Приглашаем к участию в Литературном конкурсе коротких прозаических миниатюр! Конкурс организован при участии кабинета литературной критики Яна Кауфмана.
Кабачок "12 стульев"
Cпасибо за секс!
Блиц-конкурс нашего Кабачка








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Дежурный критик Ян Кауфман
Кабинет критика
Диалоги с критиком. Вопросы и ответы
Литературный конкурс
Буфет. Истории
за нашим столом
Что бы это значило?
МСП "Новый Современник" представляет
Марина Соколова
Хотела посвятить любви стихи
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Николай Бурмистров
Объем: 16223 [ символов ]
Сквозь тернии...венка сонетов. М. Литвину
Николай Бур
 
Рецензия на произведение:
Михаил Литвин «Сквозь тернии к звездам». Венок сонетов.
 
В связи с публикацией на портале «обзора обзоров», сразу оговорюсь, что материалы по теории написания сонетов и «венков сонетов» мною взяты из энциклопедий, справочников и критических заметок коллег, которые имеются в базах Интернета.
Чтобы господа обзоро-обзористы не утруждались, цитируемые тексты я выделил курсивом и дал ссылки на источники. Считаю, что цитаты полезны, как материал для совершенствования наших знаний. И для лучшего понимания темы.
Разрешите перейти к её изложению.
 
Для оценки венка сонетов – одной из наиболее трудных поэтических форм – пришлось заглянуть в справочники.
СОНЕТ (итал. sonetto, от sonare - звучать, звенеть) - итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13в. в Сицилии (предположительно). Как каноническая форма сонет достиг совершенства у Петрарки. Блестящие сонеты писали Данте и Микельанджело.
Узнал, что в середине 16 в. в Англии Г. Ховард, граф Суррейский, разработал сонет со схемой рифмовки abab cdcd efef gg. Эту упрощённую форму (Ха! – Н. Бур) популяризовал и сделал образцовой У. Шекспир («Сонеты»), поэтому её называют шекспировским сонетом.
Словарь литературных терминов http://enc-dic.com/lit/Sonet-470/
Определил, что коллега М. Литвин избрал именно эту форму.
Не шутейные требования предъявляет к поэту архитектоника «венка сонетов». Вот, какие страсти нашел у специалистов по плетению:
«Особую форму представляет венок сонетов; он состоит из пятнадцати сонетов. Последний, 15-й сонет, называемый магистралом, связывает между собою все части «венка»; первый сонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала; второй сонет начинается вторым стихом магистрала и кончается, третьим стихом и т. д., четырнадцатый начинается последним стихом магистрала и кончается снова первым стихом магистрала. Самый же магистрал повторяет первые стихи каждого сонета, последовательно развивающего идеи и образы магистрала. Литература об иностранном сонете весьма обширна. Указания на нее в энциклопед. словаре Брогауза и Эфрона — статья «Сонет» А. Горнфельда. На русском языке можно назвать только главу 9 книги Н. Н. Шульговского: «Теория и практика поэтического творчества».
В. Ч.» (Словарь литературных терминов. http://enc-dic.com/lit/Sonet-470/)
 
Имея весьма поверхностное представление о премудростях сложения этих маленьких песен из 14 строк, я не пытался углубляться в теорию. За работу взялся с довольно легкомысленным настроем. Хотелось насладиться лирическими мелодиями, полюбоваться поэтическими картинками, выразить восторги по поводу удачных тропов, слегка пожурить за шероховатости, если таковые найдутся.
 
Но «влёгкую» пробежаться по венку сонетов Михаила Литвина не удалось.
По трём причинам.
Во-первых, "венок" не о любви.
Во-вторых, автор взялся за разрешение вечного философского вопроса: для чего человек живет на планете Земля.
В-третьих, некоторые сонеты написаны в форме религиозных стихов.
Такой вот получился «коктейль Литвина»: философская поэзия в форме венка сонетов на тему о смысле бытия, с религиозными мотивами в стихах.
Смесь мудрёная, чреватая для автора срывами в смыслах, непростая для усвоения читателем.
Подсказкой для понимания темы служит эпиграф:
«Космос есть внутри нас, мы сделаны
из звёздного вещества, мы - это способ,
которым Космос познаёт себя»
Карл Эдуард Саган
 
Зная о проблеме только по несерьезным познавательным телепрограммам, я решил всё же не отказывать себе в удовольствии и прочитать «венок» насквозь, обращая внимание только на соблюдение метрики, на семантику стиха, на отточенность рифмы и на звучание лейтмотива в содержании сонетов.
И знаете, мне это, в основном, удалось. Повторы-рефрены строк вначале сонетов облегчают понимание, наличие внутренних цезур в большинстве строк придают стихам ритмичность.
Вот такие опорно-смысловые строки служат «скрепами» венка:
1. Избавь мышление от пены сладких снов,
Освободив своё сознанье от оков
2. Впусти в свой Храм науку и искусство,..
Получишь мощный сплав разумности и чувства!
3. Прозренье истин - переход не постепенный)
4. Так устремим свой взгляд на небосвод над крышей,
Уменье дав душе парить намного выше…
Кто внемлет Богу, тот за сто парсеков слышит
5. Вне времени и тьмы мы все поймём друг друга:
Едино сущее внутри нас и вовне…
6. Раскроем души мы, и защитят друзья
Сознание людей на шарике «Земля»…
7. В плену неведомого центра всех широт
Живут созвездия сообществом незримым…
 
Планета в ночь летит - юлой вокруг светила,
Но отчего же так печально, сиротливо?..
8. Искристый бархат обернул земную твердь?..
Ажурный Млечный путь небесным лейтмотивом
Камлает (7) ось её - невидимую жердь…
9. Боль белый альбатрос уносит за моря,
Летя вдоль хрупких стен сосуда бытия
10. Иной судьбы, чуток длинней и поспокойней?
Пожалуй, людям лучше попросту не знать
Что там, в раю, а что - пониже, в преисподней…
 
Увидим ли тоннель, свечи огонь пугливый?..
Рассудок опьянён ночным аперитивом (9)
 
11. О, как же просто для земного человека
Решение принять наперекор судьбе:
«Рубить с плеча» простым приёмом дровосека,
 
12. Однако - буквы сами строятся в ряды:
Вот это да! «Играет» спящий мозг с потоком,
Плюс где-то в «центре безопасности» ходы
Всю ночь считает, бдит недремлющее око!..
 
Листок да карандаш, плюс рюмочка абсента -
Претит обычность дел и суета момента…
 
13. Претит обычность дел и суета момента?
Давным-давно пора понять простой народ:
Наигранность плохой игры дивертисмента (10)
Поверьте, публике на пользу не пойдёт!..
14. Я не нашёл ответ - ни сердцу, ни уму…
Не отыскал дорог безоблачных и гладких,
Где сердце будет благодарным бытию,
А тело – стройной загорелой «шоколадкой»…
 
Но коль наш разум осознает суть момента-
Мы потеряем результат эксперимента…
 
15. Познаем новый мир, расширим кругозор,
Вступив в Священный Круг Больших Цивилизаций…
 
Конечно, может всё произойти не так,
И Апокалипсис не исключён из списка
Вполне возможных пертурбаций и атак,
От ядерной войны - до «взора василиска» (12)
 
Мы – на передовой, мы – цель эксперимента,
На нас ложится вся ответственность момента…
 
16. … Не смогут победить насилие и зло -
Врага «стреножим», не допустим прецедента,
Лишь дай нам, Господи, и лодку, и весло…
 
Таково первое впечатление от прочитанного «венка». Способности автора несомненны, плоды его трудов наглядны. Но все ли свои возможности раскрыл Михаил Литвин в работе? Авторы не случайно указывают при публикации «венков» две даты – начала и окончания работы. Она часто занимает полгода и более.
Однако есть среди критиков мнение, что каждый поэт должен испробовать свои силы в создании «венка». Хотя бы для того, чтобы быть раскритикованным в пух и прах, и понять прорехи в своём мастерстве.
Уверен, что Михаил выставил эту сонетную поэму в «Платон…» не только для дружеских похвал, но и для поиска истины: можно ли считать «венок» завершенным?
Сравним два сонета:
1.
Вот человек является на свет ...
Случайность это или Божья воля?
Наш мир - чужих экспериментов поле?
И что способен изменить ответ?
 
Как жить, и где, и с кем, и сколько лет -
Всё это решено уже (не нами);
А то, что можем выбирать мы сами -
Лишь узкий в рамках бытия просвет...
 
Едва приходит жизни пониманье -
Согласие возможностей с желаньем -
Уж волосы белы как свежий снег;
 
И старость нам напоминает строго
Что молодым пора давать дорогу -
Ведь на земле не вечен человек... [4]
 
2.
Паря в безбрежной протяжённости миров,
Поклялся Богу быть скромней церковной мыши,
Освободив своё сознанье от оков,
Уменье дав душе парить намного выше
 
Сознание людей на шарике «Земля»
Ну отчего же так печально, сиротливо?
Летя вдоль хрупких стен сосуда бытия,
Рассудок опьянён ночным аперитивом
 
Сон не пришёл… Кто мне подскажет, почему
Претит обычность дел и суета момента?
Я не нашёл ответ - ни сердцу, ни уму,
Мы потеряем результат эксперимента.
 
Нам тяжкий крест нести: нам предначертан путь
На нас ложится вся ответственность момента.
 
Первый сонет принадлежит Дмитрию Лаврову и является «магистралом» из его венка «СЕ – ЧЕЛОВЕК!» http://samlib.ru/l/lawrow_d_b/venok2.shtml
Второй, как вы догадались – «магистрал» из венка нашего коллеги.
Михаил, Вы чувствуете разницу? Не могу назвать Ваш сонет законченным произведением. Некоторые строки «магистрала» не стыкуются и нарушают стилистику стихов. Ведь «философская поэзия» - не значит, непонятная и заумная. Читатель ждет логичного изложения мысли.
Впечатление такое, что «магистрал» собран в последнюю очередь, когда венок был сплетен. Но разве он не пишется вначале, чтобы указать «магистраль»? Или я чего-то не понимаю?
Очень неудачен 1-й сонет. К смыслу в нем приходится пробиваться. Тема наркомании поэта здесь же обрывается и повисает в воздухе. Лексика в этих стихах также не лирично-сонетная. Перебор лексем с отрицательной экспрессией:
 
Увы, не ведал он, что монстр незримый щерил (1)
 
Щетину на спине и скалил злобно пасть,
И мерзкая слюна перетекала в глотку…
Но как же, Боже мой, так низко можно пасть -
Поганить душу за наркотика щепотку
 
Незаконченные строки с переходами в следующий катрен «щерил/ Щетину на спине» надо считать недостатком. Сонетисты давным давно порешили, что катрены должны быть разъединены большими остановками (repos), но соединены общими рифмами.
То же:
…Поднять к иконе взгляд
Не смел, не мог - робел… Но слышал звон чудесный,
Пречистой Деве каясь, словно младший брат.
Плохо, что перенесено «взгляд/ Не смел», но и в семантике огрехи. Откуда он «слышал звон чудесный»? И не в традиции христиан к Пречистой Деве записывать кого-то в братья.
 
Ссылки на сложность философско-религиозной темы не принимаются. К ней поэты обращались неоднократно и изъяснялись в венках более доходчиво:
Дмитрий Лавров.
 
Наш разум - Божий дар, источник бед?
Он инструмент для мира постиженья,
Кошмар природы иль венец творенья;
Закат всего живого иль расцвет?
 
Олег Лерман
 
Вселенская каша
 
Несётся за волной крутой волна,
Даруя шанс прочувствовать сполна
Хмельную неизведанность полёта.
 
Но в книге мудрой Бога-патриарха
Расписана для каждой жизни квота,
Всё счислено: от солнца и до кварка.
(с) (не с ЧХА)
 
На мой взгляд, автору вполне по силам венок доработать. При чтении приходилось перескакивать через некоторые «барьеры».
Это касается строк, в которых отсутствует внутренняя цезура.
Вот пример:
Сознание людей /на шарике «Земля» - !
Играет в полусне /немыслимым узором, - !
Как жаль, что ничего/в нём различить нельзя: - !
Вздремнувший разум стал /на время фантазёром… - все цезуры слышны
 
Светодиодами мигает ноутбук – нет цезуры
В полночной мгле, «в коннекте» с интернетом, - сдвиг цезуры
Да сквозь растущий на /окне зелёный лук – нА - плохо
В окно глядит Луны /затёртая монета… - цезура на месте
 
Есть и другие катрены с такими недостатками.
К сожалению, немало в сонетах неточных слов, которые влекут за собой и огрехи в стилистике. Я нашел такие ошибки:
Паря в безбрежной протяжённости миров,- паря жил на Земле – стилистический огрех
Жил на Земле поэт. Во что-то слепо верил,- во что-то - невнятно
………………………………………….щерил – плохая рифма.
Поганить душу за наркотика щепотку! – корявая инверсия
 
Не смел, не мог - робел… Но слышал звон чудесный – что звенело?
Почуяв наконец, что полной грудью дышит – почуяв – грубо и неточно
Но если веришь – знай, что Отче правый слышит – очень «в лоб», лучше говорить о вере
Всех нищих духом. (2) Пусть безмерно далеко – «висячий» переход
И рухнет царства Тьмы ужасный бастион!.. - оборонительное сооружение вряд ли ужасно
И сутьсвою в тиши являла Весть Благая – весть – это и есть суть. Благовест в тиши?
Проникновением таинственным извне.- эротичная двусмысленность
Впусти в свой Храмнауку и искусство – в душу, нет «своего Храма»; науку-и-искуство
Но эволюция не терпит перифраз(3)
Во время грозных бурь великих пертурбаций. (4)- перебор терминов-варваризмов
«в коннекте» с интернетом - Интернетом
Планета в ночь летит - юлой вокруг светила,
Но отчего же так печально, сиротливо?.. – как-то не вяжется «печально-сиротливая юла»
Камлает (7) ось её - невидимую жердь…- молит ось? И путаница
воздушной атмосферой - тавтология
Торит(8) начала дня невидимый курсив. – торит курс, или рисует курсив
энергий на себя,
вливается слеза…- сонет требует точных, звучных рифм
Боль белый альбатрос уносит за моря, - моря-бытия - нерифма
Летя вдоль хрупких стен сосуда бытия – сложно представить
«Братишка списан», обронив слезу скупую…- разг. стиль, «слезу скупую» - штамп
Но, может, братцы,мы не вовремя посмели – тоже; «не вовремя посмели» - стил. огрех
Всю ночь считает, бдит недремлющее око! – считает око?
Наигранность плохой игры дивертисмента – сонет запрещает повторы слов, а здесь однокоренные в одной строке: «наигранность игры»
Ни козочек, ни тёлки; - разнобой в числе, но терпимо
В столичных городах - насилие и смог… - разные понятия, стил. огрех
Как не напиться вдрызг в тоске от безнадёги?- вдрызг, безнадеги, пьяни – сниженная лексика
От пьяни и воров как возвести форпост?!- не форпост, ищите слово
Я не нашёл ответ - ни сердцу, ни уму…- не нашел ответа
Не отыскал дорог безоблачных и гладких,- «безоблачных» не согласуется с «гладких»
 
Но коль наш разум осознает суть момента-
Мы потеряем результат эксперимента… - сентенция ключевая, но невнятная. Разве разум должен пребывать в бессознательном состоянии?
 
И как бы «внешние» идеи ни блестели, - оч. плохо
В галактике моей – песчинке звёздных троп, - как это?
……………………………………..играют в нарды
Живые существа… Нас можно втиснуть в гроб, - коряво
 
В этом сонете автор открывает нам смысл бытия:
XIII
 
Нам тяжкий крест нести: нам предначертан путь -
Однажды мы пройдём под сводами Портала
И разумам иным свою откроем суть
Под грандиозный гимн Вселенского хорала
Познаем новый мир, расширим кругозор,
Вступив в Священный Круг Больших Цивилизаций
-
На равных поведём спокойный разговор,
Отринув суету и грязь инсинуаций (11)
 
Ясно, что мы пройдем под сводами некоего Портала, под гимн таинственного Вселенского хорала и вступим в чудесный Священный Круг…
Но ни одно из этих понятий не объяснено, и в резюме «венка» загадок больше, чем отгадок.
И всё же автор призывает:
Мы – на передовой, мы – цель эксперимента,
На нас ложится вся ответственность момента…
 
На этом «венок» можно бы завершить. Сонет XIV
мне показался декларативным, с общими местами.
 
Заключительный «магистрал» мы рассмотрели вначале.
 
У меня есть уверенность, Михаил, что венок вполне можно доработать. И он заиграет более яркими красками.
Для разрядки и поддержания оптимизма завершу сонетом-шуткой:
 
Леонид Цветков
1.
Привет, дружок, давненько не видались!
Как пишется-живется? До сих пор
Стишками женщин балуешь, на спор
Пленяя их словами "выси", "дали"?
 
Как в юности, поди, метафорист,
Все познаешь, по-прежнему, в сравненье?
Но что омары лучше, чем пельмени,
Еще вопрос. И он уже повис:
 
"Не вдарить ли чего за нашу встречу?"
Сухи слова, а значит и стихи,
И лучше их смочить полусухим!
...Пишу ли сам? Примерно так отвечу:
 
Поэзию терплю за то, что с ней
Кажусь себе моложе и умней.
 
 
Верный боец Когорты Критиков
Николай Бур
Copyright: Николай Бурмистров, 2013
Свидетельство о публикации №312916
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14.11.2013 15:17

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Алексей Алексеев[ 21.01.2014 ]
   Только одно замечание. У нас традиционно создателем формы английского сонета считается граф Сюррей. Сами англичане не так категоричны и считают, что у истоков английского, или шекспировского сонета стоит также старший современник Сюррея Томас Уайет. Во всяком случае Английская Википедия так пишет об этом: "Wyett was the first to use the form we now call the Shakespearean Sonnet" - "Уайет был первым, кто применил форму, которую мы теперь называем "шекспировским сонетом".

Бери пример с наших!
Игорь Крапивин.
Год быка
Поёт Андрей Разин,
основатель группы "Ласковый май"
Наши новые авторы
Виктор Сюрдо
Спроси меня…
Кабинет критика
Яна Кауфмана
Кабинет критика Евгения Мирмовича
Кабинет критика
Ольги Уваркиной
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Билеты и значок МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Организация конкурсов и рейтинги
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Региональные отделения МСП "Новый Современник"
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"