О ходе подгогтовки к проведению 6-го Съезда МСП "Новый Современник" и изменениях в документах МСП читайте на Круглом столе портала!
САМЫЙ ЯРКИЙ ПРАЗДНИК ГОДА - 2019
Положение о конкурсе
Информация и новости
Взрослая проза
Детская проза
Взрослая поэзия
Детская поэзия








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
6-й Съезд МСП "Новый Современник"
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Санкт-Петербург и область
Рязанская область
Липецкая область
Воронежская область
Тульская область
Приволжский ФО
Республика Татарстан
Пермский Край
Уральский ФО
Cвердловская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Красноярский край
Кемеровская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Вопросы и ответы
Фонд содействия
новым авторам
Литературная
мастерская
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Рекомендуем новых авторов
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Детский фольклор-клуб "Рассказать вам интерес"
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Наталия Лунева
Объем: 6414 [ символов ]
Лайт-комбинаторика – новое измерение комбинатороной поэзии.
Изобретение форм металогогрифа и грифограммы натолкнули на идею о том, что, беря за основу традиционные комбинаторные формы и работая на ослабление жёстких рамок, можно создавать новые. Таким образом, нарисовалось новое измерение комбинаторики – лайт-комбинаторика.
Рассмотрим, как будут трансформироваться основные формы.
Прежде всего, повторим ранее изобретённые формы.
Логогриф был трансформирован в металогогриф. Изобретённая форма представляет собой текст, не менее трёх строк, где каждая строка, кроме первой, включает в себя буквы предыдущей, в том же порядке, но при этом в неё произвольно добавляются новые буквы, образующие в сочетании с прежними новые слова.
Например:
 
Сова
СлОВА
СЛОВилА,
СмысЛОм обВИЛА,
СМЫла СЛОна-Муху, Оставив люБВИ ЛАву.
 
Интересен тот факт, что ослаблять комбинаторику можно и далее.
Например, в металогогрифе можно повторять не все буквы из предыдущей строки:
 
Груз
ГРУсти
отпУСТИ
ОТ ПУльСа.
 
Форма грифограммы возникла из стихов, где за звуковую организацию вместо рифмы брались омофоны, омоформы, омографы или близкие к омографам звучания, в некоторых случаях это были в какой-то степени разноударные рифмы. Соответственно, основой для грифограммы послужил омограммный метод.
Разработанная форма представляет собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация повторяющихся букв, вперемежку с которыми могут быть любые буквы.
Например:
 
Ф-но ткёт
фанатикам
феномен тактов.
За франтиками
фонетика
фоном тикает –
фантастика…
 
В данном стихотворении использована комбинация букв: «ф», «н», «т» и «к».
 
В лайт-палиндромах можно найти не одно художественное решение.
1. Прежде всего, отталкиваясь от грифограмм, выбираются (вперемежку с любыми буквами) определённые буквы, которые так же, как и в палиндромах будут повторяться в тексте в обратном порядке (серединная буква может не повторяться):
 
ВеРеНиЦа сНов, РеВя,
БеРеДит РяБи
На МоРе вРеМеНи.
 
Если в основе таких лайт-палиндромов лежат согласные буквы, как в представленном стихотворении, они будут восприниматься как своего рода квази-слогодромы.
 
2. Другой вариант лайт-палиндрома – это свободное смешение свойств палиндрома и слогодрома:
 
Волна славила сна лов.
 
3. Можно разбить палиндром другими словами или буквами (с целью придать дополнительный смысл произведению или для того, чтобы речь была более пластичной и разнообразной):
 
ЕЖ ОБЛАКА исступлённо ЛАКАЛ, неБО ЖЕвал,
ЛИВЕНь ЛОВИл ВОЛНЕ и крылатые косы ВИЛ.
РАДУГА заМАсКировАнно ирокезу-МАГУ ДАРила миражи.
 
– В текст встроено палиндромное стихотворение:
 
Еж облака лакал. Боже.
Ливень лови волне, Вил.
Радуга мака – магу дар.
 
(Впрочем, встрой не является новым приёмом).
 
4. Отталкиваясь от предыдущего способа, можно палиндромировать лишь части слов:
 
КОРабли РОКа
вЛЕТали в ТЕЛо,
ЗОМбировали МОЗг –
поД ОБолочкой своБОДы…
 
Капсированием выделены палиндромные буквы строк.
 
5. Ослаблять можно и до максимума, оставляя лишь по краям строк одинаковые буквы (главное, чтобы такая лайт-комбинаторика была оправданна – придавала тексту интересное звучание). Мы попробовали написать такое стихотворение:
 
Море волнам:
«Играйте барашками!».
Морок макам:
«Играйте мыслями!».
Музыка звукам:
«Играйте чувствами!».
– Мирок ноту ми кормил роком.
 
По аналогии с грифограммой лайт-анаграмма может представлять собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация букв, порядок которых можно свободно менять и между которыми могут быть любые буквы.
Например:
 
В томной реке стонов
тонкой красной нитью
нерв-ракета тянет
раскаты в темноту.
 
В данном стихотворении используется комбинация букв: «к», «р», две «т» и две «н».
 
Точно так же, как и в палиндромах (вариант №4), анаграмма может занимать лишь часть слов.
Например:
 
В сУМРАке глаМУРА зАМУРлыкали меМУАРы.
 
В данном примере анаграммные части являются встроем:
 
Ум Ра – мура.
Амур – муар.
 
Но необязательно, чтобы анаграммные части являлись словами:
 
ПЛАКали ЛАПКи в переПАЛКе.
 
В лайт-метаграммных стихах возможно изменение слов более, чем на одну букву: либо строгое (строго задано количество изменяемых букв), либо свободное.
В представленном стихотворении в метаграммных словах (точки-точАТ-тЕчЁт-не/ДОчёт и вечно/сть-о/вечКИ-вечЕР-НечеМ) изменяются две буквы:
 
Точки-звёздочки мелом –
мысли ничто точат.
Течёт в черноте речка –
безвременья недочёт…
 
Вечность смягчается чувством,
включаются свечи-овечки.
Вечер дороже ночи –
ведь космос ловить нечем…
 
Лайт-метаграммное стихотворение с нефиксированным количеством меняющихся букв (меняются от одной до трёх букв):
 
Скоро, бликами
мелькая, корабли
в бездну гребли.
Во льду, гремя, искрилось
неуёмно время и скрылось
за коврами бытия.
Что за шторами в раме черноты?
 
Подчеркнутый шрифт – метаграммные буквы.
Жирный шрифт – повторяющиеся буквы из предыдущей строки.
 
Стихотворение (или строки стихотворения) можно сделать полностью лайт-метаграммным, взяв за основу определённое количество букв, из которых одна или более будут постоянно повторятся, а остальные меняться.
 
Любовь лаской ловила ливни,
А дорога, шумя каплями алыми,
Вила нивы из дивных ловушек.
Арфа плавила лавку в Дао с-
love.
 
В представленном акро-стихотворении первая буква строк повторяется через каждые пять. Такая техника близка тавтограммной.
В следующем стихотворении взяты четыре повторяющиеся буквы, объединённые по две: «ле» и «то». Между «ле» и «то» шесть изменяющихся букв, между «то» и «ле» – одна.
 
Легок восток.
Летят светом
лепестки том-
ления. Эрато э-
легию поет, об-
лекая мечтой
легато ноток.
 
Такое лайт-метаграммное стихотворение является в то же время и строгой грифограммой.
 
Метод чайнворда предполагает совпадение одной и более букв в соседних словах. Соответственно, в лайт-чайнворде повтор букв возникает, как правило, не на стыке:
 
всПОЛОХи ЧЕРТополоха чЕРтят вереНИцы нимБОв бОЛи
 
Капсированием выделены буквы, которые повторяются в каждом следующем слове (в последнем слове – повторяющиеся буквы в первом).
 
Таким образом, рассмотрев различные варианты ослабления известных комбинаторных форм, можно сделать вывод, что лайт-комбинаторика даёт возможность создавать новые (пока ещё не освоенные) формы в современной поэзии.
Copyright (с): Наталия Лунева. Свидетельство о публикации №380263
Дата публикации: 10.01.2019 23:45
Предыдущее: Скверные стихи.Следующее: Лето.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов
Сейчас на Литературном портале
0 авторов
106 гостей