Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Тимохин Николай
Объем: 9625 [ символов ]
Не стоит, вам хочу сказать - глагольной рифмою писать...
Не так давно в одном журнале прочел критическую статью, в которой автор, открыто советовал всем современным поэтам не увлекаться в стихах глагольной рифмой.
Мне тоже захотелось, порассуждать на эту тему. Еще и потому, что сам - то я уже давно отказался от неё в своих стихах. Но, сначала, небольшое отступление.
До две тысячи седьмого года, пока мне мои товарищи по перу не открыли всю «правду» о глагольной рифме, я совсем не задумывался о том, что писать ею, оказывается -то, «низкосортно»!
Ведь до этого времени, читая поэтов – классиков, я старался учиться «уму – разуму» именно у них. И, следовательно, как хотел, так и использовал в своих стихах глагольную рифму. Причем, за основу, естественно, брал творчество самого Пушкина.
Это сейчас я уже понимаю, что великий поэт жил в другое время и при других литературных обстоятельствах. И сейчас анализируя творчество гениального классика, мне вообще кажется, что если бы Пушкин писал в наше время, целиком и полностью отказавшись от глагольной рифмы, к примеру, как я, то это еще большой вопрос, что бы и как бы он написал. И насколько бы он был знаменит.
Но не станем затрагивать гения, это не входит в тему моего опуса, а лишь коснемся творчества современных нам поэтов, продолжателей дела Пушкина и его потомков. К разряду которых, я, с вашего позволения, отношу и себя, любимого. Кстати, забегая вперед, попрошу вас обратить внимание, на то, сколько примерно глаголов я использую в данном писании. А для чего это нужно, я поясню чуть позже.
И вот, под впечатлением стихов поэтов - классиков, я до указанного выше срока, писал и писал глагольной рифмой. Даже выпустил целый сборник стихов, к которому сейчас отношусь достаточно критически. Также у меня в «архиве», который имеется у любого пишущего литератора, есть не менее трехсот стихов написанных той же глагольной рифмой, да не простой, а еще и кольцевой. (Это когда все строки четверостишия, оканчивается на глаголы.) Что теперь делать с этими «шедеврами», я не знаю. Переделывать их нелегко. А, оставив в прежнем виде, показывать их своим читателям, даже на сайтах в Интернете – мне не хочется. Считаю, что это стихи низкого уровня.
«Так что же это за загадочная такая вещица, глагольная рифма?» - спросит неподготовленный читатель.
В своем опусе, я преднамеренно не стану обращаться к какой либо справочной литературе, или другим источникам, чтобы сильно не загружать читателя. Напомню лишь о том, что: «ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов…»
И поделюсь с вами информацией о зарождении глагольной рифмы, которой я владею. Может быть, кому-то она покажется спорной, но, я считаю, что в ней есть доля истины.
В незапамятные времена, когда на Руси Великой, самыми грамотными были и считались церковнослужители, то они излагали свои обращения к прихожанам, к народу, в виде ритмичных незатейливых зарифмованных фраз. Которые, в смысле служители церкви, впоследствии и стали «праотцами стихов».
И вот эти фразы как раз чаще всего и заканчивались и рифмовались глаголами. Делалось это целенаправленно. Прежде всего, для быстрого восприятия смысла сказанного и для скорейшего и упрощенного запоминания текста. Это история.
А теперь давайте коснемся «прозы», то есть, нашей с вами жизни, а именно, особенностей русского языка в целом и русского менталитета в частности.
На своих выступлениях, М.Задорнов часто говорит о разнице между русским и англ. языками, конкретно указывая на то, в чем же она заключается. По его словам, англ. язык – это язык, носитель информации. И не более того. А русский, кроме всего прочего – выражает чувства и эмоции. Давайте возьмем это за основу и порассуждаем на заданную тему.
Для сравнения, приведу простой пример: «Дай мне воды». И «Воды мне дай». Для англичанина обе фразы, говорят о том, что кто-то просит воды. Это информация. А русский человек, прочитав второе предложение, которое я заведомо не сделал восклицательным, все равно почувствует какую энергетику и настроение оно передает. И что ответит? Правильно. «Не командуй!» Или» «Сходи и возьми сам!»
И это уже будут эмоции. А они выражаются, чаще всего – глаголами. Почему так происходит? А потому, что в русских людях это заложено издревле. Здесь необходимо повторить слова, опять же М. Задорнова, которые он любит говорить в подобных случаях. И внести ясность, кого именно я имею в виду, упоминая русских. А это - люди любой национальности, говорящие и думающие на русском языке.
Теперь перейдем к простым примерам из нашей повседневной жизни. Как чаще всего мы с вами говорим в порыве чувств и во власти эмоций.
- Ты где был?
- Что, опять напился?
- Что сегодня по телевизору идет?
- Зарплату принес?
- Мне все уже надоело!
- Хватит, наверное, нам тут вопросы задавать!
- Чему он нас учит?
- Да не буду я это читать!
- Я как писал глагольной рифмой, так и буду писать!
К чему это я? А к тому, что человек запоминает и воспринимает, чаще и быстрее всего, последнее или последние услышанные им слова. От этого и пословица: «Слышал звон, да не знает, где он». Почему, например, во всех рекламах номера телефонов и адреса пишут в конце предложения, а не в начале? Потому, что в них и есть самое главное.
Представьте себе текст: «На улице Малой Арнаутской, дом 9, продаются вкусные горячие пирожки, недорого, ведрами. Самовывоз».
Что у вас отложилось в памяти? Готов спорить: «пирожки и самовывоз». Это в математике, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А в русском языке, все совсем по-другому. И в жизни порой, это тоже играет решающую роль.
Из-за этого, извиняюсь, и Талькова убили. Когда он поспорил с Азизой, кто из них выйдет позже другого, на сцену, выступать. Да и в кулинарии, самое вкусное, всегда подается в конце, на десерт. Чтобы запомнилось.
Причем тут глагольная рифма, спросите вы? А притом, что как мы говорим в жизни, так и пишем. (Это касается дилетантов в литературе). В данном случае, в стихах. Все на эмоциях!
«О, я маюсь, от любви. Сейчас как напишу, что-нибудь». И пошли чувства, и полились эмоции. С глаголами в конце предложений!
Недавно читал стихи одной поэтессы. А перед ними, пару слов из её биографии, где она, вкратце рассказывая о себе и своем творчестве, так и пишет, напрямую: « Стихи люблю, занимаюсь ими давно». И далее: «Для меня главное в стихах – это ЧУВСТВА!»
Вот вам и ответ. Вообще - то, в стихах, в поэзии, много главного, но, прежде всего, это ритм, размер, тема и т.д. А у неё – чувства! И все! Вот она так и пишет – глагольно – чувственной рифмой.
Есть такая поговорка: «Все надо делать только с чувством, с толком, с расстановкой». И это бесспорно. Человек не машина, он все делает с чувствами. Прошу прощения, за крайности: и любовью занимается с чувствами и в сортир тоже идет с чувством.
А эти чувства в русском языке, чаще всего выражаются глаголами. Которые и обозначают действия (предмета).
Не всегда, но и нередко, мне приходится встречать стихотворения, в тексте которых слишком много глаголов – вообще. И в начале строки и в середине. Это тоже не есть хорошо. (Не говоря уже о глагольной рифме). Большое наличие глаголов, в отдельно взятом стихе, это уже какое-то руководство к действию, а не стихотворение. «Люблю, хочу, подарю, наслаждаюсь, скучаю, сочиняю, жду, встречаю…»
Давайте, вспомним роман В. Каверина «Два капитана». И известную фразу из него, давно уже ставшей крылатой: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Она, как вы заметили, полностью состоит из глаголов. И, естественно, побуждает, призывает к действию. Попробуем её заменить, на другие части речи, к примеру, на имена существительные.
Первое, что приходит на ум: «солнце, море, пляж, загар». Давайте, все сопоставим. «Бороться» за теплое место под солнцем. Можно так выразиться? Да! Значит, «солнце» – подходит. Но место–то надо «поискать». А вот оно – «море». На море нам надо «найти» - «пляж». Ну, а на «пляже», не стоит «сдаваться» (поддаваться) – «загару».
Вот мы и заменив одну часть речи на другую, постарались сохранить смысл, и внести в известное выражение дух нового времени. И что у нас получилось в результате? Какой - то набор слов: «солнце, море, пляж, загар». А где динамика? Полет мысли? Получается, что у Каверина они есть, за счет, опять же глаголов.
Помните, в начале своего к вам обращения я писал о том, что «отметьте для себя, сколько примерно глаголов я использую в данном писании?». Не знаю, много ли я их использовал или нет, но я все это время, напрямую вас чему-то учил, что-то советовал и навязывал (уже три глагола в конце данного прделожения).
А если бы я выбрал другую, более умную форму изложения своих мыслей, то я бы не говорил: НЕ ПИШИТЕ, а преподнес бы все в иной форме. И многие бы сами меня поняли, что я имел в виду. А именно - что и как не надо ПИСАТЬ.
Чтобы подвести общий итог, ко всему выше сказанному, я опять таки приведу одну цитату, но уже из статьи Ал. Бойникова (журнал «Северо – Муйские Огни», N2, стр.85, посл. абзац).
Автор пишет: «Интересны стихотворения с однозвучной рифмовкой – «моноримы». Так вот я и хочу сказать: писать по сути, можно хоть как, лишь бы это было хорошо. Вернее, чтобы это не выглядело плохо. Если ты Пушкин – пиши все глагольной рифмой, но только мастерски, гениально. Если можешь, пожалуйста, используй - «моноримы».
А если так не получается, тогда есть самый простой и верный путь - писать по всем правилам современной поэзии.
 
***
 
Статья напечатана в журнале «Литкухня» N1, 2013г (Берлин, Германия), который вышел как приложение к журналу «Огни над Бией» (г.Бийск, Россия), N25-26, 2013
Дата публикации: 23.12.2013 17:26
Предыдущее: О творчестве Н. ТимохинаСледующее: «Живущим в XXI веке» сборник стихов

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта