Литературный конкурс "Явление Мастера" представляет
Владимир Бобов
Былое превративши в вечность...









Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискусии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Возвращаем дежурство по порталу
Наши хроники и ваши вопросы
Явление Мастера. Положение о конкурсе
Заявка на признание
Открытие года
Буфет. Истории
за нашим столом
ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?
Смеяться право не грешно
Семен Губницкий
К практике литературы: культурные мемы и словесные клише
Союз писателей представляет
Николай Риф
Счастье как воздух
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль

Размышления
о литературном труде


Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Фонд содействия новым авторам имени Надежды Сергеевой
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Игорь Дмитренко
Объем: 4969 [ символов ]
РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение Ирины Бжиской "Танцует летний дождь..."
«Богат и могуч русский язык!» – намеренно пытаюсь иронизировать заезженным крылатым выражением над названием стихотворения "Танцует летний дождь...", таким же загнанным от многократной эксплуатации… Поисковик выдал тысячу употреблений в стихах «танцы дождя» и полтысячи - «танцы дождя на крыше»… Штамп – это серьезная стилистическая ошибка!
Но прежде надо поговорить о лирических образах, рожденных на лоне дождливого пейзажа. Теплый летний дождь в корне отличается от своих собратьев иных сезонов, и восторженное повествование вполне уместно и оправданно: он «танцует на крыше», воспроизводит «музыку», в сопровождении грозы. Ей (грозе) отдано центральное место в данной работе, и… автор, в этой части, неоправданно смещает повествование к множественному лицу: «Её мы ждали так…». Сразу скажу, что от этого теряется субъективизм описания. Рассказ от первого лица более эмоционален, воспринимается, как правдоподобное свидетельство очевидца. И потому: «Не верю!» – уже, по традиции, всплывает «крылатка».
Однако продолжим. На очереди структура стихотворения.
Автор широко использует эпитеты, метафоры, сравнения, лишь одна пара строк оказалась обделена изобразительным средством и выглядит отчетом о проделанной работе:
«смывает с крыш и стен,
и с тротуаров пыль».
Стих написан без разбивки на строфы, шестистопным ямбом, закамуфлированным в трехстопный путем деления полновесной строки на две части. Отсутствие внутренних рифм ставит под сомнение необходимость в подобной дислокации букв, хотя авторское право – командовать в пределах собственных работ – было, есть и будет незыблемым.
 
Танцует летний дождь…..на старой рыжей крыше.
И ритмом кастаньет……...она гудит в ответ.
А музыка дождя…………то громче, то потише.
И гром, как барабан,…….альтернативы нет.
 
Ритм стихотворения, так же, как и перекрестный способ рифмовки (АВАВ), остался у меня без нареканий… Скучно)))
Также не могу сказать ничего плохого про все шесть пар рифм. А две пары:
Пузыри – не говори;
Пыль – в утиль, – даже понравились.
Нет, пожалуй, скажу: «крыше – потише»…
После написания шедевра «тише, тише – кот на крыше» эта пара автоматом перешла в разряд банальных.
Стучусь в следующую дверь, с табличкой: «Ее величество Стилистика с изобразительно-выразительным окружением».
Открываю. Долго хожу, внимательно всматриваюсь в детали. Ищу соответствие с королевским размахом и – не нахожу. Отчего теряется красноречие, и построчному разбору достается сухой канцелярский язык.
«Танцует летний дождь
на старой рыжей крыше» – Танцующий дождь – Штамп!
 
«И ритмом кастаньет
она гудит в ответ» – кастаньеты не гудят.
 
«А музыка дождя.
то громче, то потише» – слабые места – союзы в начале строк: «И», «А», «И» – всё во имя ритма.
 
«И гром, как барабан» – гром, как удары в барабан.
«альтернативы нет» – без смысловой нагрузки.
 
«Ах, летняя гроза -
прекрасна и желанна» – немало людей, которые грозы боятся. Необходимо указывать: для кого гроза прекрасна и, особенно, желанна.
«смывает с крыш и стен,
и с тротуаров пыль...» – получается гроза смывает пыль, а не дождь.
 
Отсутствие художественных приемов.
«Её мы ждали так,
как ждут небесной манны» –«как ждут (ЧТО? В.п.) небесную манну»
«готовые жару
навеки сдать в утиль» – в утиль ничего навеки не сдается, всё идет на переработку.
 
«От водосточных труб
вода бурлит рекою...» – банальность: «река после дождя»
 
«поющие ручьи...
на лужах - пузыри...» – два пропуска слов: но если во второй строке тире как-то сглаживает отсутствие сказуемого, то в первой многоточие обрывает рассказчика, претендующего говорить стихами.
 
«Растёкшийся озон -
объятие хмельное...» – пропуск слова. «Растёкшийся озон - ЭТО объятие хмельное...» или «…напоминает объятие хмельное». Со вставленными словами, на мой взгляд, звучит многозначительно, в том числе, и «объятие собутыльников с вопросом: «Ты мене уважаешь?»
 
«что тут не говори!» - последняя строка является устойчивым выражением. «Как ни крути», «куда ни шло» и т.д… Заметили? Везде работает правило написания частиц «не-ни», а у моей подопечной работы оно отдыхает). Однозначно: для усиления утвердительного смысла в придаточных предложениях перед глаголом пишется «НИ»
К тому же, это выражение выбивается из ритма, так как оно устойчиво употребляется с двумя ударениями: «ЧтО тут ни говорИ», т.е. на первый и последний слоги, что противоречит ритму этой работы, и ударным оказывается местоимение «тут»: «что тУт ни говорИ», «что тАм ни говори»…
 
Ну, ладно. Погостили с погромом и будет. Сами приглашали, автор. Но не я виноват, что мед с дегтем для употребления не пригоден.
При прочтении данной рецензии прошу учесть мой вздорный нрав и задранную планку спроса.
Может оно Вам и не надо?
Copyright: Игорь Дмитренко, 2013
Свидетельство о публикации №309509
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 16.09.2013 22:33

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Вадим Соколов[ 17.09.2013 ]
   Прочел с вниманием Вашу рецензию. Почти все написанное Вами - правильно.
    Однако, почему Вы не коснулись поэтичеких достоинств (или недостатков) стиха.
   Мне кажется, что разбор только технической стороны
   недостаточен для полного удовлетворения пытливого читателя.
    Повторюсь еще раз: рецензия мне понравилась.
   Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем Вы показывали бы что-то подобное.
   Может быть, скоро возобновит работу Коллегия Критиков ( пресловутая КК). Думаю, что Вы могли бы войти в эту коллегию.
   С уважением
   Вадим
Игорь Дмитренко[ 17.09.2013 ]
   Вадим, на мой взгляд, касание было – косвенное. Скорей всего, не в полной мере… Но я только учусь)
   С уважением
   Игорь.

Блиц-конкурс
Можно ли судить женщину...
Представляем нового члена МСП "Новый Современник"
Ольга Рогинская, Израиль
Чемодан. Рассказ
Приглашаю в мою клинику!
Любовь, любовь...
Любовь Пивник
Такая боль, такая жалость...
Представляем наших новых авторов
Ольга Патракова
Перевоплощение
Надежда Сверчкова
Наизнанку
Мы на YouTube
Владимир Мурзин
Офицерская рать.
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Наталья Килина
Разговор с душой
Читаем и критикуем.
Сайты наших авторов
Татьяна Ярцева
Презентации книг
наших авторов
Илья Майзельс.
Демоверсии. Занимательное чтение у райских врат
Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
 
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Коллективные члены МСП
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Организация конкурсов и рейтинги
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России