Наши юбиляры
Татьяна Ярцева
Поздравления юбиляру
И это все о ней.
Информация к размышлению








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Читаем и критикуем.
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Конкурсы Клуба Красного Кота
Мой смешной любимец
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Галина Пиастро
Объем: 15418 [ символов ]
Блаженны миротворцы. Автор Мария Гринберг
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОКУРОРУ АНДРЕЮ ЖЕЛЬЧИЦУ
 
Блаженны миротворцы. Автор Мария Гринберг
http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&;m=3&vid =328248&project=529
------------------------------------------- -------------
Ваша честь! Господа Присяжные! Уважаемые Гости!
 
Сначала хочу поблагодарить вас за предоставленную мне возможность глубже ознакомиться с творчеством Марии Гринберг и вынести своё суждение о рассказе «Блаженны миротворцы».
 
Это небольшое, но многоплановое произведение стоит того, чтобы вдуматься в прочитанное, поразмышлять, высказать своё мнение.
Мне представилось удобным рассмотреть его, выделив отдельные слои текста и моего понимания их.
 
Слой 1. Схема сюжета
Спокойное внимательное прочтение сразу вырисовывает и подоплёку, и чёткую картину произошедшего. Героиня (далее, следуя пояснениям г-жи Гринберг в беседе с присяжными, также буду называть героиню Марией) не смогла простить ужасов войны, лично ею пережитых в детстве, и сожжения её деревни. Она становится любовницей генерал-губернатора, который сумел уговорить вожака повстанцев подписать мирный договор. На встрече представителей обеих сторон Мария расстреливает троих: подругу вожака, его самого и генерал-губернатора. Марию тут же убивает охрана. Приведены предсмертные мысли Марии, поясняющие её поступок.
 
Для рассказа, в котором менее 4500 знаков, это очень насыщенный информацией текст.
 
Слой 2. Фактографическая информация. Анализ
Что же нам представлено в качестве места действия, времени действия.
Время, полагаю – современность, приблизительно, конечно, так как есть её приметы: джип, автомат.
 
Место действия. Зацепился за единственное – «генерал-губернатор». Почему у одного из героев такая должность?
Например, в России в 18-м веке были Генерал-губернаторы (государевы наместники), которые следили за политическими настроениями сословий, подавляли восстания.
Власть Генерал-губернатора, особенно на окраинах, носила характер военной диктатуры. На пост Генерал-губернатора назначались обычно наиболее реакционные генералы, пользовавшиеся особым доверием царя. Должности эти были упразднены Февральской революцией.
 
Генерал-губернатор в таких странах, как Канада и Индия, – термин, обозначающий назначенного представителя главы государства или правительства для управления территорией, обычно в колониальном контексте. Этот титул до сих используется Короной в Королевствах Содружества Наций или в странах, бывших британским владением (например, Генерал-губернатор Австралийского Союза, Г.-г. Новой Зеландии).
 
Пожалуй, остановлюсь на функциях, выполняемых им в Российской Империи, но только на функциях. Итак, место действия – либо некоторое условное современное государство, находящееся под эгидой другого, в котором властвует «кровавый режим». В самом протекторате (доминионе) идёт многолетняя гражданская война.
Либо это часть территории одного государства. Впрочем, к этому я ещё вернусь ниже.
«Примирение казалось невозможным – кто поверит генералу, присланному кровавым режимом?»
 
Несколько удивили прения присяжных насчёт имени вожака восставших – Каин.
 
Вот Василий Доконт:
«" И тут происходит совершенно неожиданное – вождь восстания, с кем связаны все её надежды, кому она, может, верила как Богу, совершает такое неслыханное предательство, идёт на мир с кровавым режимом!
(…Неспроста у него такое прозвище…)"
Мария, предательство - это стезя Иуды, а не Каина».
 
Вот Елена Николаева:
«Честно говоря, я тоже не вижу общего между Каином (библейским) и предводителем повстанцев по прозвищу Каин. Если только не имеется в виду "восстал Каин на Авеля, брата своего", т.е. можно привязать (с натяжкой) к развязыванию гражданской войны. Однако автор в пояснении говорит о предательстве. Предательство, вне сомнения, связано с именем Иуды.
Боюсь, Мария, вы сами себе оказали сомнительную услугу. Ведь, соединив в одном абзаце "неслыханное предательство" и прозвище, данное предводителю повстанцев РАНЕЕ (это очень важно, т.е. НЕ в момент подготовки к перемирию и не героиней), вы тем самым взвалили вину Иуды на бедного Каина. :)».
 
Елена Николаева верно подмечает, что это имя или прозвище дано не героиней и не в момент подготовки переговоров о мире.
 
Так в чём же дело? Нам не показано, какие поступки совершал этот герой. Под таким именем он мог просто проходить у представителей «кровавого режима» – ведь восставший доминион мог быть старше, как государство, по сравнению с метрополией, и старший пошёл против младшего. Вполне возможно, например, что это связано с реальным или мнимым убийством своего брата (родственника), выступавшего на стороне противника. Может быть потому, что Каин, как и его библейский тёзка, был убеждённым земледельцем, по каким-либо причинам притеснявшим скотоводов (Авель).
Однако ничего, что давало бы повод считать, что г-жа Гринберг «взвалила вину Иуды на бедного Каина», я не увидел.
 
Другое дело, что, используя такое историческое имя, автор мог бы дать соответствующие пояснения, либо именовать героя по-другому. Но это, без сомнения, на усмотрение автора.
 
Слой 3. Достоверность или возможность произошедшего
Определённый автором жанр «Просто о жизни» полностью соответствует основному содержанию: все образы героев, хотя и представлены всего несколькими штрихами, жизненны, но весь рассказ носит в себе и некоторые авантюрные черты.
Авантюра – рискованное и сомнительное дело, предпринятое в надежде на случайный успех (по словарю Ожегова), приключение, опасное по своей природе, сопровождаемое риском неожиданных событий, перипетий и скачков.
 
Ситуация, в основном, вполне возможна: известны случаи убийств и парламентёров, и переговорщиков.
О мотивах такого поступка – их рассмотрении – позже.
 
Очень большое внимание уделили присяжные обсуждению самой возможности возникновения перестрелки, видов оружия, последовательности выстрелов и так далее.
Действительно, некоторые неточности из-за беглости описания этих сцен мне также бросились в глаза: сколько было автоматных очередей, как Мария получила ранения в живот?
Сама г-жа Гринберг пояснила при обсуждении это так:
 
«Для понимания ситуации со стрельбой хотелось бы уточнить расположение действующих лиц в пространстве.
Что ж, попробую.
Джип въезжает в ворота резиденции, в нём находятся: Каин и Юлия на заднем сиденье и адъютант Каина за рулём. Помощник Дмитрия Алексей (без оружия) и Мария (с фальшивой фотокамерой, в которой спрятан Браунинг) стоят на крыльце, ожидая их.
Джип останавливается перед крыльцом, из него выходят Каин и Юлия, демонстративно оставив на заднем сиденье своё оружие – Дезерт Игл и Узи».
 
Всё. Прекращаю цитирование. Не поверю, что противной стороне, даже едущей на подписание мирных соглашений, разрешили бы провезти с собой скорострельное оружие вплоть до дверей резиденции. Ведь ничего бы не могло помешать, например, адъютанту Каина, будь он таким же патриотом, как Мария, убить самого Генерал-губернатора.
 
Считаю, что вся сцена со стрельбой должна быть приведена в соответствие с реальными возможностями.
 
Кажется, что я понял причину такого не совсем чёткого текста: Мария Гринберг опасалась потерять темп повествования. Действительно, если бы между последними двумя выстрелами героини мы читали подробнейшие описания: расстановка стрелявших на местности, марки оружия и другие подробности, то, возможно, пропало бы впечатление скоротечности схватки.
 
Мне не понятна последовательность выбора мишеней: почему «главная мишень» – Дмитрий - оставлена напоследок? Какой резон был начинать с Юлии, привлекая к себе внимание первым выстрелом?
Уверен, что г-жа Гринберг найдёт нужную меру решения всей этой сцены.
 
Что касается двадцати дырочек на платье, то, думаю, здесь взято просто некоторое большое круглое число, которое произвольно использует в своём внутреннем монологе Мария.
Предложения некоторых присяжных (Галины Пиастро) снизить их количество до 5-6 мне кажется слишком буквальным пониманием этого числа – двадцать. Ведь следует учесть некоторую экзальтированность речи умирающей, а уж вести точный подсчёт пулевых отверстий она не могла.
 
Слой 3. Стиль. Частные средства стиля. Внимание к деталям
Композиция рассказа содержит небольшое введение, в котором главная героиня, Мария, представлена поначалу пустой светской дамой, единственно обеспокоенной соответствием своего наряда предстоящему торжеству. Только дальше читатель поймёт всю обманчивость первоначального впечатления о Марии.
Небольшой штрих – сравнение броши с боевым крестом, и общее представление о Дмитрии уже создано.
 
Во втором абзаце вводной части обрисована интрига рассказа: предстоящие мирные переговоры.
Текст выверенный, чёткий: «край, охваченный многолетней гражданской войной», «кто поверит генералу, присланному кровавым режимом?», «я видела слёзы на его глазах» – это, последнее, говорит о том, что бравый генерал несколько слаб, а его доверие к возлюбленной – полное.
 
Фраза: «Ещё месяц назад такое не могло и присниться самым смелым мечтателям» корректнее должна звучать так: «Ещё месяц назад такое не могло присниться и самым смелым мечтателям».
 
Фраза: «Дмитрий и Каин поднимались по лестнице рука об руку». Фразеологизм «рука об руку» имеет ряд синонимических единиц: «плечом к плечу», «бок о бок» и других, означающих, что некоторое дело, работа, борьба выполнялись совместно, заодно, объединившись. Говорить так о просто идущих рядом по лестнице мужчинах не совсем верно.
 
Сочетание «смуглый черноволосый великан» – красивость.
 
Заключительное фраза-слово рассказа: «Cheese…».
Это, в прямом переводе «сыр», произносимое при фотосъёмках, известно как призыв широко улыбаться. В данном случае, это призыв самой к себе умирающей героини. «Красивый будет снимок», когда понаедут её бывшие коллеги.
Окончание рассказа явно удачно.
 
Автор внимателен к деталям: цвет платья героини, белокожая Юлия рядом со смуглым Каином, «алое пятнышко под левой лопаткой, фонтан крови из разорванной груди» – всё это делает зримым, выпуклым, кинематографичным этот небольшой рассказ.
 
Кстати, упомянутый «Cheese» несколько дополнил ассоциацию: это также имя программы, которая позволяет делать фотографии и записывать видео с веб-камеры, подключенной к компьютеру (или встроенной в ноутбук). Помимо этого, имеется несколько веселых эффектов, которые можно применить как к видео, так и к фото. Но это к слову.
 
Слой 4. Проблема рассказа
Случайно или намеренно к охваченной войной территории применен термин «край»? Хочу думать, что при однородном с центром (метрополией) этносе имеется в виду всё же некоторая обособленная часть суши: остров, территория, отделённая высокими горами и др., иначе не совсем понятно, почему этот почти пятнадцати- двадцатилетний военный конфликт не охватил и другие территории.
Либо это сложный национальный анклав, где могут войти в конфликт различные племена, приверженцы различных религиозных направлений.
 
Считал бы достаточно важным описание, упоминание причин и ожидаемых повстанцами результатов при их победе, так как это во многом могло бы помочь глубже понять поступок героини.
« И я не дала прекратить войну. До победы, пока не сдохнет последняя тварь. Не найти им больше такого, как Дмитрий, а даже если – ни один лидер повстанцев теперь не пойдет на переговоры», – заявляет Мария. Может быть. Но не исключено, что найдётся и новый генерал, и новый переговорщик. Хотя есть большая вероятность того, что центр просто усилит своё военное присутствие и с ещё большей кровавостью будет подавлять повстанческое движение.
Мировая история знает много различных примеров по каждому из случаев.
 
А кто же она, Мария? Как характеризовать её поступок?
Она находилась в стане врага, другой воюющей стороны. Скорее всего, это диверсионное действие. Следует вспомнить, что она не менее трёх месяцев была рядом с Дмитрием, знала (вызнавала) ряд военных секретов, вполне возможно, для передачи «своим» – но об этом ничего не сказано, потому не развиваю.
 
Может быть, она одиночка?
Тогда возникает вопрос: является ли её поступок акцией террора? Кстати, именно такой вопрос был задан присяжной Надеждой Николаевной Сергеевой: «А не такие ли мысли звучат в головах шахидок, несущих смерть?»
 
Диверсия – действия групп или отдельных лиц в тылу противника по выводу из строя военных, промышленных и др. объектов, нарушению управления войсками, разрушению коммуникаций, узлов и линий связи, уничтожению живой силы и военной техники, воздействию на морально-психологическое состояние противника.
 
Террор – насилие, запугивание, устрашение.
 
Каково же, как сейчас принято говорить, «правовое поле» поступка Марии, если вообще можно говорить о праве на убийство?
 
А правомерно ли вооруженное восстание?
Невольно приходят на память военные конфликты современности.
Вооружённое извне Косово, потребовавшее отделение от Югославии. По ходу конфликта была убита масса и мусульманского, и христианского населения. Государство Югославия было уничтожено.
 
Ирак и недовольные курды, издавна мечтающие организовать своё государство, из-за чего там всегда было множество военных конфликтов.
 
Ну и Ливия, наконец, где вооруженное противостояние с властью начали часть племенных вождей, а также примкнувшие некоторые члены вооруженных международных группировок, связанные с «Аль-Каидой».
 
Я привел эти примеры только потому, что всё это очень неоднозначно, сложно в мире: всегда ли повстанческое движение сулит счастье всему народу страны.
 
Потому так же сложно однозначно оценить действие Марии, которая, к слову, заодно с военачальниками, застрелила и девушку Юлию.
Кстати, «Проект соглашения готов, его подписание – это мир» – мир, а не капитуляция, потому неизвестно ещё, как хотел Каин распорядиться этим «миром», на каких условиях, возможно, как передышкой или др.
Встреча лидеров оценивается Марией как «неофициальная», так что неизвестно, как к предполагаемому миру отнесся бы штаб повстанцев.
 
Именно поэтому не могу совсем отвергнуть предположение, что Мария вела себя именно как террорист-одиночка.
 
Слой 5. Блаженны миротворцы…
Мария Гринберг приводит в заключение слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа:
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
Как подчеркивает святитель Иоанн Златоуст, этой Заповедью Блаженства Христос «не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует большего, а именно – чтобы мы примиряли несогласия и раздоры других».
По заповеди Христа мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устраивает на земле мир:
«Блаженны миротворцы, то есть, во-первых, те, которые САМИ СЕБЯ умиротворяют от страстей, подавляют их в себе и всемерно стараются поддерживать добрый мир с ближними; во-вторых, те, которые всегда стараются о примирении враждующих ВСЕМИ зависящими от них средствами» (выделено мной, А.Ж.).
 
Однако о «миротворчестве» тех, которые всегда стараются о примирении враждующих ВСЕМИ зависящими от них средствами (вооружений?), при этом, не сильно озаботившись об умиротворении САМИХ СЕБЯ (при попытке развязывания агрессии), человечеству нужно сильно призадуматься.
Может быть, и об этом тоже хотел нам сказать автор?
 
Рассказ Марии Гринберг «Блаженны миротворцы», безусловно, признаю неординарным, значительным, в котором ярко выражены «ПРИЗНАКИ МАСТЕРСТВА АВТОРА».
 
Вердикт-Прокурор
Андрей Жельчиц
Copyright: Галина Пиастро, 2012
Свидетельство о публикации №273862
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05.01.2012 13:32

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
Мы в ответе за тех,кого приручили
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов