Приглашаем к участию в Литературном конкурсе коротких прозаических миниатюр! Конкурс организован при участии кабинета литературной критики Яна Кауфмана.
Кабачок "12 стульев"
Cпасибо за секс!
Блиц-конкурс нашего Кабачка








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Дежурный критик Ян Кауфман
Кабинет критика
Диалоги с критиком. Вопросы и ответы
Литературный конкурс
Буфет. Истории
за нашим столом
ТАВТОГРАММА - ДВУБУКВИЦА
МСП "Новый Современник" представляет
Марина Соколова
Хотела посвятить любви стихи
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Елена Николаева
Объем: 10123 [ символов ]
Рецензия на рассказ Марии Гринберг "Волчица"
Мария. Я к вам с добром. Потому - не обижайтесь.
Согласна с предыдущими рецензентами в том, что вам действительно удалось вызвать «бурю чувств и эмоций». Однако, боюсь, во мне рассказ затронул не те эмоции и не те чувства, на которые он рассчитан. Второй день задаю себе вопрос: Что не так? Почему ты не возмущена варварством фашистов? Отчего не вызвало в тебе прекрасное повествование должной ненависти, презрения и восхищения – соответственно: к жестоким фашистам, к подлому предателю и главной героине, - отчего?
 
А вот не верю. Не верю в достоверность... нет, не событий - сюжет как раз выглядит вполне реальным. Недоверие, пожалуй, вызывают, во-первых, нестыкующиеся факты; во-вторых, перегруженные деталями сцены ужаса.
 
Начну с фактов.
Волчица и её возлюбленный на момент повествования «встретились чуть больше года назад». Это настораживает моментально. Любая женщина, читающая рассказ, тут же подсчитывает: аха, если события происходят в августе («дождливой августовской ночью самолёт пересёк линию фронта»), значит беременность обнаружилась где-то прошлогодним июнем-июлем.
Ну хорошо, допустим, Инна очень сильная женщина и вполне могла после родов прыгать с парашютом, пробираться сквозь болота и выполнять различные боевые задания. Предположим. Но ведь до этого были ещё и целых девять месяцев вынашивания ребёнка, не так ли.
Всю беременность Инна находилась в рядах разведчиков – ну да, конечно, ведь иначе она бы просто-напросто потеряла квалификацию. А это значит, что все эти долгие месяцы она продолжала заниматься тяжелейшими физическими упражнениями, наверняка участвовала в различных вылазках, проходила подготовку к основному заданию.
 
Мария, вы представляете себе, что такое физическая подготовка разведчиков?! Я уж не говорю о том, что во время выполнения заданий они не столько ходят пешком, сколько передвигаются ползком.
Ползком означает НА ЖИВОТЕ. Каким бы маленьким ни был живот беременной женщины – война или не война – он не позволит ей передвигаться ползком, чисто физически это невозможно! После пяти месяцев на животе даже спать нельзя, что уж говорить о ползании по земле.
 
Никакие дальнейшие объяснения этого феномена не помогают – не верю и всё! Как женщина, которой довелось побывать в этом состоянии не однажды. Вчитайтесь в то, что вы написали – причём читая, всё время держите в голове образ беременной (вплоть до девятого месяца!) женщины:
 
«Выручала по-строевому стянутая портупеей литая фигура спортсменки, да и дочурка будто поняла опасность: лежала тихонько, норушкой свернулась за бронёй маминых мышц. Так же спокойно вела себя и под огнём – в ноябре (за три-четыре месяца до родов! – Е.Н.) во главе диверсионной группы Инна вылетала в тыл врага на очередное задание. Довелось ещё не рождённой Танюшке узнать и ночное десантирование, и изнурительное ожидание в засаде на мёрзлой земле, и короткий ближний бой, и отход через покрытое коркой льда болото».
 
До «изнурительного ожидания в засаде» Инне наверняка приходилось ползти - и вряд ли на спине - к месту этой засады.
__________________________
 
Далее. Если даже допустить, что наше командование выработало план дезинформации противника (что достаточно часто используется мировыми разведками) и послало Волчицу на явную смерть, остаётся вопрос: а зачем немцам нужно было устраивать весь этот, извините, маскарад? С ярким прожектором и выстрелами из темноты.
 
Зачем ИМ нужна была ненависть к Инне расстреливаемых людей? Им-то какая разница? Или они в это время заботились о своём имидже? А может, им стало скучно воевать и возникло желание поставить на местной сцене спектакль? Или Инна была такой важной шишкой, что её опороченное имя могло сыграть большую роль в формировании сознания советских людей? Или у них была договорённость с советским командованием по проведению операции? Так зачем? Я ответа не нахожу. Вернее, его мне подсказывает логика, но он мне не нравится.
________________________________
 
Недоверие вызывают и сцены ужаса. Парадоксально звучит, но именно искусственность натурализма заставляет усомниться в его достоверности. Вы так увлекаетесь (простите за глагол, не соответствующий рассказу о Великой отечественной войне) описанием жутких подробностей, что невольно задаёшься вопросом: зачем их так много? Не «зачем автор описывает страшные детали смерти людей», а именно «зачем их так много», этих подробностей. И в конце концов начинает брезжить совершенно немыслимый ответ-полувопрос: а не испытывает ли автор (вновь прошу извинить меня, Мария, но я так чувствую) удовольствие от самого процесса – процесса воздействия на сознание читателя, процесса ради процесса?
 
Цитата из текста:
 
«Шипастой подковой раздавлена левая грудь, втоптана в кровавую кашу русая волна. Гранёные от вздутых мускулов, глыбами шершавого камня раскинуты перешибленные ноги. Две сплошные мозоли – исколотые стернёй ороговелые ступни молодой жницы. Мокрое костное крошево изувеченных коленей, раздёрганные клубки сухожилий и нервов. Бесстыдно заголены, выгнуты в смертной борьбе могучие бёдра родильницы… и змеями вгрызлись в неприкосновенно белую атласную кожу уродливые рубцы: ещё не успели зажить следы недавнего истязания.»
 
Потрясающе выписано. Отлично. Но... зачем? Какова цель? Ведь это не единственное описание в тексте, их – очень много. Слишком много. Чересчур.
__________________________
 
Это не всё.
Мария, мне кажется – да нет, я просто уверена – что линия предателя, Дмитрия Сенина, также не до конца продумана вами. Взять хотя бы то, что сомнительным представляется его чудесное спасение, последующее выживание и присуждение звания героя партизанского движения.
 
Первыми его расстреляли бы немцы. А если бы не успели, то – свои. Участников ТАКИХ операций не оставляют в живых, даже не стану пояснять свою мысль, это и ребёнку понятно. Тем более, что имя Волчицы стало синонимом предательства, а он – единственный свидетель её истинного героизма.
___________________________
 
Ещё один вопрос. На кого рассчитан рассказ?
 
Если на юное поколение, то несомненно нужно вырезать почти все натуралистические подробности: прорванные животы, растекающиеся мозги, осколки размозжённых костей и пр. Несомненно – потому что маленькому разуму такие стрессы не нужны, да и не под силу ему прочувствовать и понять эти детали.
 
Помню, в детстве одной из моих любимых книг о войне была «Момент истины» Владимира Богомолова. Подвиги капитана Алёхина, разведчиков из его группы - Таманцева и Блинова, вызывали огромный интерес, хотелось им подражать, и я не раз перечитывала книжку. Однако снились мне в то время не смелые разведчики, а... образ страшного людоеда, убивавшего своих товарищей для того, чтобы выжить, не умереть с голоду. Причём, заметьте, тема каннибализма во время войны автором едва затронута, лишь коротко упомянута, без шокирущих подробностей. Но и этого было достаточно для воздействия на детскую психику.
 
Если же рассказ рассчитан на взрослого читателя, то... не стану повторяться, см. выше. Называть его сказкой, на мой взгляд, кощунственно – речь идёт не о мифах Древней Греции (к примеру), а о событиях, в которых принимали участие наши отцы и деды.
_________________________
 
Пару слов по тексту. Корректор вам точно не нужен – грамотно и чисто. А вот редактор – однозначно да.
 
- Тяжёлым прыжковым ботинком
Если «прыжковый ботинок» – специальный термин, то замечание снимается.
 
- Намётанный взгляд (намётанный глаз, не взгляд)
 
- Опять-таки, я могу ошибаться, но почему-то удивило описание внешности Линн:
ёжик рыжих волос, нос крючком, круглые зелёные глаза.
То есть полная противоположность голубоглазым светловолосым арийцам. Да и имя Линн скорее английское (шведское, датское), чем немецкое. Если я неправа, специалисты меня поправят.
 
- Она сама не понимала, что произошло тогда?
Не нужен знак вопроса, это обычное придаточное предложение, не прямая речь.
 
- Прилипли к телу волглые ночные сорочки
Эпитет цепляет внимание, приостанавливает чтение. Здесь, мне кажется, лучше употребить нейтральный, например, сырые, влажные, мокрые, пропитанные влагой и т.п.
 
- Всё продумано, дерево, чтобы не было рикошетов.
У слова «рикошет» нет множественного числа.
 
- Потом я начну стрелять их
Можно стрелять в них или расстреливать их
 
- Расселся надвое раскроенный череп
Здесь либо опечатка, либо специально употреблён глагол «расселся», но я его не понимаю.
 
- Отпрянула блондинка, обезумев, вереща, как подбитый зайчонок,
Нет, блондинка – нехорошо. Слишком известный современной публике термин, мешает, останавливает.
 
- отводя глаза, отступают, овцами жмутся прочь.
Тут «прочь» не на месте. Либо «жмутся овцами, отступают прочь», либо вместо «жмутся прочь» - «жмутся друг к другу» или нечто похожее.
 
Уверена, что не всё перечислила, т.к. не ставила себе задачей редакторскую правку.
____________________________
 
В заключение. Мария, вы находите совершенно удивительные слова для описания мирных сцен. Да вот хотя бы этот отрывок:
 
Проснулся младенец на руках заложницы – молоденькой, тонкой, похожей на паренька-подростка. Не местная: смуглое горбоносое лицо, охапка вороных волос, кручёных, как стальная стружка. Сторожко, дичась, поблёскивают влажные угольки из-под бархатной завеси пушистых ресниц. Но одета по-здешнему – просторная белая рубашка с вышивкой и длинная, по щиколотку, юбка-запаска из небелёного домотканого полотна. Наверное, и не ложилась, не сомкнула глаз у колыбельки?
 
Мне представляется, что вашей задумкой было противопоставить эти чудесные мирные картинки тем, другим, страшным, с неменьшим мастерством вами выписанным. И я, собственно, ничего не имею против. Но, Мария! Вы переборщили. Сцен насилия так много, они настолько излишне пестрят подробностями, что эффект получается обратный – возникает мысль о нарочитости использования жестоких сцен, и это лишь вредит восприятию.
 
Помните? Я к вам - с добром. Если моё несколько неординарное и отличное от других видение и, возможно, неадекватное восприятие вашей работы в чём-то поможет, буду рада. Несомненно ваша, Лена
 
Copyright: Елена Николаева, 2010
Свидетельство о публикации №248384
Copyright: Елена Николаева, 2013
Свидетельство о публикации №312724
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.11.2013 01:39

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Бери пример с наших!
Игорь Крапивин.
Год быка
Поёт Андрей Разин,
основатель группы "Ласковый май"
Наши новые авторы
Виктор Сюрдо
Спроси меня…
Кабинет критика
Яна Кауфмана
Кабинет критика Евгения Мирмовича
Кабинет критика
Ольги Уваркиной
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Билеты и значок МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Организация конкурсов и рейтинги
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Региональные отделения МСП "Новый Современник"
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"