Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Светлана Васильевна Савицкая
Объем: 10228 [ символов ]
Никас
ВОЙТИ В ПРОСТРАНСТВО
НИКАС САФРОНОВ, МИРОСОЗЕРЦАНИЕ ТВОРЦА
 
«Ты станешь ничем! Золотым последним солнечным лучом. Глядя на тебя, каждый человек будет чувствовать необъяснимую тоску, поэты - слагать песни»…
И на глазах изумленной стражи бросилась цыганка из окна на крутые скалы. И с последним лучом солнца растворился принц, будто его не бывало. Постепенно пришло в запустение королевство. Люди разошлись кто куда, в поисках лучшей доли. Разрушился замок. Лишь на руинах во время заката появляется привидение, тоскливым лучом окрашивая все вокруг. Печален свет несбывшийся любви. В раках у него алая роза. А из глаз бегут кровавые слёзы».
Я бы давно забыла сказку «Золотой принц», но он рассказал мне свою.
Сказку своего детства.
Вечернее солнце щедро разливало тягучий мед заката, превращая обыденные вещи в фантасмагорию лучезарного янтарного свето-волшебства. Развалины замка манили загадкой. И Никас глядел заворожено на угасающее светило.
Потом много лет спустя, уже в Италии детство неожиданно сверкнуло таинством неразгаданности бытия. Вернулась та же видовая картинка. Разрушенный замок. Арка. Заходящее солнце. И Никас пошел на зов. Как в детстве. Но сквозь арки времен пройти оказалось невозможным, печально ухмыльнувшись на наивность человека, Вечность свернула пространство. И Никас сильно поцарапался о колючие шипы непозволительно распущенных роз.
Я глядела на картины Никаса Сафронова как-то отстранено, ползая мышкой по его следам в интернете, бродя по мастерской. Я искала Никаса. Но находила только следы. Отпечатки кистей и крыл, мыслеформ, проб и ошибок, поисков и побед. Это все было вчера. А сегодня?
Я глядела на фоторяды суетливого офиса, удвоенные зеркальной стеной, пока его помощники вели переговоры с многочисленными посетителями, в которых я просто затерялась. Иногда полезно бывает побыть песчинкой среди толщи песка. И снизу возвести вопрос:
Кто ты? Зачем так многолико предстал предо мною. Бог? Демон? Человек? Миф?
Никас многолик в своем офисе. Вот он на фото с Путиным. Вот с Софи Лорен. Вот он вместе с патриархом. А вот с другими знаменитостями, чьи портреты изображал. В ожидании беседы, я листала толстые цветные фолианты. И там тоже. Там было так много Никаса, что разобраться, где он настоящий, казалось невероятно трудно.
Я раньше была четко убеждена, что Никас – просто еще один подражатель Дали, пока не побывала в Фигейрасе в музее знаменитого экспрессиониста. Великий и ужасный Дали более прост в выражении символизма и менее понятен, как не может быть понятна нездоровая психика.
Работы Никаса скорее, ответный ход, продолжение сложносочиненного предложения без точки в окончании, но с запятой или многоточием. Нашумевший и скандальный уродец, циллюлитный слоник на длинных комариных ногах Дали превращается на картинах Никаса в длинноногих розовых фламинго. Яйца, украшающие усыпальницу испанского символиста, обретают в творениях Никаса вполне четкое значение многоглавости каменщиков «Шалтай-балтаев». А русская женщина, получившая в устах Сальвадора имя курицы Гала, ставшая для него ВСЕМ почти на 40 лет, и венчанная кистью художника титулами то королевы красоты, то Мадонны с младенцем, то ангела… разбивается в этюдах Сафронова на тысячи женских лиц – разных: красивых, пустоглазых, напряженных, расслабленных, сексуальных, надменно-печальных, а то и просто по-детски небрежно вырисованных… он раздевает их и наряжает кого в занавеси дождя, кого в монашеские ризы готических храмов, кого нежно баюкает на ветвях.
«…Я знал, что грешница, ты прости, но не каясь и не таясь,
Богом кто ее окрестил? Это я – Господи! Это я!»
Но Никас далеко не Дали. Он предпочитает не единственную и не неповторимую. Возможно, принцип его жизни – «перемена занятий – лучший отдых». Его молитва, прежде всего – труд. Кубизм, иконопись, бутофорство, графика – не важно, в какой технике исполнена работа. Он выкладывается. Создается впечатление, что лица просто налипают на его жизнь, как мухи на клейкую ленту.
Его мощную энергетику можно почувствовать, если случайно коснуться плечом. Это, без всякого сомнения, человек-донор. Живительная сила души брызжет через край. Не удивительно, что он всегда находится в окружении кровососущих потрясающих созданий. Слоники или фламинго – не важно. Длинными тонкими хоботками они кушают Никаса, присасываясь со всех сторон. Его много. Невероятно много. Так много можно ли быть одному человеку? А, может, он не человек, если получается «накормить пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек»?
- Каждый день – это борьба. И ты входишь в него с усталостью от ночной работы, но весь день бодр, потому что новая работа, как новый сон дает энергию новой жизни, - говорит мне он.
Его мастерская поражает творческими возможностями хозяина. О ней надо бы сказать особо. Дело не в оформлении самого интерьера, хотя и он заслуживает внимание. Главное: там, на ограниченных кусочках тканей, содержащихся в багетных рамках, ему удается с легкостью, как прямая линия, так и бинарная точка, как кривая, так и лента Мёбиуса. Из малой точки Никас может неожиданно развернуть пред эстетами коллажное пространство, так же как свернуть весь мир с его океанами, замками и храмами в рамку холста. Дали? Нет. Это уже Никас. Гонселвес? Немного. Скорее Эль Греко с элементами Мурильо. Но он может писать не хуже Рембрандта или Брюллова. И владеет потрясающей техникой портретной живописи и графики. Здесь в мастерской ты видишь промежуточные работы и удачные. Ключевые, как центры пересечения времен и возможностей и пробы мыслей. Никас символист и Никас философ одновременно ведет какую-то постоянную борьбу с Никасом-живописцем, пейзажистом и мистиком.
Интересны портреты, как женские и мужские, так и воображаемые. Присутствие в портретной живописи элементов архитектурных сооружений, пейзажей, цветочного и натюрмортного натурализма порою дополняет характер изображаемого лица. Почему лица а не портрета? Накас во многих работах не заморачивается детальной прорисовкой рук, ног, одежд. Он выхватывает главное – лицо, отделяя его от остального тела, раздевая душу до самых глаз.
Однажды в музее Сергиева Посада мне рассказали историю о хирурге, принявшем монашеский обет и по просьбе продолжающий практику. В их семинарию приехали космонавты и рассказывали, что они летали в космос и никакого Бога там не видели.
- Я тоже часто делаю трепанацию черепа и вижу мозг. Но никогда не видел там ума! – ответил им хирург.
Работы Никаса Сафронова прежде всего умны. Они, как тот самый стакан, который сначала камнями, затем песком, а потом водою наполнял философ, но так и не наполнил.
Итак. Стакан еще не полон. Значит, художник жив.
- Побольше мелких ошибок! – пожелал мне инструктор вождения, - рассказывает Никас, когда мы выясняем, много ли дыр от гвоздей оставил он в «заборе своей Жизни», - Невозможно родиться совершенным. Если не будет ошибок – не будет их осмысления, а значит, реализации творца.
Когда Никас говорит, речь его неспешна. Он заставляет глядеть на себя. Хотя все время хочется посмотреть вокруг - его кабинет, точнее, покои, обставлены, как в театре старинным реквизитом рыцаря. Кресла с резными перильцами впиваются в локти ушками львов. На балконе пищат птички. Развеваются полотнища флагов. Рядом – тоже старинной резной работы кровать, покрытая шкурой.
На каком-то этапе понимаешь, что все это лишь интерьер, одежда. Много лишних деталей. Символов. Слов.
Так, может, бренд Никас Сафронов просто миф? Просто сказочка такая для взрослых?
- «… и спросило солнце, уходя на закат: «Кто тут есть, чтобы продолжить мое дело?» «Я сделаю все, что в моих силах, Учитель» - ответила глиняная лампадка»… Никас, скажите, у вас есть ученики?
- Ученики?... Нет. Я надеялся, что сын станет моим продолжателем. Я преподаю. Но нет…
Интересно получается. Дали тоже не хотел, но кстати сказать, не только учеников, но и детей. Он считал, что не может быть второго Сальвадора Дали!
А еще мы говорили о Махатмах и мудрости древних. Они утверждают, что нет прошлого, потому что оно уже прошло, и нет будущего, потому что оно еще не наступило. Самая высокая точка на земле, та, на которой ты стоишь. И самый главный – тот, который сейчас пред тобою, ибо именно он скажет тебе самое главное на эту минуту!
- Нет. - Ответил мне Никас. - У каждого – своя мудрость! Амар Хайям призывал в своих произведениях к распутству и пьянству, но сам был великим тружеником, философом. Он пахал!
И вспомнила я сказку «Дракон-Зверобой» о том, как принцесса во время брачной ночи с драконом попросила его кожи сбрасывать одну за другой. И когда он сбросил девять кож, обмакнула она розги в молоко, и стала бить нещадно, пока девять розог не сломала. А потом в девять рубашек нарядила и утром обнаружила в постели прекрасного принца…
Забавно получается, из 23 намеченных вопросов для интервью, промежуточного времени между съемками и покупателями нам хватило всего на 9!
Хорошее число. Оно дало мне, наконец, ответ на вопрос, ибо, как сказывал Платон в диалоге «Парменид или Об идеях», «Все выстраивается через сверхсущие единицы непознаваемых богов, по сути через числа, к сущим, то есть, умопознаваемым Богам».
Итак. Девятка – число человека. Девятка сходна по форме со сперматозоидом. Девять месяцев эмбриона. Сложение загадки сфинкса. Через 9 сфер при рождении пробивается организм.
Раздевая Никаса вопрос за вопросом от всех листьев капусты, накрученных на имидж художника желтой прессой, я в итоге совершенно тупо обнаружила трудоголика.
Откуда же столько сил для такого объема работы и общения?
Одна из постоянно встречающихся тем – прозрачные шары, имеет живой факт из жизни. Когда художнику было года три, они с шестилетним братишкой ночевали на сеновале. Началась гроза и к ребятишкам подлетел прозрачно-голубой светящийся шар. Никас хотел подойти к шару, но брат дернул его, и они побежали. Шар преследовал, пока они не закрыли за собою двери. Произошел взрыв. И на двери образовалась вмятина.
Шары, эти энергетические сгустки, теперь постоянные жители полотен художника.
Что это? Молнии? Шаро? Гало? Как в сон, они органично входят в выдуманные пространства, с любопытством глядят из них на вас. И не понятно, кто зритель.
Я поднесла ладонь к одному из них. Тёплое!
 
20 июня. 2012г. Москва
Беседу вела Светлана Савицкая
Дата публикации: 01.07.2013 20:38
Предыдущее: ХимичевСледующее: Арбатова

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 01.07.2013 ]
   Светланочка Васильевна, здравствуй, дорогой мой человек!
   Как правильно, что ты представила нам еще один взгляд на творчество выдающегося творца Никаса. С Никасом я лично не знаком, но картины его видел. Меня всегда привлекало его творчество добротой, смелостью, масштабом, фантазией, великолепными деталями, страстью и смирением. В прошлом году я стал счастливым обладателем подарочного альбома «В поисках Шамбалы». Это плод совместного творчества Никаса и Верочки Хамидуллиной, дорогого мне человека. Вера подарила мне альбом 30.10.2012 в Москве в ЦДЛ. Соединить творчество двух известных творческих людей оказалось великолепной идеей. Не могу оторвать взгляд от полюбившихся сюжетов из картин Никаса: Серия Ангелы …, Серия – Девушки …, серия – Капли …, Бумажные люди, В гостях у Шамбалы, Волшебный взгляд, Идущий по тонкому небесному канату, Две протянутые руки в интерьере, Таинственный лес, Тайна леса. В картине с рутинным названием Утро потрясает взгляд девушки. Как много в нем жизни, мудрости, печали. Поэзия Веры мне всегда была близка. Теперь я читаю Верочкины шедевры, украшенные гениальными с тематическими иллюстрациями Никаса. Живопись украшает Слово. Слово возвысило Живопись. Объединенное творчество обогащает и просто потрясает читателя и зрителя. Лично для меня это было новым прочтением, как Поэзии Верочки, так и художественного творчества Никаса. Желаю им обоим новых сил для жизни и творчества.
   Светланочка Васильевна, сердечно благодарю за встречу с Никасом.
   Карен

Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта