Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Разные стихи (не вошедшие в рубрики)Автор: Блиц-конкурс "Четырнадцать изящных строк"
Объем: 225 [ строк ]
Как странно помнить в зрелости своей… (Венок сонетов)
1.
 
Как странно помнить в зрелости своей
Непрожитые мною дни и даты…
Я помню, как с войны пришли солдаты,
Я видела счастливых матерей…
 
Счастливицы глядели виновато
На бедных вдов и маленьких детей,
Что становились в эти дни - вдовей,
Опять переживая боль утраты.
 
А над землею плыл победный май,
Кружились под гармонику дома
В них плакали, в них радовались, пели…
 
Черемуху за домом обломав,
Пришел отец… Я видела сама,
Но мне, увы, почти никто не верит.
 
2.
 
Но мне, увы, почти никто не верит…
Не можешь, говорят, ты помнить март,
В котором дед мой «перешел» на мат
И радовался горестной потере.
 
А бабушка, прикрыв тихонько двери,
Ему сказала: « Тише, тише, гад!»
Заплакала, надела черный плат:
«Как будем жить без Сталина, тетеря…»
 
И ладанку зажгла за упокой:
«Все ж, человек, пусть даже – никакой…»
(И точно так же, помянула Берию…)
 
А после был апрель, опять весна…
Но память зацепила: имена,
Мое крещение, тепло купели.
 
3.
 
Мое крещение, тепло купели,
Скорей всего, я видела во сне…
Так видит рай в небесной вышине
Желающий извечной канители.
 
Так видит материнские глаза
Дитя, в ночи проснувшееся в зыбке,
Так путник видит свет неясный зыбкий,
Сквозь тучи, если кончится гроза.
 
А я, совсем об этом не волнуясь,
Лишь в детстве, в хоре, пела: «Аллилуйя»,
Не поднимая (велено!) очей.
 
Послушная - до времени, до дня…
И уж совсем не вдохновлял меня
Горчащий дух оплавленных свечей.
 
4.
 
Горчащий дух оплавленных свечей,
Пасхальный звон и радостные тосты,
Слова: «Гагарин», «первый», «слава», «космос»,
«Ну что, старуха, космос – то ничей!»
 
«Ну что, бабуля, в темноте ночей
Ты зря молилась, соблюдая посты,
Там, Бога нет, там - лишь луна и звезды,
Он - выдумка твоих попов – рвачей!»
 
А бабушка, с улыбкою смиренной,
Ночами говорила со Вселенной,
Месила тесто – время куличей,
 
Была добра к насмешникам надменным
Ведь у нее, всю жизнь – одна Вселенная:
Лицо с бородкой - складка меж бровей.
 
5.
 
Лицо с бородкой - складка меж бровей,
Мне помнилось таким Его обличье.
Какой – то дядька, мне он безразличен,
Не то, что стайка белых голубей!
 
О, эта страсть моя, моих друзей:
В голубоватой краске домик птичий,
Базар – вокзал, отсутствие приличий,
Босота все, и не найти босей…
 
А к выходным, умаслив мне пробор,
Меня, послушную, вели в церковный хор.
«Не видят ли, мальчишки?» - чтоб проверить,
 
Я, тихой мышью, пробегала двор...
Платочек, туфли - этакий позор:
Большие позолоченные двери…
 
6.
 
Большие позолоченные двери,
Торжественность момента и речей.
И ты уже общественный, ничей,
Раз, пионер, то должен быть примером.
 
Стихи, "до дыр зачитанный" Каверин,
Скорей, скорей, покуда все без нас…
Танцульки, комсомол, десятый класс
И голоса, каких – то там америк…
 
Скорей… скорей… из райского житья,
Из детства… Дурья душенька моя!
Ты так рвалась нырнуть в свои потери…
 
Уж накрепко закрыта в детство дверь,
И оттого, мне помнится, теперь,
Батистовой простынки теплый берег.
 
7.
 
Батистовой простынки теплый берег
И прядка русых шелковых волос,
Отметина на двери: как подрос…
А детства снег - особенно был белый,
 
И чай вкусней, и мальчики несмелы,
И первый поцелуй – мешает нос!
И юношеский пламенный вопрос,
Почти по - Чернышевскому: «Что делать?»
 
Что делать, чтобы жизнь прожить не зря?
Есть Бам, Камаз и мамино: «Нельзя!»
И слезы - горькой соли солоней…
 
Ребята скажут: « Футы – нуты, дама!
Но жив осколок - острый и упрямый,
В руках у милой мамочки моей.
 
8.
 
В руках у милой мамочки моей
Все спорилось: отмыть, пришить, погладить,
Вот только в тридцать – седина на пряди,
Вот только взгляд, с годами все грустней.
 
Война, потери… Память – мавзолей,
В нем – друг, отец и брат - мой юный дядя,
Из рамок траурных, на нашу маму глядя,
Ей улыбались: «Нина, слез не лей!»
 
А мама, в тихий час и под часами,
Над нашими рубашками – трусами,
С иглой в руках (мы жили очень скромно),
 
Все говорила с ними… Уж заря,
Не спится ей… Я слышала… И зря
Мне сказано, не раз: «Не можешь помнить!»
 
9.
 
Мне сказано, не раз: «Не можешь помнить!
Домысливать события грешно…»
Но прошлое ль, мотает мне кино,
Генетика ли, крутит фильм упорно.
 
Уж скольких нет – живых в листах альбомных:
Вот младший брат в ведре сидит – смешной!
Вот папа с мамой – пальма за спиной.
Вот старший, Юрик - милый, тихий, скромный.
 
Он был послушным мальчиком – мой брат,
Таких берут на небо, говорят…
Мне было мало лет, чтоб много помнить…
 
Но мамочка, что мухи не обидит,
До дней последних, не хотела видеть
Ни царских врат, ни строгий лик иконы.
 
10.
 
Ни царских врат, ни строгий лик иконы
Не разглядела ясность детских глаз,
Да и страна, что взращивала нас
Жила не по – божественным законам.
 
Под куполами горестных церквей
Гуляли куры, скот, зерно хранили,
Мальчишки водку пили и курили
В заброшенных садах монастырей.
 
А Он, то облаком представ, то воробьем,
Смотрел на поругание свое,
Все сердцем нас простить готов, и вот,
 
Несу к нему испуганную душу
И знаю, что услышу ( но не трушу!):
«Тебе же, только – только, минул год!»
 
11.
 
Тебе же, только – только минул год,
Вот так же, точно, говорю я саду,
Еще, зову его своей отрадой,
А дети шутят: «Твой прекрасный горб»
 
Но я, не в плен в него иду – на жизнь!
Он мне синицами поет и воробьями,
Звенит весной, меж яблонек, ручьями,
Как будто песенку поет: «Держись!»
 
Вот-вот под солнцем оживет лоза
Раскроет виноградины – глаза
На теплый летний день новорожденный!
 
Я так переживала за нее:
«А вдруг замерзнет и не доживет…»
Но, значит, помнит виноград плетенный!
 
12.
 
Но, значит, помнит виноград плетенный
Как плоть лозы весною оживить,
Все выше, к солнцу, тоненькая нить
Потянется листочками влюблено,
 
Назло всем козням северных ветров
Созвездиями – гроздьями сверкая:
«Любуйтесь мною, вот, мол, я какая!
Попробуйте меня, не надо слов…»
 
И вот тогда, когда ладонь мою
Согреет гроздь, которую пою,
То сын, моим успехом вдохновленный,
 
Исполнит мой родительский завет,
И юный черенок увидит: свет,
Исток своей лозы и лист зеленый.
 
13.
 
Исток своей лозы и лист зеленый,
У каждого из нас и в каждом «я»,
Конечно, есть, и это «есть» – семья,
Семейные преданья и законы.
 
Чем дольше живы - память и почет
К родным могилам, вдаль ушедших предков,
Тем краше наши гроздочки на ветках
И новые появятся еще..
 
И вырастут, как крылья за спиной,
Опорой в жизни, радостью земной,
Нам станут – дети, внуки, гроздья – мед,
 
А память наша, странница – блудница,
Конечно, рада к жизни возвратиться,
Коль вновь, в свой срок, нам урожай дает.
 
14.
 
Коль вновь, в свой срок, нам урожай дает.
И ветвь, и лоно женщины, и знание,
Рожденные, чтоб исполнять задание
Того, кто все продумал наперед.
 
Которого не привязать, не взять:
Ни к золоту, ни жалобой, ни стоном,
Покуда, сам не станет нам затоном,
В котором - тишь и божья благодать.
 
Так, стало быть, и мне, пусть ненарочно,
Всех снов, всей памяти своей подстрочник
Облечь пора в сонеты поскорей.
 
Все сны, воспоминания, наитья
В едино, сплесть рифмованною нитью:
«Как странно помнить в зрелости своей…»
 
15.
 
Как странно помнить в зрелости своей
( Но мне, увы, почти никто не верит)
Мое крещение, тепло купели,
Горчащий дух оплавленных свечей,
 
Лицо с бородкой - складка меж бровей,
Большие позолоченные двери,
Батистовой простынки теплый берег
В руках у милой мамочки моей.
 
Мне сказано не раз: « Не можешь помнить:
Ни царских врат, ни строгий лик иконы.
Тебе же, только - только минул год!»
 
Но, значит, помнит виноград плетенный
Исток своей лозы и лист зеленый,
Коль вновь, в свой срок, нам урожай дает.
Дата публикации: 26.03.2010 10:32
Предыдущее: РукодельницаСледующее: ДРУЖБА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лев Львов[ 26.03.2010 ]
   Судьи конкурса и критики, конечно, найдут, к чему придраться, но вот мое читательское впечатление - ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
   
   Тема, заданная первой строкой, оригинальна. В самом деле, память иногда нечто такое, кажущееся совершенно невозможным, мельком покажет...
   
   Легкий повествовательный слог сонета - простота, которая дорогого стоит! - позволяет скользить по строчкам, но вдруг точно найденное слово притормаживает этот бег - поразмыслить, вслушаться, перечитать...
   
   Удачи в конкурсе тебе, Автор!
Михаил Литвин[ 26.03.2010 ]
   Браво! Читается легко, проникает в душу - до самых глубин... Передана атмосфера, детальи жизни ТЕХ времён - такое не придумать... Много чего "всплыло" из памяти, пока читал...
   Спасибо!
Варвара Божедай[ 26.03.2010 ]
   Автору - браво! Жалко, если "Венки" не будут рассматриваться в конкурсе! (по Положению - сонет 14 строк)
   И этот, и два предыдущие ("Петрарка"­;­ и "Поэты") замечательные. Может быть имеет смысл провести КОНКУРС ВЕНКОВ СОНЕТОВ?
Лев Львов[ 26.03.2010 ]
   Поддерживаю предложение Варвары Божедай!
   Обидно, если сонеты-рэнги - в конкурсе, а венки - пролетят мимо.
   Можно, в конце концов, рассматривать в конкурсе заключительный сонет из венка.
   Судьи, прислушайтесь к читателям-почитателя­м!­
   :))
Михаил Литвин[ 26.03.2010 ]
   А почему не будут рассматриваться?.. Вот, в Положении сказано:
   "...2. Авторам предлагается продолжить замечательную традицию и написать новые сонеты.
    В конкурсе могут принимать участие и такие формы, как венок сонетов и сонет-рэнга.
   Рассматриваться все сонетные формы будут в одной номинации. "
   Конечно, я тоже считаю, что некорректно рассматривать в одной номинации такие разные и по сложности, и по объёму формы...
 
Марк Луцкий[ 26.03.2010 ]
   Михаил Литвин меня опередил, я тоже хотел напомнить, что согласно Положению (пункт 2) венки сонетов участвуют в конкурсе на равных со всеми другими произведениями.
   
   Другое дело, что написать настоящий венок сонетов намного сложнее, чем одиночный сонет.
   
   Помнится, Владимир Солоухин, прекрасный поэт, начал свой венок сонетов словами:
   
   "Венок сонетов - давняя мечта...".
   
   После этого перейду непосредственно к разбору венка.
   
   Тема венка, на мой взгляд, выбрана автором удачно - воспоминания детства и юности, своего рода поэтическая автобиография с реальными и нереальными воспоминаниями.
   Последним автор и сам удивляется. Такое бывает. об этом же когда-то написал Роберт Рождественский:
   
   Что-то с памятью моей стало,
   То, что было не со мной, - помню.
   
   Венок содержателен, читается с интересом, передана определенная раздвоенность чувств и мыслей ребенка и подростка, вызванная домашней и внешней социальной средой.
   Это выгодно отличает данный венок сонетов.
   
   А вот к технической стороне венка имеются серьезные претензии.
   Автор выбирает для венка итальянскую форму сонетов, для которых характтерно повторение рифм в первом и втором катренах.
   
   Выбранная форма должна соблюдаться во всех сонетах.
   Но автор это правило нарушает.
   
   Уже в третьем сонете во втором катрене появляются другие рифмы. Потом эти нарушения допускаются в шестом, одиннадцатом , тринадцатом сонетах.
   
   Этого не следовало делать.
   Как говорится: "Взялся за гуж - не говори, что не дюж".
   
   Я вспоминаю свое посещение писательской семьи Семена Израилевича Липкина и Инны Львовны
   Лиснянской.
   Напомню, что Инна Львовна получила Государственную премию за венок сонетов "В госпитале лицевого ранения"
   Представляете? За 210 строк - Государственная премия!
   Такой силы было это произведение, повествующее о работе девочки-подростка в госпитале военной поры.
   
   Думаю, Вы поймете моё волнение, когда я попросил знаменитую поэтессу посмотреть мои венки сонетов.
   Её первым вопросом было:
   - А форма соблюдена?
   - Посмотрите, старался не нарушать.
   
   Минут пять она читала, а затем, улыбнувшись, произнесла:
   - Здесь всё в порядке!
   
   И подарила мне свой сборник стихов.
   
   Я рассказал это не ради хвастовства, а с целью показать, какое внимание уделяется специалистами форме, когда это касается твердых стихотворных форм.
   
   В целом повторюсь, что данный венок сонетов производит очень благоприятное впечатление.
   
   С пожеланием успехов автору,
   М.Л.
Блиц-Координатор[ 27.03.2010 ]
   Марк, передаю Вам авторский ответ: :)
   
   "Спасибо за рецензию...Хочу чуть-чуть оправдаться.Совсем немного! Ибо не лень моя и не нежелание тащить "гуж" стали причиной технических неполадок в венке сонетов,а лишь: моя невнимательность и спешка. Обещаю мастер, что непременно исправлюсь! Поскольку раньше сонетов вообще не писала,думаю неосмотрительно с моей стороны было браться за такую сложную форму, как венок сонетов!Но лиха беда -начало.Эта работа (плести венки!)показалась мне необычайно интересной.Буду учиться!!! Спасибо!С уважением, Автор."
Варвара Божедай[ 28.03.2010 ]
   Марк, от меня тоже спасибо за урок. У меня та же беда - сначала написала "Венок", а потом разобралась с законами рифм в сонете. Вот поэтому свой "Венок" и не показываю никому, и не знаю, что с ним делать.
Майя Звездинка[ 06.04.2010 ]
   Честно говоря, мне было так интересно читать венок, что отступлений от канонической рифмовки я попросту не заметила :) Попыталась представить себе, как можно было бы исправить - и не смогла, настолько там каждое слово к месту. А это значит - отступления от формы не так уж и важны. Спасибо автору за удовольствие!
 
Ольга Невская[ 06.04.2010 ]
   Я перечитала еще раз. Действительно очень увлекательное произведение. Вероятно, ошибки есть, но мне не хотелось их искать. Если мне что и мешало, так это невнимательная пунктуация. Есть на мой взгляд много лишних запятых, сбивающих ритм. Прямо руки чесались исправить:)).
   Но на цельность восприятия венка это не повлияло.
   Заметный, и как оказалось, благодарный труд (вон сколько теплых отзывов!). Спасибо автору и удачи!
Майя Звездинка[ 07.04.2010 ]
   Да, с пунктуацией автор явно не слишком дружит. Но эта беда поправимая - достаточно обратиться к грамотному редактору или скрупулёзно "прошерстить&qu­ot;­ текст, сверяясь со справочниками. Главное, что автор дружит с Музами :)

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта