Наши юбиляры
Татьяна Ярцева
Поздравления юбиляру
И это все о ней.
Информация к размышлению








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Читаем и критикуем.
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Конкурсы Клуба Красного Кота
Мой смешной любимец
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Юмор и иронияАвтор: Всеволод Круж
Объем: [ строк ]
Осенние сказки
Хорошо осенью. Нет, не тогда, когда уже все листья с деревьев облетели, и на дорогах лужи, и по утрам иногда иней на земле лежит. А вот сейчас, ранней, золотой осенью. Листья желтеют. И начинают понемножку осыпаться. И покрывают золотым ковром бульвар. И убирать их будут позже, когда они уже все осыпятся. А сейчас они лежат, еще не тронутые осенними дождями и московскими дворниками, и последние лучи заходящего солнца как бы отражаются от них, и от желтеющих листьев в кронах деревьев. И окрашиваются в какой-то волшебный желтый цвет. Кажется, сам воздух окрашивается в желтый цвет. Как будто глядишь на мир через желтый фильтр.
А мы сидим «на углу», на улице, за летними столиками нашего любимого кафе. И перед нами пиво, такое же янтарное, такое же волшебное, как невероятно яркий, желтый воздух. А воздух кажется таким же густым и таким же тягучим, как пиво в наших бокалах. И мы пьем его. И уже непонятно, что же мы пьем. То ли пиво, то ли этот воздух. Мир сливается воедино. Тают грани между домами, деревьями, людьми. Есть только одна субстанция – вот этот, окружающий, окутывающий, впитывающий нас МИР. И мы растворяемся в нем. И чувствуем эту всеобщую гармонию. Воздух, пиво, наше настроение. Красота!
 
Красоты невиданной полотна
Нарисует вечер, в синих окнах
Розовую краску размешав.
 
Откуда это? Что-то вертится в голове, а припомнить не могу.
Ах, волшебница Осень, ты сводишь меня с ума! Вот уже и глюки какие-то появились.
А мы ведь уже давно не ходили ужинать. Правда! И появилась, снова появилась та острота ощущений, которая бывает, когда есть в жизни что-то хорошее, но нечасто. И ты ждешь, когда же оно, это хорошее наступит, и оно приходит, и это скопившееся в тебе ожидание вырывается наружу! А может быть, всему виной волшебница Осень?
Глоток, еще глоток. Волшебно! Сказочно!
- Вовка, а ты помнишь, как в походе сказки рассказывал? – Спрашиваю я.
- Не-а. Когда? – Вовка на секунду отрывается от бастурмы.
- Давно уже. Это, когда Вероника с нами ходила. Лежим вечером в палатке, а спать чего-то и не хочется. А Вероника, она девушка маленькая, и говорит, как ребенок, капризно так: «Расскажите мне сказку, а то я без сказки не засну».
- И чего, я рассказывал ей сказку? – Искренне удивляется Вовка.
- Угу. Ты еще хвалился, что племяннику книжки на ночь читаешь.
- Ну, это еще может быть. – Успокаивается Вовка и опять принимается за закуску.
- Ну, и какую Вовка сказку рассказывал? – Спрашивает заинтересованный Александр.
Да-а, если Вовка что-то делает для девушек, это всегда интересно.
- Про трех поросят. Что-то я уж и не помню, чем сказка эта кончилась. Уж больно здорово она начиналась.
- Как?
- М-м-м… - Я попытался вспомнить в точности тот незабываемый текст. - Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Няф-Няф и Нюф-Нюф. Всё! После этого сказку можно было не продолжать. Но когда потом в том месте, где волк хотел схитрить и сделал вид, что уходит, помните, да? Ну, так вот, когда волк в Вовкином исполнении назвал поросят «поросочными худосятами»… Тут уж вообще весь сон как рукой сняло.
Александр поперхнулся от смеха и, прокашлявшись, сказал:
- А Вовка, оказывается, знаменитый сказочник.
- Ну! Веронике понравилось.
- А девушкам всегда нравится, что Вовка делает. – Вставил Семёныч.
- И формы его нравятся. – Добавил под общий смех Борода.
- А вот, между прочим, я не помню, ты-то рассказывал Веронике сказку? – Перешёл в наступление на меня Вовка.
- Я-то?
Что верно - то верно. Зажал. Потому что конкурировать с Вовкой ну никак было невозможно. А Вероника потом на меня дулась. И я все-таки написал сказку и в конверте вручил ей на день рождения. Что же это за сказка была? Не помню. Что-то никак не вспомню. Да и не мудрено – сколько лет прошло. Сколько? Да лет двадцать уже.
- А кто-нибудь еще сказки знает? – Поспешил я сменить тему.
- Я знаю. – Сказал Борода. - Про репку. Посадил дед Репку. Вышел из тюряги Репка и пришил дедку.
- Фу, ты! Это прямо криминальная история какая-то!
- Семёныч, а ты сажаешь у себя на даче репку?
Семёныч не любит, когда его жилище называют «дачей». Он говорит: «У меня – дом. Это у тебя - дача». А разница, по Семёнычу, существенная. В доме ты – хозяин. Ты там живёшь, хозяйство ведёшь, кур-петухов разводишь. А на дачу, тьфу, приехал погостить на пару дней, да еще только летом.
У Семёныча – дом в Салтыковке. Он, как его отстроил, сразу с семьёй переехал туда жить. В городе ему тесно, шумно, воздух не тот.
- А в Салтыковке сосны – у-у!
Мы к нему в гости приезжали. Там у него на участке действительно сосны. И не просто – у-у, а у-у-у! Такие за человеческую жизнь не вырастить.
А ещё у Семеныча есть собака.
- Мохнатая такая. Любой мороз нипочем, бегает по двору, даже в будку не хочет залезать.
И эта собака охраняет его хозяйство.
- Ну как, Семёныч, работает твоя собака?
- Да ну её! Только жрёт и ср…!
А ещё у Семёныча есть куры. Которые дают свежие диетические яйца.
- А когда они перестанут давать яйца, из них можно сварить щи.
Как-то Семёныч приносил нам на пробу эти яйца. Вовка на них налетел орлом. Такие яйца, говорит, надо есть сырыми. Только, говорит, их надо надколоть с обеих сторон, а потом высасывать. И начал нам показывать, как это надо делать. Раз показал, два, три. Тут-то мы и смекнули, что нам уже может не достаться. Ну и, кто как может, надкалывая то с одной стороны, то со всех сразу... Перемазались изрядно, но тут уж не до этого – успеть бы попробовать.
И как только у Семёныча появились куры, тут же появились и другие домашние животные – крысы. А чтобы от них избавиться, пришлось ему завести самую лучшую мышеловку – кошку.
Вот такое у Семёныча хозяйство. Так что – какая же это дача?
- А ты сажаешь у себя на даче репку?
Но Семеныч уже перестал реагировать на наши подкалывания.
- Не-ет. Я пробовал, но у меня все посадки куры склёвывают. А то, что куры не поклюют, то собака потопчет.
- А куры-то несутся? – Продолжаем мы его расспрашивать.
- Несутся. Вот петух – не несётся. Я из него щи сделал.
- О! Я сказку про курочку Рябу вспомнил. Снесла курочка Ряба дедушке яичко… левое… напрочь...
Я что-то так реально представил себе Семёныча в роли этого дедушки, что меня аж слеза прошибла.
- …А курочка Ряба всё не унимается. Не плачь, говорит, бабушка, не плачь, дедушка. Я снесу тебе, говорит, другое яичко.
Я рыдал. О, Семёныч! Упаси Бог тебя завести такую курочку Рябу…
А мы сидели и пили пиво.
И солнце медленно катилось за горизонт. Мы этого не могли видеть за домами большого города. Но это чувствовалось. По тому, как желтый воздух превращался в розовый, потом в лиловый, фиолетовый… И весь окружающий мир как будто менялся вместе с ним. От безудержно-радостного он становился флегматичным, почти грустным. Но все равно безумно красивым!
 
Красоты невиданной полотна…
 
А, чёрт! Вот ведь привязалось!
- Семёныч, а ты как назвал собаку?
- А никак. Сын назвал – Мишка. Но я против, потому что у животных не должны быть человеческие имена.
- Ну, это он, наверное, потому, что на медвежонка похож. Ну, и как же ты его зовешь, если надо?
- А так и зову – Собака.
- Ты его в дом-то пускаешь?
- Не-ет. Пусть по двору бегает. Я ему еду один раз в день в миску насыпаю. А он, бестолковый такой, со всеми делится. Крыса была. Так я видел – сидит она, из его миски жрет, а он на неё смотрит и хвостом машет. Туды-сюды. Подружку себе нашел!
- А как же кошка?
- Это еще до кошки было. А когда кошка появилась, то и она начала из его миски хлебать.
- А птицы? Воробьи там, вороны всякие?
- У-у! Птицы, знаешь, какие хитрые. Одна, значит, прыгает перед ним и уводит его за собой. А остальные миску облепят, и давай клевать. А он не понимает, что ли, только хвостом виляет, ж… с ручкой!
И тут я вспомнил старую-старую сказку, которую слышал еще в институтские времена. И даже вспомнил, как и когда это было. Да-да. Курсе на втором или на третьем у нас последней парой был английский язык. А до этого, ведь надо же было кому-то додуматься, в расписании стояла физкультура. Ну и мы после физкультуры, распаренные и разморенные, всегда стояли перед дилеммой – куда идти? На английский или на «Вадковский». А «Вадковским» мы называли пивнушку недалеко от нашего института, потому что она находилась на Вадковском переулке. Собственно, даже и не на самом Вадковском переулке, а около троллейбусной остановки с этим названием. И была она со стоячими местами, «жигулевским» пивом из автоматов, в которые надо было монетку бросать, и «хрустящим картофелем» на закуску. И там постоянно толпился всякий сброд типа прогуливающих студентов. И вот там, да, там, я услышал эту историю.
- А вы знаете, откуда пошло это выражение – ж… с ручкой? – Спросил я.
- Ну-ну, рассказывай!
- М-м. Это – долгая история. Давайте-ка сначала закажем ещё по кружечке пива.
Я не торопился. Надо было собраться с мыслями и всё вспомнить. А обстановка, вот такая – с друзьями, да с пивом, да в погожий осенний вечер – располагала к длинному рассказу.
И принесли пиво. И мы уже сидели достаточно долго, чтобы не набрасываться на него, а вот так – с чувством, с толком, с расстановкой – посмаковать под неспешный разговор. И я начал рассказывать длинную сказку:
- А слышал я её от моего старого студенческого друга, который говорил, что ему её рассказывал его друг. И передаётся она из уст в уста, из поколения в поколение. И когда эта история случилось, никто теперь уже и не помнит.
- Ну же, ну! – Торопил меня Вовка.
Ну что ему неймётся! Терпение, дорогой ты мой, терпение.
- А было это так. В старые добрые времена на дорогах Эльзаса и Лотарингии можно было встретить кочующую труппу бродячих артистов. На старой, разбитой на сельских дорогах кибитке с полинялой от жаркого летнего солнца матерчатой крышей они переезжали из деревни в деревню, из городка в городок. И в базарный день на рыночной площади они устраивали свои представления. Папа Карло доставал шарманку, крутил ручку, и из шарманки лилась дивная мелодия. Девочка Мальвинка выходила в центр круга и танцевала. И делала она это легко, изящно и красиво. А пёсик Артамончик бегал по кругу с шапкой в зубах, и благодарные зрители бросали туда мелкие монеты.
- Но ведь Папа Карло, - перебил меня Борода, - насколько я понимаю, родом из Италии, а Эльзас и Лотарингия – это где-то, то ли во Франции, то ли на юге Германии.
- Да погоди ты, не мешай. Рассказывай дальше! - Зашикали на него ребята.
А я в это время глотнул пива, мысли уже пришли в порядок, успокоились. И меня понесло на лирические отступления:
- Вот так они и жили. Заработанных денег им едва хватало на то, чтобы прокормиться, да кое-как подлатать свою кибитку. Летом они спали под открытым небом, а зимой, промозглыми холодными ночами, грелись, сидя у костра.
- Издалека Серега начал. – Не то похвалил, не то подстегнул меня Александр.
- А ты не спеши… - Ответил я ему, а про себя подумал, что пора, пожалуй, переходить к сути дела. - И вот однажды после одного из своих концертов Папа Карло сидел в придорожном кабаке и, по своему обыкновению, пропивал заработанные в этот день деньги. На душе у него было тоскливо и муторно. Ему до смерти надоели и эти концерты, и всегда чему-то улыбающаяся девочка Мальвинка, и этот противно тявкающий песик Артамончик. И эта старая, потрескавшаяся шарманка. И он все брал и брал пиво, ещё и ещё. И гора пустых кружек на его столе всё росла и росла.
Заинтригованные ребята пододвинулись ближе к столу.
- Так, а мы-то еще пива заказали? Сусанна! – Вдруг забеспокоился Вовка.
Я решил им дать передышку на смену кружек и неспешно продолжил:
- А в это время девочка Мальвинка и пёсик Артамончик гуляли на лужайке неподалёку от кабака. Светило тёплое солнышко, пели птички, и настроение у девочки было радостное и прекрасное. Пёсик Артамончик, весело тявкая, носился по лужайке за красивой бабочкой. И бабочка села на цветок рядом с девочкой. И она поймала бабочку. И вдруг…
- Ну, когда же про ж…? – Не выдержал Вовка.
- А ты слушай, слушай… И вдруг бабочка заговорили человеческим голосом: «Отпусти меня, девочка Мальвинка, а за это я исполню любые три твоих желания». Девочка Мальвинка обрадовалась, но никак не могла придумать желания. Все было так прекрасно, ей все так нравилось, и казалось, что ничего больше и не нужно. «Ах, да! Наша старая шарманка. Сделай так, чтобы у нашей шарманки была золотая ручка. Ведь это будет так красиво, правда?». «Хорошо, - сказала бабочка, – у вашей шарманки теперь золотая ручка. А ещё два желания?». Но девочка Мальвинка думала-думала, но так ничего придумать не смогла. И тут ей пришла в голову великолепная мысль. «А пусть остальные два желания придумает Папа Карло». «Хорошо, - согласилась бабочка, – пусть будет так». И счастливая девочка Мальвинка, хлопая в ладоши, побежала в кабак, чтобы сообщить Папе Карло радостную весть. А за ней, весело тявкая, припустил пёсик Артамончик.
Я взял паузу, чтобы промочить пересохшее горло. И чуть-чуть передохнуть. Ничего, пусть немножко потерпят. Тем более, что сейчас как раз и наступит в рассказе самое главное. И ребята тоже потянулись к своим кружкам. Я сделал несколько глотков и продолжил:
- А в это время Папа Карло сидел, уронив голову посреди пустых пивных кружек на заляпанный пивом и засиженный мухами стол. Он оглядывал затуманенным взором грязное прокуренное помещение кабака. И в душе его было так, как будто там кошки нагадили. И вот тут… Вы представьте себе его состояние… И вот тут, когда всё уже было выпито и съедено, а хотелось ещё, а деньги, на которые им надо было жить ещё неделю, уже кончились… И вот тут уже изрядно назюзюкавшийся Папа Карло увидел вбегающую в кабак счастливую девочку Мальвинку и визжащего и тявкающего песика Артамончика. «Папа Карло, Папа Карло, - защебетала ничего не подозревающая девочка Мальвинка, - а у нашей шарманки теперь золотая ручка!»…
Вот теперь нужна пауза. Я сделал вид, что мне нужно промочить горло, отхлебнул пива, посматривая за ребятами. Ну, вот теперь можно продолжать.
- И вот тогда Папа Карло рявкнул: «А идите вы все в ж…, и ты, девочка Мальвинка, и ты, песик Артамончик, и ты, шарманка с золотой ручкой!». И тут… Да, представьте, и тут он почувствовал (о, ужас!), как то, что он только что произнес, начинает исполняться. Это ведь было то самое второе желание.
- Какой кошмар! – Вовка откинулся на спинку стула.
- «Назад, назад, все назад! И ты, девочка Мальвинка, и ты, песик Артамончик, и ты, шарманка! - В ужасе закричал Папа Карло».
Я отпил еще пива. Ну, как они, прочувствовали? Но сейчас затягивать паузу нельзя.
- - А про золотую ручку-то он и забыл. Но, увы, все три желания бабочка уже исполнила.
Вот теперь, уже для полноты прочувствования, можно не торопиться. Для того, чтобы запечатлелся и закрепился в сознании яркий образ бедного Папы Карло.
- С тех пор на дорогах Эльзаса и Лотарингии можно было встретить довольно странную труппу бродячих артистов. Они переезжали из деревни в деревню, из городка в городок. И в базарный день на рыночной площади они устраивали свои представления. Папа Карло становился в центр круга и… снимал штаны. Девочка Мальвинка крутила ручку, торчащую у него из ж…, и оттуда лилась дивная мелодия. И делала она это легко, изящно и красиво. А песик Артамончик бегал по кругу с шапкой в зубах, и благодарные зрители бросали туда мелкие монеты.
Семёныч потянулся в карман за мелкой монетой.
- Вот, собственно, оттуда и пошло выражение – «ж… с ручкой»… - Закончил я эту историю.
…И мы еще долго сидели за столиком. И вспоминали сказки. И анекдоты. И какие-то смешные истории из своей жизни. И был тихий теплый осенний вечер. И небо было необыкновенным, бархатным, мягким, без единого облачка, с разными оттенками синего цвета, от светлого в том месте, где зашло солнце, до густого фиолетового. И это было красиво – золотые листья на фоне синего бархата неба…
…Ребята пошли на проспект ловить такси. Им ехать далеко. А я один по бульвару побрел к метро. Я ведь всегда возвращаюсь домой на метро. И я никуда не спешил. И шел, загребая ногами осенние листья, которых сегодня, почему-то именно сегодня, нападало так много. И они расступались перед моими ногами, расходились, как волны перед носом корабля. И я шел по безбрежному океану этой листвы, а вокруг меня сверкала и переливалась золотом и драгоценными камнями царица Осень.
И я вспомнил, да, вспомнил ту сказку для Вероники.
 
Солнце село, вечер гасит краски.
И меня ты вправе упрекать.
«Обещал ты рассказать мне сказку».
Обещал. Про что же рассказать?
 
Ведь неинтересно то, что знаешь,
Это ж скучно, коль знаком сюжет.
Я досочиню (не возражаешь?)
То, чего в сюжете сказки нет.
 
С «Красной шапочкою» с детства ты знакома.
Помнишь, как охотники пришли
И на волка, спящего у дома,
Ружья беспощадно навели?
 
Серый Волк! Убить его – почетно.
Только неизвестно – был ли прок?
Может он уставшую девчонку
На хребте до дома доволок.
 
Не пустили в дом – уж больно грязен.
В доме чисто и полно ковров.
Запах в щелку. Как он был прекрасен!
Запах чая, меда, пирогов.
 
И тогда он на крыльце остался.
Что ж, коль не пустили за порог.
Он не слышал, как охотник крался
Как ружье поднял и взвел курок.
 
За окошком сухо выстрел щелкнул.
Вой звериный, птиц истошный гам…
А она, подумав: «Ну и черт с ним!»,-
Руку протянула к пирогам…
 
Жаль, что в сказках часто так бывает:
Пьянки, лень, разбой, неравный брак,
Лгут, хамят, друг друга убивают.
И герой, как правило – Дурак…
 
Вот и все! Ты, дверь за мной захлопнув,
Сядешь, ноги под себя поджав.
Красоты невиданной полотна
Нарисует вечер, в синих окнах
Розовую краску размешав.
Copyright: Всеволод Круж, 2005
Свидетельство о публикации №37982
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23.03.2005 16:10

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Бурдин Алексей (Дин Бур)[ 14.02.2007 ]
   Нет, не зря жизнь так устроена хитро,
   Что лишь в сказках исполняются желания.
   А иначе клиник "Уро -Про"
   Мы б не успевали строить здания.
Сергей Мамонт[ 19.03.2008 ]
   Получил огромное удовльствие, словно посидел за кружечкой пива в компании добрых друзей! Спасибо.
   Что касается сказки, то помоему:
   ...Мораль сей сказки - коль с пьяна,
   То посылай не в... а на...
 
Всеволод Круж[ 19.03.2008 ]
   Рад, что доставил удовольствие.

Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
Мы в ответе за тех,кого приручили
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов