Приглашаем членов МСП и авторов, желающих вступить в наш Союз писателей к участию в Литературных конкурсах на премии МСП и других конкурсах с призовым фондом.
Евгений Смирнов в проекте критики "Мнение"
НЕ ЗАБЫВАЮТСЯ ТАКИЕ ИМЕНА - ПАМЯТИ МАШТАКОВА Н.И.
Читаем и критикуем!








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Конкурсы для членов МСП
и авторов, желающих войти в его состав
Конкурс на премию "Золотая пчела - 2020"
Конкурс на премию "Серебряная книга"
Конкурс юмора и сатиры имени Николая Гоголя
Клуб Красного Кота
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместо с проектом
"Буфет. Истории за нашим столом"
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Регистрация на портале
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Регистрация на портале
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Фания Камининене
Объем: 7913 [ символов ]
Страницы из детства. « ...И школа бывает разной...И учителя...» Страница 4
Страницы из детства.
« ...И школа бывает разной...И учителя...»
Страница 4
 
2013-11-28
Мы уже закончили начальную школу, учились в средней параллели...
С Фаридой тогда мы были неразлучны, хотя и учились в разных школах: я в школе №69, а она в школе №50 города Казани.
Фарида училась в четвертом классе, я - в пятом. Мы учились в разных школах, в разные смены, и реже виделись, - каникулы кончились. Только по выходным дням старались увидеться, чтобы поделиться хотя бы впечатлениями за неделю...о школе, о прочитанных книгах.
А читала Фарида очень много. Уже тогда список ее литературы резко отличался от моего. Тогда я читала «Два капитана» В.Каверина, ходила под впечатлением рассказа об удивительной судьбе Сани Григорьева, которому удалось пролить свет на обстоятельства гибели экспедиции капитана Татаринова, и этим самым оправдаться в глазах Кати, главной героини романа.
А Фарида уже читала записки журналиста В.Зорина -американиста, о котором я и понятия тогда не имела... Она вела с мамой умные диалоги о евреях, шутила на эту тему:
«...Мама, чем отличается Суэцкий канал от канала Грибоедова? – спрашивала Фарида. И сама же отвечала вопрошающей маме: « Тем, что на Суэцком канале евреи сидят на одной стороне канала, а на Грибоедова – на обеих» Было известен факт, что на канале Грибоедова родился некогда политический обозреватель Валентин Зорин.И Фарида знала о нем все, думая, в будущем стать политологом.
Я тогда совсем не понимала, почему Фарида так высказывается о евреях...Думала, что есть причины, ведь они делили одну "кухню"...иногда, споря на эту тему, чему я была свидетелем...Но не придавала значения таким разговорам, а Фарида приводила убедительный аргумент:"
"Да потому, что они восхваляют себя как благороднейших на земле, а мы в их глазах -не люди, раз мы не принадлежим к их высокому, благородному роду, у нас не то происхождение...они упорствуют, восхваляя себя..."
 
Тогда в "Советах" очень притесняли евреев, "доставали " их по любому поводу...Я это помню...и "продвинутые"фильмы смотрела на эту тему...Попала мне в руки и книга Довлатова, его записки...Обидно было за наше Отечество, такое недальновидное, жалкое...Как и все дела "тогдашнего правительства", заставляющее нас стыдиться по сей день...
 
Она читала зарубежную литературу, а
меня увлекала русская литература. Я читала А.П.Чехова, Тургенева, Льва Толстого. С наивностью девчонки верила в первую любовь...
 
Она как-то незаметно пристрастила меня к маркам, собиранию марок по интересу, по теме, значимым событиям. До этого я и понятия не имела, для чего нужно их собирать – усвоила понятия: "кляссер"," гашеные, негашенные" марки.
По выходным мы выбирались на марочные рынки в центре города –у книжного - «Дом печати» -и продавали, покупали, выменивали марки. Конечно, Фарида относилась к этому со знанием дела, а я –так, рядом, проявляя некий интерес, скорее, ради подруги.Она с пристрастием объясняла мне, какие марки считаются ценными, какова их цена на «черном рынке» -для меня же - это был «темный лес», я и не прислушивалась особо, считая это неинтересным занятием.
Правда,на вырученные деньги, - мы ходили в кино –польза какая –никакая, а была! Да, и информация, которую мы получали через марки об окружающем мире, имела немаловажное значение!Помню, меня восхищали марки,разноцветные, посвященные животному миру, цветам, датам, известным картинам "Третьяковки"...Вот тогда я стала разбираться в живописи, графике...известных именах мира искусства!
Если же говорить о нашем быте, то...
По вечерам, после школы, мы, дети, всегда были заняты делом –помогали маме, ходили в ночь на работу с ней, дабы облегчить ее ночной труд –приемщицы хлеба...Отец отправлял нас «на подмогу» маме!
Поэтому уроки нужно было делать заранее. ...Бывало, ходили в школу и с невыученными уроками –хватали "двойки"!
 
Должна сказать, что школа, в которой мы тогда учились, напоминала некий «зверинец»... Стыдно сказать сейчас, а тогда каждый учитель нашей школы «ходил» с кличкой...
"Историчку" называли «Древней бабой»...не со зла...
Так она интересно расписывала нам любимый ею «Древний мир», казалось, наш мир –ничего не стоит по сравнению с ним! Ну, и вид соответствовал, будто она - только что «оттуда» из каменного века: она, как дикарка, вечно ходила в огромном безразмерном балахоне с вытянутыми до пола карманами –вечно тянула руки вниз, выискивая тот карман с носовым платком, потом громко высмаркивалась при всех и опять искала карман в подолЕ, чтобы спрятать тот «сопливый смятый платок», одновременно, пытаясь еще и говорить что –то по теме урока...
Конечно, мы ее не слышали, а глазами следили за ее действиями, наперед, зная, все ее, отработанные до автоматизма, –движения!
Учительницу географии, с вечными «буклями -кудельками» на голове, которая ходила в единственном зеленом платье, похожем на « географическую карту» на доске, - ненавидели, называли – жабой! Она имела обыкновение, - для острастки, еще до звонка, собирать наши «драгоценные» дневники, дабы приструнить нас, чтобы сидели тихо...до конца урока, не шелохнувшись! И мы сидели, и тихо следили за ней из –под парт...там и творили «свои дела», насмешки, назло учительнице, рисуя на нее карикатуры, –кто во что горазд!
Учительницу химии –«Кнопку» -маленькую,толстую, уродливую женщину(Прости меня,Господи!) боялись «до потери пульса»! Она наводила на нас особый страх...хотя ее было еле видно из-за стола...такая она была крохотная! Но голос имела необыкновенный! Могла рыкнуть -мало не покажется!
Неожиданным ударом по столу огромной деревянной указкой –она «останавливала» на уроке любое наше « личностное проявление»... Резко, хватко, звонко «шарахала» по столу! И мы замолкали! А в ушах звенело!Так «разделила» на две части, однажды, наш классный журнал. Бывало, некоторые девчонки, особо старательные, слабые, непривыкшие, - и в обморок падали!
По биологии – особый случай! Звали мы ее ласково: «тетя Лошадь» -приятнейшая дама!Огромная! С красиво уложенным на голове «шикарным» хвостом! Тихая! Вот она умела заставить нас работать на уроке! И мы, безропотно, молча, подчинялись ей! Она не обзывала нас, не оскорбляла, не унижала... Никогда не повышала на нас голоса...
И мы были ей благодарны! Поганцы! Додумались: положили однажды ей на стол красиво упакованный подарок – рыбий скелет!Не обиделась! Она и этому подарку нашла применение –уложила этот скелет в красивую прозрачную стеклянную коробочку –на «память»!И демонстрировала всем учителям – с восхищением –как, якобы, удалось нам, «бездарям», сделать такой удивительный скелет, в котором сохранились все хребты и кости! Терпеливая, никогда на нас не обижалась!
Ну, а учительницу математики –Галину Федоровну мы любили безмерно!Хотя и она, бедная, ходила в одном и том же форменном бордовом платье...Такое время было...Нарядов у учителей тогда не было!Мы этого на ней не замечали! Казалось, она –красавица! А была обычной наружности...Но мы всегда видели ее издалека и замирали при ее проявлении.
 
Она начинала урок без затей...С ходу, с дверей начинала читать какую –то смешную арифметическую сказку - задачку, заняв наше внимание полностью... И уже было некогда «валять дурака" или нарушать дисциплину –мы и не думали об этом...как можно было ослушаться любимую Галину Федоровну? ! Вот это учитель! Уже тогда, будучи детьми, мы знали, кто чего стоит, кто «по чем»? ... И пусть простят меня все учителя, о которых говорила, вспомнила, и у которых даже не запомнила имен!
Владимира Антоновича Варфоломеева -учителя музыки, которого мы обожали, который перевернул все наше представление об учителе, -это отдельная история –рассказ – благодарность моя!
На всю оставшуюся жизнь он остался в памяти у ученика, заняв соответствующее место -высокое, достойное!
 
О котором буду помнить всю свою жизнь!
Это была школа жизни, и каждый "извлекал" из нее свой "корень" -формулу жизни!
Copyright: Фания Камининене, 2014
Свидетельство о публикации №318527
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06.01.2014 14:12

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Буфет.
Истории за нашим столом
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместно с Клубом Красного Кота
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов