Опубликовано Обращение ко всем авторам портала. Ознакомиться с ним можно на круглом столе портала по адресу http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=553911&project=6.








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Книги в серии "Писатели нового века
Жизнь как рояль...
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Наши новые авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Красноярский край
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Николай Бурмистров
Объем: 14139 [ символов ]
Речь Прокурора. Олег Бескровный, стихи к песне" Афган ".
«Вердикт-3», речь Прокурора.
 
Олег Бескровный, стихи к песне «Афган»
. Афган
 
Потянуло, потянуло
средь веселья и разгула
отголосками и гулом
плача вдовьего.
Это жизнь их обманула,
отвернулась, не взглянула,
что из дула вдруг дохнула
смерть на воина.
 
Как над пропастью карнизы,
в горы звали их девизы -
чьи-то тупость и капризы,
и подрядчики.
Не пришли и не вернулись.
целлофаном обернулись,
лишь под цинком разогнулись
наши мальчики.
 
А в песках, где солнце жгуче,
и в горах на стылых кручах,
как шакалы, морды сучьи,
вороньем душман.
Пулеметы - пчелы в сотах -
своим жалом метят роты,
и не спрашивая “кто ты”, -
не трава - дурман.
 
В клочья мины рвут колеса,
разгулялись смерти косы,
как волною бьет на плесах
Лета - жизнь-река.
И волною как прибило,
тех скосило, тех убило,
и заносит души илом
время на века.
 
Потянуло, потянуло
от Герата и Кабула
отголосками и гулом
плача вдовьего.
От Кундуза, Файзабада,
от Газни, Джелалабада,
от Гардеза и Шинбанда,-
только боль его.
 
В нем букет «Тюльпанов черных»
С грузом «двести» заключенным,
как затмением морозным,
близким рвет сердца.
По Союзу ноты смерти
в Реквием ложатся вестью -
незапятнанными честью,
долгом - о бойцах.
 
Потянуло, потянуло
средь веселья и разгула
отголосками и гулом
плача вдовьего.
Это жизнь их обманула,
отвернулась, не взглянула,
что из дула вдруг дохнула
смерть на воина.
 
Как над пропастью карнизы,
в горы звали их девизы -
чьи-то тупость и капризы,
и подрядчики.
Не пришли и не вернулись.
целлофаном обернулись,
лишь под цинком разогнулись
наши мальчики.
 
песню можно прослушать на http://www.litprichal.ru/work/71512/
 
«Вердикт-3», речь Прокурора.
 
Уважаемый Суд! Господа присяжные заседатели!
 
Все мы видели, какие споры велись вокруг обсуждаемого сегодня произведения. Мнения присяжных разделились: одни говорили, что стихи для песни могут оцениваться наравне со всеми, другие выступали за то, чтобы снять работу с обсуждения по соображениям этики.
Сомнения эти понятны: песня уже положена на музыку и размещена на нескольких сайтах Интернета (озвучена, обнародована).
Однако поклонники песенного творчества Олега Бескровного взялись решать за автора. Между тем, он – человек самостоятельный, в его активе около 50 песен (так он сказал в форуме), это заслуженный, боевой офицер и решения принимать умеет. Текст песни «Афган» представлен им в проект «Вердикт» при «явке с повинной».
Ваш покорный слуга добровольно вызвался выступить в роли Прокурора. Никаких препон к обсуждению работы я не вижу. И мне интересно поговорить с коллегой и со всеми участниками процесса о любимом жанре «Песня».
Вначале, о жанре. Автор представляет свои песни, как «демо-версии, т.е. предложения для профессиональных исполнителей». Не вижу повода затевать какую-то дискуссию о термине «авторская песня». Мы рассматриваем стихи для песни.
Могу только заметить, что для демо-версии 8 куплетов по 8 строк с рефренами и 5 минут звучания – много. Обычно песня исполняется 3 – 3.5 минуты.
Об этических аспектах нашего разговора. О том, что автор явился в проект «с повинной», уже сказано. Но у господ присяжных может остаться сомнение, ведь песня уже звучит.
А давайте обратимся к мировому опыту. Предлагаю всем прослушать песню. Мы еще вернемся к ее тексту:
Пройдя по этой ссылке, мы вспоминаем знаменитые «16 тонн» («Sixteen Tons»). Песня имела бешеную популярность, ее исполняли великие певцы по всему миру. И несмотря на это, текст ее неоднократно изменялся (редактировался). Исполнители Merle Travis и Frankie Laine, например, сделали по 3 версии каждый. Несколько вариантов песенных стихов живут на равных правах и по сей день.
Думаю, что одной из причин возникновения версий были попытки исполнителей «облегчить» текст. Он и правда, сильно перегружен. Попробуйте уложить в мелодию слова:
Some people say a man is made out of mud
A poor man\'s made out of mud and muscle and blood
Muscle and blood and skin and bones
A mind that\'s weak and a back that\'s strong…
 
Я эту песню взял для примера неслучайно. В «Афгане» О. Бескровный также чрезвычайно загрузил текст. Исполнителю приходится дикционно выполнять нелегкую задачу. Исполнение ведется на грани речетатива. Например:
В нем букет «Тюльпанов черных»
С грузом «двести» заключенным,
как затмением морозным,
близким рвет сердца.
По Союзу ноты смерти
в Реквием ложатся вестью -
незапятнанными честью,
долгом - о бойцах.
 
Простите меня, граждане судьи, но в этом месте у Прокурора взыграл редакторский зуд. Он решил взяться за «облегчение» текста. По ходу дела, внес правки, которые явно необходимы, ведь строки:
В нем букет «Тюльпанов черных»
С грузом «двести» заключенным,
как затмением морозным,..
небрежно срифмованы, несовершенны по стилистике, а «как затмением морозным» вызывает вопросы по смыслу. Есть стилистические ошибки и в других строках и куплетах.
Помятуя о пословице «Из песни слова не выкинешь», редактор решил убрать полностью два «сырых» куплета (8 запевов по 8 строк – явный перебор) и во всех куплетах третьи строки. Вот, например, что осталось от второго куплета:
А в песках, где солнце жгуче,
и в горах на диких кручах
смерть нашел душман.
Пулеметы – осы в сотах,
Им уже не жалить роты,
Там трава-дурман.
Все, вроде бы, здесь гладко и логично. Но права пословица – песня пропала. Рифмовка строк тройками – поддерживает энергетику стихов, нагнетает экспрессию, драматизм, передает стремление выговориться, донести до всех свою боль.
К тому же, правка требует внесения корректив в музыку и в мотив. В этом ничего страшного нет. При работе поэта с композитором стихи и музыка могут изменяться, перерабатываться. В песне без припева он может появиться. «Забойный» рефрен подвигает дописать музыкальную фразу и т.д.
Но в «Афгане», на мой взгляд, коренной переработки не требуется. Внимательно прослушав песню, можно убедиться, что исполнителю трудно выговаривать те строки, которые поэт недоработал. «Корявая» строка, как говорится, режет слух. Для примера:
и в горах на стылых кручах,
как шакалы, морды сучьи,
вороньем душман…
«Как шакалы, морды сучьи, вороньем душман» - похоже на набор слов. Строки неудачные и грубоватые. К сожалению, в песне это не единичный пример. Я не буду утомлять публику построчным разбором, он сделан и отослан автору. Скажу только, что все огрехи можно устранить, стихи поддаются правке.
Когда я готовился к этому выступлению, по ТВ шел концерт-воспоминание о Владимире Высоцком. Не перестаю удивляться: как он ухитрялся до блеска шлифовать свои стихи! Не найдешь у него строк пустых, «корявых», бессмысленных. А рифмы какие! Это я к слову о качестве песенных стихов.
У каждой песни свои особенности. Стихи могут быть распевными, лирическими, с легко запоминающимся припевом. Их можно спеть и со сцены, и в компании. Есть песни, которые требуют профессионального исполнителя. «16 тонн», «Афган» - в их числе. «Sixteen Tons» уже прошла испытание славой и временем. Каждый поэт-песенник старается сложить песню, которая «уйдет в народ». Думаю, Олег Бескровный – не исключение.
 
Уважаемые присяжные заседатели!
Песня «Афган» звучит, поется, находит отклик в сердцах слушателей.
Она напоминает нам о трагической странице истории и отдает дань воинам, погибшим на необъявленной войне. От этого их трагедия, горе матерей не стали легче.
Стихи к песне написал наш автор, боевой офицер, который искренне выразил свои чувства и переживания.
 
Прошу высокий Суд и присяжных заседателей
признать автора Олега Бескровного виновным в создании песни «Афган».
 
Прокурор Николай Бур.
 
Построчный разбор стихотворного текста песни «Афган»
 
Потянуло, потянуло (кого, что потянуло? неопределенно, похоже на рифмовку)
средь веселья и разгула (средь – плохо, средьВ – тем более. Веселья и разгула - тавтология)
отголосками и гулом (отголосками и гулом – здесь тавтология; гулом плача плохо, неточное слово, рифмовка)
плача вдовьего.
Это жизнь их обманула,(вдов обманула?)
отвернулась, не взглянула, (повтор, тавтология)
что из дула вдруг дохнула (термин «дуло» – в современном военном лексиконе не применяется. Правильно – из ствола, или дулом пушечным)
смерть на воина.
 
Как над пропастью карнизы, (как… звали – стилистическая ошибка, править)
в горы звали их девизы – (в горы – неточно, на войну, в бой звали)
чьи-то тупость и капризы,(чья тупость? расплывчато; в горы звала тупость – стил. неверно)
и подрядчики. (подрядчики – неточное слово)
Не пришли и не вернулись, (тавтология)
целлофаном обернулись,
лишь под цинком разогнулись (и обернулись, и разогнулись – неудачно. Разогнулись – звучит двусмысленно, без уточнения имеет негативный смысл)
наши мальчики.
 
А в песках, где солнце жгуче,
и в горах на стылых кручах,(на стылых – неточно)
как шакалы, морды сучьи, (как шакалы, морды сучьи… вороньем – путаница, несогласование родов. Вороньем- душман – несогласование числа, или ворон-душман, или вороньем душманы)
вороньем душман.
Пулеметы - пчелы в сотах – (пчелы – неточно, правильно – осы; пчелы в сотах не могут жалить роты)
своим жалом метят роты,(свОим – ударение неуместное)
и не спрашивая “кто ты”, - (путаница)
не трава - дурман. (непонятно, это о дурман-траве или о конопле?)
 
В клочья мины рвут колеса, (путаная инверсия, правильно – мины в клочья рвут колеса)
разгулялись смерти косы,
как волною бьет на плесах (это «красивости» из другой песни, волна, река – не вяжутся с горами и песками)
Лета - жизнь-река. (Лета – обычно понимается, как река забвения и смерти. В русском языке широко известно выражение «кануть в Лету», означающее исчезновение навсегда, предание забвению. Автор, видимо, пользуется другой мифологией, читателю неизвестной)
 
И волною как прибило,(эта картинка подходит к описанию гибели матросов, а действие происходит в горах и в пустыне)
тех скосило, тех убило,
и заносит души илом
время на века. (Весь куплет можно убрать)
 
Потянуло, потянуло
от Герата и Кабула
отголосками и гулом (?)
плача вдовьего.
От Кундуза, Файзабада,
от Газни, Джелалабада,
от Гардеза и Шинбанда, (очень перегружено перечислением)
только боль его.
 
В нем букет «Тюльпанов черных» (букет – красивость, неуместная; инверсия «Тюльпанов черных» - рифмовка)
С грузом «двести» заключенным,(пропущено «в нем», а заключенным – двусмысленно)
как затмением морозным, (? нелепо)
близким рвет сердца.(получается, букет… рвет сердца)
По Союзу ноты смерти (? путаница; правильно – вести в Реквием ложатся нотами)
в Реквием ложатся вестью -
незапятнанными честью,(стил. ошибка, читается – бесчестные; правильно – с незапятнанной честью)
долгом - о бойцах.(стил. ошибка, правильно – долгом перед бойцами)
 
Потянуло, потянуло (Этот куплет убрать, лишний повтор, текст песни перегружен)
средь веселья и разгула
отголосками и гулом
плача вдовьего.
Это жизнь их обманула,
отвернулась, не взглянула,
что из дула вдруг дохнула
смерть на воина.
 
Как над пропастью карнизы, (Этот куплет убрать, лишний повтор, текст песни перегружен)
в горы звали их девизы -
чьи-то тупость и капризы,
и подрядчики.
Не пришли и не вернулись.
целлофаном обернулись,
лишь под цинком разогнулись
наши мальчики.
 
Текст требует доработки по смыслу, по стилю и по технике стихосложения.
Редактор Николай Бур.
 
Вариант правки-1
 
Олег, думаю, такая компоновка текста ляжет в мелодию:
1-я строфа – запев;
2-я строфа – припев.
 
Получаем такой текст:
 
1.
Нашу память затянуло,
из поминок и разгула
жизнь устроена,
что прошла и обманула,
только порохом дохнула
смерть на воина.
В пропасть звали нас девизы,
генеральские капризы
и докладчики.
Целлофан укроет пули,
в койке цинковой уснули
наши мальчики.
 
2.
А в песках, где солнце жгуче,
и в горах на диких кручах
смерть нашел душман.
Пулеметы – осы в сотах,
им уже не жалить роты,
там трава-дурман.
Память взрывами встряхнуло –
от Рязани до Кабула –
плача вдовьего.
До Кундуза и Шинбада,
до Газни, Джалалабада –
только боль его.
 
3.
Призрак «Черного тюльпана»
грузом «двести» непрестанно
близким рвет сердца.
И Союз, с бойцами вместе,
похоронены без чести,
не узнать лица.
Нашу память затянуло,
из поминок и разгула
«форма» скроена.
Жизнь прошла и обманула,
только порохом дохнула
смерть на воина.
 
Вариант правки-2
Песня звучит почти 5 минут. Обычно принято – 3 минуты.
8 куплетов по 8 строк – перебор. Нормальная песня – 3 запева и 3 припева.
Сокращены 2 куплета (они и по стилистике «сырые»).
 
Вторая редакция:
 
Олег Бескровный
 
Афган
 
1.
Потянуло, потянуло,
нашу память в эхо гула;
от поминок и разгула -
боль- пробоина.
Жизнь прошла и не взглянула,
нашу юность обманула,
только порохом дохнула
смерть на воина.
Там, где горные карнизы,
в пропасть звали нас девизы,
генеральские капризы
и приказчики.
В бой послали, не вернули,
целлофаном обернули,
в койках цинковых уснули
наши мальчики.
 
2.
А в песках, где солнце жгуче,
и в горах на диких кручах,
где кизил в колючих сучьях,
смерть нашел душман.
Пулеметы – осы в сотах,
им уже не жалить роты,
и не спрашивает «кто ты?»
там трава-дурман.
Но не смолкнет эхо гула,
отголоском потянуло –
от Рязани до Кабула –
плача вдовьего,
до Кундуза и Шинбада,
до Газни, Джалалабада,
от Москвы до Ашхабада
только боль его.
 
3.
Нет бойца и нет душмана.
Призрак «Черного тюльпана»
грузом «двести» непрестанно
близким рвет сердца.
Им не надо лжи и лести,
и Союз, с бойцами вместе,
похоронены без чести,
не узнать лица.
Потянуло, потянуло,
нашу память в эхо гула;
от поминок и разгула
боль-пробоина.
Жизнь прошла и не взглянула,
нашу юность обманула,
только порохом дохнула
смерть на воина.
Дата публикации: 21.02.2011 09:59

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
6-й Съезд МСП
"Новый Современник"
Список Делегатов Съезда
ЗАСЕДАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Буфет.
Истории за нашим столом
Энциклопедия "Писатели нового века"
Том 1.Формат PDF.
Чтение и скачивание
Резюме авторов Тома 1
Резюме авторов Тома 2
Избранные
произведения
Справочник писателей Зарубежья
Положение о Литературном
конкурсе "Писатели нового века"
Конкурсные произведения
Произведения для рецензирования
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов