Приглашаем членов МСП и авторов, желающих вступить в наш Союз писателей к участию в Литературных конкурсах на премии МСП и других конкурсах с призовым фондом.
Валерий Рыбалкин в проекте критики "Мнение"
Бал у кадетов
Читаем и критикуем!








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Светлана Ливоки приглашает вместе отметить старинный русский праздник
Масленица в текстах Ивана Шмелева и наших авторов
Клуб Красного Кота
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместо с проектом
"Буфет. Истории за нашим столом"
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Регистрация на портале
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Регистрация на портале
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Валентин Алексеев
Объем: 7388 [ символов ]
"Попытка размышлений о принципах анализа стихотворной подборки"
Обратиться к данному вопросу меня заставил один из конкурсов, в котором наряду с отдельными стихами участвовали и подборки. Именно неравностепенность стихового материала и заставила меня серьезно задуматься о том, как, собственно, сравнивать между собой стих и подборку, и в чем состоят особенности оценки подборки как таковой.
Мне потребовалось зафиксировать свое понимание теоретических предпосылок, которые и предлагаются ниже вниманию читателя.
При ближайшем рассмотрении думаю, не я один столкнулся с тем, что подборка подборке рознь. При попытке же приблизиться к пониманию того, чем определяется «удачность» или «неудачность» конкретной подборки, выясняется, что само понятие «подборка стихов» - феномен расплывчатый, текучий, неуловимый.
При всей неуловимости и трансцендентальности поэзии, которые еще как-то сглаживаются при анализе и оценивании одного стихотворения, при аналогичной операции над подборкой ясно видна необходимость нахождения своего рода «интегрального исчисления» некоего класса предметов под общим названием «подборка стихов». Не избежал этого и я. Ибо, как видится совершенно явственно, качество подборки вовсе не является прямолинейной суммой достоинств входящих в нее стихотворений. Подтверждение этого можно усмотреть в том, что нередко сборная солянка из сильных стихов, собранных в одной подборке, уступает по общему впечатлению подборке с более «тихими», порою даже менее мастеровитыми строками (я здесь, разумеется, имею в виду различие не столько техническое, сколько в уровне отношения к слову; и оно, это различие, безусловно не характеризуется огромной дистанцией, иначе сам поднятый в рассуждении вопрос даже не стоял бы).
Извечный вопрос – как быть? – сподвигнул меня на это мини-исследование, тем более, что мне не удалось обнаружить каких-либо обширных работ, посвященных этому вопросу. Возможно, я плохо искал, но, в любом случае, это не избавляет меня от самостоятельных поисков ответа на этот вопрос.
Для начала, наверное, стоит прояснить различие между циклом и подборкой стихотворений. Безусловно, цикл имеет более строгую организацию, нежели подборка – как тематическую, так и структурную. На мой взгляд, к циклу несколько парадоксальным, но вполне возможным образом можно применить знаменитую каноническую триаду драматических произведений: «единство места, времени и действия». Вернее будет сказать, «единство героя, темы и интонации». Не вдаваясь в углубленное рассмотрение этого любопытного момента, обращусь к понятию «подборки».
А вот здесь столь ясные и даже в какой-то степени формализованные критерии не работают. Но вместе с тем я стою на той позиции, что с точки зрения оценивания подборка – это, в первую очередь и прежде всего, текст. Текст, который имеет свою организацию, свою структуру и композицию, свой ритм и прочие текстовые характеристики. Ниже я попробую перечислить те из них, которые, на мой взгляд, могут иметь отношение к подборке. Оговорюсь, что считаю любой из найденных мною критериев вероятностным. Иными словами, ни один из них, по всей видимости, не является строго обязательным или достаточным для оценивания подборки. В этом скрывается определенная методологическая сложность.
Итак, возвращаясь к искомым характеристикам, назову, во-первых, тему. Подчеркну, что тематика стихов, составляющих подборку, может быть разной. Но тема как нечто большее, чем тематика, как предмет поэзии, вероятнее всего, будет общей; даже будет вернее сказать, что поэт обратится к некоему «вечному вопросу» или кругу близких вопросов, которые он будет ставить в своих строках. Уловив этот «вечный вопрос», уловив связь ракурсов поэтического взгляда, мы, возможно, будем в состоянии увидеть ту грань бытия, которая волнует поэта, выразителем «музыки сфер» которой он стал.
Второй подобной характеристикой станет, скорее всего, поэтика. Что я здесь имею в виду? Конечно, поэт, если он поэт, никогда не стоит на месте. Сущностью поэзии всегда можно назвать поиск, в первую очередь, поиск слова. Но вместе с тем, думаю, в творчестве поэта можно, как правило, выделить некие периоды, маркируемые теми или иными сходными чертами (подчеркиваю – чертами поэтики). Эти черты, приемы репрезентируют нам, читателям, поэта, дают представление об арсенале специфически авторских приемов, об идейно-художественном методе поэта в совокупности индивидуальных и уникальных особенностей его личной поэтики. Подчеркну при этом, что тема и поэтика могут образовывать жанрово-эстетическое единство подборки. Здесь уместно, на мой взгляд, привлекать и анализировать и стилистику, и жанры, и техническое мастерство, и многие аспекты поэзии как языкового феномена.
В качестве следующей характеристики я бы выделил эмоционально-экспрессивную компоненту стихов, своего рода «каденцию» поэта. Как в практике речевых высказываний, так и в поэтической практике можно уловить своеобразное эмоциональное интонирование, которое будет определенным образом ритмически организовано. Степень этой ритмической организованности будет, возможно, сильно влиять на восприятие подборки как единого текста, единого биения сердца поэта или неразрывной связи его поэтического «дыхания». Либо, наоборот, производить впечатление эклектики душевных переживаний. С другой стороны, этот критерий весьма тонкий, трудно уловимый и, пожалуй, наиболее сильно зависит от особенностей психической организации и восприятия адресата текста.
Но именно предыдущая характеристика позволяет в какой-то степени перейти к вопросу о композиции подборки. Я сразу подчеркну, что буду говорить в большей степени не о развитии темы, поднятой поэтом, и вытекающем из этого композиционном решении – потому что это как раз на поверхности. Логику решения поэтом тех или иных «вечных вопросов», логику смены ракурсов, думаю, можно уловить довольно легко. Меня же интересуют несколько более сложные и трудноуловимые вопросы композиции. Наряду с отмеченной «каденцией» нужно, как мне кажется, принимать во внимание «драматургию чувств», своего рода «психологический сюжет» подборки. Речь идет, в моем представлении, о логике «движений души человеческой», как она есть и как выражена в подборке. Возможно, эта характеристика довольно размыта и неясна. Но она, на мой взгляд, присутствует, причем непосредственным образом влияет на место того или иного стихотворения в подборке. Отсюда, кстати, вытекает то следствие, что не только в цикле, но и в подборке, в которой наличествуют некая драматургия чувств, психологическое развитие, движение эмоций «от альфы до омеги», так вот, в такой подборке невозможно изменить порядок расстановки стихов. И, стало быть, становится возможно говорить о композиционном решении, приемах, о сюжете.
И в свете всего перечисленного, полагаю, можно уже увидеть своего рода «архитектонику» подборки, те ее «несущие опоры», понимание которых, собственно, может существенно повлиять на процесс оценивания подборки. Еще раз повторюсь, что, по моему мнению, подборка стихов – это никогда не произвольный набор неких стихов, состав и расположение которых задаются исключительно немотивированным выбором автора. Я придерживаюсь мнению, что подборка – это всегда некий метатекст, вырастающий из своих составных частей – отдельных стихов. И в этом метатексте, как в любом другом тексте, можно выделить идейно-эстетический, эмоционально-экспрессивный, ритмико-структурный и композиционно-архитектонический компоненты, а также оценить удачность их конкретного воплощения.
Copyright: Валентин Алексеев, 2009
Свидетельство о публикации №212804
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12.06.2009 16:47

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Галина Пиастро[ 10.12.2009 ]
   Весьма и весьма интересно. Мне, естественно, как практику, так сказать. Согласна, что не просто подборка, это не некий список первых попавшихся, даже любимых, даже удачных, на вкус автора, стихов.
   Но насколько, по Вашему мнению, эта канва очевидна читателю. Ведь именно этому Вы даёте определение «мета .
   «Я придерживаюсь мнению, что подборка – это всегда некий метатекст, вырастающий из своих составных частей – отдельных стихов».
   Хотя, ан мой взгляд, ну, уж метатекстом может быть только сама концепция, конструкция выстраивания подборки.
   Да, а читающий должен обладать архислухом?
   Галина.

Конкурс на премию "Золотая пчела - 2020"
Конкурс на премию "Серебряная книга"
Конкурс юмора и сатиры имени Николая Гоголя
Буфет.
Истории за нашим столом
Конкурс "Пишем стишки-порошки". Совместно с Клубом Красного Кота
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов