Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 5822 [ символов ]
Рецензия на рассказ Марии Гринберг «Последний спор»
Как всегда, Мария Гринберг предложила нам к рассмотрению произведение с несомненными художественными достоинствами. Очень интересно построен совсем небольшой рассказ — из отдельных графически разделённых частей-абзацев, где редкое предложение начинается не с красной строки. Каждая из этих частей крепко слажена друг с другом, художественно выверена, ни слова лишнего, а те, что есть — на подбор, стилистически ярко окрашивают текст в сказовой манере. Для тех, кому интересно (мне интересно), умная цитата: «Сказ — (3) особая форма авторской речи, проводимая на протяжении всего художественного произведения в духе языка и характера того лица, от имени которого ведётся повествование». Квятковский, «Поэтический словарь». Повествователь у нас внеположен, но само произведение выдержано в форме просторечного бытового говора (свара, вусмерть разругались, бабье дело и т. д.), а в композиции применён приём постоянного перехода со слов повествователя на несобственно-прямую речь героев.
Как-то сами собой попросились некоторые мелкие «усовершенствования» типа: вместо «не понимаешь ты ничего, тёмная» написать «не понимаешь ты ничЁ, тёмная» или вместо «Это сестре-то старшей» — «Это сестре-то старшОй», вместо «делай, как знаешь» — «делай, как знАшь» и других, тем более, что в данном случае, как раз, несобственно-прямая речь идёт от имени «тёмной» сестры Анфисы. Но это на усмотрение автора, а я бы подправила их говорок.
Прекрасно выдержана образная система в деталях: косынка красная — порохом полыхнула; алое на белом.
Содержание развивается по фабуле.
Часть первая. Две сестры. Убедительные, тёплые, близкие отношения сестёр, несмотря на их свары и ругань «вусмерть».
Часть вторая. Сено. Очень поэтично выписана, ароматно, буквально музыкально: одно удовольствие валки подвянувшие духмяные разбивать. Ничто не предвещает, казалось бы, трагедии. («Подвянувшие» валки — быть может, благозвучнее «подвядшие»? Но это личное прочтение, поскольку в такой ювелирной вещи не то слово — всякий слог на музыкальном слуху, на весу. Тем более, слово «увядший», в отличие от «вянувший» в исторической перспективе устарелое, что дополнительно могло бы стилистически украсить произведение.)
Часть третья. Расправа. Тревожно часть начинается — лесом, откуда смотрит тамбовский, по умолчанию «волк» Семён — трагически заканчивается. Насчёт того, что Семён подумал про «любить» — у меня очень большие сомнения. В этом месте автор вложил герою свои мысли. В то время, особенно в деревнях, подходили к данному вопросу много проще и не тем словом состояние чувств называлось. Может, «любиться», может, как по-другому.
Часть четвёртая. Русская девчонка, русская пуля, русский солдат... Снова имеем дело с великолепной композицией образной системы, подчёркивающей драму.
Часть пятая. Убили-и-и!
Эпилог.
Конфликт «спора» развивается на двух уровнях: между сёстрами, впрочем, он мирно, не успев развиться, заканчивается: старшая сестра гасит душащую её обиду, трагическое, уже окончательное примирение окольцовывает произведение; и социальный конфликт на почве передела собственности, великая драма не одного поколения.
Замечания. Или сомнения... Улыбнулся русский солдат Семён. В этом месте мне не хватило обоснования звериной ненависти Семёна. Ясно, что у него личный счёт. Но «чужеедов» (сочное словечко) как-то недостаточно. Всё-таки, по-христиански, а он, безусловно, человек крещёный, радоваться убийству, даже убивая врага, Семён не должен бы. Тем более, подчёркивая юную прелесть девушки недвусмысленно, да ещё столь поэтично, пускай «поэзия» и принадлежит повествователю. Вполне понимаю, что следом идёт монтаж с несобственно-прямой речью Семёна, тем не менее, именно в этом месте чётко появляется элемент недоверия исторической реконструкции. К тому же, три раза подчёркивается постоянный эпитет «русский» — мгновенно вспыхивает главное слово устойчивого словосочетания — «характер». И в этом месте возникает внутренний протест против вывода автора, желает он того или нет — эмоции читателя могут перевесить рассудочное восприятие ситуации гражданской войны, когда брат шёл на брата, воистину, озверев. Но прошло очень много лет, и пройдёт ещё больше, а потому какой-то факт, оправдывающий чувства солдата, если таковое оправдание, вообще, возможно, необходим.
Подобные же сомнения возникают в обобщении народа и личного счёта в сознании Семёна.
Против народа своего пошла.
Так получай плату от народа, курва.
Чисто по-человечески мне видится, что Семён мстит за себя, за свою семью. Не о народе, уж точно, он думает, такой «сознательный». Ещё на митинге можно рассуждать подобными категориями — на публику, а себя не обманешь, тут каждый мстил за себя, у каждого была своя история и было бы неплохо в рассказе ей место приискать.
В остальном гражданская война как гражданская война... Ситуация воспринимается вполне как достоверная.
Нет, ещё момент. Марийка радуется комсомолу, косынке. Значит, она из бедноты. Но тут же — кровь с молоком девка. Румяная, как косыночка её. Сладко, сыто живёт? При советской власти, да в деревне? Успела «молока» надуться? В этом месте не настаиваю, но может восприниматься содержание как недоговорённое. Может, она поселилась в избе этого самого Семёна? Кофточка его жены на ней? Или что-то в этом роде, чтобы тоже понять энтузиазм героини. А то в этом месте психологизм получается назывным, плакатным.
Прочие формальные элементы выше всяких похвал. Герои очень живые, яркие, даже эпизодические, вроде девчат и ездового. Сельскохозяйственная терминология, как и историзмы, умело вправленные в текст, усиливают жизнеподобие.
Отдельно хочется отметить удачный пример словотворчества: духмяные (валки). Фонетические благозвучность и яркость делают это слово, действительно, «говорящим», ароматным.
Дата публикации: 31.08.2017 12:58
Предыдущее: Как достучаться до душиСледующее: Сумасшедший — сумасшедшей

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта