На фестивальной площадке Дома творчества «Медвежий угол» (г. Рязань) открывается Международный литературный фестиваль «Поэтическая республика-2019». Приветствуем его участников!
Семейная реликвия Александра и Павла Баршак, известных деятелей кино
Послесловие автора








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Репортаж с Фестиваля
"Поэтическая республика-2019"
Выступление организатора фестиваля Дмитрий Шашкина
Новогодний конкурс
"Самый яркий праздник года-2020"
Информация и новости
Кабачок "12 стульев" представляет
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Елена Николаева
Объем: 8840 [ символов ]
Рецензия на рассказ Татьяны Куниловой "Искусство выживания"
Уважаемый Суд, господа присяжные!
 
Перед нами – очерк не очерк, эссе не эссе, рассказ не рассказ, зарисовка не зарисовка... а что? Впрочем, как оказалось, определение жанра – лишь один из многочисленных вопросов, которыми задавались уважаемые присяжные во время процесса над «Искусством выживания». Несмотря на то, что автор четырежды выходил на сцену и терпеливо объяснял суть своего творения, некоторые камешки преткновения так и остались несобранными, и автору предстоит найти ответы на глобальные вопросы дотошных присяжных для того, чтобы вымостить в итоге дорогу к истине:
 
1. Может ли санитарка со стажем заниматься самолечением по системе Малахова?
 
2. К какой награде следует представить автора за смелость, проявленную в преддверии депутатских выборов?
 
3. Знает ли бабушка термин «оптовый рынок» и можно ли дошагать туда пешком?
 
4. Можно ли из зонтика сотворить спицы и сколько лет понадобится для вязки модного шарфика?
 
5. Можно ли доверять показаниям свидетеля, учитывая его более чем сомнительное происхождение и несомненную склонность к злоупотреблению спиртными напитками?
 
6. Следует ли включить в повествование инструкцию по использованию купола зонтика для защиты хрупких цветов от крепких морозов и в качестве прикрытия от надоедливых дачных мух?
 
7. Нужен ли бабуле протез или обойдётся мостиками?
 
8. Для чего бабуле проездной, если она трамваем не пользуется, а ходит пешком?
 
9. Возможно ли бидончиком с пятью литрами кислого молока обстучать все коленки?
 
10. Не помешают ли арифметические расчёты, приведённые автором, читателям с Украины, из Белоруссии и других республик сосредоточиться на главном?
 
11. Рассчитывал ли автор вызвать слёзы жалости, сгущая краски и скрывая от читателя бабулины накопления на чёрный день?
 
12. Насколько хорошо человек, принявший клятву Гиппократа, разбирается в правительственных льготах для пенсионеров с больными зубами?
 
13. За что пенсионеры Курской губернии получают субсидии; не пустить ли бабушке студентов на постой и куда делись заныканные старушкой 900 неучтённых рублей?
 
14. Каково общее число ошибок в пикулевском «Баязете», учитывая, что количество страниц равно 762-ум, количество ошибок на страницу - около 17-ти, а муссоны равны пассатам?
 
15. Стоит ли автору обратиться в районную газету, представив данное произведение как открытое слёзное письмо неимущих старушек, предварительно сократив текст до 1600 знаков с пробелами?
 
16. Можно ли быть одиноким при наличии детей и чего не хватает бабульке для более выпуклого образа?
 
17. Существует ли различие между мужчиной и женщиной в странах Запада и действительно ли некоторые присяжные думают, что бабкам за границей живётся слаще, чем на Соловецких островах?
 
18. Сколько стоит доброе слово в адрес Чубайса и каков был курс пистоля во времена д’Артаньяна?
 
19. Какие последствия вытекают на читателя во время примерки образа бабушки на себя?
 
20. Следует ли, наконец, заменить эпитет «полупрозрачная» на более понятный читателю «полупергаментная» и не покажется ли такое описание попыткой ещё больше разжалобить достопочтенную публику?
____________
 
Если кого-то интересует моё мнение, с радостью поделюсь: меня вполне устраивает авторская работа в том виде, как она представлена. Написано не сухим канцелярским языком, не жалостливо-стыдящим тоном, не от имени автора и всех неимущих старушек, а с выдумкой, без лишнего давления на психику и хорошим языком – с учётом лексики простого немолодого человека деревенской закалки, озабоченного ежедневными сражениями с экономическими трудностями и радующегося своим маленьким победам.
 
Жанр работы действительно определить сложно. Но вряд ли кто-то сможет оспорить право на жизнь совершенно ненаучного, но мудрого изобретения создателей сайта, самого неопределенного из определений литературного жанра (простите за двойную тавтологию): «просто о жизни». Существует же у нас поэтический жанр, именуемый «Стихи, не вошедшие в рубрики» - так почему бы не воспринимать «Просто о жизни» как его эквивалент для прозы?
 
Сюжет выстроен исключительно логично. Вы посмотрите внимательно: ведь каждая бабушкина мысль рождается не сама по себе, не хаотично, не потому, что автор пожелал включить как можно больше информации о бедствующих стариках – нет, каждая мысль является следствием предыдущей.
 
- Увидела трамвай – подумала о том, что спешить некуда, да и полезно это – пешком ходить.
- Упомянула мысленно рынок, цены, рассчитанные на покупателя со средним достатком – вот и про свой достаток нам сообщила.
- Увидела бутылку, подобрала, подумала о том, что дома отмоет, сдаст «десяток бутылок – и есть на что купить хлеба» – и тут же разговор переходит на хлеб, на корочки да горбушки.
- Корочки не по зубам – вот и стоматолог вышел во всей своей красе, и цены на его услуги узнает читатель, и про льготы пенсионерам.
- Взвесила сумку в руке – не тяжело ли – и тут же порадовалась сумке своей, которую сама сшила из старого зонтика.... И так далее.
 
То есть я пытаюсь донести мысль о том, что эта логическая цепочка действий и мыслей героини – не случайность, не совпадение, а очень хорошо продуманный автором план построения рассказа.
 
И Малахов, вызвавший негодование некоторых присяжных, очень кстати и ненавязчиво появляется время от времени: он – связующее звено, как же можно этого не увидеть! Всё, что не может купить/получить старушка, компенсируется её верой в чудеса народного целителя, с экрана телевизора бесплатно раздающего советы таким, как она.
Заметьте, бабушка не глупая, она пользуется лишь тем, что ей действительно подходит: Малахов говорит про физические упражнения – вот она пешочком и ходит. Малахов рекомендует на ночь простоквашу – вот она сейчас её и заквасит. Фигура Малахова – знаковая в этом тексте. Хорошо ли, плохо мы к нему относимся, но ничего лучшего нашим пенсионерам предложить, к сожалению, не можем.
 
Название очень ёмкое, значимое и исключительно подходящее. Автор не ставит своей задачей разжалобить читателя, даже не пытается призвать его к действию, а, скорее, желает показать своё восхищение этими бабушками-дедушками,¬ которые всю жизнь работали, вышли на заслуженную пенсию и, вместо беззаботной старости, вынуждены на всём экономить, чтобы свести концы с концами. И сводят! Оттого и называется рассказ «Искусством выживания», что в нём вы найдёте массу хитроумных способов народной экономии, придуманных пенсионерами. Погодите, уважаемые, быть может, когда-нибудь и нам их хитрости пригодятся :)
 
Несколько замечаний по тексту в помощь автору. Их немного.
 
1. Посмотрите первые три абзаца: там слишком много слов с корнями «шаг» и «пеш» - все сшешат и все шагают. Желательно часть их заменить синонимами.
 
2. «если бы не сад да огород, выжила ли бы» – неблагозвучно: ла-ли-бы. Попробуйте проговорить предложение вслух – труднопроизносимое -ла/ли следует исправить.
Кстати, о саде-огороде: а откуда у бабули сад-огород? Она же в городе живёт, в квартире, так? У неё что, дача есть? Ей-богу, я этого не поняла, а вопрос задать забыла, так что попрошу после процессов в Курилку, дорогой автор, с ответом за содеянное. :)
 
3. Меня несколько смутило и озадачило, как удалось хрупкой бабуле дотащить до дому не только тяжеленную сумку с покупками, но и... пятилитровый(!) бидон молока. "Надо купить литров пять", - рассуждает в рассказе бабушка. Думаю, автору следует заняться небольшим перерасчётом и вспомнить полупрозрачность своей героини. :)
 
4. О другой арифметике. Желательно цифры заменить числительными – в тексте некоторый разнобой. Но сами расчёты – ни в коем случае не убирать, ни в коем случае! Какая разница, что цены меняются. Какая разница, что в разных регионах они разные. В этих расчётах есть величина, которая помогает увидеть бабушкины расходы даже тем, кто называет другие цены или живёт в далёкой загранице: сумма её пенсии. Зная эту величину, несложно сравнить бабушкин доход с расходом, и момент этот в рассказе очень важен, без него нет чёткой картины. Заметьте, цифры выведены не бухгалтерски сухими столбиками, а очень естественно, искусно вплетены в мысленную речь старушки.
 
Сами же расчёты, во-первых, важны для тех, кто действительно хочет понять, как эти люди живут, а во-вторых, пригодятся потомкам: сравниваем же мы цены, скажем, десятка яиц за рубль тридцать с нынешними? Глядишь, в недалёком будущем и эта незатейливая бабушкина арифметика пригодится, для сравнения. Не убирайте, очень вас прошу.
 
5. Там прошу, а здесь – настаиваю: вычеркните последние два предложения. Рассказ должен (обязан!) заканчиваться на этом: «Сейчас разольет молоко по банкам, отмоет от этикеток подобранные бутылки и сядет смотреть любимую передачу. Сегодня Малахов обещал рассказать, как изгонять камни из почек...» Всё!
 
Copyright: Николаева Елена, 2011
Свидетельство о публикации №272481
Copyright: Елена Николаева, 2013
Свидетельство о публикации №312727
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.11.2013 01:45

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Фотоальбом Фестиваля "Поэтическая республика-2019"
Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Энциклопедия "Писатели нового века"
Готовится к печати
Избранные
произведения
Книги в серии
"Писатели нового века"
Справочник писателей Зарубежья
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов