изменяя строгое Марта на другие звонкие и мелодичные, но понимала, что
ей это совершенно не нужно. Равно, как и поглаживания. Она косила на
меня непонимающим глазом и сторонилась, будто говорила: «Чего
пристала? Оставь меня в покое».
 
Все в мире знают о волнующем влиянии музыки, превращающей почти в
реальный полёт нежные движения души. Поэтому включала всё тот же
магнитофон, и могучей рекой лилась из него чудесная музыка. Я млела в
живительных водах, и тонуть в них было для меня сладостно. Часто я пела,
вспоминая своё участие в студенческом хоре, с желанием сделать приятное
Марте.
Но любые мелодии оставляли её равнодушной. Некоторое время Марта
хлопала прямыми, закрывающими глаза ресницами, потом отворачивалась
и демонстративно показывала спину. Причем с годами музыка ей
нравилась всё меньше.
 
На наши с мужем мягкие попытки учить её хотя бы быть аккуратной во
время еды, просто не реагировала, по инерции стараясь утолить голод, не
заботясь при этом ни о ком и ни о чём. Наши укоряющие взгляды не
проникали в её сознание. Так же она вела себя и при гостях. Эстетические
чувства других людей волновали её меньше всего. «Вероятно, -
догадывалась я, - она не знает, что посторонним неприятно видеть её
неряхой, грязнулей. Врождённое чувство аккуратности у неё отсутствует.
Сколько бы я ни старалась мыть её, чистить комнату, посуду, ей не дано
понять важности таких простых моментов. Она не виновата».
 
К нам приходила моя подруга с двумя сыновьями семи и пяти лет.
Мальчишки,
раскрыв рты от удивления, смотрели на Марту, чвакающую, смачно
жующую, распускающую слюни, и только дёргали свою маму за руку,
вопросом в глазах пытаясь разрешить прыгающие в их головах вопросы. Да
и подруга, обычно шумная и подвижная, превращалась в Тихий океан,
когда по нему впервые проплывал Магеллан. Наевшись, Марта и не думала
играть с мальчиками, чем снова вызывала их недоумение. Наверно, они
казались ей предметами, препятствиями или недостойными внимания. Она,
осуждающе зыркнув на них, ложилась отдыхать.
 
Свою комнату Марта любила, но что такое порядок – было выше её
понимания. Могла вылить еду на пол и лечь сверху, явно испытывая
удовольствие чувствовать боком тепло разлитого супа или каши. Потом
нехотя поднималась и ртом собирала остатки. В поисках чего повкуснее без
зазрения совести раскидывала хлеб, варёную картошку, чтобы позже
растоптать их ногами. Я не раз наблюдала подобные сцены и, прости меня,
Господи, думала: «Настоящая корова».
 
Как-то влиять на Марту не получалось, она словно была окружена
невидимой сферой, центром которой была она, а в радиусе метра -
прочные, хоть и прозрачные стенки. От сферы отскакивало всё, не
проникая внутрь. Марта жила своей собственной жизнью. От нас ей нужны
были только еда и питьё.
 
Тогда я уходила в другую комнату и, успокаивая себя, смотрела в окно.
«Вот наши свиньи. Даже они соблюдают чёткий порядок в свинарнике, в
своём доме, хоть люди и считают их самыми грязными животными. А зря!
Ты посмотри, фекалии у них строго в одном углу, пищу ждут молча,
деликатно терпят голод: без криков, без драки. И жажду могут выносить
долго, хоть и страдают. Да с них бы пример брать многим людям», - я сама,
до замужества жившая на двенадцатом этаже элитной высотки, понятия не
имела о привычках и поведении свиней.
 
А когда Марта без причины ударила соседского мальчика, я услышала то
же слово: «Корова», - размазывал кулаками слёзы обиженный ребёнок.
Марта, и правда, росла крупной и сильной. Лёгкой, девичьей походкой не
могла похвастать ни в детстве, ни в юности. Шаг чеканила тяжёлый, слегка
переваливаясь всем телом с ноги на ногу. Назвать её подвижным
козлёнком язык не поворачивался, а вот кличка «Корова», к нашему
сожалению, прижилась. Все дети сразу понимали, о ком идёт речь.
 
Как-то Марта умышленно, с радостью в глазах, разбила две трёхлитровые
банки, вывешенные для просушки на заборчик во дворе. Я не выдержала и
шлёпнула проказницу. Она, видимо, обиделась и прошмыгнула в сад.
«Надо бы приласкать её, объяснить, что не сдержалась и что в другой раз
не сделаю подобного», - чувствуя себя виноватой, раскаивалась я, идя
следом. Однако наткнулась на откровенно-равнодушный взгляд: она
плевать хотела на мои извинения, на банки и на меня в придачу. В ней
бурлила кровь и толкала на бесшабашные поступки. А мне очень хотелось
рассказать ей, с каким трудом мы собирали эти банки, как они нужны, ведь
мы делали по четыреста литров консервации каждый год и берегли
хрупкие, стеклянные изделия не меньше драгоценностей.
«Наверно, она не поймёт наших трудов, - разочарованно думала я. - И
какие мысли у неё в голове - не известно. О чём-то наверняка ведь думает?
Эх, узнать бы. Но как проникнуть в её душу, если она не желает никого
впускать. Такой вот характер достался. А может, и душа не у всех есть?» -
доводила я себя до кощунственных мыслей.
 
- Знаешь, я специально нашёл в интернете значение имени Марта, - удивил
меня муж.
- Чтобы понять, почему она не как все?
- Слушай: «Имя Марта наделяет носительниц непростым характером... Не
перебивай, - заметил, что я так и подскочила. - Свободолюбивым,
независимым, эгоистичным. Марта - холодная, упёртая, сухая, не мыслит
шаблонно, на всё имеет своё мнение». Да это прямо про нашу Марту!
- Именно: когда мы идём направо, она бежит налево, я её ласкать, а она -
отскакивает, как ошпаренная.
 
Зато наша Марта обожала много есть, долго спать и дурачиться. Правда
выбирала растительную пищу. Примчавшись с улицы с ярким румянцем,
принималась жадно пить. Мне казалось, что она способна выпить и одно
ведро, и два, и даже – три. Если ей не давали пить столько, раздавался
пронзительный и долгий крик. Она монотонно, с небольшим перерывом
громко кричала до тех пор, пока мы не сдавались. В этих случаях нас
волновала уже не Марта, а соседи.
- Что подумают соседи?
- А что мы издеваемся над ней. Да-да, не сомневайся.
И снова непроизвольно сравнивала Марту с нашими хавроньями. Чего уж
скрывать - сравнение было не в пользу Марты.
 
Распознать её внутренний мир нам не удавалось. Неизменное равнодушие к
ласке, музыке и даже к шлепкам приводило нас в недоумение. Не помогали
ни наши учёные степени, ни жизненный опыт.
Мы бились как рыбы об лёд. Наконец, пришли к выводу принципиальной
невозможности осмыслить поведение и ход мыслей Марты, а потому
перестали изводить себя стремлением понять её, ту, которая, в сущности,
не догадывалась и никогда не догадается о наших душевных да и
физических муках с ней. Мы приняли для себя однозначную установку, что
она из другого мира.
 
С годами Марта превратилась в сильную, мощную, высокую и даже
агрессивную особу. Идти рядом с ней было уже небезопасно: вдруг
взбрыкнет или стукнет могучей головой?
Иногда она, и без того своенравная, превращалась в неуправляемое
существо. Однажды фурия сорвалась с места, словно укушенная бешеной
собакой, и понеслась по двору, захватив при этом с верёвки для сушки
белья мой ситцевый халат.
Так и выскочила на улицу, отрывая в истерике рукава и выдирая с мясом
пуговицы. Соседские дети – врассыпную: «Корова взбесилась!» Мы с
мужем насилу успокоили её, догнав и вернув домой. У нас тряслись от
волнения и погони руки и ноги, сердце скакало подобно прыткому мячику.
И стыдно было, и горько. Не только меня, но и мужа Марта могла толкнуть
крепким боком, и мало бы не показалось.
 
И тогда поняли: всё – сил больше нет. Мы - проиграли. Я кричала, а муж
покорно слушал:
- Не могу больше! За что мы должны страдать от её несносного характера.
Мы объездим все сёла, пусть даже очень далекие, но найдём спокойную
корову.
- А Марту продадим. И не важно, что у неё самое жирное молоко в округе.
Покупатели поймут. Наше здоровье дороже.
Copyright: Ольга Гаинут, 2019
Свидетельство о публикации №380598
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24.07.2019 18:13

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Глушенков Николай Георгиевич[ 24.07.2019 ]
   …и остались они в своем доме, при своих интересах и при пустых
   хлопотах. Рассказ ни о чем. Концовки нет. Не понимаю, почему он
   включен в Энциклопедию современных писателей «Писатели нового
   века».Не обижайтесь.
   Поправьте:
   
   *Пять лет моё свадебное платье хранится(,) как реликвия. = в
   качестве реликвии
   *Причем(,) с годами музыка ей… - после союза “причем» зпт не
   ставится
 
Ольга Гаинут[ 24.07.2019 ]
   Хотелось описать механизм создания мистификации за счёт
   трансформации смыслового наполнения концепта. Некоторую
   аллюзию на образ девочки-девушки.
   
   Двое бьются над загадкой существа по имени Марта. Может,
   поняв её, поймут что-то новое в себе. Непонятное - всегда
   таинственное. Интрига, думаю, держится до самого последнего
   предложения. Старалась, чтобы ни один из описываемых
   моментов не был бы неправдоподобен относительно женского
   существа. И только словом "корова" в финале разрушается
   созданная мистификация.
   
    Эти двое не "остались они в своем доме, при своих интересах и
   при пустых хлопотах. " Они просто хотят немного
   эмоционального отдыха с более ясным существом, не скидывая с
   себя физический труд с этим новым существом. Они остались с
   надеждой, что не всё в мире - непонятно.
   
   Во всяком случае хотелось написать об этом. Рассказ не готов
   полностью. Он ждёт не критики, но помощи.
   
   Спасибо, две помарки исправлю.
Ольга Гаинут[ 24.07.2019 ]
   И запятая после "во всяком случае" нужна. Читайте, будто она есть.
Глушенков Николай Георгиевич[ 24.07.2019 ]
   Уважаемая Ольга (отчества, простите, не знаю),
   Никакой читатель, прочитав рассказ, никогда не будет думать над "механизмом создания мистификации
   за счёт трансформации смыслового наполнения концепта и некоторой аллюзии на образ девочки-
   девушки". Первое, о чем подумает читатель: родители - мученики, приемная дочка - скотина. Второе - ни
   одного положительного момента в рассказе. Мне, как и другим читателям, абсолютно не будет понятна
   цель его написания. Может, мы столь тупые?
Глушенков Николай Георгиевич[ 24.07.2019 ]
   Во всяком случае хотелось написать
   А здесьВы написали правильно: без зпт, т.к. сочетание является членом предложения, можно заменить "в
   любом случае"
Ирина Гендельман[ 17.08.2019 ]
   Ольга! Надо ещё поработать и будет здорово! Конец неожиданный! Я и не подозревала, что это не
   девочка! Искренне посмеялась!
Ольга Гаинут[ 18.08.2019 ]
   Спасибо за прочтение, Ирина. В рассказе не хватает философской
   составляющей, на мой взгляд. Нет времени вернуться к нему.

Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Энциклопедия "Писатели нового века"
Готовится к печати
Положение о проекте
Избранные
произведения
Книги в серии
"Писатели нового века"
Справочник писателей Зарубежья
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов