Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 6679 [ символов ]
Рецензия на стихотворения Наталии Луневой "Искры", "Исчезать в такт"
Искры
 
В Истре волхвуют искры.
Исстарь в ней буду искать.
Струи звенят неистово:
«Тревогу и страсть истрать,
к свободе ключи подключай,
чтоб вдохновения выстрел…»
Сверкнет на востоке астра –
по тонким пройдусь лучам:
крестик-кристалл – остро-
в
астрал...
Дотянусь ли
до струнок истины?
 
Первая строчка сразу цепляет - очень поэтично, она и задаёт ритм, который, увы, тут же во второй строке спотыкается: Исстарь в ней буду Искать. Поскольку нет слова Искать, приходится, мотнув головой, возвращаться и перечитывать с правильным ударением искАть, но это сразу как подрезает, а жаль... Но далее уже читаешь, так сказать, готовый ко всему, а потому опираешься не на музыку стихотворения, а на разумение слов, включая логические связи, что мешает насладиться поэзией как таковой. Уже ясно, что это логаэд, но даже логаэд и должен, и обязан читаться гладко, без запинок. Эта гладкость задаётся самой фонетикой и правильной, ожидаемой расстановкой иктов.
Начало стихотворения погружает нас вглубь вод Истры, ищем в них... Причём, привычно ищем — исстарь. Струи (реки - так понимаю) всячески мотивируют процесс, обещая свободу, выходит, до того ЛГ была несвободна, а вдохновения выстрел... Выстрел, по определению, которое прямое, он убивает. А тревога и страсть уже повержены, одна свобода в поле чистом... Будем считать в переносном значении - выстрел достигает цели, той самой свободы, но всё здесь неоднозначно, а то и однозначно... (Кирдык свободе?!) К свободе, вообще-то, ключи ...не подбирай, а подключай! Понимаю, фонетическая игра, и она вполне бы прошла, но, дело в том, что к восприятию стихотворения уже подключены мозги и они очень критически начинают каждое слово «сканировать» - автор сам процесс этот активировал.
Далее выясняется, не там искали, не в воде оно, искомое. Оно в астрале. У астрала есть ...стороны света! Впрочем, здесь не настаиваю, ибо, включая логику, на востоке всходит Утренняя Звезда - Венера, и её крестик-кристалл есть проводник уже в астрал. Пусть будет. Но на предмет дотянуться до истины меня уже раздирают сомнения, хочу я того или нет.
Позитив... Позитив, это когда сомнений нет, уж точно! Позитив, это когда «вперёд и только вперёд!!!» Хоть камни с неба! Для меня в «Искрах» есть содержание даже не поиска, а желания поиска, для исполнения которого требуются дополнительные условия вроде цвета папоротника. Желание желания - по большому счёту, обычная человеческая ситуация, как правило, непреодолимая. Разве что вдохновения выстрел, который сам по себе, так понимаю, не гарантирован, вдруг что изменит.
В стихотворении очень много нестыковок. Ладно бы, струи Истры надо было просто слушать, кои и укажут путь к истине — через астрал. Но мы в Истре ищем... Не там, как оказалось.
Дорогая Наталия, хотелось бы послушать Вашу интерпретацию восприятия.
Чувствуется, что автор работал со звучанием: страсть истрать - ключи подключай;
крестик-кристалл – остро-
в
астрал...
Астрал-остров... Тут прелестная игра, но ...свобода? Как же с ней-то быть? Остров, он по определению, участок суши, со всех сторон ограниченный водой, а свобода - вещь безграничная, тоже по определению. Или свобода от всего на моём маленьком острове? Тоже возможно. Однако от себя не сбежишь, а свобода - суть категория внутренняя.
Хотелось бы наблюдать закономерности в форме, а не только «пятна» закономерностей, которые местами «получились». И при этом чтобы содержание не вызывало пристального внимания, чтобы оно «само» и направлялось, и держалось - самой формой, а тут одно с другим уж очень в притянутом состоянии. Нет той божественной свободы, которая приходит с наитием, в ту самую минуту поэтического ОТКРОВЕНИЯ, когда полёт! Свободный, как дыхание!
 
Исчезать в такт
 
Тик-так, тик-так…
Пустота
просто так…
Так-тик…
Через такт,
через тактик
бился стих
из стекла.
Тикал-тикал,
истихал…
С мостика
истекал,
утикал…
Мистика –
резче стал –
не исчез
в черноте
чей-то всхлип,
чей-то всплеск…
 
Название многообещающее. А в финале чей-то вслип, чей-то всплеск утопился с мостика. Но совсем не тот, что тик-так! Стихотворение понравилось. Вот здесь очень даже неплохо! Во всяком случае, наблюдается явная законнобразность, к ней стремление. И формы, и содержания. Фонетика неплохо переплетается с семантикой, на лаконичном отрезке всё это заставляет нас переживать. Финал, казалось бы, благополучный, но мы понимаем, что увы и ах. Потому что всхлип и плеск упомянуты. Тем более, что и в начале была пустота, в финале тоже не совсем ясно, потому что с мостика утИкал, но мистически стал резче тик-так, не растворился. А название заявлено «Исчезать в такт». Хорошо это или плохо? Желанно или нет? Неясно. И кто куда исчез?
Когда читаешь такое название, первое, что приходит в голову, это эротические фантазии. Возможно, так оно и есть. Другое дело, что ЛГ совсем не в кайф, что говорится. Остаётся ощущение пустоты и потери. Потери себя, быть может. Как раз такое толкование мне очень нравится. Оно поэтично, не сказать, что вдохновительно, но жизнь есть жизнь, и вся она достойна воспевания.
Хотелось бы, чтобы стихотворение читалось ровнее, как дышалось. Всё-таки, экспериментальная форма очень требовательна. К тайне, к музыке, к наитию, к дерзости отчаянной. Их бы очень хотелось. Есть ощущение, что крылья автора машут напряжённо, очень даже с усилием, но что-то намахали.
Конечно, неизменно вызывает у меня уважение упорство Наталии в экспериментах. Ищущий обрящет.
 
Что касается позитива в стихах. Он есть прилив энергии от строк - способность её, энергию, у читателя поднять. Так вдохновляли воинов на битву. Так и позитив вдохновляет на жизнь. Понятно, что запал автора должен быть серьёзным. Но и читателю дОлжно быть чем отозваться. Ведь у воина стоит задача на битву подняться - оно ему надо, необходимо, и он не сопротивляется внешнему позыву.
Если человек не хочет быть счастливым - ничто его не принудит. Царевну Несмеяну смешили за очень большие деньги - пол-царства, поскольку труд недетский. Поэту никто ничего не сулит. Он отдаёт за просто так, если есть, что отдать, чем поделиться. Ну, а взять, это ведь тоже усилия нужны. А чтобы сопереживать грусти и тоске, усилий, как раз, не надо особых - оно всегда тут, рядом. Уныние, оно очень заразительно, поскольку на безволии, как и все грехи. Конечно, я не имею ввиду топорный пофигизм или неспособность к сопереживанию. Истинное страдание, как и радость, есть проявление душевных сил и доступно не всем - от них бегут обычно. Как ни парадоксально, радости люди тоже боятся, как и любого сильного проявления чувств - рушатся стены.
Дата публикации: 16.11.2016 11:03
Предыдущее: В жизни этой нам много ли надо лиСледующее: Рецензия на подборку стихотворений Александра Кабанова, представленная Наринэ Карапетян

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта