Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Вадим Соколов
Объем: 7936 [ символов ]
Поэты Белого движения. К.К.Гершельман
К.К.Гершельман
 
Русский поэт, прозаик и художник прибалтийско-немецкого происхождения Карл Карлович Гершельман родился в 1899 г. в Одессе в семье военного врача, тайного советника Карла Львовича Гершельмана.
Окончив в 1916 году Одесский кадетский корпус, а в 1917 году Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, юный прапорщик был направлен на Юго-Западный фронт, некоторое время служил в гвардейской артиллерийской бригаде. После развала русской армии и заключения большевиками Брестского мира он поселился в Одессе у отца, поступив учиться в Новороссийский университет на отделение философии. К этому периоду относятся его первые поэтические опыты.
В 1918 году Карл вступил в Добровольческую армию, воевал на Южном фронте, в войсках Деникина, а затем Врангеля. Был командиром горного взвода в Кавказской кавалерийской дивизии, участвовал в Бредовском походе.
В июле 1920 года штабс-капитан русской армии Карл Гершельман эмигрировал в Югославию, затем возвратился в Крым. Эвакуировавшись вместе с войсками Врангеля в Галлиполи, провел там больше года; в марте 1922 года был произведен в капитаны.
В этом же году через Болгарию, Румынию и Польшу он добрался до Эстонии, где уже проживали два его брата. Жил в городе Нымме под Таллинном, трудился сначала рабочим на лесопилке, а затем чертежником в эстонском министерстве земледелия.
Появившееся свободное время Карл отдавал живописи и литературе. Талантливый художник, он с 1925 года оформлял книги, создавал эскизы театральных декораций, рисунки для тканей. Был участником художественных выставок в Тарту, Хельсинки, Киле, Кенигсберге, Любеке, Берлине; имел несколько персональных выставок.
Печатный дебют Гершельмана состоялся в 1927 году. Он публиковался в эстонской периодике, был участником Ныммеского литературного кружка, «Ревельского цеха поэтов», русского таллиннского литературного объединения, выступал с докладами, участвовал в литературной полемике. В статье «О современной поэзии», опубликованной в таллиннском альманахе «Новь» в 1933 году, Карл критиковал современную ему русскую поэзию за бессодержательность и формализм, призывая коллег перенести центр тяжести на философско-религиозное осмысление жизни, обратить внимание на экзистенциальные проблемы человеческого бытия.
Гершельман много читал; особенно привлекали его внимание Шопенгауэр, Мах, Кьеркегор, Бергсон, Ясперс, Фрейд, Бердяев, Франк, Достоевский, Толстой: из трудов каждого из этих авторов он делал подробные выписки.
Публиковался редко, без особой охоты, собственного сборника не составил. При жизни было напечатано только около десятка его стихотворений (в основном, в альманахе «Новь») и столько же рассказов. Ряд произведений был опубликован также в финляндском «Журнале Содружества» и французском альманахе «Числа».
После военного переворота Пятса-Лайдонера (1934) и усиления политики эстонизации Гершельман лишился работы в министерстве земледелия. Устроившись рисовальщиком на текстильную фабрику, он каждый день был вынужден вдыхать ацетон, в результате чего заболел бронхиальной астмой в тяжелой форме. С тех пор эта болезнь не оставляла его до конца жизни.
В мае 1940 года, накануне аннексии Эстонии Советским Союзом, Гершельман вместе с семьей выехал в захваченную Германией западную Польшу, куда власти Третьего Рейха направляли немцев-переселенцев из стран Балтии. Усилившаяся в этот период болезнь спасла его от призыва в гитлеровскую армию; годы войны Гершельман провел в Польше, работая чертежником в городском земельном управлении в г. Познани.
Идеям национал-социализма Карл Карлович не симпатизировал, однако, в силу своей этнической принадлежности к немцам, притеснений по службе не испытывал. В этот период он обратился к философской эссеистике; поскольку печататься было негде, писал «в стол». Здесь он создал свой фундаментальный научный труд «Философия ¼ часа».
Советские войска наступали, фронт приближался к Познани; на снисхождение бывший белогвардеец не мог рассчитывать. В конце января 1945 года Гершельман с семьей бежал в Западную Германию; перед отъездом он сжег часть архива, в том числе, и свой главный труд.
Поселившись в маленьком баварском городке Эйхштетте, Карл Карлович с супругой начали зарабатывать на жизнь кустарно-художественным промыслом. Астма усиливалась, Гершельман все реже выходил на улицу. Однако и в этот период он продолжал трудиться: иллюстрировал детский католический журнал «Ангел-хранитель, друг детей», воссоздал и перевел на немецкий язык свою «Философию ¼ часа». Однако опубликовать этот труд так и не смог.
В 1949 году в нью-йоркском «Новом журнале» увидела свет его историко-литературная статья «Тема «тайной свободы» у Пушкина».
Скончался Карл Гершельман в Эйхштетте в 1951 году.
В 2006 году в Таллинне вышла в свет книга его избранных произведений.
 
***
 
Мне кто-то подарил окно в весенний сад
И складки легкие оконной занавески,
И, сквозь окно в саду, отвесных сосен ряд,
Их бурые стволы в косом закатном блеске.
 
Взволнованно слежу, как медленный закат
Беззвучно клонится, огромен, чист и ярок.
О, неужели Бог когда-нибудь назад
Свой удивительный потребует подарок?
***
 
Мы к этому дому, и к этой постели,
И к этому миру привыкнуть успели.
Но было — ведь было! — совсем по-иному:
Ни этого мира, ни этого дома.
 
И было чернее, но чище и шире
В том странно-забытом, дожизненном мире.
 
Боимся мы смерти, грустим о потере,
И все же влечемся к таинственной двери,
И все же тоскуем о странной отчизне,
О странно-забытой, дожизненной жизни...
 
Но дверь отворилась, взошли на крыльцо:
Нам черное, чистое дышит в лицо.
***
 
В единственном, но далеко не настоящем мире
Оранжев был закат.
В весело-алых сандалетах по квартире
Она прошла, и не придет назад.
 
Сижу, курю и жду. Закат вздымается всё шире.
Лишь через много лет
В несуществующем, но настоящем мире
Я развяжу завязки сандалет.
***
 
Не напрасно загорелось золотое,
Золотое, что мы жизнью называем:
Эти сосны, освеженные зарею,
Это облако с порозовевшим краем,
 
Эти ведра у колодца, с легким плеском,
С мягким плеском рассыпающие воду,
Гул трамвая за соседним перелеском,
Отдаленный перезвон по небосводу.
 
Из-за четкого вечернего покоя,
Из-за тучи над колодцем тонкошеим,
Из-за жизни наплывает золотое,
Золотое, что назвать мы не умеем.
***
 
Этот мир, где Пушкин и Шекспир,
Где зубная боль и поцелуи,
Где сижу я, удивленный, и слежу я, –
Этот странный, этот четкий мир…
 
Сам в себе, как в театральной ложе,
С каждым днем внимательней и строже,
Я слежу. Сравнительно большой,
Проплывает мир передо мной.
 
Проплывает отрочеством дальним
(Лодка над рекою и купальня),
Проплывает поцелуем у ворот
(Очень близкая река и рот),
 
И войною девятнадцатого года
(На рассвете рокот пушек по шоссе),
Папиросою ночного перехода,
Конской гривою в росе.
 
Проплывает этим садом и окном,
Лампою над письменным столом,
Этим стулом проплывает, торжествуя,
Где сижу я, удивленный, и слежу я,
 
Сам в себе, как в ложе театральной,
С каждым днем и строже, и печальней,
С каждым днем и чище, и нежней,
Из прозрачной глубины моей…
***
 
А самое главное? – вот что:
Я живу и жизнь хороша.
Утром солнце из сада, ночью –
Робкий шорох карандаша.
 
Кто-то вывел меня из потемок.
Поведет он меня и впредь
Жить доверчиво, как ребенок,
И доверчиво умереть.
 
И окончится всё, как надо.
Если надо – навеки спать,
Если надо – солнце из сада,
И стихи, и я сам – опять.
***
 
В далекой вечности, когда я стану Богом
И, наконец, сполна вселенную создам,
Я вспомню налегке, как по земным дорогам
Я брел беспомощно, растерян и упрям.
 
И я пойму тогда, сквозь ласковую жалость,
Зачем такой смешной, в штанах и пиджаке,
Стоял я у окна. И солнце расползалось
По лужам мартовским и по моей руке…
Дата публикации: 14.01.2012 18:57
Предыдущее: Ф.Н.БергСледующее: Обход дороги ищет

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта