Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 7666 [ символов ]
Рецензии на стихотворения Елены Бородиной «Бесснежье» и "Слепой"
Елена Бородина «Бесснежье», произведение №44 на страничке автора. Рецензировалось 06.02.2015 (заседание №17) в Английском Клубе в Гостиной №3 Поэзия
 
Насколько стихотворение должно быть авторским?.. А каким оно еще должно быть? Почему непременно понятным всем? Кто такие «все»? Которые воспринимают лишь логику и материальное? То, что можно потрогать и понять, и следом легко пересказать, прочитав книжку, а не вообразив и почувствовав, при том всякий раз почувствовав заново? Не растревожив душу, а лишь «мозгом разогнавшись»? «Все» поэзию и не читают, так что о них можно даже не беспокоиться. Человек тянется к поэзии лишь тогда, когда его самого больше, чем снаружи - когда душа проснулась. «Всем» понять оное весьма сложно. Это как «понять» на физическом уровне возможность пятью хлебами и двумя рыбами накормить пять тысяч человек, да при этом чтобы еще и осталось... Понятно - подобное качество относится лишь к пище духовной.
Понятие «рационального понимания» к поэзии вообще не должно иметь никакого отношения. Ее можно только чувствовать - интуитивно подставлять под образы и метафоры свое ощущение мира. Это — прерогатива поэзии. Мне странно слышать, что поэзия должна быть «понятной, ясной». Пусть понятными будут учебники, законы, газеты и то, что относится к сфере передачи информации на пользовательском уровне. Инструкции по применению, например, таблички-указатели... Ну, лозунги для народа. И иже с ними.
Душу не пользуют. Ею живут. Она не «понятна», а — близка. Душу мы чувствуем, а не «понимаем». Или не чувствуем, и тогда она для нас в поле безразличия, безликости. Душа или открыта, или ...или тогда нет никакой поэзии. И нет никакого отношения к стихам. Ведь они — ни для чего, потому что — для души.
Задача автора — передать чувство цельно и глубоко, на пределе искренне. Причем, чем глубже автор берет, тем меньше слов ему потребуется для раскрытия сути (не описаний — они не поддаются количественным критериям, они на уровне чутья и вкуса поэта). И тем большему количеству людей будут слова эти близки. Именно близки, но при этом не обязательно «поняты». Придет время - истина откроется каждому, для кого это время пришло.
Полагаю, критерий «готовности» стихотворения живет внутри поэта. Как только он почувствовал, что на данный момент сказано все и единственно ему возможным образом, так стихотворение и готово. Другое дело, что мы ждем от поэзии красоты, гармонии, но в то же время мы ждем от нее и священного ужаса реальности — истины как она есть, а не как хотелось бы. Понятно, насколько поэту удалось к этой самой истине в момент написания приблизиться, почувствовать и отразить, впрочем, истина навсегда дальше. Но именно эта недостижимость, недосказанность и создает тайну, потребность вспомнить «сон», «включить» чувства, проникнуть в стихотворение.
 
«Бесснежье». Пейзажная лирика. Я бы отнесла стихотворение к жанру любовной лирики.
Безмолвие последних дней
подобно жертвоприношенью
зиме - сезонной эмигрантке.
Ты договаривался с ней -
летели снежные прошенья.
Янтарь природный, без огранки -
тяжелой каплей на шнурке.
Незагорелая полоска -
на шее. Первозданным Лего -
осколки ракушки в руке.
«Вернусь, - и выдох отголоском
плывущей дюны, - с первым снегом…»
Пуста небесная сума.
И, поминая Бога всуе,
живешь обыденной неправдой,
но чтобы не сойти с ума,
снежинки на стекле рисуешь
сиреневой губной помадой…
 
Сухие дни чужой зимы
бредут на убыль равнодушно.
И нет затеи бесполезней
чего-то ждать.
Пугают сны.
Шнурок на шее давит. Душит.
 
Бесснежье
равнозначно бездне…
 
Содержание прозрачно лишь автору, я, как читатель, наполняю стихотворение смыслом, который подсказывают чувства. И что-то мне говорит, что я не так и далека от истины! Стихотворение насквозь пропитано грустью, вплоть до отчаяния, от первого до последнего слова (безмолвие — бездна). Бесснежье — читай, «безнадежье». Летом была встреча, от которой сохранилась янтарная подвеска — тяжелая капля (сравнение удачно работает на создание настроения), осколки ракушки (деталь — осколки — так же в тренде) и незагорелая полоска — на шее. И как сейчас тянет она шею... Буквально затягивает... петлю безнадежного ожидания несостоявшейся встречи. Пугают сны. Шнурок на шее давит. Душит. Любимый говорил, что вернется с первым снегом, а снега нет и нет (быть может... он бы и вернулся... но Пуста небесная сума). В стихотворении нет ни одного случайного образа. Снег, которого нет — символ плодородия (счастья): снежная зима — жаркое лето — обильный урожай. Последний летний образ — дюна — также неустойчивая форма рельефа — плывет отголоском прошлого... Нет снега, ни снежинки. И нарисованные снежинки на стекле сиреневой губной помадой лишь позволяют не сойти с ума. Зима не зря определена как эмигрантка - Сухие дни чужой зимы бредут на убыль равнодушно - к чему ей принимать к сердцу чужие страдания!
Финал стихотворения необыкновенно эмоционален, безнадежен и красив.
Бесснежье
равнозначно бездне…
Но именно красота парадоксально создает ауру веры в то, что все еще будет!
 
Стихотворение состоит из трех неравномерных по объему строф, графически разделенных. Первая — реминесценция, вторая — констатация текущего, третья — печальный выдох... Ничего не сказано напрямую, но духовными пейзажами мастерски передано чувство ЛГ.
Рифмовка трехстишиями АбвАбв. Размер неоднозначен. Можно принять как четырехстопный ямб. Но я бы предложила трехстопный четный строчный логаэд ямб - четвертый пэон — ямб. Красиво написано!
Рифмы добротные. Особенно понравились: эмигрантке-огранке, Лего-снегом, сума — с ума, всуе-рисуешь, равнодушно-душит, бесполезней-бездне.
Единственное замечание: янтарь, конечно же, не гранят! Это ведь смола! Но, в принципе, он может быть распилен с имитацией крупносетчатой огранки. Мне несколько резануло, но, возможно, задело только меня. А в остальном, как всегда, сплошной респект!
 
Елена Бородина «Слепой», произведение №45 на страничке автора. Рецензировалось 06.02.2015 (заседание №17) в Английском Клубе в Гостиной №3 Поэзия
 
Жизнь по другую сторону поля боя... Гражданская лирика.
Хмурый день бредет на ощупь.
Под бревенчатым забором
разбросали ветры почту
вперемешку с мелким сором.
Хмурый день - черней полыни,
суетится виновато:
извещенье: «Срочно!» - синим,
дальше - имя адресата
уходящей книзу строчкой.
Для слепого - сущий ребус:
он грозой недолгосрочной
небо выплакал к обеду.
Замерзая в мокрой шали
непредвиденных событий,
торопливо шарит, шарит,
полагаясь на наитье:
может быть, солдатке Тае?
Бабе Зое с внуком Ромкой?
Безымянный день гадает
над ничейной похоронкой…
 
Пронзительное стихотворение, где ЛГ Слепой — это день, хмурый, безымянный. Стихотворение очень красивое, но сразу возникают вопросы. Похоронка вручается только в руки, ее никогда не кидают в почтовый ящик, откуда она, например, могла выпасть. Но еще такое возможно: почтальона убили, а
Под бревенчатым забором
разбросали ветры почту
вперемешку с мелким сором.
А может быть, сам почтальон слепой и случайно выронил под забором сумку, оттуда выпала корреспонденция? Но опять вопрос: как похоронка может быть ничейной? В ней обязательно все указано. Впрочем, в стихотворении много места для полета фантазии и я вдруг понимаю, что Слепой День должен угадать (или выбрать...) — кому принести похоронку и не ошибиться. Ошибка здесь запрещена. Да, скорее, именно такое мистическое толкование просится в содержание.
Стихотворение состоит из пяти графически неразделенных катренов перекрестной рифмовки абаб. Четырехстопный ямб.
Дата публикации: 18.02.2015 18:19
Предыдущее: Жизнь — не сладкая конфеткаСледующее: Рецензия на рассказ Джона Маверика «Ржавый золотой ключик»

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта