Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: ПьесыАвтор: Таратина
Объем: 48468 [ символов ]
О подвиге Тесея
Действующие лица:
 
Царь Минос
Пасифая - жена царя
Ариадна
- дочери царя
Федра
Тесей - герой из Афин
Минотавр
Афинские юноши и девушки
Бродяги
Слуги
Критяне - участники праздника быка
 
 
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
 
Ночь. Луна. Hа заднем плане по крыше бежит Пасифая. Останавливается и безумно хохочет. Бежит дальше. Бродяги, сидящие на переднем плане, вздрагивают и оглядываются.
 
1-й бродяга. - Сумасшедшая!
2-й бродяга. - Их здесь полон дом!
 
Раздается звон кандалов. Мимо проходит вереница скованных людей: 6 юношей и 6 девушек. Один из юношей в богатом алом плаще. За ними следует охранник.
 
2-й бродяга. - Бедняги!
1-й бродяга. - Всех на съеденье царскому уроду?
2-й бродяга. - Что ж! И уродам надо есть! (Смеется) Хотя б раз в год!
 
Словно из под земли слышатся унылые звуки: то ли ветер воет, то ли зверь.
 
1-й бродяга. - О, боги!
2-й бродяга. - Это он! Хоть слышу часто, а привыкнуть не могу!
1-й бродяга. - Не по себе от этих стонов. Так и представлю: он полузверем бьется в подземелье - и воет! Бр-р!
2-й бродяга. - Запрут тебя - не так завоешь.
1-й бродяга. - Или все же это ветер во дворах-колодцах завывает?
2-й бродяга. - Пошли! Мы отдыха здесь, видно, не дождемся.
 
Собираются и уходят.
 
 
 
Царский дворец. Тронный зал. Суетятся слуги. На переднем плане двенадцать молодых людей, среди них юноша в алом плаще - все без кандалов.
 
1-й юноша. - Оковы сняты - может, это знак о доброй вести?
2-й юноша. - Мы вести добрые с тобой отполучали...
3-й юноша. - Оковы сняты - но свободы не видать! Нас привезли на остров, и страже нечего бояться побега. Как ни жаль, приходится признать - и вправду нет нам добрых знаков!
1-й юноша. - Но царь решил устроить праздник! В честь нашего приезда! В нашу честь!
2-й юноша. - Друг мой, праздник в нашу честь, а заодно - в честь трапезы для монстра, чей вой мы слышали вчера. А кто за трапезу сойдет - без слов понятно!
1-я девушка. - Я так не хочу!
2-я девушка. - Что ж делать, что же делать?
1-й юноша. - Молить царя о снисхожденьи!
3-я девушка. - Неужто мы - как все, как все - погибнем в Лабиринте?
3-й юноша. - Молчи, не плачь. Не на судьбу надейся. Нам критского царя не убедить слезами - и просьбами. Мы для него как пыль. Но с нами наш герой, наш царь - Тесей, и не оставит нас надежда, пока он жив.
 
Смятение среди юношей и девушек продолжается.
 
3-й юноша (обращается к юноше в алом плаще) - Тесей! Пока ты с нами - смерть далеко. Чудовищ нет. И в Лабиринт угрюмый проникает - не факела - надежды ясный свет!
Тесей. - Вот наконец-то слово мудрое! (Ко всем) Друзья мои! Родные афиняне! Забудьте ненависть и страх, а будете бояться - и стаду уподобитесь овец - тогда и 10 героев вам не помогут! Коль плакать будете - за шумом слез пропустите богов спасающих советы. Спокойны будьте, веселы; не гневайте царя, как гости чувствуйте себя, а не как пленники.
2-й юноша. - Кто сможет нас спасти - теперь? И что залогом будет спасенья нашего?
Тесей. - Я - ваш залог у бога смерти. Я - ваша сила. Я - ваш щит и ваше сердце, уязвимое для ран. Кто слышал, чтобы я проигрывал? сдавался? погибал? в сражениях с противником страшнее, чем бык на человеческих ногах? Не ради пышного словца зовут меня героем! Я, Тесей, даю вам слово - вернемся мы домой, и будем живы и здоровы. А потому - переложите смело на меня тяжелый груз тревог, и в Лабиринт ступайте беззаботно - как на прогулку к занимательным местам, его чудовища и мрачные загадки - не ваше дело.
Юноши и девушки. - Ура Тесею!
2-й юноша. - Куда ни скажешь - за тобой пойдем!
Тесей - Тогда вперед - на праздник и на танцы!
 
Играет музыка. Юные афиняне, пересмеиваясь, следуют за Тесеем. Появляется царь Минос со свитой и дочерьми, усаживается на трон.
 
Минос. - Дорогие афиняне! Я рад вас видеть на критском празднике - на празднике быка! От вас не скрою причины радости своей - мне как царю лукавить не пристало - надеюсь я на вас, друзья мои! Задача ваша известна вам, наверно, - вы должны, по обещанью, данному самим царем Эгеем Криту избавить остров от проклятья давнего, от чудища позорного, от Минотавра, злобного полубыка! Вы спросите меня, что же критяне сами не справятся с невзгодами и сами не избавятся от горя своего? Увы! Не можем! Нет у нас таких бойцов и храбрецов, какие есть в Афинах! Состязанья в спорте показали давно - народ мы слабоватый. Но сложится все хорошо, пока у Крита есть друзья такие как Афины и царь Эгей. Он, заметив нашу слабость, пообещал мне юношей из лучших семей Афин для сраженья с чудовищем и девушек лучших - для их вдохновленья! Пока что никто не добился победы, но вы-то, я вижу, достойнее прежних и с вами, сказали мне, сам царский сын? Правда ли это?
Тесей(выступая вперед). - Он перед тобой.
Минос. - Теперь я уверен - с таким предводителем вы одолеете быстро любого противника! Спасибо Эгею - он искренне нам удачи желает и искренне - так же как я - уверен в победе. Иначе он сына не стал бы сюда отправлять. Как имя, о воин, твое?
Тесей. - Тесей.
Минос. - Сражайся же храбро, Тесей, и получишь в награду - все, что пожелаешь из критских богатств!
Тесей. - За шкуру чудища прошу лишь одного.
Минос. - Чего же?
Тесей. - Чтоб благороднейший из царей, владелец Кносского дворца и благодетель Крита сказал “спасибо” мне.
Минос. - “Спасибо” ты получишь. Но рано об этом говорить. До подвига осталось немного времени - его вы с пользой, надеюсь, проведете, мои афинские друзья. Отдыхайте! Ешьте, пейте вволю - отказа не увидите ни в чем! Вы молоды - для вас сегодня праздник! Танцуйте, веселитесь!
 
Играет музыка. Царь со свитой удаляется. На передний план выходят два афинских юноши.
 
2-й юноша. - Старый лицемер! Притворщик! Лис!
1-й юноша. - Притворщик он искусный... Но в чем притворство - сразу не поймешь.
2-й юноша. - Да брось ты! Ясно все как день. Царь Минос хочет нас чудовищу скормить, и в следующий год дождаться с нетерпеньем новых жертв - он мстит Эгею за сына способом таким.
1-й юноша. - За сына?
2-й юноша. - Да ты не слышал, видно? Сын его погиб на состязаниях спортивных в Афинах - не знаю точно, кто виноват и что, но критский царь во всем винит Эгея и с тех пор вменил ему в обязанность на Крит заложников везти - по 12 каждый год. Он издевался над нами, уверяя, что Крит наполнен слабостью. Крит сильней Афин. Царь Эгей не волен защитить детей афинских.
1-й юноша. - Скажи, а правда ли, что если один раз в год урод подземный брюхо не набьет живою кровью, то выскочит наверх - и Криту придет конец?
2-й юноша. - Да, это правда. Минотавр - ужасный монстр.
1-й юноша. - Какие боги и за что напасть такую Криту учинили? Хоть мы страдаем, афиняне, но и критяне, видно, живут в унынии и страхе постоянном?
2-й юноша. - Их жалеть не стоит. Им по заслугам. История занятная - я от души бы посмеялся, когда б меня все это не касалось худшим боком. Значит так: царица, Миноса жена, ребенка зачала - и от кого - не угадаешь! От белого быка - отменных, правда, качеств, говорят.
1-й юноша. - Да как же?
2-й юноша. - Очень просто. Дедал, известный мастер и великий инженер, построил тайно деревянную корову - внутри пустую. Царица туда залезла, белый бык явился - и ага!
1-й юноша. - Но зачем ей это было нужно?
2-й юноша. - Ты слишком молод, но и ты узнаешь, что такое страсть... Конечно, если не попадешься в зубы царскому сыночку. Ну, понял? Царица родила уродца с бычьей головою, тут царь про все узнал, и спрятал свой позор от глаз подпльше - в подземелье Лабиринта. А как он вырос, то и превратился в ужас двух держав. Коль знали бы, убили б сразу.
1-й юноша. - А Дедал?
2-й юноша. - Дедал бежал. Летел на крыльях с острова.
1-й юноша. - Об этом слышал я...
2-й юноша. - Хоть о чем-то слышал наш малыш! А знаешь, что и Лабиринт Дедалом сделан? Не знаешь? То-то! Дедал, когда еще был уважаем царем, темницу выстроил по царскому приказу, но следуя наклонностям своим, темницу превратил в загадку, в лабиринт головоломок, в произведенье романтичного философа, в архитектурную шараду - из переходов, залов, лестниц - которую никто не разгадал. И вправду было б интересно пройтись по тем укромным галереям, прообразам, быть может, высших мыслей пытливого ума, - когда б царь Минос не заточил туда опасное чудовище - проклятье Крита - плод любви нечистой - Минотавра.
1-й юноша. - Как интересно! Откуда ты все знаешь?
2-й юноша. - Об этом знают все. Кроме разве что щенков неискушенных.
1-й юноша. - Я - щенок?
2-й юноша(смеясь) - Я про тебя не говорил.
1-й юноша. - Да между прочим, я... Тебе и невдомек - а я заметил что-то!
2-й юноша. - Что же?
1-й юноша. - Возьми свои слова обратно - расскажу.
2-й юноша. - Ну не сердись. Тебя я не хотел обидеть. Ну ладно, ты не щенок.
1-й юноша. - Вот так бы сразу! Слушай: одна из дочерей царя смотрела на Тесея - та-ак! - с выражением! На протяженье всей отцовской речи!
2-й юноша. - Да что ты говоришь! Давай Тесею скажем!
1-й юноша. - Давай! Вон он. Тесей! Тесей!
 
Тесей подходит.
 
1-й юноша. - Тесей, послушай нас.
Тесей. - Опять беседы в час веселья! Пойдемте лучше танцевать!
1-й юноша. - Скажи ему!
2-й юноша. - Ну...
Тесей(с нетерпением) - Ну говори же!
2-й юноша. - Тесей, в тебя влюбился кое-кто!
Тесей(смеясь) - Не может быть!
1-й юноша. - Не хочешь ли узнать, кто именно?
Тесей. - И кто же?
2-й юноша. - Дочь царская!
Тесей. - Это хорошо. Та, что поменьше?
1-й юноша. - Нет, другая. Та, что повыше, понежнее.
2-й юноша. - Тебе везет.
Тесей. - Если это правда - всем нам повезет. Что думаете вы об обещании царя сказать “спасибо”?
2-й юноша. - От этого “спасиба” бежать придется без оглядки.
Тесей. - Ты прав. Прозрачны соты речей медовых - наша гибель ему угодна в случае любом. Если явимся к нему, как дураки, на радостях, чудовище прикончив - последней в жизни будет эта радость.
1-й юноша. - Но мы не дураки.
2-й юноша. - И мы не явимся.
Тесей. - Ну, полно! Оставим угрюмые беседы и клятвы гордые - на после! Пойду искать принцессу. Кстати, как ее зовут?
1-й юноша. - Ариадна.... Кажется.
Тесей. - Я пошел на подвиг и не ратный и приятный. Пусть Афродита следует за мной!
 
Уходит.
 
1-й юноша. - Известие ему пришлось по вкусу. Скажи, быть может, добрый это знак?
2-й юноша. - Быть может, быть не может...Пошли плясать, о искушенный отрок! Заботы наши пусть Тесея развлекают.
 
Идут танцевать.
 
 
 
Минос и Федра стоят на балконе и смотрят на танцующих. Мимо проносятся в танце Тесей и Ариадна.
 
Минос. - Завидуешь сестре?
Федра. - Бывает... Но не сейчас.
Минос. - И верно! Разве это царский сын? А взгляд, осанка, ты посмотри, - бандит с большой дороги! И только!
Федра. - Царский сын как царский сын.
 
Молчат некоторое время.
 
Минос. - Что-то я устал... И отчего так веселы сегодня эти афиняне?
Федра. - Ты спрашиваешь?
Минос. - Нет, я удивляюсь. Ведь их веселье странно. Ты не находишь?
Федра. - Наверное.
Минос. - Никто еще не был спокоен из тех, кого ждал Лабиринт. Помнишь? Двенадцать афинских гостей ежегодно были рассеяны, хмуры, задумчивы, даже в слезах. Юноши если храбрились, то выпив немало. А эти? Ты посмотри, как она скачет, вон та, красотка в поясе белом! Хохочет! Чего хохотать? (Делая вид, что кричит девушке) Ты скоро умре-ешь! Что это значит? Может, задумали что-то? Видно, Тесей у них верховодит.
Федра. - Про Тесея много известно историй. Он, говорят, после Геракла - первый герой.
Минос. - Да? Значит, второй, а не первый. С Лабиринтом не справится этот герой. Разве что бегство задумал? Надо бы стражу удвоить... Пойди распорядись. Нет, я лучше сам.
 
Уходит.
 
Под балконом появляются Тесей и Ариадна. Федра отступает немного вглубь.
 
Ариадна. - Совсем не люблю танцевать!
Тесей. - А танцуешь неплохо.
Ариадна. - Всего лишь неплохо?
Тесей. - Чудесно танцуешь!
Ариадна. - Скажу по секрету: царских детей обучают насильно всем из возможных искусств.
Тесей. - Всем ли?
Ариадна. - Хочешь проверить? Что больше пленяет тебя? Музыка? Танцы ты видел мои, поэзия? Логика?
Тесей. - Искусство любви.
Ариадна(после паузы). - Все ли в Афинах так шутят нахально?
Тесей. - Все, кому не лень. Кроме, конечно, меня.
Ариадна. - В это трудно поверить.
Тесей. - Переменим тему.
Ариадна. - На какую?
Тесей. - Поговорим о...
Ариадна. - О чем же?
Тесей. - О бабочках.
Ариадна. - О бабочках?
Тесей. - Конечно. О бабочках, чьи крылышки прозрачные летят словно наряды тонкие за гибкими телами. О женщинах, которые как бабочки танцуют среди огней вечерних. Об их глазах, мерцающих десятком выражений - и никогда определенно.
Ариадна. - Я поняла: о женщинах, которые живут лишь час в сердцах мужчин.
Тесей. - О тех, кто каждый час меняет обличье на горе всем сердцам.
Ариадна. - О ветреницах?
Тесей. - О пяденицах, бражниках и молях.
Ариадна. - Моль - это очень поэтично.
Тесей. - Скажу по секрету: царских детей обучают насильно всем из возможных искусств.
Ариадна. - Ах, я и забыла!
Тесей. - Но поздно стали меня заставлять учиться искусству поэзии; в детстве я не знал родителей своих.
Ариадна. - Прости, Тесей; хочешь, тебе покажу рифмы на старых табличках - мне их мать подарила; букеты - я их составляла сама? Пойдем?
Тесей. - Пойдем потанцуем! А после посмотрим букеты с табличками; подобные вещи ужасно меня привлекают.
 
Берет Ариадну за руку и ведет танцевать.
 
 
Федра(сбегая по лестнице с балкона) Вот это да! (встав на место, где стоял Тесей, кривляется): “Прелестное созданье!” (Встав на место, где стояла Ариадна): “Герой с изысканным умом!” Что все это значит? Он безрассуден? или глуп настолько, что влюбился перед лицом опасности смертельной? Или отец почуял верно - хитроумный сын Эгея замыслил что-то? И это “что-то” - Ариадна? Но чем она ему поможет? Боюсь, что в случае любом пооборвуться крылышки у бабочки беспечной... Надо с ним поговорить... И разузнать чего он хочет.
 
Уходит.
 
Занавес.
 
 
 
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
 
 
 
Утро. Комната Ариадны. Вокруг расставлены вазы с цветами, стены расписаны красивыми узорами. Низкая широкая кровать. Ариадна стоит и смотрит в окно. Входит Федра, останавливается посреди комнаты.
 
Федра. - Доброе утро!
Ариадна. - Ой! Ты так вошла неслышно, я не заметила...
Федра. - Задумалась, наверно... Как тебе спалось?
Ариадна. - Спалось? Да что о сне? - Смотри, как утро новое над морем встает! Смотри, как золото, растаявшее в тьме, сияет свежею голубизною!
Федра. - Красиво.
Ариадна. - Красиво?! Взгляни, как облака краями задевают поверхности земли и моря; как отраженья их качаются в волнах, а тени по виноградникам зеленым скользят бесшумными громадами... За облаками, там, в глуби, там, за тенями, за отраженьями угыдываешь ли ты силу грозную? Угадываешь? Царей, богов всесильных фигуры, полные достоинства, всех тех, кто дал нам жизнь, тех, кому всего лишь детьми приходимся, или хотя бы наши родители приходятся детьми. Ты чувствуешь? Не просто утро - начало мира молодого, все наново, и не было еще таких как мы ни разу, и легкость такая, что хочется взлететь на встречу с восходом, да книзу давит тяжесть едва рожденного луча, еще не разветвленного, не рассеченного на части, не рассеянного зайчиками мелкими по свету...
Федра. - Тебе сегодня, видно, снились сны? И пречудесные?
Ариадна. - Мне ничего не снилось.
Федра. - Ты плохо спала?
Ариадна. - Нет, хорошо.
Федра. - Быть может, кто-то мешал тебе?
Ариадна. - Всю ночь! Всю ночь мешало спать мне утра ожиданье!
 
Входит Пасифая. Сестры умолкают.
 
Пасифая. - Привет из царства мертвых!
Ариадна. - Ты и там успела побывать?
Пасифая. - Да, сегодня, мимоходом. Родных проведать, знаете , то, се, услышать новости ...
Федра. - Не позвать ли служанок? Мама, ты не хочешь отдохнуть?
Пасифая. - В часы бодрящие утра пусть отдыхают гости. Из Афин. Хотя куда им! Уснуть они уже не смогут. Тесей храпит - я слышала из дворика - да так, что в спальнях для гостей трясутся стены.
Федра. - Интересно, откуда ты узнала, что храпит Тесей, коль слышала из дворика?
Пасифая. - Я в щелку заглянула.
Ариадна. - Мама!
Пасифая. - А что такого? Тесей, скажу я вам - ну настоящий бык, он спит, конечности разбросив, храпит, а одеяло на полу! Не зря я в щелку заглянула, не зря...
Ариадна. - Невозможно слушать!
Пасифая. - Мой вам совет: узнать быка до свадьбы с царем. Быки важней царей. Они так белы, гладки, крутороги. В них - мощь! Они свободны... И на холмах зеленых просторнее, чем в роскоши дворцов..
Ариадна. - Замолчи!
Пасифая. - А, девочка моя! О тебе заботилась я мало... Тебе советов мало я давала. Ты не привыкла к ним. Основой девичьих мечтаний стали рифмы, - а в них все то же - про быков и про холмы! (Хохочет).
Ариадна. - Сумасшедшая! Скажи ей, Федра, пусть замолчит!
Пасифая. - Ладно, не сердитесь. Может, я и не в себе немного. Кстати, расскажу вам кое-что: в саду растут цветы живые! У них есть тайны, простенькие тайны, которые никто не разгадал. А может быть, не пробовал? К чему я это? Ариадна, пойдем гулять по саду. Пойдем-пойдем, не морщись. Нам вполне пристало окружить себя цветами - и тайнами. Федра! Дочка! Мы по саду погуляем!
 
Уходит и увлекает за собой Ариадну.
 
Федра. - Конечно, жаль, что все сошли с ума, - но я так ничего и не узнала! Наверно, Ариадна влюблена, да разве это что-то значит? Из слов ее и словосочетаний не понять, что думает она на самом деле. Поговорю с Тесеем. В праздничные дни быка он будет во дворце; конечно, на вопрос прямой и он не скажет правды, но я прочту в глазах, по выражению лица узнаю - задумал что-то он? и есть ли смысл иной, чем смысл сердец в их связи с Ариадной? - да или нет?
 
Задумавшись, смотрит в окно. Входит Минос.
 
Минос. - Ариадна! Федра? Ты немедленно должна...
Федра. - Отец, опять ты в женских комнатах без спросу!
Минос. - Подумаешь. На что мне быть царем, раз правила нельзя нарушить?
Федра. - ... обязанностями пренебречь...
Минос. - Что ты сказала?
Федра. - Нет, ничего. На что же быть царем? Я думала, быть может, для того, чтоб издавать законы - и следовать им?
Минос. - Для этого. А также для того, чтоб ты беспрекословно слушалась меня: немедленно должна ты к Минотавру спуститься.
Федра. - У меня дела. Ты Ариадне порученье дать хотел? Так я ей передам, когда увижу.
Минос. - Федра! Не спорь с царем!
Федра. - А что это вдруг царь сам бегает по порученьям? А-а?
Минос. - Так нужно. Не спрашивай меня. Федра, одна ты смеешь перечить мне. Но ты же не откажешь старику-отцу?
Федра. - Ладно.
Минос. - Потом зайди, расскажешь, как и что.
Федра. - Так и быть. Я хоть сейчас могу тебе поведать, как там и что. Ну, ладно, ладно. С царем не буду спорить, отцу не откажу, пойду, спущусь. вернусь и доложу.
Минос. - Ариадна - почтительнее дочь, чем ты.
Федра. - Сейчас обижусь.
Минос. - Не забудь зайти.(Уходит).
Федра. - Еще немного - и он бы попросил с слезами. “Царь Минос просит дочь свою”! Смешно, когда бы не было так странно. (Выглядывает в окно) Вон почтительная дочь по саду гуляет. Далеко-о. Кажется, все дальше удаляется. Куда она девала Пасифаю?
 
Входит Тесей.
 
Тесей. - Ариадна!
Федра(оборачиваясь) - Я сегодня за нее. Принимаю поручения, советы и упреки. От комплиментов и подарков не откажусь. Сестра пошла гулять. А ты как раз мне нужен, я бы сама пришла тебя искать, когда б ты здесь не появился.
Тесей. - Почему тебя во время танцев я не видел? Вчера, где ты была?
Федра. - А ты меня разыскивал?
Тесей. - Весь вечер!
Федра. - Охотно верю. Но о другом хотела я поговорить.
Тесей. - О чем?
Федра. - О Минотавре.
Тесей. - Вот так так! Ну и тема для молодых людей, к взаимной склонности готовых!
Федра. - Я серьезно. Послушай. Ты не можешь со злым намереньем спускаться в Лабиринт.
Тесей. - Я не могу..?
Федра. - Ты не должен стремиться к встрече с Минотавром.
Тесей. - Не бойся, Федра! Я - не из тех, кто погибает!
Федра. - Ты - не из тех! Неужели ты голыми руками собрался драться с ним?
Тесей. - Федра, ты напрасно беспокоишься. Занятие, достойное для женщины - в печали о герое пребывать, и для героя - отрадно слушать этот лепет нежный, но не прислушиваться. Давай о чем-нибудь другом поговорим?
Федра. - А если... Если я тебе открою выход из Лабиринта, пообещаешь встречи с Минотавром не искать? Дождавшись ночи, сразу бежать с друзьями к кораблю?
Тесей. - Я пойду своим путем.
Федра. - Какая гордость!
 
Входит Пасифая, которая незадолго до этого появилась в дверях и прислушивалась к разговору.
 
Федра. - Что ж ты рассталась с сестрицею?
Пасифая. - Шалунья наша за уголок зари ладонью уцепилась - и упорхнула. Я попыталась догнать ее - куда! Зато секрет невинный упал мне прямо в руки; слушай, Федра: некая особа для твоего геройского дружка меч и ниток клубок собралась прятать в Лабиринте у ворот(Убегает).
Федра(Тесею) - Это правда? Да, это правда, вижу я... Как ты мог?
Тесей. - Ты упрекаешь меня в желаньи жить?
Федра. - Ты лгал мне! Ты притворялся воином и честным парнем! Все к мерзкому убийству подготовив!
Тесей. - Федра, выслушай меня. Я лгал, конечно. Но как я мог не лгать? Мне самому противно. Но здесь, в вопросе этом - не в открытом бою, не лгать, значит, не жить.
Федра. - Ты знаешь, зачем Ариадна положит рядом с оружием ниток клубок?
Тесей. - Чтоб кончик ниток привязав к воротам, найти обратный путь из Лабиринта.
Федра. - А зачем бродить по Лабиринту?
Тесей. - Чтоб выйти, прежде надо чудище убить.
Федра. - Вы все, герои, помешались на убийствах! Убить, убрать с дороги помеху, не призадумавшись, и все в порядке!
Тесей. - Да чем ты недовольна, Федра? Я убил злодея Скирона, избавил путников от страшного Прокруста, - меня благодарили все. Да что там! На руках носили, от радости, что я избавил их от этакой напасти. Я убивал убийц! И в чем же я неправ?
Федра. - Кто сказал тебе, что Минотавр - убийца?
Тесей. - Все знают это и на Крите и в Афинах. Все Минотавра ненавидят за ежегодный пир, за людоедство. Сколько моих соплеменников в мерзостной пасти погибло! Как вспомню - яростью застит глаза и меч сам собою прыгает в руку! Издавна так повелось - на путь героя боги бросали опасных чудовищ, и каждому из них перед героем ответ держать пришлось! Об этом рифмы я сложил, послушай(Проговаривает нараспев): “Старая, добрая вера в богов; море о скалы, парус по ветру; судьба подарила мне меч и клубок нежными ручками критской царевны: меч - для защиты от темных начал, нить для спасенья от силы бесстрастной; сколько бы чудищ герой не встречал: их кровь - ему доблесть, а людям - праздник.“
Федра. - Не про Минотавра эта песня.
Тесей. - Федра, ты не договариваешь что-то. Почему ты защищаешь его? В чем причина? Я не понимаю твоей горячности, и не пойму, пока не объяснишь.
Федра. - Ну, хорошо. Признаюсь. Этот довод тебя, наконец, убедит: Минотавр - и не бык и не зверь, он мой брат.
 
Пауза.
 
Тесей. - Что ж... Я слышал об этом, не очень-то веря. Теперь все понятно! Бедная Федра! Бедная твоя сестричка... Но поверь мне: легче станет, как правде заглянешь в глаза. Твой брат - жестокий монстр, он принес только горе и вашей семье, и критянам, и нам.
Федра. - Чепуха! Он никого не тронул пальцем.
Тесей. - Бедная Федра! Ты добрая девочка, лучше тебе отдохнуть, пойди погуляй, и не думай об этом - все будет как будет, и все успокоится скоро. Ты будешь смеяться над нашей беседой. Пойду! Увидимся.
 
Уходит.
 
Федра. - Ушел... А я хотела, собравшись с силами опять, его не клясть, а убеждать. Он не захочет отказаться от меча, боится Минотавра, и из страха его попробует убить. Не верит мне, что Минотавр и мухи не обидит, а я не так хитра, чтоб правду изъяснить правдоподобно. Пригрозить ему, что все царю я расскажу? Не хочется... Угрозам он не поддастся, а решимость обреченного его подвигнет на кровавые и глупые дела. (Пауза). Так. Теперь я знаю, кому грозить, и чем, и уж теперь-то я не проиграю... не промахнусь. Федра умница. Интрига - наиподходящая среда для честной девушки на выданье. В надежде Минотавра уберечь я выхожу на путь кривой и шаткий... Заплакать не хватало.(Смотрит в окно. Там начинается сильный дождь.) Вот дождь пошел... Пусть за меня дождем поплачут боги.
 
Вбегает смеющаяся Ариадна с охапкой цветов.
 
Ариадна. - Дождь пошел! Как неожиданно в такое время года! А ты все взаперти сидишь. Я столько видела! Цветы, дождь, солнце, нет, дождь потом, сначала я от матери сбежала, потом туман из моря поднялся, и я домой пошла, и дождь, я побежала, но не бросила цветов. На, держи!(Дает Федре половину букета).
Федра(Берет цветы) - Ариадна, это правда, что с Тесеем ты вступила в сговор?
Ариадна. - Что? О чем ты? С чего ты взяла?
Федра. - Не увиливай.
Ариадна. - Да что ты! Кто тебе сказал? Ничего такого... Мы с Тесеем ничего. Что за глупость!
Федра. - Вы с Тесеем теперь любовники, и ты ему замыслила помочь в убийстве брата.
Ариадна. - Неправда!
Федра. - Ты влюбилась, дурочка, но ему нужны твои услуги не в утехах, не ты ему нужна - а острый меч и ниток клубок. Ты не нужна ему.
Ариадна. - Неправда! (Швыряет цветы на пол) Он любит меня!
Федра. - Ах, вот что! Ты призналась! Но не тут-то было! Ты думаешь, что невозможно не любить созданье столь прелестное как Ариадна? Да у него таких как ты немало сотен! И в том числе десяток принцесс.
Ариадна. - Нет!
Федра. - Да! Откажись, пока не поздно от Тесея. Судьба тебя накажет, если не откажешься от мысли идти против семьи... против отца... и против брата. И все ради кого?
Ариадна. - Моя судьба мне не страшна. Ее я не боюсь, узнав судьбу другую в лицо, его, Тесея, судьбу, ее распахнутые крылья золотые, ее жестокий и упорный взгляд, ее дыханье жаркое... Зачем перечить ей? Его судьба поставить, верно, в силах мир на дыбы - как не помочь ему?, быть может, робко, но вплету я нить в его ковер победный... Пусть нить моя ничтожна и тонка, а все же... Все же сделать шаг должна я, чтобы свернуть с дороги, мне предначертанной семьей.. тобой... отцом и Пасифаей. Я задыхаюсь лежать на подушках дворцовых как слабая птица, и крылья как будто нет сил развернуть, а главное - страшно... Но вот он, тот ветер, что сможет меня подхватиь, те руки, что смогут поднять меня, что же теперь - отказаться, как ты говоришь? Ну нет! Отказаться ты просишь меня? Лучше бы сразу ты мне погребальных цветов в изголовье сложила...
Федра(Утешающе гладя Ариадну по голове). - Скажи, тебе не жалко Минотавра?
Ариадна. - Они не встретятся.
Федра. - Зачем ты меч ему пообещала?
Ариадна. - Прошу тебя. Я хочу лишь спокойно уехать. Тесей не найдет Минотавра. Минотавр не выходит туда, где пленники ищут спасенья от путаницы Лабиринта.
Федра. - Случайностей много бывает.
Ариадна. - Тесею нужен меч. Я меч положу рядом с нитками.
Федра. - Все! Терпенье мое на исходе! Стража будет искать у ворот в Лабиринт, и все подношенья твои обнаружит, в последний раз спрашиваю: дашь обещанье забыть о мече? (Пауза) Минотавр мне дороже Тесея. Пусть твой возлюбленный гибнет как все в Лабиринте - не видать ему нити твоей.
Ариадна. - Согласна! Я обещаю!
Федра. - Клянешься?
Ариадна. - Клянусь.
Федра. - Не сердись. Все будет хорошо. Уедете с Тесеем..
Ариадна(С иронией) - Ты не спешишь?
Федра. - Спешу! Потом поговорим! Спешу, как я забыла?(Поспешно уходит).
Ариадна (смотрит Федре вслед) - Никто меня не любит... (Плачет) Никто не любит меня... Меня никто не любит... Федра всегда возилась с этим Минотавром. Он мне, наверно, никакой не брат. Он как будто и не с Крита.., не из Афин, не из каких известных мест. Он не брат мне вовсе. Про меня все говорят. что я красива, я умна, я поэтична... Но никому я не нужна. Не интересна... Я словно жертва перед всеми. Я ущербна, ничтожна, нелепа. Лишь то, что я царская дочь, не дает всем обидеть меня... Мне нечем себя защитить. Никому не бывает так страшно как мне... Тесей защитит меня... Только ему я нужна. Кроме Тесея, никто не твердит мне, что любит... Так прочь эти клятвы дурацкие! Разве я стараться должна ради Федры? Ради того, кто любит меня я все клятвы на свете нарушу!
 
Занавес.
 
 
 
Лабиринт. На камне, спиной, опустив голову, так что она не видна, сидит Минотавр. По лестнице торопливо спускается Федра. Останавливается, затем медленно подходит к Минотавру и кладет ему руку на плечо.
 
Федра. - Здравствуй, мальчик... Как ты поживал? Я не захватила ничего поесть... Не успела. Вот только гребешок, ты лохматый такой, что впору испугаться, тебя увидев... Посмотри на себя. К нам гости снова из Афин. Среди гостей приехал герой один, по имени Тесей. Да все по-прежнему над Лабиринтом, дай причешу тебя, и подымусь, сегодня некогда задерживаться мне.
 
Федра пытается ухватить невидимую пока голову Минотавра, держа в другой руке гребешок. Минотавр встает и оборачивается. Он высокого роста, мощного телосложения, с застывшим, грубоватым, но вполне человеческим лицом и человеческой головой, с невыразительным взглядом.
 
Федра. - Не хочешь причесываться? Ну хорошо... Так тот герой тебя поймать задумал и... Глупо, да? Все равно, по Лабиринту не гуляй без надобности. Здесь нельзя тебя найти. Все же я немного опасаюсь Тесея: он - сама решимость. Ты ведь не пойдешь туда, где люди чужие? Они плутают обычно где-то у ворот, в восточной части подземелья. Не ходи туда (Вздыхает) Наверно, грустно одному ходить по закоулкам мрачным день за днем. Наверно, ты один на свете знаешь Лабиринт и можешь в нем не заблудиться. Тебя бы удивила судьба людей, пропавших тут безвозвратно, судьба страдальцев, молящих стены показать им выход, и гибнущих у стен молчащих (Смеется) Или все же это ты их съел?
..Говорят, тот, кто проникнет в тайну Лабиринта - тому в награду подарят боги ответ на все вопросы и знанье обо всем. А ты ни разу здесь не заблудился. Да? Может, ты и вправду владеешь тайной богов? Как жаль, что ты единственный, кто рассказать об этом не сумеет.
..А членов царской семьи повсюду неудачи поджидают. Может, оттого, что часто они шатаются по Лабиринту. То есть мы. А кроме них никто сюда не ходит. Только твои родные здесь с тобою, Минотавр... И царь. Царю ты тоже как родной: себе на пользу он использовал свой промах в личной жизни. Молодец наш царь! Нигде не пропадет! (Сверху раздается шум) Ой, кто-то идет сюда! Кто-то из близких дорогих! Пойду-ка спрячусь!
 
Федра прячется за камень. Появляется царь Минос с корзинкой провизии. Некоторое время стоит, глядя на Минотавра.
 
Минос. - Сынок...
 
Из укрытия Федры раздается шум. Минос не обращает на это внимание.
 
Минос. - Обожаемый сын мой... Я еды тебе принес... О боги! Косноязычный отец перед сыном глухим! Объясняться пришел через годы разлуки. Никто не поможет им снова друг друга найти. Сын мой, услышь, в ожидании чуда я пред тобою стою... Скажи хоть слово, - и вернемся вместе во дворец. Почтенным старцем я, а ты - наследником престола... Молчишь? Узнать бы, можешь ли ты думать. И презираешь ли меня? Скажи, что презираешь. Скажи хоть слово. Немедленно я объявлю народу критскому, что не бывает людоедов - нет, слишком; что нет на Крите человека с бычьей головой, что в Лабиринте не живет чудовище, а только сын мой, пораженный немотой с рожденья... Раньше я считал: как сыну Зевса больше мне пристало терепеть жены измену с быкоподобным богом, да пусть с самим быком!, чем самому прослыть отцом такого... как ты. Я боялся, что пошатнется уваженье к короне царской, и замыслы мои о процветанье и победах рухнут в тот же час. Я выдумал тебя... Я сплел искусно правду с небылицей... И все поверили и верят до сих пор, и верят все сильнее год от года. Даже Пасифая. Особенно она. И ненавистные Афины... Мой сын любимый, Андрогей загублен был царем афинским. И не простил я! Я наказал обидчика: теперь при имени твоем, мой сын второй, мой мальчик безответный, Афины гордые дрожат... Я их обрек за боль отцовскую на долгое мученье... Я отравил их ожиданьем страшной дани: шесть юношей, шесть девушек прекрасных ежегодно отправлял я в Лабиринт. Ты и не знал об этом, верно? Ты даже, может быть, встречая их, не замечал. Я ими ненависть свою питал и усмирял: терзаньями Эгея и афинской знати. Отцов и матерей я пытке подвергал, тревоге за дитя, за то, чего они меня лишили, а вместо соли на раны была о Минотавре сказка. И без Минотавра в Лабиринте страшно, да кто ж об этом знает из живых... Я думал, месть моя оправдана и справедлива кара Афинам... Теперь не знаю. Теперь боюсь чего-то... Ты стал огромным, но как в детстве, когда тебя я на руках качал, беспомощен... Я б защитил тебя, когда бы знал откуда грозит опасность... Не вижу больше сквозь покровы, сквозь толщу стен, сквозь пышные слова... Я мало думал о тебе, теперь же... (Минотавр медленно отходит от него) Теперь... Уже не понимаю, кто он на самом деле: идиот или мудрец? О чем молчит он? Лицо бесстрастно, но он не жалок...Что мне делать? Я мало думал о нем все эти годы, зато теперь измучен страхом потерять второго сына. Если с ним что случится, от себя уже не спрячусь... Сын! Дочки - что? Федру попросил как человека спуститься вниз, да так и знал: нет здесь и следа ее. Видишь ли, она не может и занята. Влюбилась, кажется, в мальчишку из Афин (Из укрытия Федры снова слышится шум) и все, и нет ее. Вот они, дочки. А что в нем, кроме мускулов? ...Сын... Я вернусь. Приду к тебе опять. И очень скоро.
 
Царь поднимается по лестнице. Когда он скрывается из глаз, Федра выбирается из своего укрытия, подходит к Минотавру и обнимает его.
 
Занавес.
 
 
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.
 
Праздник быка. Широкий зал, украшенный цветами. Из окон доносится музыка, барабаны. По залу проходят юноши. Молодой критянин снимает маску быка, показывая смеющееся лицо. Тесей подходит к Федре.
 
Федра. - Ариадну ищешь? Как самая красивая из царства, по крайней мере из принцесс, она должна вершить над юношами суд. Кто, как ей показалось, из всех ловчее завалил быка. Как иногда приятно, что я не первая красавица.
Тесей. - Оттого что ты со мной?
Федра. - Оттого что нет нужды с приклеенной улыбкой торчать на людях целый день.
Тесей. - Что за варварский обычай - убивать быка, ведь он отцом царю приходится?
Федра. - Царю отцом, насколько мне известно, приходится Зевс-громовержец. А стало быть, мне дедом. К тому ж быка никто не убивает. Его одолевают в шутку, что сложнее. Когда велел вам царь спускаться в Лабиринт?
Тесей. - Завтра.
 
В толпе появляется Пасифая, в яркой одежде, накрашенная, торжественная. Раздаются веселые крики: “Пророчица!”, “Кассандра!”, “Прорицательница, погадай народу!”
 
Федра. - В честь праздника сейчас начнет пророчить. Ее не любят жрицы: она в насмешку хлеб у них ворует; предсказывает на углах и где попало, слова ж такие выбирает, что их не забывают никогда. За это Кассандрою ее прозвали.
Тесей. - И что, сбываются пророчества?
Федра. - Кто знает. Наверное. Уж слишком далеко она глядит: еще те времена не наступали.
 
Пасифаю окружают люди, в том числе несколько афинян.
 
2-й юноша. - Царица, погадай Тесею!
1-й юноша. - Не надо, вдруг она плохое скажет!
2-й юноша. - Надо, надо! Прибавь уверенности нам!
3-й юноша. - Кассандра, погадай Тесею!
Федра. - И правда, мама, погадай.
Пасифая. - Тесею?(Подходит к Тесею) Вот Тесей - хороший малый и герой, как говорят. Об этом память перевалит через горы тысячелетий. А почему? Потому что это правда - он герой и честный малый и останется таким же он до завтрашнего дня.
1-й юноша. - Что же дальше?
Пасифая. - Дальше - хуже. Хуже видно сквозь покровы. Дальше боги нить судьбы ему доверят(отдохнуть им тоже надо) и уже никто не скажет, как он с нею начудит.
Тесей. - Ты что-то знаешь!
Пасифая. - Знаю - завтра ждет тебя с собою встреча, ты себя преодолеешь, кто же скажет? - или будешь ты собою побежден. Но в случае любом ты подвиг совершишь(Идет дальше, за нею следуют все, кроме Федры и Тесея).
Федра. - Тесей, ты не оставил мысль сразиться с Минотавром?
Тесей. - Я и голыми руками буду зло давить до смерти.
Федра. - Прошу тебя - не надо! Беги из Лабиринта. Уезжай. Женись на Ариадне. На Крите, во дворце - пусть все идет как было. Герои не изменят путь народов.
Тесей. - Кто же изменит?
Федра. - Не ты!
Тесей. - Да почему ж - не я?
Федра. - Не лезь в мою семью! Не трогай Минотавра!
Тесей. - Зачем ты говоришь опять об этом? Может быть, ревнуешь к сестре?
Федра. - Слепец! Как объяснить ему! Как трудно, когда всем ясно, что во лжи, в легенде - правда! Когда один лишь ты владеешь тайной истины, не поднести ее в руке открытой - она меж пальцев ускользает! тает! Будто нет ее! Но я же знаю - есть! Не трогай Минотавра! Не Минотавр опасен - Лабиринт!
Тесей. - Я знаю. Федра, я с тобою сам не свой. Какие-то вопросы без ответов, страданья ни о чем. Ты, может, в мать свою слегка с приветом?(Пытается дружески приобнять ее).
Федра(Вырывается) - Я, глупая, глупцу не в силах объяснить, но в силах, спустившись в Лабиринт, встать меж тобой и Минотавром(Уходит).
Тесей. - Тоже нашелся воин! Вот Ариадна - простодушна, привязчива, как девочка. И кажется, ее я защищаю от монстра - не жизнь свою, не юношей и девушек несчастных - ее, доверчивую, нежную племянницу богов. Или кем она там Зевсу? А как она боялась, клубок мне отдавая! Как озиралась - против воли отца, семьи не каждая пойдет. Какая сила духа в хрупком теле. Иголос как дрожал! Зло не должно жить возле таких созданий. А Федра - бессердечная девчонка! Явно в меня влюбилась. И палки мне в колеса вставлять. “Не трогай Минотавра!” К сестре ревнует. Я обманул ее, что с голыми руками, а не с мечом отправлюсь в Лабиринт - ну и не стыдно. Ей наплевать на беды, что чудище несет(Входит Ариадна. Тесей не видит ее) Но я на Федру сердиться не могу, как вспомню Ариадну.
 
Ариадна. - Федра говорила с тобой?
Тесей. - Здравствуй, радость!
Ариадна. - О чем ты с Федрой разговаривал?
Тесей. - Не помню. Ни о чем.
Ариадна. - О чем-то говорили вы.
Тесей. - А, ерунда. О ерунде твоя сестра болтает. Она еще дитя - ей истины простые непонятны.
Ариадна. - Какие же?
Тесей. - До чего же в вашем доме любят обсуждать серьезное! И до чего серьезны девушки! Но до чего прелестны!(Пытается обнять ее).
Ариадна. - Нет, скажи. Какие истины?
Тесей. - Простые. Простые истины: о том, что зло должно быть искоренено; коварство - отмщено; и в честь того, кто победил, веселый пир закачен; что для спокойствия - условие одно: когда преступник мертв или захвачен. В судьбе как в море: не перечь теченьям слишком сильным, парус под ураганом прячь, но при возможности любой словечко вставить, паруса поднять, руль повернуть - не теряйся! И море ты переплывешь!
 
На заднем плане с ужимками появляется Пасифая.
 
Ариадна. - Особенно мне нравится про пир. Вина нальем друг другу! Повеселимся! Пошумим!
Тесей. - Надеюсь, что настанет это время.
Ариадна. - Я жду, ах, как я жду!
 
Пасифая приближается к ним.
 
Пасифая. - Жди, не сомневайся. Будет тебе и вино, и веселье. Не сразу. Сначала чашу горечи осушишь до дна, до дна! Потом подберет тебя виночерпий. Счастье тем дается, кто злобы в сердце не несет. А наша птичка Ариадна ничто не держит долго в сердце, даже злобу. Надолго ей не верьте! Она наобещает: Тесею - помочь, сестрице - отказать Тесею в помощи. Наобещает, наврет, и не заметит. Течет в ней кровь моя, я удивляюсь! И хоть змеей вертись, не получить тебе Тесея. Вторая дочка тоже дура дурой, но хоть умеет скрыть свое увечье. Наверно, ей достанется Тесей. Как ты считаешь, Ариадна?
Ариадна(Раздраженно) - Увечье, говоришь? Тем, кто достоин, я не вру, учти. Увечье? Твой увечный сын, урод несчастный, жалкое отродье, умрет! Я Федре солгала: Тесею меч оставлен в подземелье! Тесей убьет урода! И ко мне вернется. И я оставлю наконец опостылевший Крит. Так что разом избавишься ты от двоих детей увечных! Радуйся! Ликуй!
 
Пасифая закрывает лицо руками и уходит.
 
Тесей. - Ты открыла нашу тайну. Пасифая царю расскажет обо всем.
Ариадна. - Нет-нет! Она не скажет никому. Ей все равно, что происходит вокруг, она следит со стороны за тем, что происходит, над всем глумится, все переворачивает с ног, она бесстрастна и насмешничает над неудачами детей. Поэтому не бойся, что Пасифая что-нибудь расскажет: ей радость доставляет посмеяться над пьесами, разыгранными нами.
Тесей. - И все-таки мне неспокойно.
Ариадна. - Прости, я так несдержанна была... прости.
Тесей. - А если попросить царя пораншье отослать нас в Лабиринт?
Ариадна. - Замечательно! Замечательно придумано! Мы поспешим и Пасифая не успеет очухаться - все будет кончено! Ура! И ветер запоет под парусами!
Тесей. - Радоваться рано, погоди. Сейчас к царю отправлюсь с просьбой, он, думаю, мне не откажет.
Ариадна. - Конечно, нет! Ждет - не дождется царь, когда ты с глаз исчезнешь. Он будет рад тебя поторопить.
Тесей. - Что ж! Не увидимся с тобою до возвращенья моего(Обнимает ее) Жди на пристани сегодня ночью. Не появлюсь сегодня - завтра жди.
Ариадна. - Тесей...
Тесей. - Что, любовь моя?
Ариадна. - До встречи... Спеши к царю, Тесей. Спеши(Целует его).
 
Тесей уходит. Посмотрев ему вслед, в другую сторону уходит Ариадна. Появляется Пасифая, закрыв лицо руками. Отнимает руки от лица и оглядывается.
 
Пасифая. - Ариадна.. Ариадна, повтори, что ты сказала... Я не запомнила... Где ты, Ариадна?..Где ты, Федра? Андрогей? Их вроде было четверо... Четыре раза я пустоту превращала в начало свершений... И видела что там за краем земли...Четыре раза дарил мне царь Минос радость... Что я? Царь Минос? Нет, я забыла... Тяжесть бычьего тела... Сияние глаз, окруженных кожей гладкой, словно в белой ночи черных звезд восхитительный бархат... Зачем мне царь? Великолепней короны над лбом рогов возвышенье. Был он очень юным, мой царь черноволосый. Был он самым красивым... Нет, ничего не помню. Тяжесть царского сына внутри меня... Он вырос таким молчаливым... Ни слова не говорящим. Глупую, страшную сказку придумал когда-то царь Минос. Глупую, страшную сказку... О белом быке и царице... Я не могла не поверить. Как мне не верить было любимому мужу? Как мне хотелось верить... Ариадна, где ты? Повтори, что ты сказала о сыне моем? К кому мне идти? К потерявшему память? К презирающему безумство? К царю? (Мечется) Кто мне поможет? ..Федра! (Убегает).
 
 
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
 
 
Федра и Минотавр возле потайной лесенки в Лабиринте.
 
Федра. - Спроси: что ж я не рассказала все царю? Что ж я не напустила стражу обыскать все камни у ворот? Спроси: не знаю, что тебе ответить. Пасифая там бесится, и бегает, и стонет, но, видишь, вниз не спускается. Не знаю, хорошо ли, что я узнала про обман Тесея и Ариадны. Ведь ты и вправду с ним бы не встретился. И все же(хватает его за руки, поворачивает к себе и сопровождает свою речь выразительной жестикуляцией): завтра - да и сегодня, с этого момента не смей отсюда уходить! Завтра я приду к тебе. Здесь на камне сиди и жди меня. Сюда никто не доберется. (Пауза) Ну почему у нас не жизнь, а драма? Драма - это когда не посмеяться ни над чем. А главное - не с кем. Ах, брат, как я устала держать себя в руках... Не забывать ни на минуту, что я особа царской крови и от богов происхожу - об этом любят вспоминать у нас в семействе. Я все терплю, терплю и думаю - нет силы, сейчас кричать начну, с ума сойду, но нет, еще не край, еще немножко остается терпения... А мне б дойти до края - и посмеяться, и поплакать... Больнее бывает, думаю обычно, чем теперь, и не такое горе сейчас, чтоб не стерпеть, бывает, и будет, может быть, похуже, пострашнее - так что же жаловаться? Терплю... Да и кому еще терпеть? Отца и мать опутали несчастья, их головы клонит вина, и боль, и мало ли другого. Печалей Ариадны тяжесть - как тяжесть облаков на небе в знойный день. Сплошные выдумки! Но до чего несчастна! Ариадна порхает бабочкой, она к любви, к любви одной готова, но бабочке над садом мертвым нектара счастья не собрать...И Тесей - убить тебя собрался! Единственный, кем не владеет злоба - безмозглый, бедный идиот. Да я не дам ему тебя и пальцем тронуть! И правда: какие мне заботы рядом с ними? Что я ною? Нашла заботу - с кем бы посмеяться! Я хоть с тобой могу поговорить! (Тормошит его) А может ты со мною посмеешься?
Минотавр(нечленораздельно, старательно) - Ха. Ха.
 
Пауза. Федра с визгом бросается Минотавру на шею.
 
Федра. - Умный мальчик! Умный мальчик Минотавр! (Целует его) Вот что: я знаю, тяжело тебе сидеть на месте, так что до вечера ходи где хочешь, хоть к воротам. Завтра - ни-ни, а уж сегодня можно. Не верится! Если так пойдет, то скоро царь возьмет тебя обратно во дворец! Завтра приду к тебе поговорить. Не верится! Счастливый день! (Идет к лестнице, возвращается и снова целует Минотавра) Умница! До завтра!
 
Взбегает вверх по лестнице, по дороге оборачивается и машет Минотавру. Минотавр уходит по направлению к воротам. Через некоторое время сверху раздаются крики, шум, Федра бежит обратно, за нею поспешно спускаются Минос и Пасифая.
 
Федра. - Минотавр! Минотавр!
Минос. - Тесей сказал, что ожиданье удручает, а вернее, был разгорячен от зрелища с быком шутливой схватки.
Федра. - Мальчик, где ты?
 
Хочет бежать в Лабиринт, но царь Минос удерживает ее.
 
Минос. - Куда! Не смей! Заблудишься!
Федра(Вырывается) - Мне все равно! (Убегает в ту сторону, куда ушел Минотавр ) Мальчик! Минотавр!
Пасифая. - Тесей пошел с мечом на Минотавра.
Минос. - С мечом?
Пасифая. - Ариадна дала ему меч.
Минос. - Я... Я казню их...
Пасифая. - Зачем?
Минос. - Почему Ариадна?..
Пасифая. - Есть добрые дела, которых совершенье возможно лишь по глупости. Гнойный вскрыть нарыв под силу оказалось Ариадне.
Минос. - Что ты говоришь?
Пасифая(Монотонно). - О наивность! Жестокость! О непобедимость! О несдержанность юности! Неудержимость! О, легкомысленной силы порывы! О неожиданность! О обнаженность рассеченного разом нарыва! О неосознанная необходимость!
 
Царь уводит Пасифаю вверх по лестнице.
 
Пасифая. - Ты не узнаешь, кого я больше всех любила из детей! И никто никогда не узнает! Как не знает никто из живых, что жизнь его обозначает среди жизней. И на потеху зала играет каждый роль свою.
 
Уходят. Со стороны ворот слышен шум, крики “Ура Тесею!”. Появляется Федра, за нею идет Тесей, держа в руках разматывающийся клубок ниток.
 
Тесей. - Федра, стой! (Федра быстро идет к лестнице) Федра, подожди!
Федра. - Отстань!
Тесей. - Да Федра же!
Федра. - Ну что тебе? Ну что тебе еще?
Тесей. - Я уверен: неправда то, что ты мне рассказала.
Федра. - Я сотый раз не стану повторять, что это правда. Пойди, возьми на память меч кровавый из теплой до сих пор груди. (Тесей протягивает к ней руку) Не трогай! Гадина, урод!
 
По лестнице сбегает Ариадна, отталкивая сестру, бросается к Тесею.
 
Ариадна. - Тесей, ты жив!
Федра. - Он мертв. Запомни эту дату: с сегодняшнего дня он мертв.
Ариадна. - Федра, что ты говоришь? С чего он мертв?
Федра. - А с чего бы предполагать, что он не жив?
Тесей. - Федра! Постой!
Федра. - Мне надо... Должны узнать мать и отец, что сын их...(Поднимается по лестнице).
Тесей(Ариадне) - Почему ты мне не рассказала, что брат твой - бедный дурачок?
Ариадна. - Разве? Главное не в этом... Ты жив! (Обнимает его) Ты - мой герой!
Тесей(Отстраняясь) - Ступай, иди...
Ариадна. - Меня ты прогоняешь? Не хочешь быть со мной? За все мои труды? За всю мою заботу? За то что сделала я для тебя? И ты, как все...
Тесей. - Да что ты! Я хотел сказать: иди наверх, уговори сестру дождаться, пока до корабля мы добежим, не говорить царю о том, что вышло.
Ариадна. - Ты вроде каялся тут перед Федрой?
Тесей. - Да, мне не по себе, но не настолько, чтобы друзей бросать без помощи.
Ариадна. - Значит, надо нам добраться до корабля?
Тесей. - Ну да! И мне, и афинянам моим немного времени понадобится, чтоб бежать.
Ариадна. - И мне?
Тесей. - И тебе, конечно. Но вначале убеди сестру промедлить, и ничего не говорить царю, пока мы не на корабле.
Ариадна. - Тесей...
Тесей. - Потом! Иди! Скорее!
 
Ариадна уходит, поспешно, но с явной неохотой. Со стороны ворот снова слышатся крики: “Ура! Да здравствует Тесей!”
 
Тесей. - Не может быть... Не может быть того. Врет глупая девчока... Вот почему легко победа мне далась... Но нет! С какою силой он толкнул меня! Я чуть кубарем не покатился! Какой гигант! Какой громила! С каким лицом свирепым! ...С лицом... Так вот откуда ужас невинный в глазах его мелькнул...(Прислушивается к победным крикам афинян) Вот так и Федра слушала мой бред о подвигах и славе, как я теперь друзей победный клич... Она же говорила, не Минотавр опасен, Лабиринт... А все ж не верится. Сражался плохо он, ну да, не ожидал противника достойного. Ему такие не встречались. Не ожидал... Он никого на свете не боялся... Никто не причинял ему вреда... (Хватается за голову) Не верю, нет!... Верить не хочется... Пора идти. Остаться бы на Крите еще хоть ненадолго. Хоть немного с Федрою поговорить... Она б простила мне. Она бы поняла...(Подходит к лестнице) Надо спешить, иначе погублю друзей афинских. Нить Ариадны поможет выход мне найти.
 
Уходит, сматывая клубок.
 
Занавес.
 
Конец.
Дата публикации: 10.02.2005 12:27
Предыдущее: Легенда о происхожденииСледующее: Я тебя променяла...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта