Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 8085 [ символов ]
Рецензия на рассказ Джона Маверика "Другая комната"
Загадочный рассказ Джона Маверика из захватывающей серии «социальная фантастика Джона Маверика»! («Ночь непрощения», «Рыбалка на мертвой реке», «Зеркало», «Без судьбы и названья», «Мертвые города», «Только вашими молитвами» и другие произведения).
Краткое прочтение. Начинается рассказ экскурсией по недостроенному дому, который похож на лабиринт, но, по описаниям — дом как дом, разве что в нем будет другая комната.
Мирко словно в воздух подкинуло. Он чуть не вывихнул плечо — так резко и сильно рванулся прочь. Другая комната!
Маленький Мирко не на шутку испуган: в другой комнате нельзя находиться! Это опасно! Там — мертвые!
Так начинается тайна другой комнаты. Но описания старшего брата Виктора довольно безобидны, он призывает забыть бабушкины страшилки. Другая комната — это место, где живет память. Где мы почитаем тех, кого больше нет с нами. Мы не заглядываем в нее из уважения к нашим дорогим ушедшим, а вовсе не из страха. Это всего навсего красивая традиция, обычай, который мы хотим и будем соблюдать.
Но бабушка все объясняла иначе. Она говорила, что Это комната смерти.
А что такое смерть?
Впервые мальчик задумался о непонятном, непостижимом, спросив у бабушки, что там, в другой комнате и почему в нее нельзя заходить. Самое страшное то, что если войти в другую комнату, то, по словам бабушки, тоже умрешь. Объяснение ее путанное, отсылающее к священным книгам.
Вторая встреча с другой комнатой случилась уже после смерти бабушки — теперь мама пугает ребенка, даже ударила его. Но ты не должен приближаться к этой двери, а тем более, открывать ее. Нельзя ее даже касаться! Ты не представляешь себе, насколько это плохо! Насколько недостойно тебя, сын! Объяснения мамы о смерти не менее путанные, чем бабушкины. Живое не должно касаться мертвого. Комната есть, но даже веночек из цветов нельзя положить на подоконник... Действительно, очень странная комната, к которой лучше не приближаться. Но Слова брата взволновали его, пробили брешь в логичном и, в общем-то, уютном мирке. И поблескивала латунная ручка, маняще и смутно, точно болотный огонек.
Теперь мальчик пытается понять — что же такое память, ради которой существует другая комната. Невинные вещи, которые нет смысла держать за закрытой дверью. Наоборот — их бережно хранят у всех на виду. Мирко не мог сформулировать, что такое на самом деле память, но чувствовал, как тает его страх перед другой комнатой, уступая место жгучему любопытству.
Расспросы сверстников — друзей из детского сада - только запутали Мирко. Никто не живет в небе.
Может быть, ответ хранится в другой комнате? Да, наверное, так! Самая страшная тайна, которую взрослые скрывают от детей, а может быть, и от самих себя.
Запретный плод сладок, объяснения противоречивы и запутаны, и мальчик одержим идеей раскрыть тайну другой комнаты. Конечно, подворачивается случай — родители как раз уезжают на новоселье к старшему сыну, а Мирко, ссылаясь на нездоровье, остается один. Но уже при отъезде родителей что-то пошло не так — автоматические ворота требуют ручной регулировки. Но мальчик мужественно отправился в другую комнату.
В этом месте мне, как читателю, даже показалось, что на самом деле назначение другой комнаты — ни что иное, как оригинальный обряд инициации для мужчин в вероисповедании семьи Мирко. Потому что женщины пугали и пугались, а мужчины (отец — опосредовано, именно он не беседовал с мальчиком на эту тему) относились к другой комнате просто как к обычаю, красивому... И огромный дом изумленно молчал, дивясь его решимости.
Странный интерьер. Древние книги. Никого из мертвых. И — нет пыли! Словно только что сделали влажную уборку или мама говорила неправду и сама заходила в комнату, или... Мгновенно воскресли его страхи. Но бежать не удается. Дверь оказалась захлопнута, и с внутренней стороны не было ручки.
Настало утро, прошел день, вновь опустилась ночь — прошли сутки, а родители так и не вернулись домой... Во всяком случае, ребенка никто не отыскал и не спас. Мальчик умирает. Но просыпается от ослепительного утра, обнаруживает, что вместо окна — дверь вроде балконной, вскивает и встречает бабушку! А рядом с ней, видимо, ее сестра.
- А, Мирко! Что ж так рано? Ну, да ладно, раз пришел — бери лейку и помогай мне поливать цветы. Все буднично, по-домашнему, мальчик счастлив, наконец, встретиться с любимой бабушкой.
Оказывается, на «том свете» все как у людей... И совсем не страшно! Страшен лишь переход в неизвестность... Страшно поверить в то, чему доказательств нет и быть не может...
 
На какие мысли наводит рассказ? На то, что сакральная информация вовсе не безобидна для детей (и не только для детей), особенно впечатлительных, тем более, если взрослые не умеют доходчиво объяснить то, что вещественно бросается в глаза. А другую комнату не спрячешь. На то, что «красивые» обычаи могут иметь оборотную сторону. На то, что реакция ребенка на незнакомый раздражитель может быть самая неожиданная и лучше детей не оставлять одних вблизи источника жутких сомнений. На то, что раньше времени детей, вообще, лучше не пугать непонятным. Когда дети сталкиваются в обычной жизни с тайнами, они цепко следят за реакцией окружающих на раздражитель и моделируют дальнейшее поведение. В данном же случае мальчик был заинтригован, но зловещая цепь событий убила ребенка.
Надо отметить, что рассказ написан исключительно жизнеподобно. Не будь указан жанр «фантастика» - вполне можно было бы принять, что — да, такой обычай другой комнаты существует. Ведь каких только обычаев не придумали люди!
Кажется, так удобно принять: не умер человек, а вышел в другую комнату! Он здесь, рядом, за стенкой, и умирать — совсем не страшно умирать, подумаешь, в другую комнату человек ушел... В этом месте возникает новое, другое отношение к смерти. Не думаю, что позитивное. Ведь тогда люди не смогут продолжать жить дальше... Например, в другую комнату вышел один из супругов — второй не может образовать новую семью. Старый дом может быть наполнен привидениями численностью даже больше живых людей. К тому же, не все умершие могут быть приятны живым. Так и после смерти не расставаться? Что же тогда разведет по разные стороны жизни? Ведь, получается в модели другой комнаты отсутствует смерть! В то время как живое и мертвое разделены быть должны! И вовсе не комнатной дверью, а — средой гораздо более надежной. Землей, водой, огнем, небом, куда улетают птицы, поедающие трупы... И кладбища (открытые) всегда были в стороне от жилья, а тут — нет, понятно, это не кладбище, но, получается — оно, только ...там живут!!! Жуть, да и только! Казалось бы, другая комната — невинная модель альбома семейной истории, портретная галерея... Но автор четко показывает, что «увековечивание» не может иметь бесконечность форм — тема смерти всегда была и будет культовой и регламентируется довольно жестко, как раз во избежание смешивания живого и мертвого — во имя сохранения психического здоровья живых, прежде всего.
Рассказ о том, что человеку свойственно все проверять лично, в опыте, и это свойство лучше закладывать изначально в любую психологическую модель. Рассказ наводит на размышления о том, что же такое память, жизнь, смерть... Вечные категории — и каждый человек отвечает на них всякий раз заново, в каждой новой ситуации по-новому. О том, что нередко сами взрослые скрывают тайны, прежде всего, от самих себя. А когда уходит суть... Место пустым не остается — туда проникает СТРАХ и преодолеть его — задача недетская... Потрясающий рассказ!
Фантастика позволяет смоделировать, по большому счету, любую ситуацию, любой полет фантазии. Именно потому она так интересна и мы не устаем восхищаться безудержному воображению и дерзости авторов, подбрасывающих пищу для чувств и ума!
Конечно, нельзя не отметить высокохудожественный язык автора и чарующие описания изображенного мира! Тонко показана любовь Мирко к бабушке через ощущения, портрет, привычки, вещи... Психологизм на высоте, как всегда, непревзойденной! И все — глазами ребенка!!!
Дата публикации: 17.12.2015 14:03
Предыдущее: Бьётся слово бескрылой птицейСледующее: Хочешь, возьми игрушку

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта