Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Пятый Международный Интернет-конкурс
Грушинского фестиваля 2014-2015 годов

Номинация: Малая проза - Судьба человека

Все произведения

Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Ирина Ким
Объем: 12628 [ символов ]
КАК ПЕСНЯ НАША ОТЗОВЁТСЯ…
Ким Ирина
 
КАК ПЕСНЯ НАША ОТЗОВЁТСЯ…
 
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»
Многие любят цитировать эти строки Ф. И. Тютчева.
Особенно вторую строку, ту, в которой про сочувствие…
Которое даётся…
Ах, как хотелось бы добавить ещё одно слово – ответственность.
Но с ней уже труднее. Её нужно нести.
За каждое сказанное и спетое слово.
***
По традиции, на очередной Новый год, наш педагогический коллектив ставил сказку «Бременские музыканты». Точнее, представление вобрало в себя и «По следам бременских музыкантов» в том числе.
Сказку выбрали во многом потому, что есть замечательная музыкальная основа и персонажей не так много – легче репетиционный график выстроить. Сценическое воплощение получилось ярким. И актёрский состав подобран здорово, и озвучка великолепна, и костюмы прекрасные…
Но я не могла её смотреть…
Представлений было в день по два, и только в один из дней – одно.
Все зрители покидали зал взволнованными и восхищёнными. Директора школ, завучи, классные руководители рассыпались в комплиментах… У родителей сияли глаза… Особенно у тех, чьи дети играли…
А я не могла её смотреть…
На новогодних представлениях я дежурила. В один из дней - за сценой. Наблюдала, как дети, играющие охрану - все девочки: волосы под касками не видны, да и усы нарисованы, чтобы сомнений не было, - приставали к «королю» с просьбой сделать их принцессами… И все с восхищением смотрели на Трубадура. И мечтали встретить такого.
***
Основной механизм социализации детей – подражание.
Подражают неосознанно тем, кто привлекателен. Безо всякого анализа.
Отсюда и мечты и отсутствие вопросов…
…Поэтому приставали к игрушечному королю, но мечтали о настоящем Трубадуре…
…Поэтому никто из девочек не думал о том, что же ждёт сбежавшую из дворца принцессу с красавцем Трубадуром… Верили, что счастье безосновательно…
А я уже знала.
Потому и думала о силе воздействия ярких сказочных образов.
Представляла дальнейшую судьбу персонажей… и детей, подражающих Принцессе и Трубадуру…
И не могла смотреть сказку…
 
Робко и несмело поделилась своими мыслями по поводу сказки с коллегой. Она удивилась моим вопросам. Сказала, что такова жизнь… что все так живут…
Попробовала поговорить с ещё одним педагогом. В ответ - тоже удивление и непонимание…
 
Но ведь сказка - ложь с намёком, который должен, по идее, стать уроком.
И каков же урок?
***
В детстве я, как и сегодняшние дети, любила «Бременских музыкантов», точнее песни…
Все наизусть знала и пела…
О смыслах не думала.
Восхищалась Трубадуром.
Мне нравилась Трубодурочка.
Я тогда не думала, а подсознание-то не дремало…
Всё записывало…
Сегодня понимаю, что пришедшие в мою жизнь реакции, во многом есть последствия подсознательного влияния текстов симпатичных песен из любимого мультфильма.
***
Итак, сомнительного происхождения музыкант, интересный внешне и талантливый, бесспорно, с говорящим именем – ТрубаДур, - ищет свободы. В этом месте всё понятно. Творческие личности нуждаются в свободе. Но почему Трубадур? Понимаю, что можно поискать истоки и в греческом, и латинском, и французском… Но предлагаю прислушаться к русскому говорящему звучанию. Тем более, что с тем, о чём пишет открытый Интернет, наш герой имеет мало общего. «Сам трубадур за весь мультик ни разу не брался за трубу, почему же он называется трубадуром? Может от слова «дур», а не от «дуй», он не дует, а дурит». Это не моё открытие. Но я полностью с этой версией соглашусь.
Трубадур обладает изворотливым умом. Для того, чтобы попасть в город, в нарушение законов-запретов-правил, животных маскирует, «превращает в людей». Всё очень достоверно и убедительно, что даже не сразу становится заметно, что уши и хвосты торчат.
Он придумывает план, как завладеть тёпой избушкой, из которой вместе с друзьями выгоняет разбойников. В одном из анализов сказки (не найдя единомышленников в реальном мире, стала искать их в пространстве интернета) прочла: «Начали хорошо, решили подойти творчески к зарабатыванию себе на пропитание, а в итоге сами стали ничуть не лучше тех разбойников, на которых напали: ведь не раздали же они чужое добро, тем кого бандиты ограбили, а стали жить-проживать его, горя не знать».
Вокруг Трубадура сплачиваются талантливые изгои общества - непринятые, непонятые и тоже не без способностей.
Понятно, что звериный образ – приём. В анализах Гриммовских «Бременских музыкантов» эти персонажи анализируются достаточно глубоко. Поэтому этой темы практически не касаюсь.
Каковы же цели героев? Каковы их мотивы? Завладеть принцессой, получить ночлег и еду! По сути, хотят иметь то, что им не принадлежит, то, что не заработано, на что у них нет никаких прав. Хотят иметь несмотря ни на что!
И при этом они позиционируются как положительные герои.
Вернёмся к Трубадуру. Главный герой этой сказки – плут, мошенник, врун, низвергатель авторитетов и нарушитель правил. Как же вышло, что он превратился в положительного персонажа? В исследовательской работе «Идеалы и ценности младших школьников через анализ любимых ими мультфильмов и сказок» Ю. В. Щукина, обобщая ответы четырёх групп респондентов рисует образ сказочного героя. Любопытно посмотреть и сравнить…
Красивый, - да. И талантливый, - да. Ещё целеустремлённый.
Когда он видит цель, то средств не разбирает. Все хороши!
И ещё он - хороший друг. Или нет?
Ведь получив высокий социальный статус, мог бы и друзей пригласить во дворец.
Но он празднует свой самый счастливый день без них.
А это уже предательство. Или нет?
Потом же, когда тяга к свободе побеждает, возвращается к ним.
Или мы поверим, что в этом был его очередной хитрый план?
Или признаем, что он не хочет быть ничем обременённым, не хочет нести ответственности ни перед кем…
И не несёт.
Он делает только то, что хочется. Думает только о своих желаниях, об их удовлетворении.
И больше никто и ничто его не интересует.
Да и с чего мы взяли, что звери - его друзья? На основании текста песни: «ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям…»?
Ведь нет поступков, которые бы об этом свидетельствовали.
Скорее, они - попутчики. Или соучастники.
Звери, действительно, служат герою, помогают решать его проблемы…
А что для или ради них делает Трубадур?
Он добивается своей цели. Получает принцессу!
Но в этом месте стоит остановиться и задуматься…
Не просто Принцесса становится женой. Рождается Семья. Семья, которая требует заботы, внимания, труда ежедневного…
Значит, и Трубадур получает новый социальный статус и должен неизбежно приобрести новые характеристики - качества.
Но нет никаких примет личностного роста Трубадура…
Он продолжает себя вести как до женитьбы.
Он абсолютно свободен по-прежнему.
От жены в том числе.
Сбежали из дворца, и не возникает мысли о доме…
Или так и будут друзья время от времени освобождать для себя жилища уже опробованным однажды способом?
А если в домике будут жить не разбойники?
А обычные люди, которые покажутся несимпатичными?
А кушать что будут?
Нам намекают, что герои – творческие существа.
Но самого творчества не видно…
Концертные представления и превращения с переодеваниями служили абсолютно корыстным целям…
Как не было у них «ни кола и ни двора» в начале сказки, так и в финале у них только кибитка.
И чем они отличаются от разбойников? Тем, что музыкально одарены?
Кстати, эта песенка разбойников легко могла бы стать девизом компании ТрубаДура.
Более честно получилось бы.
***
Король - глуповатый, сентиментальный, но всё же Король - закон, правило, традиция, - обманутый мошенником ТрубаДуром, отдаёт за него дочь. Единственную, любимую. А ведь он и за маму, и за папу был ей. Самое дорогое отдаёт.
А что же ТрубаДур?
Разбивает сердце доверчивого короля, подбив принцессу к побегу из дворца.
И дочь, ослеплённая любовью, легко и без угрызений совести на это идёт.
Кстати, имя принцессы – ТрубаДурочка. По-русски звучит очень откровенно и честно.
И почему мне только сейчас это в голову пришло?
И только об этом подумала, - как будто специально для меня, пришла информация, что дурочка с санскрита – потерявшая связь с высшим разумом, началом, Богом…
Одна из задач любого короля - передать царство в надёжные руки. А если нет наследника, то выдать дочь за человека, который сможет стать преемником. И в истории и в сказках короли устраивали турниры, чтобы выбрать самого достойного! И это не прихоть, не каприз короля.
Это будущее и дочери, и внуков, и страны!
В данной сказке король – отдаёт дочь первому встречному. Избранник оказывается обычным вором. Ни спасибо, ни до свиданья…
Безусловно, дети не должны слово в слово выполнять, что советуют и рекомендуют родители. Но уважать их - долг. Самый главный. И требовать этого родители вправе. И даже больше – это долг родительский.
 
Но в сказке всё перевёрнуто.
Любовь, эмоции оказываются превыше всего!
Понятия подменены …
Да так искусно, что не так-то просто заметить, что под высоким именем Любви скрывается безответственная, скоротечная страсть, под обложкой дружбы – использование расположенных к герою персонажей, под творчеством – свободу потакать своим прихотям, несмотря ни на что…
Но дети-то принимают всё за чистую монету.
И неосознанно копируют.
Подсознание пишет.
 
Да, так в жизни бывает…
Но сказка же несёт урок!
Или мы уже об этом забыли?
Забыли, увлёкшись красотой музыкальных форм, изяществом видеоряда…
И сомнительные идеи проникли беспрепятственно и незаметно в подсознание…
И стали влиять, определять, «рулить»…
 
А сказка, всё же, учит… Чему?
Я боялась даже сформулировать…произнести это.
А Наталия Сац ещё тогда, в период появления «Бременских музыкантов» с возмущением заявила, о том, что продажа двадцати миллионов пластинок «Бременских музыкантов» свидетельствует о «приближении развала страны».
«Остается некоторый ужас от осознания того, что на этой сказке выросло много поколений детей». Это ещё одна цитата, которую встретила, читая анализы этой сказки после её очередного просмотра.
Именно это я и чувствовала...
Я - как раз и есть представитель поколения, выросшего на этой сказке…
…поздно осознавшего силу влияния…
И потому не могла смотреть её…
Было больно видеть, с каким восхищением смотрят её зрители…
 
В интернете анализов этой сказки не так уж много. Чаще они касаются именно Гриммовского варианта. Некоторые разборы интересны, но слишком социальны, хотя при этом правдоподобны. Был один, в котором утверждалось, что эта история про Г.Брежневу и И.Кио. А король, – понятно кто.
Наверное, и так можно прочесть. Хотя, что творилось в головах авторов, мы не узнаем. Может быть, эта история каким-то образом и повлияла, толчок дала. Важнее думать о последствиях.
Возможно, в семидесятых годах сказка и выглядела протестной… но для взрослых.
Дети не могли этого считывать ни тогда, ни, тем более, сейчас.
А что считывают, что копируют дети? Образ героя, качества, принципы, линию поведения.
И какие же черты, качества, линии копируют?
 
Эта сказка - образец действия типичного мошенника, который своим обаянием, отключая «фильтры доверия-недоверия» и взрослых и детей, обворовывает и дурит.
 
***
Сегодня я точно знаю, что поколение, которое плюёт на мнение родителей нежизнеспособно.
Принцесса, отрекшись от отца, никогда не сможет уважать и слушаться мужа.
У них вырастут абсолютно непослушные дети…
Разрушенный институт семьи – даже не мина замедленного действия, - разорвавшаяся бомба со всеми последствиями.
Да что говорить, это ведь не будущее героев, а прошлое и настоящее страны. И не одной.
Наталья Сац это видела ещё в шестидесятых.
 
Блудные сыны и дочери были всегда.
В этом смысле ничего особенно страшного в сказке нет…
Есть и библейская история про блудного сына. Но финал и урок сказок различен.
И именно это различие отличает искусство, творчество, мудрость - от ширпотреба и конъюнктуры.
 
Понятно, что из притчи яркое шоу не сделаешь.
А без яркой обёртки, фантика конфетку никто уже кушать не будет.
Да, притчу ещё разжёвывать нужно… Долго…Может, и всю жизнь…
 
Но ведь под красивой обёрткой может быть яд!
И мы – взрослые - это очень хорошо знаем!
Обязаны знать!
Что же делать будем?
 
Можно, конечно, с детьми поговорить в итоге, проанализировать…
Обратиться к их сознанию…
Но оно ещё слабо у них…
Не опереться.
Да и кто это будет делать?
Из увидевших нашу сказку одиннадцати с лишним тысяч зрителей – никто.
 
Основной механизм социализации детей, всё же, - подражание…
Совсем не связанное с осознанием и анализом.
Но больше всего с эмоциями…
***
Когда мы говорим об Александре Сергеевиче, обязательно вспоминаем Арину Родионовну.
Именно потому, что убеждены: это её сказки подарили нам гения.
Кого подарят нам наши сказки и песни?
Дата публикации: 10.03.2015 18:35
Предыдущее: КАК ПЕСНЯ НАША ОТЗОВЁТСЯ…

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта