Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Юрий Юрков
Объем: 11435 [ символов ]
Сюртуков
Он появляется на пороге "многотиражки" или попадается мне в каком-либо другом месте на заводе всегда неожиданно и удивительно некстати. При встрече с ним, я каждый раз вздрагиваю, раздражаюсь, однако стараюсь взять себя в руки и выслушать этого человека; что-то мешает мне оттолкнуть его невниманием, черствостью. Но монолог его может быть бесконечным, как и визит, между прочим, дождаться конца его речей невозможно, и тогда я напускаю на себя строгость... "Все, все... извините, некогда, дела". Он по привычке тускнеет, съеживается и мне становится жаль этого человека, как будто на его месте я сам. Есть же такие люди, с которыми не успеешь встретиться, а уже мечтаешь разойтись.
К такой вот человеческой породе, к сожалению, принадлежит и он... Приземистый, неказистый, чрезмерно широкий... большеголовый, крупные черты лица: какой-то рыхлый, коротко обрубленный нос, улыбка – вода, выглядывающая из подполья, - одним словом, неприятный комплекс. И одежда не лучше – пестрая смесь галстука и фуфайка – фуфайка для работы, галстук для культуры; на ногах старые бурки, так, кажется, называются белые, из мягкой кожи сапоги; где он их взял – загадка, во всяком случае в нашем городе ни на ком я их больше не видел... Но все его видимые недостатки с лихвой перекрываются детской непосредственностью, беззащитностью, верой в любое начатое им дело, верой в человека встретившимся ему на пути, в его здравый смысл.
"Здравствуй, Михалыч, замечательный наш человек! – раздается его зычный, резкий и конечно, неприятный голос, все это сопровождается непередаваемой в амплитуде жестикуляцией, подергиванием и поворотами тела. Наше вам нижайшее почтение... редакция печатает – мы читаем внимательно. Так держать, Михалыч!.. Автобус к вашим услугам... Проблем у нас нет, есть борьба, а как у вас?"
Это и есть он – Виктор Аникеевич Сюртуков – из породы современных чудаков, про которых люди, даже и не очень-то поверхностные, могут сказать или подумать, что они, чудаки, вроде, Сюртукова, с завихрением или с винтом. Что далеко не так. Людям свойственны заблуждения, а может им просто некогда или лень поразмыслить над необычным поведением и мышлением собрата, раздражает непохожесть, нестандартность, как кривое дерево, или как очень худая или очень толстая женщина, хотя все они – и кривое дерево и некрасивая женщина – часть нашего с вами существования; а по моему, даже приятнее для глаз их корявость, чем общеизвестные, так называемые классические формы, которые мне, например, не доставляют радостного возбуждения, не вызывает вдохновенных порывов.
Сюртуков – шофер маленького заводского автобусика, шныряющего туда-сюда. Каждый раз замечаю, что лицо у Сюртукова нездорово все больше: одутловатое, отечное, как будто он страдает почками или имеет болезнь сердца, и что удивительно- он ярый враг пития, курения и других пагубных увлечений, он целиком только за здоровый образ жизни. Но главное в этом человеке то, что в нем всегда жива мысль борца и правдолюбца, борца из породы одиночек, настроенного на вечное преодоление и исправление человеческих пороков, всеми доступными ему средствами... "Михалыч, золотой наш человек, поборем пьяницу, курильщика, наркомана и проституцию, долой химизацию полей и огородов... спасем речку... ядовитые настойки прочь... нет угарному дыму и выхлопному газу... Вот несу вам статью на это явление... Сегодня все выйдем на борьбу со злом! партия и правительство вместе с нами," – взывает он, ловит и крепко жмет мои руки.
"А почему на борьбу именно сегодня, а не вчера, завтра, всегда?" – пытаюсь я выловить из его разговора самое ценное.
"Правильно, Михалыч, подмечаешь, умный ты наш человек... недосуг случился – затравлен был негодяями. Целых два года с блатным пьяницей всем коллективом борьбу вел... перестройкой по бессовестному вертопраху ударили, на пенсию упекли негодного человека... Теперь возьмемся за курильщика и пьяниц по всему заводу. Изгоним яд из жизни. Да здравствуют крепкие красивые люди!"
Мои сомнения по скорому избавлению человечества от пороков Сюртуков не разделяет, он свято верит в силу газеты, в силу печатного слова, его переполняет борьба, радость предстоящих побед: "теперь победим, Михалыч, ни одним мы, власть взялась как следует, народ поднимается... время ударить по тунеядцу и прогулу".
Впервые когда Сюртуков – энергичный, как всегда неприятно взвинченный – появился в редакции с большой кожаной сумой подмышкой, я посчитал, что в ней гаечные ключи, отвертки и другой сугубо шоферский инструмент, но я ошибся – на свет извлеклись яркие плакаты о "полезной насекомой" и "птице", письма-заявления, заметки-заявления, написанные крупным и ровным почерком школьника и даже стихи-заявления, отпечатанные на машинке, и то и другое с громадным количеством ошибок, с недописанными словами и фразами. Солидно выглядело обширное повествование о вреде химизации, где чаще других встречаются слова "изгоним", "запретим", "поборем", особенно в чести у автора – "ядово", "яд", "ядовитые испарения", "ядовая концентрация", одним словом, всевозможные сочетания со словом "яд", и после прочтения его "рукописей", будь то "Вредное курево", "Польза птицы в огороде" или шедевра "Пчела здоровью полезная насекомая", мне кажется, что все вокруг меня, во всем мире отравлено, заражено, опасно для жизни, и некуда деться. Но и в других материалах – "За здоровый образ жизни", "Доверься насекомой", "Уничтожай на даче злейшего врага всего живого – кошку", "Только сидераты и навоз нам нужны" – полное отсутствие собственных мыслей; все это очень известно, откуда-то самым наивным образом переписано, но по малой грамотности или большой спешке с большими и малыми искажениями. Но Сюртуков – и творческая личность. Чему подтверждение его стихи, так сказать, преподнесенные в первозданном виде. Поправить их, конечно, невозможно, разве отнестись как к подстрочнику и перевести.
Ко мне у Сюртукова особое, теплое отношение. Видимо, из-за того, что его "произведения" я дважды умудрился напечатать в заводской газете под рубрикой "Советы дачнику". Варварски сократив "творение", добавив и выложив на бумагу, все что знал о предмете сам, мне удалось из ничего сотворить нечто, во всяком случае оно, "нечто№", как ни странно, было замечено и оценено читателями и даже говорят использовано с практической целью. Сюртуков и я ходили тогда в именинниках, он – потому что был напечатан первый раз в жизни, а я вытащил "нечто" из небытия. И такое случается в нашей газетной практике.
И еще я потому уважаем Сюртуковым, что единственный – иногда набираюсь терпения и выслушиваю его тирады и даже пытаюсь понять как человека, проникнуться его беспокойством, и когда я не замучен работой, болезнями, переживаниями личного плана – это даже любопытно и поучительно. Но ручаюсь, что вряд ли кому это удастся сделать или повторить, при теперешней нашей занятости, а то холодности и равнодушии или просто нехватке физических сил. Как-то Сюртуков завел со мной разговор о пользе меда. Я слушал его минут сорок, но когда он добрался до "перги" и "прополюса" и сказал, что здесь-то и начинается самое интересное – мне вдруг стало плохо – жутко разболелась голова, да так, что пришлось отлеживаться. Не знаю что со мной тогда случилось, но с тех пор я слушаю Сюртукова строго дозировано, самое большое по полчаса, а потом выпроваживаю.
А на днях я застал Сюртуков в районе заводской гордости – новенькой "электронной" проходной, где, кажется, насквозь прожигает тебя взглядом неприступный для простого смертного контролера, которому при входе и выходе хоть сто раз на день, но покажи удостоверение личности в развернутом виде, где не пройдешь просто так из-за страха быть прихлопнутым на виду у всех металлическим рычагом-автоматом. Именно здесь, в самом людном месте и расклеил Сюртуков яркие плакаты и картинки на темы: "Полезная насекомая", "Пучеглазые защитники-лягушки", "нет – химизации", "За чистый воздух", лишний раз напомнив каждому из нас, что пришла неотвратимая пора – деянья свои человеку сверять с законами природы, и спасаться, спасаться, теперь уже всем миром, всеми доступными способами от стремительно надвигающейся экологической катастрофы, забыв войны и распри. Но высокое административное лицо посчитало, что плакаты ни к месту и велело содрать бумажную пестроту, что и было сделано, и плакаты и картинки до конца смены хрустали и путались под ногами, взывая к людскому милосердию, к совести. А Сюртуков – с опухшим больше обыкновенного, белым как обратная сторона плаката – тяжело нагибался, подбирал и бережно отряхивал "агитацию", чтобы потом остатки ее расклеить на дачах.
Второй раз за время нашего знакомства и видимо, последний принес он стихи. В них опять жизнь на природе; стихи дополняются словами о зеленых травах и деревьях; в них перечисляются поля, мед, птица, множество цветов, с обязательным присутствием на лоне природы здоровых внуков Сюртукова. Особенно любит мне рассказывать Сюртуков про Иван-чай и Ивановку. Может потому что сам Виктор Аникеевич родился под Калугой в Ивановке, название которой он утверждает произошло от Иван-чая, а по иронии судьбы жить ему приходится в нашем городе, в экологической атмосфекре которой выжить могут разве что хорошо защищенные пришельцы из других миров и состоящие из другой материи..." Не уехал бы Михалыч, из Ивановки... Но сталинизм отбил охоту к жизни: требовали власти – свиней разводи, шерсть сдавай, яйца, а я хотел медом знатным быть. Но не велено было с медом воззжаться... чуть под монастырь не подвели нас как врагов народа, так и бежали в город"...
Сегодня Сюртуков особенно бледен, лицо нездорово, глаза как-то на выкате, такое ощущение что на вас смотрят бельмами. И я спрашиваю: "Что с вами, Виктор Аникеевич, почему у вас такой нездоровый вид? И это при вашем здоровом, без излишеств образе жизни".
Слышу ответ: "Отравлен ядовыми испарениями промышленности, поражен дымом курильщика, угаром дорог и нездоровым окружающим словом".
"А на пенсию вам не скоро, Сюртуков?"
"Все виды имею, Михалыч, три года осталось. Буду пенсионный человек. А там уеду в Ивановку. Уже перед женой ставлю вопрос, отрицание пока имею из-за отсутствия подъездных путей к Ивановке... Для внуков-старателей поживу... мед вкушать будем... ничего ядового, в цветах и зелени, где Иван-чай и ласковое слово в обиходе проведу остаток дней своих... воспряну духом и телом, понятен буду людям, долголетием прославление буду иметь".
А я смотрю на Сюртукова и не верится мне в его планы; нет, не добраться ему до Ивановки, не вкушать мед и липовую почку, не пожить в зелени и цветах, а судя по всему, упокоят родственники на городском кладбище, и хорошо если справят все обряды и установят памятник из мраморной крошки... Дитя природы, родня Иван-чая – Сюртуков – что ж ему так плохо в нашем городе, непонятому, несчастливому, нездоровому, над которым смеются все те кто не чувствует беды, нависшей над ними самим, над всеми нами. И только Сюртуков, как грозное предзнаменование возникает среди людей. Чудак! Спаситель! Кто он? Откуда послан, почему не вписывается в современность? Может этот человек как и цветущий Иван-чай послан нам свыше, с миссией – узнать правильно ли живем, в согласии ли с природой? И не слушать посланца глас, не помогать таким как Сюртуков – есть для нас грех великий, непрошеной, а может быть и последний на этой земле.
А Сюртукова на заводе я больше не вижу, давно. Где он, что с ним? И спрашивать у других боюсь.
Дата публикации: 26.01.2010 20:06
Предыдущее: ФЕНТЕЗИСледующее: СНИМОК В ГАЗЕТУ

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Светлана Гавраева[ 26.01.2010 ]
   Очень понравился ваш рассказ.Язык,стиль изложения.Чувствуетс­я­ рука профессионального журналиста.В моей газетной практике тоже случился такой Сюртуков-долго носил ко мне нелепые свои стихи.В конце концов,
   мне пришлось ему "помочь написать".Он был горд своей славой.Скупил газеты со стихами по всему городу.После прочтения вашего рассказа понимаю,что все сделала правильно.Спасибо за рассказ!

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта