Наши юбиляры
Татьяна Ярцева
Поздравления юбиляру
И это все о ней.
Информация к размышлению








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Читаем и критикуем.
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Конкурсы Клуба Красного Кота
Мой смешной любимец
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Николай Бурмистров
Объем: 6507 [ символов ]
Нищий. Автор Михаил БлАтник. Речь вердикт-прокурора.
Высокий Суд! Господа присяжные заседатели!
 
Перед нами творение Михаила БлАтника - «Нищий».
О чем эти стихи?
Нам было бы проще ответить на этот вопрос и вынести обвинительный
приговор, если бы они приняли такой вид:
Нищий
 
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
 
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку…
 
Но их автор – Михаил Лермонтов – уже занесен судом времени в списки
гениев.
Однако классик пошел по легкому пути и вызвал у общества сострадание к
бедняку «простой» констатацией факта: «и кто-то камень положил в его
протянутую руку». Эти строки вскоре приобрели звучание афоризма.
Нашего подсудимого столь упрощенный подход к освещению проблемы не
устраивал. От афористичности и применения метафор он отказался, но
тему решил значительно углубить. В своем творении он осветил вопросы:
- равнодушия некоего прохожего, а затем и каких-то людей, «идущих
мимо»;
- враждебности сил природы («закат «на костер похожий,.. никого уже не
согревал» (вспомним С. Есенина), а потому литгерой измучен «борьбой с
безжалостной природой», так как «ночь охватила холодом сырым»);
- закрытости святой обители в ночное время («обитель спит» и «нищему не
отпирают дверь»);
- молчаливого бездействия лика святого, который «без дум и без надежд
глазел на труп изгоя».
Рассмотрим пункты обвинения подробнее.
1. Виновен ли автор в возбуждении сострадания к своему персонажу?
Что он добавил в стихах к определению «нищий»? Пожалуй, только то, что
он «взгляд устремил бесстрастный и пустой на полыхающий закат». Такой
«портрет» не вызывает симпатии. В остальном герой нем, безлик и
бездушен, он не проявляет себя ни словом, ни делом. Мы даже не знаем
страдает ли он «от глада и жажды».
2. Состоятелен ли упрек в адрес человечества в изложенном автором
эпизоде?
Здесь в оправдание подсудимого можно сказать, что он добросовестно
заблуждался, полагая, что у святой обители имеется паперть.
«Паперть», на которой мог расположиться персонаж, находится у входа в
церковь на территории обители (обычно монастыря). Как проник на паперть
ЛГ через запертые ворота, непонятно.
Люди, авто вряд ли могли «проходить мимо» несчастного, выказывать ему
свою черствость и вредить «гулом и чадом».
Примечание.
ОБИ́ТЕЛЬ, обители, •жен. (•книж. ).
1. Монастырь (церк.). «Произнести монашества обет и в тихую обитель
затвориться.» Пушкин.
2. Вообще всякое место пребывания кого-чего-нибудь (•ритор. ). «Назови
мне такую обитель, где бы русский мужик не стонал.» Некрасов.
Словарь Ушакова.
 
ПАПЕРТЬ, галерея или крыльцо перед входом в русскую церковь.
Большой Энциклопедический словарь
 
3. Достаточны ли экспрессивные средства, примененные автором для
описания «враждебности природы»?
«На паперть сел он, на холодный камень…» - опасность простудиться
берется под вопрос, так как неясно местонахождение персонажа.
Время года в стихах не указано, природных катаклизмов в виде дождя,
пурги и проч. не происходит. Описание заката, вряд ли может ужаснуть
читателя.
4. Обвинять администрацию обители в равнодушии вряд ли правомерно,
так как страждущий не взывает о помощи и вообще никак себя не
проявляет.
5. Удалось ли автору внятно выразить свое отношение к религиозным
представлениям о добре и сострадании?
У него «лик святого» то взирает, «скорбя, из нимба своего глазами бога»,
то «глазеет» «без дум и без надежд… на труп изгоя». Это тот случай, когда
Бог упомянут «всуе».
Пожалуй, более убедительно автор доказал свои атеистические
пристрастия в путанице с обителью и папертью.
 
Но путаница эта простительна, так как Михаил БлАтник впервые в своем
творчестве взялся за тему, плохо ему знакомую. К тому же драматическую
и философскую. Обычно он пишет «картинки с натуры», его работы
автобиографичны. В данном случае его стихи умозрительны. И как уже
показано, навеяны мотивами из классики.
Соперничество с классиком – обвинение серьезное. Посмотрим, имеются
ли для него основания в поэтике стихотворного текста?
Для этого достаточно сравнить звучание двух строк «запева»:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья… (М. Ю. Лермонтов);
У запертой обители святой
На паперть сел он, на холодный камень… (М. БлАтник).
 
Будем исходить из того, что в совершенных стихах нельзя изменить или
переставить ни единого слова.
Инверсия, примененная М.Ю. – «обители святой» - помогает ему избежать
той ошибки, которую допускает М. Б., классик сближает слова «у врат
обители», точно определяя место действия.
М.Б. «запирает обитель» (монастырь), но не ворота, и допускает
смысловую ошибку. При этом «святой» начинает относиться к
местоимению «он» (двусмысленность). А наличие паперти у ворот обители
вызывает у читателя недоумение.
Строка М. Ю.:
Стоял просящий подаянья
является представлением героя, сообщает о его действиях и вызывает
сочувствие.
В строке М. Б.:
На паперть сел он, на холодный камень –
герой не назван, только в 13-той строке автор употребит слово «нищий» и
развеет сомнения читателя. Глагол «сел» - нейтрален по экспрессивной
окраске.
Уточнение «на холодный камень» - здесь воспринимается, как
предупреждение терапевта. «Сесть на паперть» - стилистическая ошибка (
сесть на ступени паперти).
 
Такие огрехи в начальных строках значительно облегчают вину нашего
подсудимого. Но не снимают с него обязанности доработать стихи. Автору
зачтется, если он самокритично посмотрит на стилистически ущербные
строки:
• но никого уже не согревал,
как(?)сострадания не проявлял прохожий(?).
• скорбя, из нимба (?) своего глазами бога.
• беззвучно издыхал(?) у светлого порога.
• обитель, паперть, голову(?) изгоя...
• А лик святой, охваченный венцом(?),
без дум и без надежд глазел (?) на труп изгоя.
Стихи изобилуют заимствованными и неточными рифмами: камень-
пламень(клише), похожий-прохожий, века-человека (банально), неточные
– озарял-согревал, объял-взирал, природой-порога, сырым-сын.
Автор не выполнил творческую задачу: не возбудил в читателе сострадания
к своему герою, доверившись ярлыку «нищий»; тема гражданственности
только обозначена, но не раскрыта, философско-религиозная
составляющая – неубедительна.
 
Высокий Суд! Господа присяжные заседатели!
Сторона Обвинения считает, что автор Михаил БлАтник по факту создания
стихотворения «Нищий»
НЕ ВИНОВЕН.
 
Прокурор Дрон Правдин
Copyright: Николай Бурмистров, 2014
Свидетельство о публикации №272602
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.07.2014 13:57

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
Мы в ответе за тех,кого приручили
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов