Приглашаем к участию в Международном литературном фестивале «ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА-2019». Читайте Положение о Фестивале в разделе проекта и на Круглом столе!
Семейная реликвия Александра и Павла Баршак, известных деятелей кино
Послесловие автора








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Кабачок "12 стульев" представляет
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Велесов Олег
Объем: 7693 [ символов ]
История в литературе
Написать историческое произведение задача не самая лёгкая. И дело не в том, что над вами могут посмеяться более осведомлённые коллеги, если вы допустите ляп, а в том, что неискушённый читатель вам поверит. И не просто поверит, а в яростных спорах с друзьями и соседями будет доказывать, что история творилась именно так, как это преподнёс в своём нетленном труде Федя Погремушкин.
Увы, читатель всегда больше доверяет художественной литературе. Чтение серьёзных исторических исследований – тяжёлая работа. Их надо не просто читать, надо вчитываться, вдумываться, а это скучно. Куда как проще взять готовый роман и погрузиться в мир былинных богатырей, ратных подвигов и занимательных интриг. А работа достаётся писателю; на то он и нужен – писатель – чтобы своим умением предоставить читателю возможность лечь на диванчик, раскрыть книгу и посмотреть: а что же такого творилось в далёком прошлом?
А твориться может что угодно: война, любовь, козни злодеев, благородство рыцарей. Сюжет, развитие событий, герои, образы – всё в полной воле автора, и зависят только от его мастерства. Но историческое произведение, в отличие от других жанров, нуждается в духе той эпохи, которую автор взялся описать, а для этого требуется соблюдение некоторых обязательных условий.
1. Бытовые мелочи:
На них следует обратить особое внимание. Ни что так не помогает окунуться в прошлое, как извлечение на свет божий вещей давно вышедших из обихода. Они нужны, они необходимы, они обязательны. Когда парень встречает на пути красавицу-девицу в понёве, то сразу понимаешь, что на дворе не двадцатый век. А если человек на симпозиуме держит в руке киаф, то – прочь сомненья – это не какая-нибудь научная конференция, это древнегреческая вечеринка. И человек не какой-нибудь секьюрити, а самый настоящий виночерпий. Только не забывайте, что любой предмет нужно использовать правильно. Киаф, конечно же, половник, но половник для вина, суп им не наливали.
И в то же время нельзя перегружать повествование деталями. Это хорошо, когда вдоль стен стоят пифийские амфоры, по углам на треногах – лампы с дельфийским орнаментом, коринфские колоны окружают перистиль… В таких случаях велика возможность, что читатель либо запутается в древних терминах, либо плюнет и пропустит эту сцену, над который вы трудились несколько дней и перелопатили массу литературы. Конечно, очень хочется показать свою эрудированность, владение темой и прочее. Но если в чашку чая высыпать всю сахарницу разом, чай от этого вкуснее не станет. Выкладывайте знания постепенно, дозировано и вовремя.
2. Историческая достоверность:
Возьмём, к примеру, Чингисхана. Если немного покопаться в трудах историков, то можно узнать, что будущий «Потрясатель Вселенной» вышел из рода Борджигинов и обликом своим относился к европейской расе. У него были светлые волосы и светлые глаза (борджигин – синеокий). Впервые азиатские черты у Борджигинов проявились в облике Бату-хана, внуке Чингисхана, вызвав у последнего недоумение. То же касается половцев, которых книги и кинофильмы почему-то рисуют в образе азиатов. Однако название «половцы» происходит от старорусского слова «полова» - солома. Название это наши деды дали южным соседям за цвет волос. Поэтому прежде чем браться за перо, возьмитесь за книги. Лишние знания не повредят, а потраченное время окупиться сторицей. Это касается не только внешнего облика, но всех аспектов жизни. Помните: грек никогда не наденет тунику, а римлянин перед выходом из дома облачается в тогу, потому что именно тога является знаком римского гражданства. И нельзя легионера Цезаря одеть в сегментированную лорику, ибо этот вид доспеха появился только в середине первого века нашей эры.
3. Стилизация:
Вряд ли стилизация потребуется для рассказа о Древнем Риме или приключениях викингов. В этом нет необходимости, так как вставка в повествование о басурманах архаизмов славяно-русского происхождения не добавит колорита вашему герою или тексту. Только представьте, что получится, если римский сенатор вдруг обратиться на форуме к согражданам со следующей речью: «Гой еси, добры молодцы! Слушайте меня и внимайте: пришёл тать доселе невиданный, и вздумал творить он бесчинства и поруганье люду нашему. Но не топтать врагу землю Римскую, не жечь, не рушить городов славных, ибо встанем, как один, на защиту Отчизны любимой, как завещал нам Юпитер Всеблагой Величайший!» – такое обращение, скорее, обескуражит читателя. Однако оно будет вполне уместно в произведении о Руси-матушке, и не просто уместно – необходимо. Присутствие в работе устаревших слов и оборотов поможет читателю почувствовать время. Главное – не переборщить и понимать особенности жанра, в котором вы творите. Приведённое выше обращение может звучать лишь в ироническом контексте, чтобы показать настрой героя. Довольно удачно оно прозвучит в рассказе с юмористической подоплёкой или в сказке. Для более серьёзной работы потребуются иные слова, иное построение предложений. Ну и конечно не надо забывать, что люди славной древности не говорили на современном языке. Обороты вроде: «Классный прикид, чувак» не прокатят. Необходимо избегать использования в диалогах и авторской речи слов и изречений с ярко выраженным современным окрасом либо вовсе не существовавших в лексиконе наших предков.
4. Личное отношение:
Перед тем, как взяться за работу, необходимо сформировать собственный взгляд на события, которые вы решили показать читателю. По любому историческому эпизоду, как правило, существует несколько летописных и документальных источников. Случается, они противоречат друг другу, относят, например, место битвы в иную область, дают различную трактовку поступкам людей и событиям. Поэтому, дабы не противоречить самому себе, теряясь в рассуждениях и действиях, определитесь: как вы лично видите ситуацию, каким источникам доверяете больше – и не отходите от этого ни на шаг. Шагнёте в сторону – и сами не заметите, как начнёте путаться и путать читателя, и в итоге у вас получится не исторический рассказ, а бутерброд из наложенных друг на друга версий.
Часто в угоду сюжету либо по каким-то иным причинам авторы так искажают историю, что остаётся только разводить руками. В небезызвестном, например, фильме «Гладиатор» от настоящей истории остались лишь имена. Изменили всё, даже смерть; а если бы римляне воевали так, как показано в начале фильма, то мы бы никогда не узнали о Риме – он исчез бы ещё на заре своего существования.
5. Прошлое и настоящее:
Некоторые авторы регулярно забывают, что человек прошлого своим характером, нравом и взглядами во многом отличается от человека современного. Забывают – и начинают вырисовывать образ древнерусского воина красками морского пехотинца. Или проводят разбор персонажа исходя из современных понятий о морали и нравственности. Увы, подход к прошлому с точки зрения настоящего – грубая ошибка. Общими у нас остались только понятия добра и зла, всё остальное может сильно отличаться. Причём отличия могут быть не только между человеком космической эпохи и человеком времён татаро-монгольского нашествия, но и между христианином и язычником. Вспомните своих бабушек: они бы со стыда сгорели, предложи им надеть мини-юбку. А их внучки ходят – и для современного общества это нормально.
И последнее: нельзя просто взять и описать события, для простого описательства существуют учебники. Главный смысл исторического произведения заключается в том, чтобы дать почувствовать читателю глубину и ритм той эпохи, о которой вы пишите. Показать её внутренний мир, вкус, запах. Показать людей с их поступками, взглядами на жизнь, с их отличиями от людей современных. Помните: есть костюмированная постановка, а есть настоящая жизнь, и как будет выглядеть ваша работа – решать только вам. Успехов.
Copyright: Велесов Олег, 2013
Свидетельство о публикации №317797
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 29.12.2013 00:01

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Тема недели
Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Энциклопедия "Писатели нового века"
Готовится к печати
Положение о проекте
Избранные
произведения
Книги в серии
"Писатели нового века"
Справочник писателей Зарубежья
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов