Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Игорь Тогунов
Объем: 6889 [ символов ]
Самый правдивый рассказ барона Мюнхгаузена из всех его удивительных приключений
Как много желающих, встретившись с ним,
Его домогаются дружбы.
Знакомьтесь, сын Отто, Карл Иероним -
Советник фельдфебельской службы:
 
«…Я знался с Платоном, Платон мне не друг,
Мне истины были дороже.
Меня в гримуарах не взял на испуг
Агрипп с перекошенной рожей.
 
За чаем вечерним сказал мне Ньютон,
Что яблоко - выдумка чья-то,
Что правде не нужен всемирный закон -
Она без закона крылата.
 
Вильям посвятил мне двадцатый сонет
И я, притворившись Шекспиром,
Вручил себе в «Глобус» бесценный билет,
Где встретился с подлинным Лиром.
 
Лир плакал навзрыд на плече у меня:
Устал с королевами знаться…
Смотрела Офелия, нежно пьяня,
Стесняясь безумия братца.
 
В Испании прожил я несколько лет
Среди католической знати.
Эль Греко, старик, рисовал мой портрет,
Для «Снятие пятой печати».
 
Когда же померкла Эль Греко звезда,
Кисет отощал от пиастров -
Меня пригласил на беседу Мазда,
Известный пророк Зороастры.
 
Как сладок шербет на Востоке моем,
И как упоительны речи!
Бывало, с Ахурой сидели вдвоем,
Шишой коротая наш вечер.
 
Внушал мне Ахура, что ложь - решето,
Что праведность духа - священна...
Надев треуголку, схватил я пальто
И вон из ахурова плена.
 
Теперь на досуге, создав Интернет,
Смотрю, как стихи посылает
На конкурс какой-то серьёзный поэт,
А мною казаться желает».
 
Кое-то из "творческой кухни" создания этого стишка могу раскрыть. Конечно, не о Бароне. О нашем времени, в котором мистическое, демоническое порою трактуется как истина ("...Меня в гримуарах не взял на испуг/Агрипп...); почти поголовное разрушение постулатов, ниспровержение великих личностей, отрицание устоев. Это второй и третий катрены. Далее - рассуждение о творческом процессе, где на самом деле автор, того произведения, что мы создаем, лирический ли герой становится выше автора? К слову, конечно, рассуждая о Шекспире помнил, что в этом году в апреле исполняется 450 лет со дня смерти великого Вильяма.
Теперь об Эль Греко и его произведении "Снятие пятой печати". Как засвидетельствовано в Апокалипсисе, при снятии Пятой печати из разверзшихся могил встанут мученики, гневно требующие возмездия за свои страдания и жертвы. Здесь я попытался донести до читателя мотив греховности в желании преобразования и обладания миром. И показать один из путей выходя: отказ от ложных ценностей:"...Кисет отощал от пиастров". Но крайность отказа от материального ведет человека к абсолютному божеству, здесь в стихотворении это образ Ахура-Мазды, некая истина в последней инстанции, где роль человека в совершенстве мира второстепенна.
Место рождения Заратустры, предположительно, Афганистан. В стихотворении я обобщаю это до территории Востока, желая показать противоречивость догматов Мазды и деяний современного лже-ислама, выстилающего благими ( читай: преступными) намерениями дорогу в ад. Сломя голову, бежать, бежать из этого окружения: "Надев треуголку, схватил я пальто/И вон из ахурова плена".
И, наконец, казалось легкомысленный последний катрен: идея ответственности перед бытием каждого из нас, более серьезных творческих личностей, быть, не казаться...
бращу внимание не две (предположительно случайные), но сознательно мною допущенные неточности.
Первое. Истинный Мютхгаузен немецкий барон, ставший литературным персонажем, был ротмистром русской службы, т.е. имел старший офицерский чин в кавалерии. В моей трактовке я представляю его как советника фельдфебельской службы, т.е. как советника помощника ротного командира из нижних чинов. Тем самым вывожу персонаж из воинского звания в личность советующего.
 
Второе. Офелия стесняется безумия братца, хотя в сюжете трагедии именно Офелия безумна, а не Гамлет. Таким приемом представляю, с одной стороны, условность литературных героев, с другой – показываю, что в современных трактовках классических произведений порою меняются вектора добра и зла, разумности и безумия, правды и лжи… Волки превращаются в ягнят, правдоискатели в изгоев, ненормальные выдаются за пророков...
 
Добавлю пояснение встречи с Шекспиром.
 
«Вильям посвятил мне двадцатый сонет
И я, притворившись Шекспиром,
Вручил себе в «Глобус» бесценный билет,
Где встретился с подлинным Лиром».
 
Мною не случайно выбран именно Двадцатый сонет.
 
Вот он
Алмазом ярким вспыхиваешь вдруг
И красотой своею привлекаешь.
Ты нежен сердцем, но поверь, мой друг,
Непостоянства женского не знаешь.
Твой ярок взгляд, но нет неправды в нём,
А женский взгляд обманчив, тем прекрасен;
Ты очень статен и хорош притом –
И с этим, безусловно, всяк согласен.
Ты женщиной вначале создан был,
Но красотою поражен твоею,
В тебе всевышний что-то изменил,
Добавив то, чего желать не смею.
Быть может, плоть для женщин создана.
Мне важно мужество, но только не она.
 
Более чем прямой намек на отношение к половой принадлежности мужчины.
Думаю, не стоит объяснять те идеи тенденции в нетрадиционной половой ориентации, которые присуще некоторым современным социальным укладам.
 
Строка «И я, притворившись Шекспиром» для исследователей творчества этого английского драматурга более чем понятна: авторство Шекспира приписывают, по крайней мере, десятку реальных личностей. Но вот театр «Глобус» реально существовал, предполагают, что именно в нем выступал артист Вильям Шекспир. Соединяя реальную площадку театра (вспомните: «Жизнь это театр и мы в ней актеры...») с Шекспиром и героями его пьес, тем самым, превращаю автора (Вильяма Шекспира) в некий персонаж его же произведений.
 
Теперь об образе плачущего Лира:
«Лир плакал навзрыд на плече у меня:
Устал с королевами знаться…»
Намёк на гендерные проблемы современного общества. Мужчина, занимавший до сего дня главенствующие позиции, не позволяющий себе душевные слабости, беспринципность, не терпящий второстепенную роль свою - начинает сдавать позиции, вольно либо не вольно пропуская вперед женщину…
 
И, наконец, обращу внимание читателя на скрытое умышленное (а может быть само так получилось) фонетическое авторское хулиганство в строке:
«И вон из аХУрова плена»,
где намеком посылаю Мазду понятно куда…+)))
 
А в заключении, чтобы оставить читателя в современности, а не отправлять его в прошлые века, вполне логично приписываю барону Мюнтхгаузену создание Интернета.
Кто бы сомневался, что именно не барон создал Интернет. +)))
 
Еще добавлю, о чем не сказал.
 
Во втором и третьем катренах Платон и Ньютон - классические символы науки, приверженцы законов. А такие понятия, как "истина", "правда" считаются в научном познании как бы второстепенными. Здесь же я утверждаю, что нравственные, этические характеристики - первостепенны, отсюда истина не превыше друга Платона, она и без дружбы ("Платон мне не друг") дороже всего. И правда как высшая сущность при любых законах остается правдой ("Она без закона крылата").
Эту часть произведения я бы озаглавил как рассуждения о субъективной и абсолютной истине, о приоритете закона или морали...+)))
Дата публикации: 19.03.2016 18:58
Предыдущее: ТаксистСледующее: Снегопад

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Галина Пиастро[ 20.03.2016 ]
   О-го! Стихотворение-задачк­а.­ Непосвящённым, вернее, непросвещённым,
   вход заказан.))
   И это мне по нраву! У каждого автора есть свой круг читателей.
   Это хорошо, что алгеброй гармонию не поверяют. Но стихи имеют право)) и
   на высшую математику)) знаний для их прочтения, а не только на кем-то
   (?) узаконенный приспущенный к плинтусу тезаурус .
   
   Не буду с умным видом утверждать, что без подробных разъяснений-
   приложений к стиху всё в нем прозрачно ясно, вернее, что уловила все
   подтексты. Тем паче, приятно энд)) полезно было прочитать пояснения.
   Спасибо, Игорь.
 
Игорь Тогунов[ 20.03.2016 ]
   Галина, спасибо, что посмотрели. Понимаю, что последнее дело объяснять поэзию, именно поэзию, да и стихи разъяснять. В конкретном случае по этому стишку поступился принципами - стишок конкурсный, "сконструирован­ный",­ признаюсь - запускал и как проверку на "вшивость"­+)))­ Поэтому не стоит дискуссий...+))) Что до рассуждений о нравственности, правде, истины - долгие разговоры. Не очень принимаю в последней инстанции субъективную правду или истину...+))) Ну да, ладно, не то место и время для философских рассуждений...
   Рад был услышать Вас...

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта