Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Пятый Международный Интернет-конкурс
Грушинского фестиваля 2014-2015 годов

Номинация: Малая проза - Судьба человека

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Константин Рыбаков
Объем: 5980 [ символов ]
Трактат о Песне
Даже фотообъектив не может претендовать на стопроцентную объективность взгляда. Я, как субъект, зависящий от собственных воли и сознания, однозначно предвзят, откровенно пристрастен и оголтело субъективен. И, как субъект, поющий собственноручную песню, я не очень позитивно отношусь к слову "бард". Не к самому слову, а к переносу средневекового понятия на современное смысловое определение человека с гитарой у костра. Потому что бард средневековый зачастую был не только певцом, но и должностным, прикормленным лицом при дворе короля или дворянина. И в задачу барда входило устное (в песнях) и письменное (в летописях) воспевание своего хозяина, а равно критика его недругов. Соответственно, бард — нечто между придворным шутом и летописцем. Кроме того, я субъективно ощущаю звуковую созависимость слов "бред", "бард" и "бардак", что негативно сказывается на моём восприятии определения.
 
Аналогично и слово "менестрель" не подходит для описания существа вида Homo Sapiens, известного своею бескорыстною любовию к сочинительству и исполнению песен, тогда как настоящие менестрели за сочинительство, пение и аккомпанемент профессионально срывали не только овации, но и толику денье и солидов.
 
Словосочетание "самодеятельная песня" в определённый период вроде бы неплохо отражало сущность процесса. Ведь в плане самодеятельности мы однозначно впереди планеты всей: физики музыку лабают, лирики гайки крутят, аграрии порчу и сглаз снимают, политики лапшой кормят. Однако и этот термин оказался с подмоченной репутацией: его ввели сверху, через ЦК ВЛКСМ, следуя старому армейскому правилу – "не можешь прекратить пьянку – возглавь её".
 
О том, откуда и при каких обстоятельствах возникло название "авторская песня", выясняют уже полвека. Кто приписывает его Владимиру Высоцкому, кто Юрию Визбору, кто Владимиру Фрумкину… Спорное название. Хотя бы потому, что авторы есть у любой песни: рок-н-рольной, попсовой, джазовой. И спорное потому, что масса хороших исполнителей авторской песни не являются авторами ни стихов, ни музыки. Кроме того, оно не совсем корректно, так как предполагает обозначение данным словосочетанием определённого жанра, но именно жанром так называемая авторская песня не является.
На тему жанровости авторской песни защищён ряд кандидатских диссертаций, в пылу споров сломаны не только копья, но и колья о спины оппонентов, однако чёткого и единого мнения, чёткой и единой терминологической системы, связанной с бардовской/ самодеятельной/ авторской песней, до сих пор не существует. И не мудрено: ведь "жанр (от французского genre — род) — понятие, отражающее наиболее существенные свойства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения". Что в переводе на нормальный язык означает примерно следующее: жанр – это нечто достаточно узкое, целенаправленное, и посему любой, даже не особо обременённый музыкальной эрудицией индивид, запросто отличит диско от кантри, рок от блюза и рэп от попа. Жанры сформированы наборами условий, а какие формальные условия могут определять песню неформальную?
 
Проведу следующую аналогию: и водитель автобуса, и водитель-дальнобойщик — представители одной, казалось бы, профессии. Но автобусник привязан к маршруту, как музыкант оркестра к партитуре. Ежедневно один маршрут, чёткие паузы-остановки, выдержанный ритм-скорость движения. В случае любого форс-мажора или форс-минора рядом есть подмога: диспетчер-дирижёр, опытные настройщики-механики и сменщик-виртуоз. А водитель-дальнобойщик — один в поле воин: он самостоятельно решает вопросы и с ГИБДД, и с таможней, с представителями загрузчика и получателя, он сам выбирает скорость, места и длительность остановок, и зачастую даже маршрут: его траекторию определяют только пункт и срок доставки. Это больше, чем профессия, это образ жизни. У автобусника и дальнобойщика разный быт: один отработал смену и домой, второй живёт в машине годами — а бытие определяет сознание, отсюда и разный взгляд на события, разная философия. Подчеркну: не транспортное средство определяет философию водителя, а совместная жизнь вместе с этим средством, их симбиоз.
Но ведь и в песне так: автор текстов эстрадных шлягеров работает по накатанному маршруту, композитор выдаёт на-гора проходные мелодии, проверенные вкусами (или безвкусицей) определённой категории людей, они "автобусники". А человек, именуемый бардом, не связан условностями: он пишет, не думая о дипломах, гонорарах и прочей мишуре; он дальнобойщик, человек с иными степенями свободы.
 
Так называемая авторская песня стоит в особом ряду потому, что она пишется не под сиюминутные требования рынка и публики, не ради конъюнктуры; она природное явление, типа грозы или землетрясения, не всегда предсказуемое, оцениваемое лишь по последствиям. И как тут не вспомнить термин "гитарная поэзия", предложенный некогда профессором Оксфордского университета Джерри Смитом. Вслушайтесь: гитарная поэзия! Это звон мартовской капели и июньского комара; гул шмеля и дальних дорог; шуршание снежинок и разбойничий свист ветра, грохот водопада и безмолвие неба... Гулко, неброско, горько и остро труб водосточных альт... Поэзия, а не "текст слов"(©Ю.Ким). Стихи от слова стихия, которая всегда внезапна. Шторм, ураган, цунами, накрывающие тебя с головой океаном слов, из которых ты сооружаешь плот, простой и надёжный — порой неказистый на первый взгляд, но неизменно выносящий на берег. Гитарная поэзия – это определение без конъюнктурной шаблонности и замусоленной претензии на звёздность, без ампирной вычурности и золотого шитья в стиле перевязи Портоса…
 
…Впрочем, если вам милее привычное название авторская, бардовская или самодеятельная песня , спорить не буду. И даже если вы считаете её жанром — тоже возражать не возьмусь. Ведь вы так же однозначно предвзяты, откровенно пристрастны и оголтело субъективны, как и я, а следовательно – так же, как и я, безусловно правы в своих заблуждениях. А песня... да пусть хоть самоварной назовут, была бы действительно — Песня.
Дата публикации: 23.01.2015 22:09
Предыдущее: ОткрыткаСледующее: Грушинский сороковой

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта