Конкурс МСП "Новый Современник"
Положение о конкурсе
Раздел для размещения текстов
Призовой отдел









Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Творчество наших авторов на YouTube
Сергей Семенов, Новосибирская область
Музыкально-поэтический вечер "Золотая осень"
Это стоит прочитать
Андрей Гулидов, город Москва
МОРФИЙ

Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Цитата: "Женское счастье оно...
В ощущении."
Читаем и критикуем.


Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Светлана Ливоки
Объем: 14677 [ символов ]
НЕХОРОШАЯ ДЕВОЧКА НАТАША
В однокомнатную квартиру на седьмом этаже девятиэтажного панельного дома по улице Воронцовской, что неподалёку от знаменитой Таганки, семнадцатилетняя Наташа – ясноглазая с длинной русой косой пухленькая и домашняя девочка из Иваново, попала не случайно. Мама её очень беспокоилась о том, что дочь, а ныне студентка первого курса столичного педагогического института будет проживать в общежитии, где по слухам «сплошные пьянки-гулянки и не до учёбы», поэтому целенаправленно подыскала Наташе съёмное жильё. Причём, не квартиру, куда тоже «можно было водить всяких», и не комнату, потому что цены на комнаты кусались по-московски, а угол у бабушки-старушки, которую хорошо знала мама маминой подруги, проживавшей в Москве.
Елену Антоновну – так звали хозяйку однокомнатной квартиры, отрекомендовали матери Наташи в лучшем виде. Резюме звучало так: «интересная старушка лет под девяносто из благородных и интеллигентных, в последние десятилетия всё время сдаёт угол, вернее, вторую кровать какой-нибудь приезжей студентке на всё время обучения». Деньги за найм бабушка брала небольшие, так как ей больше требовалась помощь: в магазин сходить, в аптеку сбегать, вызвать скорую, когда понадобиться, посуду помыть и полы раз в неделю. Поэтому фактически происходил обмен услугами: студентка проживает в центре в двух шагах от метро, и хозяйка, вроде, как под присмотром, не скучно одной. Так и повелось у бабушки: выучит свою жиличку и отпускает в жизнь, потом берёт следующую.
Наташа – девушка воспитанная, спокойная и общительная с первого дня очень старалась понравиться хозяйке, тем более, что таков был наказ мамы, которая «дурного не посоветует» и которую дочь привыкла слушаться. Поэтому после института, выйдя из метро, она в первый же день приступила к обслуживанию своей хозяйки: направилась в магазин за продуктами по списку, затем в аптеку, и только потом поднялась на лифте в квартиру бабушки, чтобы что-нибудь себе приготовить на ближайший обед и ужин. Понаблюдав за своей новой жиличкой на протяжении суток, хозяйка, похоже, осталась довольна и расслабилась, а на вторые сутки вечером завела с Наташей разговор, и рассказала ей о себе.
«Знаешь, милая», - говорила Елена Антоновна, сидя на высоком мягком ложе кровати с железными набалдашниками, куда она – сухенькая небольшого росточка в белой длиннополой рубашке забиралась при помощи деревянной лавочки, стоявшей у подножия кровати, - «Я родом из богатой купеческой семьи. Жили мы на хуторе. А в гражданскую я шестнадцати лет отроду сбежала с офицером молодым, красавцем дворянином из дома родительского. Любовь была большая у нас! Всё боялась потом, что отец меня разыщет, высечет на конюшне и прибьёт, особенно, когда сын у меня родился. Мы ведь не венчаны были с мужем. Всё по обозам скитались. Времена лихие, кровь рекой лилась везде… Потом большевики поймали моего и расстреляли. А я, как раз до этого на одной квартире с ребеночком задержалась. Приболел он тогда, вот, и спаслись...»
Пожилая дама замолчала и занялась вечерним туалетом. Сначала сняла с пальцев кольца с большими камнями и положила их на блюдечко, стоявшее на тумбе красного дерева возле её ложа, до поверхности которой она могла дотянуться рукой. Затем сняла парик украшавший её на протяжении дня– искусную имитацию причёски из аккуратно уложенных седых волнистых волос. Обвязала беленькой косыночкой свою безволосую голову. И в приглушённом свете комнаты, освещаемой только участок её возле хозяйской кровати декоративным трёхрожковым канделябром под бронзу, стала казаться Наташе почти бесплотным призраком.
«А в Москву я попала уже после революции. Замуж вышла за комиссара. Он потом при Советах первым министром геологии был назначен. Большой человек был! Неплохой, но грубый очень. Из простой семьи. Взял меня с ребёнком, потом попрекал, что детей больше не было. А какие дети? Простудилась я сильно в гражданскую, вот, и не могла… Потом заболел сам и умер. Эту квартиру мне уже потом дали, через много лет, а до этого - на Тверской проживали в трёхкомнатной большой квартире, и дача была загородом, и машина была. Сейчас только пенсию за него платят персональную».
Елена Антоновна снова прервалась, теперь для того, чтобы протереть лицо ватным тампоном и снять с лица макияж – остатки косметики с глаз и крем-пудру, которой она обычно густо намазывала лицо по утрам, маскируя сетку глубоких морщин, избороздивших его за прожитую жизнь. Когда она это сделала, то из яркой пожилой дамы сразу же превратилась в старушку воробышка. И это зрелище даже в полутьме вызывало такую жалость, что Наташа, впервые видевшая близко и воочию столь пожилого человека, отвернулась к стене. Но, желая услышать концовку вечернего рассказа своей хозяйки, решила пока не засыпать и полусонными глазами принялась рассматривать узоры настенного ковра. Девушку страшно интересовал вопрос о судьбе сына Елены Антоновны. Где он сейчас, почему она живёт одна и сдаёт жиличкам кровать?
А старушка, как будто почувствовала то, о чём её хотели спросить: «Сынок мой погиб в Отечественную. Он был лётчиком. Рано тоже из дома ушёл в спецшколу. В первые месяцы войны сбили его самолёт. Пришла похоронка».
Наташа сразу вспомнила старый портрет молодого лётчика в золочёной раме, висевший на видном месте квартиры возле массивного зеркала, и повернулась в своей кровати на девяносто градусов. Отвернувшись от стены, глядя на старушку, девушка обдумывала, чтобы ей сказать в утешение. Она хотела выразить хозяйке своё сочувствие, но та уже вынула вставные челюсти, положила их в стакан, стоявший на прикроватной тумбе и начала укладываться в постели, сопровождая свои движения охами и приглушёнными стонами.
«Спокойной ночи», - мысленно пожелала Елене Антоновне Наташа, засыпая.
На следующий день всё повторилось. Утром - институт, после него магазин, аптека, квартира, телевизор и разговоры с хозяйкой после ужина и до сна. На этот раз старушку всерьёз заинтересовала жизнь Наташи и её родных, поэтому она часа полтора подряд задавала девушке разные вопросы, выясняя, насколько материально обеспечена её семья, нет ли пьющих и больных, есть ли подходящие женихи. Наташа смущалась, конечно, но на все вопросы отвечала, как на экзамене и честно как привыкла.
После чего Елена Антоновна, видимо удовлетворённая ответами своей новой жилички, улыбнулась и сказала: «У меня живут только хорошие девочки, порядочные, которые не ходят по вечерам по компаниям, не пьют, не курят. До девяти вечера, пожалуйста, хоть в кино, хоть в театр, с подружкой… Я же не возражаю! Главное возвращаться вовремя, - я человек больной и старый, чтобы переживать за чужих детей. Все хорошие были, все…, кроме последней. Она сначала тоже хорошая была, а потом вредничать стала, спать мне не давала, ворочалась. Потом совсем собрала вещички и ушла, не прощаясь».
Перед тем, как лечь спать, Елена Антоновна по своему обыкновению стала готовить себя ко сну и занялась вечерним туалетом, продолжая вспоминать поимённо всех хороших девочек, которых могла припомнить, и которые проживали у неё ранее. А Наташа в этот вечер почему-то грустно думала о том, что полному ощущению своего везения и удачного начала московской жизни кое-что мешало. Проводить все свободные от занятий вечера в обществе древней старушки на кухне, насквозь пропахшей жареным луком, либо с переходом в душное и запыленное пространство небольшой комнаты, где даже обои на стенах пропахли валокордином, ей не хотелось. Мысль о том, что она будет заперта здесь как в тюрьме на весь срок своей учёбы в институте - угнетала. Как же так? Жить в столице и не видеть вечерней московской жизни? Даже конфеты существуют «Вечерняя Москва», «Огни Москвы» в красивых обертках. Как не увидеть такую красоту? Наташе хотелось плакать от такой перспективы. Сон тоже не шёл к ней. Зудело и чесалось от какой-то сыпи или прыщиков тело. Пару дней назад они появились на коже Наташиных рук и ног. Помучившись, девушка всё же заснула. Мама, которой она позвонила на следующий день, чтобы пожаловаться на недомогание, сказала, что это от сладкого, и запретила притрагиваться к конфетам.
Не прошло и недели, как Наташа поняла, что бабушка намного интереснее, чем представляли её раньше те, кто никогда не проживал с нею вместе. Обычный ритм жизни этой московской квартиры, был нарушен с приездом дальней родственницы хозяйки из Таганрога в четверг. Так была представлена Наташе пышнотелая заплаканная женщина по имени Валентина внешне мало походившая на родственницу старой аристократки, да, и вела она себя с хозяйкой неуверенно и немного заискивающе. Женщина приехала на два дня к сыну, который находился в военном госпитале имени Бурденко на излечении. Но, как оказалось вскоре, умирал там в свои тридцать два года от рака желудка. Мать была безутешна, и всё время плакала, возвращаясь из госпиталя. Наташе было бесконечно жаль её и сына. И она не возражала, когда ей пришлось уступить свою кровать Валентине, а самой пару ночей провести, лёжа на полу на расстеленном одеяле. Девушка готова была спать так месяц и два, лишь бы молодой капитан поправился. Но он не поправился, во всяком случае, вечером в пятницу несчастная мать, уже не плакавшая, а с побелевшим от скорби лицом и остановившимся взглядом, поговорив с хозяйкой и оставив какие-то деньги на столе, покинула квартиру и поехала на вокзал, чтобы успеть на поезд до Таганрога.
В ту ночь Наташа вернулась на своё место, в свою постель расстроенная, и снова ей плохо спалось от ощущения того, что кто-то ползает по ней, что кто-то её кусает.
«Вот, ведь перенервничала…», – думала она, пытаясь отогнать от себя панические мысли.
А на следующий день в субботу с утра хозяйка предупредила Наташу, что вечером у них будут гости, и пояснила девушке, что гости – это её старые друзья. Один мужчина – заслуженный артист балета, другой – театральный критик, а с ними женщина – вдова какого-то крупного партийного деятеля. Много лет их компания дружит и собирается втроём или вчетвером два раза в месяц. Встречи неизменно проходят у Елены Антоновны на дому, и распорядок этих встреч одинаков: друзья ужинают, а потом играют в карты в Петуха.
Наташа слабо разбиралась в карточных играх и не знала, что это за игра, но в тот момент её даже не заинтересовал этот вопрос. Дело было в том, что девушке надо было отпроситься у хозяйки на вечер, чтобы пойти в кино, и обговорить тот момент, что она может задержаться с приходом домой, поскольку билет на премьеру известного и нашумевшего фильма её сокурсница Нелька достала только на предпоследний сеанс. Когда Наташа, немного робея, всё же начала разговор, Елена Антоновна была занята важным делом: она собиралась приготовить свой фирменный торт из чёрного хлеба, рецепт которого, как она утверждала, был известен только ей, и всю жизнь она скрывала его ото всех любознательных. И это оказалось кстати. Она выслушала Наташу и не возражала.
 
Фильм был замечательный! Наташа, распрощавшись с институтской подругой после просмотра премьеры в кинотеатре «Зарядье», находясь под сильным впечатлением от прекрасной игры мировых звёзд - актёров и от самой экранизации классического романа Чарльза Диккенса, даже не заметила, как оказалась возле дома. Но всё равно опоздала на полчаса от названного времени, в которое обещала Елене Антоновне вернуться. Когда она уже, заскочив в подъезд, и нырнув в кабину лифта, не без трепета взглянула на циферблат своих наручных часов, оставался всего один час до полночи. Девушка с виноватым выражением на лице, пытаясь бесшумно открыть входную дверь своим ключом, приготовилась на цыпочках войти в квартиру, но... этого не понадобилось, потому что в квартире было шумно, в ней бушевал скандал. Наташа появилась в финальной сцене его, когда, едва не сбив её с ног, к выходу устремился высоченный худой и лысый старик. Довольно шустро для инвалида, он преодолел расстояние коридора на негнущихся ногах, опираясь на трость, а за ним, с неловкой улыбкой на губах, уже семенила к выходу незнакомая старушенция в чалме, меховом манто и в длинной парчовой юбке.
Вслед им неслось из комнаты: «Вон, из моего дома, жулики!», - и было совершенно понятно, что голос принадлежал Елене Антоновне.
Не чиня препятствий странной паре посетителей, покидавших квартиру, Наташа зашла в комнату. Хозяйка с гневным лицом в съехавшем на бок парике, стояла у круглого стола посреди комнаты и продолжала кричать: «Жулики, настоящие жулики, чтобы ноги вашей не было больше в моём доме!»
Девушка догадалась, что Елена Антоновна, по всей видимости, проигралась в пух и прах. Она не стала расспрашивать старушку о подробностях произошедшего, а молча взялась за уборку в комнате. Прежде, чем лечь спать, Наташе надо было убрать со стола остатки хлебного торта, бутылку и рюмки с недопитым ликёром, собрать в колоду рассыпанные по полу карты, помыть посуду, а потом заняться старушкой, которая на первый взгляд находилась в таком состоянии, что в пору было вызывать скорую. Всё Наташа сделала – и убрала и хозяйку уложила спать, но заснуть ей так и не удалось. Она ворочалась с боку на бок до утра, пытаясь унять «почесуху», как с отвращением называла девушка свой странный недуг. В эту ночь «почесуха» была особо ожесточённой, и терпеть дальше эти множественные укусы невидимых и неизвестных существ не было никаких сил. Поэтому в четыре часа утра Наташа вскочила с кровати, пересекла комнату по диагонали, подбежала к двери, нащупала выключатель и включила свет. На потолке, на полосах обоев по бокам ковра, висевшего над её кроватью, было заметно движение стройных рядов мелких насекомых. Она догадалась: комната кишела клопами.
Наташа не стала будить старушку, которая спала после бурно проведённой дружеской вечеринки сном младенца, чтобы устроить ей разбирательство и предъявить клопов, которые, кстати, говоря, завидев свет, тут же попрятались по своим лазам и норам. Девушка стала потихоньку собирать свои вещи. Она готовилась к прощальному и неприятному разговору с Еленой Антоновной и уже знала, что отправится отсюда прямиком в студенческое общежитие своего института.
Так и вышло. Утренний разговор был неприятным. Бабушка отрицала присутствие насекомых в своей квартире, не желала смотреть на личные доказательства, предъявляемые потерпевшей Наташей от нападения омерзительных хищных и кровососущих насекомых, и демонстрировала чистоту своего кожного покрова, обнажая высохшие с годами руки и ноги. А ещё она плакала и называла девушку нехорошей. Наташе, конечно, было жаль бабушку, но отвращение к клопам, которых она увидела и с которыми столкнулась впервые в своей жизни, было сильнее.
Уходя, она остановила свой прощальный взгляд на старом портрете в позолоченной раме, с которого задумчиво смотрел симпатичный молодой человек с грустными глазами в лётной форме.
Copyright: Светлана Ливоки, 2018
Свидетельство о публикации №374810
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27.04.2018 21:33

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Владимир Циканов[ 01.07.2018 ]
   Правдиво и жизненно! Поэтому пять баллов!
 
Светлана Ливоки[ 01.07.2018 ]
   Уважаемый Владимир, большое спасибо за
   высокую оценку моего рассказа! Очень приятен
   мне и Ваш комментарий, поскольку в своих
   творческих поисках я, как раз и стараюсь
   придерживаться правдивости и реальности
   жизнеописания. Иначе, вдохновение у меня не
   работает)))
   Всего самого доброго Вам!
Валентина Тимонина[ 19.07.2020 ]
   Рассказ очень интересный. В нем наряду с главной темой о жизни студентки Наташи на квартире у престарелой Елены Антоновны освещены и подчиненные сопутствующие темы: о любви, о взаимоотношениях в семье, о гибели людей в разные исторические времена ( на знаках препинания внимание не акцентирую).
    Лексика автора богатая, насыщенная. Нет ни одного слова, употребленного неуместно. Каждое слово ярко, метко характеризует персонажей либо какое-то действие, эпизод или обстановку.
    В рассказе присутствует драматургия и тонкий юмор, и это также подчеркивает авторское мастерство.
    А читая о том, как далеко не молодая хозяйка квартиры старалась держать форму и что для этого делала, я не просто улыбалась, я долго смеялась. Я увидела в описании - себя, над собой часто смеюсь и стараюсь пореже смотреть в зеркало (шучу).
   Просто удивительно, Светлана, как здОрово Вы изобразили старческое чудачество! Ну и МО-ЛОД-ЧИ-НА!
    Такие произведения очень нужны. Ведь из всего написанного в рассказе и состоит наша жизнь. С теплом. Валентина.
 
Светлана Ливоки[ 19.07.2020 ]
   Мне очень приятно получить рецензию именно на этот рассказ. Не мне Вам
   объяснять, что собственные произведения нам-авторам близки, небезразличны и,
   думаю, что я не открою Америки, если скажу, что для автора после того, как
   вкладываешь в них часть своей души, творения становятся, как детища. В
   некоторых, конечно, сомневаешься, переписываешь, а то и удаляешь, а те, к
   которым не можешь сам придраться, написанные, как говорится, на одном дыхании,
   ты с большим удовольствием выкладываешь на всеобщее обозрение. И если их не
   замечают, либо мало читают, ты невольно думаешь "жалко, что не дооценивают"...­
   :)
   Большое спасибо, уважаемая Валентина Степановна, - такой содержательной
   рецензии я даже уже не ждала!
   С теплом, Светлана.
Эд Гемадзе[ 16.09.2020 ]
   Да, попала девушка... и всё бы хорошо, если бы не клопы, которые
   превзошли отвращением к себе, даже упоминание в рассказе болезни, под
   названием "рак", от которой умер в больнице сын хозяйки. Печально... а
   хотелось бы, если не красивую, то просто хорошую концовку, в которой
   автор своим умелым "почерком"­ увёл бы читателя от скорби и клопов и
   окунул умелым штрихом в интересную жизнь молодой московской
   студентки. Огромные способности автора художественно отражать свои
   мысли только усиливают желание войти с рассказом в позитив, где
   концовка рассказа ярко зазвучала бы в образе скромной Наташи.
   Вот некоторые прекрасно выхваченные из жизни детали, которые
   подтверждают скрытые рассказом возможности.
   " Проводить все свободные от занятий вечера в обществе древней
   старушки на кухне, насквозь пропахшей жареным луком, либо с переходом
   в душное и запыленное пространство небольшой комнаты, где даже обои
   на стенах пропахли валокордином" - не многим дан талант Светланы
   Ливоки. Читаю её рассказы с восхищением. Обещанная деталь: "...
   говорила Елена Антоновна, сидя на высоком мягком ложе кровати с
   железными набалдашниками"­.­ Лучше о такой кровати не скажешь... и
   многое ёмкое и действительное, с чем сталкиваешься в произведениях
   автора.
 
Светлана Ливоки[ 16.09.2020 ]
   Уважаемый Эд, здравствуйте! Читаю Вашу следующую рецензию-отклик и
   удивляюсь, - Вы всегда найдёте слова, которые способствуют росту крылышек за
   спиной у автора, даже такого, как я не ищущего в творчестве почестей и славы, а
   пишущего по причине того, что не писать он не может, поскольку это самый верный
   способ освободится от воспоминаний об интересном и разном, чем жизнь
   изобиловала... Спасибо Вам за внимание к моему творчеству, я очень ценю это, и
   рада тому, что в среде коллег по порталу имею настоящих друзей!
   Подсмеиваюсь, правда, над тем, что вынуждаю своих друзей читать о клопах и
   клещах, но что поделаешь, если эти кровопийцы однажды проникнув, оставили
   метки в моих воспоминаниях ... :))
Эд Гемадзе[ 17.09.2020 ]
   Даааа, клопы они всегдааа)))
   А Вы, как никто, умеете красиво ответить и похвалить.
   Спасибо, Светлана.

Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
НОВОГОДНИЙ АЛФАВИТ

ЛИТЕРАТУРНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«КНИГА ПРИКОСНОВЕНИЙ»
Положение о конкурсе
Тексты произведений

Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Форум редколлегии
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов