Светлана Ливоки и проект "Мнение. Критические суждения об одном произведении" приглашают авторов принять участие в обсуждении произведения С. Ливоки "По барабану..." Читайте на Круглом столе портале и заходите на форум проекта!
Кабачок "12 стульев" и журнал с одноименным названием приглашают










Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Израиль Рубинштейн
Объем: 7361 [ символов ]
Группа особого назначения
Белорусский университет. Мы учимся на первом курсе биофака. Не за горами вторая в нашей жизни экзаменационная сессия. Зимняя-то, - для некоторых сокурсников свернулась комом, как первый блин. Порешили промеж собой поделиться крохами стипендий с теми, кому не повезло. А она вся – тридцать пять рублей в месяц: по одному «рваному» на день плюс расходы на сигареты. Э-э-эх, подзаработать бы! Да где? На разгрузке угля получается себе дороже. А вагоны с лесом разгружают без нас...
Вот тогда и вошла в нашу аудиторию дама гренадёрского роста, с фигурой тяжелоатлета и заметными усиками на мужеподобном лице. Суть предложения Ариадны Львовны Штейнфельд лежала в области советско-французских торговых связей. Франция решила регулярно закукпать в СССР речных раков. Поэтому, Белоруссия (наряду с Украиной и Прибалтийскими республиками) получила указание оценить запасы этих животных в своих водоёмах. Это сколько оценщиков нужно! А в БелНИРХ, откуда явилась «гренадёрша», их всего двое – она сама да древний доктор Будников. А не послать ли «в поле» студентов-биологов, посулив им суточные и проезд?
Большинство студентов от участия в «авантюре» отказалось. Причины назывались самые разные: от необходимости принять участие в летних полевых работах по месту жительства до банального родительского «вето». Вопрос участия однокурсниц даже не рассматривался. Авантюристов набралось всего шестеро. Все, как на подбор, – дети асфальта: всяк видел раков на картинке в учебнике «Зоология беспозвоночных», а ещё как приложение к пиву.
По окончании экзаменационной сессии доктор Штейнфельд повезла нашу группу на озеро Нарочь, что расположено в Мядельском районе Минской области. Вода в нём кристальной чистоты. Хмурые боры и ельники стерегут его берега. А ещё в Нарочь впадает легкомысленная речка Малиновка. Вот к ней мы и едем.
По дороге Ариадна Львовна проверяет наши знания предмета. В водоёмах республики обитают два родственных вида речных раков: широкопалый (Astacus astacus) и узкопалый (Astacus leptodactylus). Широкопалый рак ценится гораздо выше, так как в его клешнях больше мяса. Он то и является аборигеном белорусских водоёмов. Узкопалый рак движется на Европу от рек Сибири и Нижнего Поволжья. Темп его экспансии колоссален. Попав в новый водоём «узкопалая чума» в считанные годы полностью выживает своего широкопалого родственника. На свою беду широкопалые раки линяют на две недели раньше пришельцев. Временно лишившись панциря, они оказзываются беззащитными перед клешнями конкурентов. А ко времени линьки узкопалых раков панцирь широкопалых ещё не успевает окрепнуть.
Наша задача: в короткие сроки оценить соотношения популяций обоих видов в водоёмах Витебщины. Это будоражило чувство ответственности. Наша шестёрка ощущала себя чуть ли не отрядом особого назначения.
Но вот мы и приехали на место. Выходим из университетского автобуса. Одновременно с нами на велосипеде подъезжает юноша лет пятнадцати, загоревший до черноты. Это Саша Малиновский. Он будет учить нас ловить раков руками. Мы недоверчиво осматриваемся. Под ногами - обширный кочковатый торфяник. Невдалеке сплошной стеной синеет сосновый бор. Через торфяник протекает речушка. Вся её ширина ну не больше пятнадцати метров, а глубина – по грудь взрослого человека. Оба берега отвесными стенами уходят в воду. В эту воду лезет загорелый Саша. Мы ёжимся. Ещё бы! Над долиной тянет не сильный, но до пронзительности холодный ветерок. А мы после сессии не то, что не загорелые, - белые как глисты-аскариды.
Ариадна Львовна рассказывает, между тем, что в этих берегах-стенах раки выкапывают свои норы. И живут в них, выставив наружу клешни. Ох, лучше бы она этого не говорила. Душа затосковала по уюту: что угодно, только не в тёмную воду к страшным чудовищам. А Саша уже выбросил на берег нескольких. Положение обязывает, и я подхожу к одному из них, как заворожённый кролик к удаву. Осторожно трогаю носком кирзового сапога, переворачиваю на спину. Ох как грозно распялились клешни!..
Словно проклятье гоголевского Бесаврюка, вонзился в спину голос Ариадны Львовны:
«Что, биологи, раков испугались? Стыдитесь! Прищепов! Балко! Марш в воду! Рубинштейн! Ты же вчерашний защитник родины! Долой гимнастёрку! И галифе! И сапоги! И портянки!»
Какого солдата не приведёт в чувство грозный окрик фельдфебеля? И я лезу в речку. Остальные – за мной. Моя рука под водой нечаяно касается чего-то шершавого, твёрдого, подвижного... Острая боль пронизывает указательный палец... Панически отдёргиваю руку: так оно и есть – капелька крови! Наверное, это только начало... Вот... сейчас... что-то неизвестное подползает к моей ноге..ай.. Скорее на сушу!.. Не-ет... там эта... «гренадёрша» ... ещё страшнее!.. Пальцы нащупывают какую-то пещерку. Ладонь капканом охватывает что-то колючее... На берег из моего кулака летят одни клешни. Головогрудь и брюшко остались в норке. Но вот я выбрасываю на поверхность торфяника своего первого в жизни рака. Выбрасываю судорожно, с омерзением. Где-то я читал, что многим приматам свойственна рефлекторная ненависть ко всему ползающему и пресмыкающемуся. Значит и я страдаю «обезьяньим рефлексом»? А что же другие? Ошалело оглядываюсь на сокурсников: вон, Дима Дубровский выбросил рака, Жора Прищепов... И только я труса праздную... Обречённо возвращаюсь взглядом к своему участку стены. Где-то на уровне собственной диафрагмы нащупал новую нору... ухватил за клешни... потянул... Как будто даже не очень холодно,.. если не высовываться из воды... и не думать о... И тут... дрожащими губами, но всё же, сложившимися в ядовитую ухмылку, Жора внятно цитирует:
«...И в распухнувшее тело раки чёрные впились...».
В следующее мгновение наша великлепная шестёрка оказалась на берегу. Включая и самого любителя пушкинской поэзии.
Что было потом? Мы привыкли. И разбрелись по Витебской области. С нехитрой лабораторной мелочёвкой в рюкзаке и мандатом Витебского рыбозавода мы передвигались от одного озера к другому. В первые минуты штатный раколов относится к тебе с недоверием. Но увидев, как спокойно балансирует в неустойчивом дубке* твоё мускулистое тело, как привычно «скубент» обращается с бучами*, с неводом и сетью-трёхстенкой, старикан оттаивает и на пару дней передает тебе свой «промысел». Кто же отказывается от батрака-добровольца? Ты большую часть суток проводишь на воде. Крупную рыбу несёшь хозяйке. Мелкими рыбёшками заряжаешь бучи. Всегда находится юный помощник из местных. Высунув язык от старания, он записывает в полевой журнал результаты твоих измерений. И хозяйка кормит вас с пацаном жареными щуками и вареными раками.
А перед рассветом, когда деревня ещё спит, ты сталкиваешь на водную гладь одинокий дубок. Лёгкий туман клубится над водой. Тишина. Только плеснёт изредка крупная рыбина. А ты ловкий и сильный, с трёхстенкой, аккуратно уложенной поперёк дубка, с шестом-пугалом в руках чувствуешь себя тем самым хазарином Ратмиром. И готов слиться с окружающей пасторалью. Для полной гармонии не хватает только любящей спутницы. Но где же искать её? И невдомёк тебе, что твоя «Горислава» учится на том же факультете, но двумя курсами старше.
 
*Дубок – челнок, выдолбленный из цельного ствола;
*Буч – связанная из дранки верша – служит ловушкой для раков;
Copyright: Израиль Рубинштейн, 2011
Свидетельство о публикации №273570
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 31.12.2011 12:13

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лысенко Михаил[ 03.05.2012 ]
   Словно сам раков половил. Так смачно описано и со знанием. Будто ещё один Гоголь на свет объявился. Мне очень понравился рассказ.
 
Израиль Рубинштейн[ 03.05.2012 ]
   Спасибо, Михаил!
Алексей Алексеев[ 11.09.2012 ]
   "Для полной гармонии" надо избавляться от распространенных ошибок, одна из которых - представление о том, что слово "гренадер"­ и производные пишутся с "ё" после "д". На самом деле слово это происходит от французского grenadier (гренадье, а не гренадьё).
 
Израиль Рубинштейн[ 12.09.2012 ]
   Спасибо за "комментарий&qu­ot;,­ коллега! Избавляться - то мне поздновато.

Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Энциклопедия "Писатели нового века"
Готовится к печати
Положение о проекте
Избранные
произведения
Книги в серии
"Писатели нового века"
Справочник писателей Зарубежья
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов