Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 7358 [ символов ]
Рецензия на повесть Джона Маверика "Найти чёрную кошку в тёмной комнате"
С первых же страниц повести мы встречаемся со знакомыми мотивами произведений Джона Маверика. Последние пару десятилетий планету словно лихорадит — всплывает «Только вашими молитвами». Зарастает ежевикой зловещий рубец-разлом — перекличка с Кукольником и затаившимся до поры до времени злом. Всё это интригует, предвещая невероятную фантастическую историю. Далее встретится отзвук-упоминание «Карусельных лошадок», образ миров, напоминающих крылья бабочки из «Рыбалки на мёртвой реке» — всё это островки большого мира Джона Маверика, омываемые одним океаном его фантазии. А ещё легенда о Крысолове с его манящей музыкой позовёт за собой, мы попадём на «Кладбище домашних животных», все эти контексты расширяют мир до единой и непознаваемой вселенной, а потому мы бог весть где ещё неожиданно окажемся...
Из первой главы становится известно, что молодой доктор Йенс перебрался в Андсдорф на новое рабочее место, но это лишь повод для истинной цели Йенса. Ночью Город выглядел необитаемым, распластанная, подобно летающему дракону, городская больница, тягучее, как смола, ощущение взгляда в спину, эти детали создают напряжение, которое собирается в необычном слове доппельгангер(ы), обозначающем некие таинственные сущности, участвующие в неком эксперименте вместе со всеми городскими обитателями. Днем Андсдорф наш, ночью – их.
Йенс потерял близкого человека, Джессику, кто она, мы пока не знаем, но с тех пор, как она умерла, он никак не может согреться.
Загадочные доппельгангеры — двойники живущих в городе людей, пользы от них никакой, но они о людях знают всё, а те о них ничего, и это, конечно, вызывает напряжение. Но кто не хотел оставаться, те город давно покинули. Остались любопытные, да те, кто не смог уехать по каким-либо причинам. Вспоминаются «Опрокинутые зеркала».
Звучало не просто неприятно – пугающе. Сознавать, что любой твой шаг, любое действие, в том числе не предназначенное для посторонних глаз, становится достоянием неких чуждых существ. Плохих соседей, как их назвал Петер. Вот только прав ли он? Может ли кто-то быть человеку ближе, чем его собственное зеркальное отражение, каким бы искажённым и странным ни представлялось нам зеркало?
Как в «Солярисе», появляется Джессика, но появляется во сне. Оказывается, Йенс приехал сюда в поисках её, умершей... Напряжённый эпизод в больнице с девочкой-подростком Сарой нагнетает интригу.
С таинственной Торикой мы знакомимся в кафе «Остерглок». От неё узнаём, что (в) сердце каждого разумного существа заложена тяга к зеркальности, но не каждый способен отразить другого. Получается, как будто ищешь чёрную кошку в тёмной комнате, есть у людей такая поговорка. Но комнат много, а кошек и того больше, и не поймёшь, какая из них тебе нужна. Эти слова — опорная точка повести, они озвучивают идею произведения, посвящённого сложнейшей проблеме взаимопонимания людей, которую каждый решает по-своему. В сюжет включается неизвестный Йорг, к которому Торика привыкла, но после смерти Джессики их ничто не держит вместе. Возможно, это двойники умершей Джессики и живого Йенса. Торика и Йорг — доппельгангеры, Йорг помогает ей настроить загадочный экран на Йенса.
В первой главе нас встречают загадки, одна таинственнее другой, и во второй, и в последующих. Записки Торики звучат, как из другого мира, да так ведь оно и есть.
Йенсом движет чувство вины перед женщиной, которую любил и потерял — вечная проблема живущих. Джессика была другой. Джессика была из иного теста, единственной, уникальной, узнаваемой даже по звуку шагов. Когда такие люди уходят – их некем заменить и нечем заделать брешь в собственной жизни.
Добившись входа в контактную (сумеречную) зону, Йенс просил у Торики прощения – за свою тугоухость и неуклюжесть, за то, что любил вполсердца и переломал всё, что было хрупко. Слова, которые Джессике некогда приходилось вымаливать, теперь сами шли на язык. Жаль, что адресат их не слышал. А если и слышал, то не выдал себя. Слова пролились впустую и не принесли облегчения.
После невероятных приключений, напоминающих кошмарный сон, Йенс тяжело болеет.
Почему женщину надо потерять, чтобы полюбить?
Мы узнаем трагическую историю Джессики. Йенс уйдёт в разлом, чтобы получить от неё прощение.
Получается, несмотря на абсурдность идеи, в людях живёт вера в чудо, в то, что можно встретиться с умершими и, пусть не исправить прошлое, но хотя бы освободиться от невыносимой вины перед теми, кого, как им кажется, они обидели. Хотя это была жизнь, просто жизнь, такая, как она есть. Однако сердцу не прикажешь и его не уговоришь. Йенс встречается с Торикой-Джессикой и со счастливой улыбкой умирает возле озера ядовитого газа.
Так можно ли отыскать чёрную кошку в чёрной комнате? Исключено. Прошлого не воротишь, а тот, кто настаивает на возвращении, обречён. Другое дело, что люди ценою страшных безвозвратных потерь обретают душу, после этих потерь к любви способную, если у этой души появятся силы вернуться из своего отчаяния, поверить в любовь и заново начать жить. Потому что жизнь, как правило, не отбирает, не давая что-то иное для тех, кто смиренно принял судьбу, но для подавляющего большинства потерпевших это не более, чем пустые слова. Казалось бы, Йенсу жизнь давала шанс, Сара просила его не уходить в разлом — в сумеречной зоне двойники, выращенные из биоматериала и мусора в инкубаторах, ищущим встречи желают смерти. Сара звала уехать из этого города и начать новую жизнь. Она знала, что никакого прощения Йенс не отыщет, что надо попытаться простить себя самому, став другим, став человеком, способным ценить чудо любви.
 
Повесть читается быстро, да, требует возвращения по тексту, вчитывания, осознания событий и чувств героев. Фантастическое содержание дышит жизнеподобием, поскольку проблема Йенса и Джессики вечна. Трагизм пронизывает читателя, отсутствие хеппи-энда заставляет делать выводы уже для себя, понимая, что герои иначе поступить не могли. Более того, они все, живущие в городе, обречены — это эксперимент с одним результатом. Невозможно человеку жить бок о бок с нелюдями, вторгающимися в сознание. Любопытство без строжайшей дисциплины на уровне аскезы рано или поздно переходит границы и становится болезнью. В этот город приезжают в один конец. Здесь нет места религии, наука на вторых ролях, нет места спасению души, нет места радости и любви. И тем не менее, человек познаётся лишь рядом с чем-то, с ним совершенно несоизмеримым. А потому нет человеку меры. И литература, как и другие искусства, будет непрерывно предпринимать попытки раздвинуть границы, шагая в неизвестное.
К финалу всё стройно встаёт на свои места. Образ Торики загадочен, видимо, она олицетворяет разум, лишённый чувства сострадания, как следствие, лишённый смысла существования, способный лишь констатировать текущее.
Героев всех планов ровно столько, сколько требуется по задумке автора. Каждый из них живёт своей собственной жизнью, имеет свою историю в объёме, достаточном для восприятия содержания. Повесть, конечно, на любителя жутковатой мистики. Действительно, оптимистической её не назовёшь, да и название однозначно настраивает на отрицательный ответ, но тем она и продуктивна, что так сразу её не забудешь и, хочешь не хочешь, а задумаешься о хрупкости чувств, человеческой жизни и социальных форм, которые нуждаются в осознании, усилиях и развитии.
Дата публикации: 05.05.2017 18:50
Предыдущее: Если бы я могла заглянуть в твои глазаСледующее: Перебором весенний дождь

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта