Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Эльвира Смелик
Объем: 5483 [ символов ]
Дорога Велеса
По дремучим северным лесам ходит уверенной поступью хозяина бог Велес. Никто точно не знает, где и когда начался его путь. Видимо произошло это в те делекие-далекие времена, когда появились в лесу первые люди-охотники. Они одевались в лохматые шкуры, маскируясь под зверя, и молили об удачной охоте неведомую им силу. Будет добыча – продолжится жизнь.
Представлялся им Велес в обличье огромного косматого медведя. Почитали и боялись люди лесного хозяина, не решались называть его истинным именем, пользовались иносказательным прозвищем: «мед-вед» - «мёд ведающий». А медвежью лапу считали сильнейшим магическим символом: давала она необходимую каждому охотнику несокрушимую силу и крепость. Думали люди, что когда-то человек и медведь были в близком родстве, и устраивали праздники, посвященные могучему предку и покровителю. До настоящих дней дошли отголоски тех праздников, сохранились они в святочных и масленичных гуляниях ряженых.
Было у Велеса медвежье обличье, было и человеческое. Изображали его как волосатого (волохатого) и бородатого мужчину, одетого в медвежью шкуру, никогда не расстающегося с верным охотничьим оружием – рогатиной. А в подчинении у Велеса были не только твари дикие, но и духи – лесные, водяные, домашние.
Лес издавна почитался людьми, как особое место. Давал он пищу, жилье и убежище от врагов. А еще здесь находили свое последнее пристанище души умерших предков
Менялась жизнь людская, уже не одной охотой существовал человек, научился он разводить скот, и щедрый бог Велес принял на себя заботу не только о звере лесном, но и о звере домашнем. Стал Велес «скотьим богом», охранял и умножал стада, следил за людским благополучием и богатством, потому как напрямую зависели они от этого самого стада, насколько оно велико да тучно. Ведь все, что нужно было человеку для жизни, обеспечивал ему скот: и шерсть, и шкуру и кожу для одежды, молоко, масло, и мясо для еды, рог и кость для поделок. Да и землю под посевы без скота не вспашешь. Коли некого в соху запрячь, некуда будет и хлеб сеять.
Появилось у Велеса еще одно обличье. Предстал он в виде могучего быка – тура. А в руках у Велеса-человека появился огромный рог, хранилище всех благ земных.
Прочно занял древний бог видное место в народных календарных обрядах. Теперь в день зимнего солнцестояния и на масленицу не только рядились в мохнатые одежды, изображая медведя и прочих лесных зверей, но и надевали рогатые маски. В святки водили по селам быка, выпекали из теста фигуры коровок. Все делали для того, чтобы снискать велесово покровительство, чтобы не оставил он домашний скот без своей заботы, чтобы отвел голод и болезни.
Был и особый день, посвященный богу Велесу – день первого выгона скота. После зимы впервые выводили стадо на пастбище, да не просто так, а с определенными обрядами, магическими действиями, и пользовались при этом велесовым оружием – рогатиной. Просили у бога благополучия в летнем выпасе, богатого приплода, защиты от главного врага – волка. Особая честь в этот день оказывалась пастухам – велесовым преемникам.
Но был Велес не только пастырем земных стад, но и пастырем стад небесных. Приглядывал он за звездными россыпями в облике месяца – пастуха рогатого, и связывали с ним целое созвездие - Волосыни (Плеяды), сияние которого издавна предвещало удачную охоту.
Развивалось земледелие, неразрывно связанное с животноводством, и Велесу был передана забота о плодородии земли. Разве срезанные земледельцем колосья не та же добыча, что и дичь у охотника?
Раньше жертвовали Велесу животных, а теперь приносили в дар и хлеб из только что собранного урожая. Оставляли в поле несжатый пучок колосьев, заплетали, обвязывали лентой, говорили про него: «Волосу в бородку».
Пустело поле, будто умирала земля до следующей весны, до следующей пахоты. Ровно, как и медведь, залегающий на зиму в берлогу, а по весне пробуждающийся, воскресающий.
По-прежнему принимал к себе Велес души убитых животных, поддерживая связь с миром мертвых, и постепенно связь эта становилась все шире и крепче. Умершие предки, предаваемые земле, помогали вырастить урожай, земля была хранительницей их праха, а покровителем земли считали Велеса, а значит и покровителем мертвых.
Но не только сельские жители почитали скотьего бога. Поклонялись ему и купцы, люд торговый, ведь словом «скот» до самого средневековья обозначали еще и имущество, деньги, богатство. Именем Велеса клялись наравне с именем громовержца Перуна. И, если считали Перуна богом княжеской дружины, Велес был богом всего русского народа.
Много обрядов посвятили люди Велесу, и в каждом из них звучали ритуальные песни и стихи, вновь сочиненные и передававшиеся от поколения к поколению. Вот и стал скотий бог покровителем поэтов и сказителей, и, признавая их божественное родство, называли в народе последних «велесовыми внуками».
Для поклонения Велесу создали люди каменных и деревянных идолов, чтобы молиться перед ними, чтобы приносить дары. Гордо стояли они на земле русской, обещая страждущим заступничество и участие. Но наступили времена, крестился князь Владимир, а за ним крестилась и вся Русь, и оказались под запретом языческие боги, отвергла их новая религия. Идолов сокрушили, а на месте капищ построили православные храмы. Но не исчез старый бог из народной памяти. Явственно и несокрушимо проступили велесовы черты сквозь облик христианского святого Власия, нового покровителя домашнего скота. Даже имена у них созвучны: Велес – Влас. Не забывают русские люди свои корни, свою историю.
Дата публикации: 08.07.2009 17:56
Предыдущее: Мой друг тасманийский дьяволСледующее: И все-таки они существуют. Настоящий принц

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта